ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 октября 2012 года N 515-р


О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы



В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Хабаровском крае, в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы":

Утвердить прилагаемую краевую стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Губернатор
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Губернатора Хабаровского края
от 10 октября 2012 года N 515-р

     

КРАЕВАЯ СТРАТЕГИЯ
действий в интересах детей на 2012-2017 годы

     

I. Введение


Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года предусмотрены меры по совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, социального обслуживания и других сфер. Обозначенное является факторами для определения в крае направлений улучшения социального положения детей, а также базой для разработки планов, проектов, прогнозов в интересах детей - улучшение материального благосостояния и отношений в семье, среды для жизни, доступа к социальным услугам, условий развития и социализации.

Принятые целевые программы Хабаровского края отражают приоритетные отрасли - образование, здравоохранение, социальную защиту. Ежегодно увеличивается объем финансирования социальных расходов из регионального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, принимаются новые меры по укреплению здоровья детей и организации отдыха, поддержки малообеспеченной, неполной и приемной семьи; учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае. На период 2013-2020 годов утверждена и реализуется государственная целевая программа "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края".

Оправдал себя программно-целевой подход к финансированию службы охраны здоровья матери и ребенка. Реализация мероприятий краевой целевой программы "Здоровое поколение" на 2007 - 2010 годы", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2012-2014 годы)" (включает в себя подпрограммы: "Сахарный диабет", "Туберкулез", "Онкология", "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем", "Вирусные гепатиты", "Основные направления развития психиатрической службы в Хабаровском крае", "Артериальная гипертония", "Вакцинопрофилактика"), "Демографическое развитие Хабаровского края" позволили укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, улучшить оснащенность медицинским оборудованием, своевременно диагностировать заболевания у детей. С 2008 года за счет средств краевого бюджета организовано обеспечение продуктами питания детей из семей, имеющих перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции.

Целевая программа "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012-2014 годы" позволяет реализовывать мероприятия по профилактике заболеваемости детей и детской инвалидности.

В соответствии с краевой целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы предусмотрено обеспечение жильем в период с 2011 по 2015 годы 1 100 человек (детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа).

Оценка промежуточных результатов реализации программ позволила увидеть благоприятные тенденции улучшения положения детей, совершенствования деятельности по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Политика Хабаровского края в отношении одаренных детей направлена на воспитание творческой, интеллектуальной, спортивной основы общества. Организация деятельности с талантливыми и одаренными детьми и молодежью строится по трем основным направлениям - выявление, развитие и поддержка.

Большое внимание в крае уделяется социализации детей, находящихся под надзором в образовательных учреждениях.

Формируется система деятельности по социальной адаптации и сопровождению воспитанников, завершивших свое пребывание в образовательных учреждениях (постинтернатное сопровождение выпускников). Ведется работа по созданию центра постинтернатного сопровождения выпускников.

Правительством края приняты нормативные правовые акты, направленные на увеличение размера выплат, осуществляемых опекунам, попечителям и детям, находящимся под опекой и попечительством, на установление выплат гражданам при усыновлении (удочерении) детей.

Формируется система подготовки потенциальных родителей к приему детей на воспитание в семьи (замещающие семьи), психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, принявшим на воспитание детей. Для чего на базе образовательных учреждений создано двадцать служб подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, семь служб сопровождения замещающих семей.

Несмотря на позитивные изменения в области защиты и интересов детства, в крае сохраняются проблемы, требующие решения.

В Хабаровском крае в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей, доля неполных семей составляет 23 процента. Соотношение среднего размера получаемого пособия к величине месячного прожиточного минимума в среднем на душу населения по Хабаровскому краю составляет: на детей одиноких матерей - 5,8 процента, на детей из других малоимущих семей - 4,4 процента.

Материальное положение семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, несмотря на оказываемые меры государственной социальной поддержки, часто остается достаточно сложным.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Остается высокой численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель.

По-прежнему остаются актуальными задачи по реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, особенно подросткового возраста и имеющего ограниченные возможности здоровья, жить и воспитываться в семье; по развитию системы подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.

Одной из наиболее остро стоящих проблем в крае является обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Хабаровского края, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 (далее - Национальная стратегия), позволило центрировано определить комплекс мер для краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Краевая стратегия), целью которой стало определение основных направлений и задач региональной политики в интересах детей, эффективных инструментов и механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного и российского права. Реализация Краевой стратегии позволит развивать новые практики и создаст новые традиции защиты детства.

1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск малоимущности при рождении детей в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми в них, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность детей, находящихся в социально опасном положении (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, иные категории).

     
     2. Ключевые принципы Краевой стратегии

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье: создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка: совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей (членов семей), предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами.

Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства, в соответствии с их потребностями: разработка и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязвимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении).

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей: реализация социальной политики в области детства на основе использования последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере; обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.

Принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, посредством привлечения некоммерческих организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Реализацию Краевой стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Краевой стратегии.

II. Семейная политика детствосбережения

     
     1. Краткий анализ ситуации

Статистический анализ, проведенный в Хабаровском крае по вопросам семьи и семейных отношений, показал факт увеличения числа многодетных семей за последние годы: с 6 636 в 2010 году до 6 972 в 2011 году.

Краевая политика в области участия края в жизни обозначенной категории семей предусматривает ежемесячные пособия на детей. Из средств краевого бюджета получают денежные дотации 116 тыс. малоимущих семей. С 01 января 2012 г. базовый размер ежемесячного пособия на ребенка составляет от 382 до 509 рублей в зависимости от применяемого районного коэффициента. Для отдельных категорий граждан (многодетные семьи, семьи из числа коренных малочисленных народов Севера, студенческие семьи, семьи инвалидов, семьи, имеющие ребенка-инвалида, семьи детей-сирот, семьи разыскиваемых родителей) размер пособия составляет от 1 272 до 1 696 рублей в месяц на каждого ребенка.

В современном обществе ценности семейной культуры подвергаются сомнению, широко распространено сожительство, неуважительное отношение супругов друг к другу. В Хабаровском крае доля неполных семей составляет 23 процента в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей. В то же время количество многодетных семей за последние годы увеличилось (с 6 636 в 2010 году до 6 972 в 2011 году).

Возрастающие требования общества к воспитанию и социализации детей обозначили ряд требований к содержанию и уровню компетентности личности взрослого и ребенка. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения: имеет место трансформация моделей брака, меняется взгляд на рождение детей и содержание родительских роли и функций.

В последние годы вне брака рождается 35 процентов детей, что наряду с разводами является причиной образования неполных семей. В условиях нестабильности российского общества это ведет к увеличению числа детей с девиантным поведением. Социальное сиротство несовершеннолетних остается острой проблемой общества.

Социально-экономические и общественные трансформации влияют на демографическую ситуацию: наблюдается высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Констатируются факты несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах. Как следствие - лишение и ограничение родительских прав остаются основными мерами по защите прав ребенка.

Для снижения негативных тенденций в жизнедеятельности семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет краевого бюджета выплачивается адресная социальная помощь; единовременная материальная помощь семьям (гражданам), оказавшимся в бедственном положении в результате несчастного случая; обеспечивается оздоровление и отдых детей из малоимущих семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; организуются мероприятия для малоимущих семей с детьми, посвященные Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню матери, Новому Году и другим датам.

Комплекс воспитательных и профилактических мер может обеспечивать укрепление здоровья растущего организма только при правильной организации системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми. В этой связи, необходимо обеспечение регулярного отдыха и оздоровления несовершеннолетних. В крае всеми формами организованного отдыха и оздоровления в 2011 году охвачены 34 689 детей, что составило 52 процента от числа нуждающихся в оздоровлении, что на 7 процентов больше, чем в 2010 году, и на 58 процентов больше, чем в 2009 году.

В целях укрепления и развития социального института семьи, социальной поддержки материнства и детства необходимо создание условий для повышения качества жизни семьи, интеграции детей-инвалидов и их семей в общество, создание и внедрение новой социальной услуги по сопровождению алкоголизированных малоимущих семей с детьми. Для проведения мероприятий, направленных на снижение уровня социального сиротства и сокращение числа лишений родительских прав родителей из малоимущих семей, страдающих от алкогольной зависимости, в 4 муниципальных образованиях края созданы службы сопровождения семей с детьми, получивших специализированную медицинскую помощь.

     
     2. Основные задачи


Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.

Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в загородных оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием, с применением иных форм организованного отдыха, а также оздоровление детей в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия.

Расширение мер социальной поддержки семей с детьми.

Повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей, материнства и отцовства, укрепление духовно-нравственных ценностей и уважения к личности каждого члена семьи как основы психологической стабильности семьи и преемственности поколений.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

     3. Первоочередные меры


Правовое закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Формирование и внедрение системы раннего выявления жестокого обращения с детьми в семьях и оказание профилактической помощи на основе межведомственного взаимодействия по технологии "управления случаем".

Формирование системы мониторинга и статистического учета данных о детях для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

Расширение системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

4. Меры, направленные на сокращение бедности для семей с детьми

Внедрение в деятельность социальных служб технологий активизации ресурсов семьи, повышающих социальную компетентность членов семей, направленных на формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения.

Совершенствование и развитие мер адресной государственной социальной поддержки различным категориям семей, в том числе на основе заключенных социальных контрактов.

Оказание содействия семьям с детьми в решении вопросов, связанных с трудоустройством, в том числе несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.


5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей

Внедрение в деятельность социальных служб технологий, повышающих социальную и родительскую компетентность членов семей.

Развитие системы первичной профилактики семейного неблагополучия и насилия в семье.

Формирование полноценной системы подготовки специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью применения на практике технологий раннего выявления семейного неблагополучия и работы со случаем.

Участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.


6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства

Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»