Действующий

О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное
развитие и информационная безопасность детей


1. Краткий анализ ситуации

Государственная политика по введению и реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта уже сегодня позволяет увидеть основные направления по осуществлению задач относительно доступного, качественного обучения и воспитания, обеспечения готовности выпускников школы к реалиям рыночной экономики. Обеспечение доступности дошкольного образования является приоритетной задачей в регионе.

Раннее выявление нарушений у детей, своевременная психолого-медико-педагогическая помощь будет способствовать созданию равных возможностей для обучения в школе. Обозначенное требует новых подходов к созданию системы, обеспечивающей раннее выявление и индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создание в крае службы ранней поддержки детей и семей.

Создание региональной системы оценки качества позволит своевременно применять управленческие решения с целью улучшения образования, начиная с дошкольного и заканчивая средним (полным) образованием.

Развиваемая краевая система выявления, сопровождения и поддержки талантливых и одаренных детей способствует раскрытию одаренности, поощряет творческие наклонности, предвосхищая возможности их применения в профессиональной ориентации. Предоставляя условия для самореализации талантливых и одаренных школьников, существует олимпиадное движение. В целях подготовки к участию в предметных олимпиадах ежегодно на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Хабаровский краевой центр внешкольной работы "Созвездие" проводятся профильные смены, учебно-тренировочные сборы при непосредственном участии в них преподавателей высших учебных заведений. В крае создан Центр развития творчества "Малый университет Хабаровского края", образовательный процесс которого обеспечивается также преподавателями вузов г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре.

Работа с одаренными детьми в сфере спорта строится на системе многоуровневого отбора в ходе соревновательной системы. В настоящее время сложилась система подготовки резерва и основного состава сборных команд края по видам спорта. Она включает в себя комплекс подготовленных мероприятий, который осуществляется первичными физкультурно-спортивными организациями, а также проведение соревнований внутри округов и муниципальных районов края, соревнования муниципального уровня, чемпионаты, первенства.

Формируемая краевая система воспитания отвечает новым общественно-государственным задачам, направленным на обеспечение социализации детей, повышение уровня гражданственности, патриотизма, толерантности, законопослушного поведения.

Социологические опросы, проведенные в 2010 и 2011 годах, показали, что уровень патриотизма молодых граждан Хабаровского края остается достаточно высоким и практически неизменным. Примерно каждый третий молодой человек с уверенностью говорит, что он патриот, каждый второй - скорее считает себя патриотом, чем нет.

Совершенствуется работа по организации профильной подготовки, профильного обучения учащихся старших классов. Одним из направлений деятельности является сохранение и развитие национальных культур коренных малочисленных народов Дальнего Востока, продолжается работа по созданию условий изучения национальных культур малочисленных автохтонных народов, проживающих на территории Хабаровского края.

В сфере культуры для развития способностей детей и молодежи действует сеть образовательных учреждений: детские школы искусств (в том числе по видам искусств), Хабаровский краевой колледж искусств, являющийся методическим центром для школ искусств.

Вместе с тем остаются проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными:

- требует реализации ряд мероприятий по изменению, обновлению, усилению содержания и технологий образовательного процесса;

- необходимо продолжение реализации мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту помещений для открытия большего количества групп для детей дошкольного возраста;

- необходимо создание условий для развития вариативных форм дошкольного образования;

- отсутствует система раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- продолжает существовать дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;

- не развита целостная скоординированная система условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи;

- отсутствуют системы мероприятий, направленных на профилактику межэтнических, межконфессиональных конфликтов и социально-имущественной напряженности в современной образовательной среде;

- имеется диспропорция в обеспечении населения услугами организаций культуры (присутствует высокая концентрация в административных центрах и их дефицит в малых городских и сельских поселениях).

     2. Основные задачи

Достижение современного качества образования как института социального развития.

Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи.

Приведение структуры и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики края.

Развитие сети учреждений дополнительного образования детей в сфере искусства, внедрение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в детских школах искусств.

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей.

Повышение компетентности родителей и других сопровождающих ребенка взрослых в вопросах воспитания и развития одаренности и талантливости.

Содействие принятию детьми ценностей патриотизма, интернационализма и веротерпимости, толерантности.

Наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения края, в том числе приоритетных категорий, - как главная цель развития сферы культуры.