Действующий

О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

VII. Дети - участники реализации Краевой стратегии

     
     1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на региональном и местном уровнях является одной из целей настоящей Стратегии.

В Хабаровском крае в целом создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.

Однако в отдельных муниципальных образованиях право детей на такое участие реализуется слабо в связи со слабым информированием и недостаточной организационной работой.

Часто процесс участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы проходит формально; не все дети могут принять участие в обсуждении злободневных вопросов (дети младшего и среднего возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети из малообеспеченных семей, дети из семей мигрантов, дети, воспитывающиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не привлекаются к этой работе); взрослые зачастую манипулируют мнением несовершеннолетних.

Ликвидация идеологических форм социализации (комсомольских, пионерских организаций) и сворачивание ее организационных массовых механизмов (досуга, научно-технического творчества, физкультуры и спорта, летнего отдыха) при неразвитости новых механизмов социального воспитания, сплочения и консолидации молодежи привели к ее разобщению, значительному сужению возможностей трудовой самореализации, профессиональному и личностному самоопределению, деформации присущих молодости организаторских и лидерских качеств, силы и энергии.

Отсутствие развитого негосударственного сектора по решению многообразных молодежных проблем, а также недостаточная включенность самих молодых людей и данную систему решения проблем - все это позволяет разрешать лишь ситуативные, текущие, а не стратегические, фундаментальные задачи развития молодежного потенциала.

     2. Основные задачи

Развитие на основе принципов и норм международного права нормативной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.

Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.

Привлечение детей к участию в общественной жизни.

Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.

Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.

Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

     3. Первоочередные меры

Внесение изменений в Постановление Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр "О государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края".

Принятие "Концепции правого просвещения на территории Хабаровского края".

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.

Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации. Обучение их методике организации процесса привлечения детей к принятию решений.

Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".

Развитие института уполномоченных по правам ребенка в муниципальных образованиях края, образовательных учреждениях.

Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.

Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.

Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

Применение проектного и сетевого подхода, формирования системы региональных и муниципальных молодежных проектов, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.

Разработка и внедрение механизмов грантовой поддержки организаций, осуществляющих проектную деятельность вместе с детьми.

     4. Ожидаемые результаты