Действующий

О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

     

V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе
государства

     
     1. Краткий анализ ситуации

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей в крае базируется на принципе недискриминации.

В последние годы сформирована структура органов и учреждений по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствуется их деятельность.

К началу 2012 года общая численность обозначенной категории детей в крае уменьшилась на 3,1 процента и составила 9 463 человека, где 3,96 процента - от всего детского населения (для сравнения, в 2010 году таковых было 9 760; в 2009 году - 11 453).

Из всех детей, оставшихся без попечения родителей, 66 процентов находятся на воспитании в семьях, остальные (34 %) - на воспитании в 48 учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В учреждениях, где проживают воспитанники, оставшиеся без попечения родителей, имеется материальная база для обеспечения воспитательного процесса и развития детей, подготовки к семейной жизни, устройству в семьи на воспитание. Появились новые подходы, связанные с изменением жизнедеятельности воспитанников, ориентацией на развитие их индивидуальности, подготовке к самостоятельной жизни. За последние два года в десяти учреждениях создано двадцать пять групп проживания воспитанников с условиями максимально приближенными к домашним, а также по семейному типу. Большое внимание уделяется вопросам обеспечения прав воспитанников на оздоровление, отдых, занятость. Формируется система деятельности по социальной адаптации и сопровождению воспитанников, завершивших свое пребывание в образовательных учреждениях.

В крае ведется работа по созданию центра постинтернатного сопровождения выпускников.

В крае происходит сокращение числа ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. По данным статистики, до 85 процентов выявляемых детей, остаются без родительского попечения по "социальным" причинам: пьянство, алкоголизм, наркомания, психические заболевания родителей, совершение родителями уголовных преступлений, уклонение от воспитания, развития, образования и содержания детей, злоупотребление родительскими правами, создание своими действиями или бездействием условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей.

Ежегодно уменьшается количество родителей, лишаемых родительских прав. По итогам 2011 года численность таких родителей уменьшилась на 118 человек по сравнению с 2010 годом и составила 767 лишенных родительских прав в отношении 940 детей (2010 год - 885 родителей в отношении 1 050 детей; 2009 год - 1 034 родителей в отношении 1 177 детей). Одновременно стабильно низким остается количество родителей, восстанавливающихся в родительских правах, от общего числа лишенных родительских прав (в среднем составляет до 50 человек ежегодно (2011 год - 44, 2010 год - 63, 2009 год - 43).

Ежегодно более 350 детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях и в учреждениях, возвращаются законным родителям в связи с их восстановлением в родительских правах, отменой ограничения в родительских правах, возвращением из мест лишения свободы (2011 год - 377 детей; 2010 год - 496 детей, 2009 год - 304 ребенка).

Наметилась положительная тенденция стимулирования семейных форм устройства детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, проживающих на территории края, с 52,39 процента в 2009 году до 60,97 процента в 2011 году, и уменьшение доли детей, устраиваемых в учреждения.

С 2012 года средний размер денежного вознаграждения, выплачиваемого опекунам и попечителям, исполняющим обязанности на возмездной основе по договору о приемной семье, за воспитание каждого ребенка составляет 12 575,9 рублей (в 2011 году - 3 542,5 рублей). Средний размер денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, составляет 9 373,69 рублей (в 2011 году - 6 792,53 рублей). Установлена единовременная денежная выплата гражданам при усыновлении (удочерении) ребенка в размере 250 тыс. рублей.

Оформляется система подготовки потенциальных родителей к приему детей на воспитание в семьи (замещающие семьи), психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, принявшим на воспитание детей. Для чего на базе образовательных учреждений края создано двадцать служб подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, семь служб сопровождения замещающих семей.

На территории края функционирует три краевых государственных казенных (бюджетных) учреждения и три отделения на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей для детей-инвалидов и детей, с ограниченными возможностями здоровья. Учреждения располагают 65 стационарными местами для детей этой категории в возрасте от 3 до 18 лет. По состоянию на 01 января 2012 г. в региональном сегменте Федерального регистра лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, состояло 4 933 ребенка-инвалида (1,8 % от детского населения в Хабаровском крае и 5,5 % от общего числа инвалидов в крае). В период до 01 сентября 2012 г. реабилитацию в учреждениях прошло 1 522 ребенка из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По итогам 2011 года предоставлено мер социальной поддержки и оказана адресная социальная помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, на сумму более 180 млн. рублей (в 2010 году - 168,2 млн. рублей, в 2009 году - 150,1 млн. рублей).

В крае действует два краевых государственных казенных учреждения и одно отделение для умственно отсталых детей в возрасте от 4 до 18 лет. Общая вместимость данных учреждений составляет 435 койко-мест. Очередность на помещение в детские дома-интернаты отсутствует.

Вместе с тем имеется и ряд проблем:

- остается высоким количество детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель (за последние три года - 3 167 человек);

- значимой для края остается проблема большого числа детей, оставляемых матерями (родителями) в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (более 300 человек за последние три года);

- медленно повышается доля работников учреждений, использующих современные технологии воспитания и развития воспитанников, подготовки их к самостоятельной жизни в обществе, и освоивших лучшие практики. Реализация новых технологий затрудняется недостаточной профессиональной готовностью работников; одновременно сохраняется тенденция старения педагогических работников; лучшие образцы опыта и передовые практики не становятся новой профессиональной нормой в массовой педагогической деятельности;

- основными проблемами учреждений для умственно отсталых детей являются: устаревшие здания, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов;

- по-прежнему остаются актуальными задачи по реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, особенно подросткового возраста и имеющего ограниченные возможности здоровья, жить и воспитываться в семье, что обращает внимание на необходимость совершенствования и развития системы подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей;

- одной из наиболее остро стоящих проблем в крае является обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жильем. За период 2007 - 2011 годов было предоставлено лицам из числа данной категории детей всего 153 жилых помещения, в том числе 138 по решению суда;

- значительным негативным фактором для семей, воспитывающих детей-инвалидов, выступает наличие различных "барьеров инвалидности". В обществе до сих пор сохраняются предубеждения, предрассудки и даже нетерпимость по отношению к детям-инвалидам. Несмотря на реализацию различных проектов и программ, разработку нормативных правовых документов в области обеспечения доступности среды для людей с ограниченными возможностями, в Хабаровском крае сохраняются условия, препятствующие или значительно осложняющие доступ детей-инвалидов к полноценному использованию городской среды (общественный транспорт, объекты жилищной и социальной инфраструктуры, учреждения среднего и высшего образования). Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, часто оказываются в психологической изоляции, страдают от нехватки информации о возможностях медицинской и социальной реабилитации.

     2. Основные задачи

Сокращение масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства.

Расширение практики передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания.

Деинституцианализация сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реформирование сети и деятельности учреждений для умственно отсталых детей.