Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июля 2012 года N 225-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края
от 26 ноября 2008 г. N 276-пр "О краевой целевой программе
"Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы"

__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 декабря 2013 года N 439-пр

__________________________



В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, с учетом основных положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г., от 22 декабря 2011 г. Правительство края

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр "О краевой целевой программе "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы" следующие изменения:

1.1. Наименование изложить в следующей редакции:

"О государственной целевой программе Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края".

1.2. В пункте 1 слова "краевую целевую программу "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы" заменить словами "государственную целевую программу Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края".

2. Внести изменения в краевую целевую программу "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт


     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 26.11.2008 N 276-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 05 июля 2012 года N 225-пр)

     


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Демографическое развитие Хабаровского края"


ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Демографическое развитие Хабаровского края"

     

Наименование государственной целевой Программы

- "Демографическое развитие Хабаровского края" (далее - Программа)

Ответственный
исполнитель
Программы

- министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края

Соисполнители Программы

- министерство образования Хабаровского края;

министерство здравоохранения Хабаровского края;

министерство социальной защиты населения Хабаровского края;

министерство культуры Хабаровского края;

управление печати и телерадиовещания Правительства края

Долгосрочные краевые целевые программы

- в рамках реализации Программы выполнение отдельных долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрено

Основные мероприятия

- укрепление семьи как основы воспроизводственных процессов;

улучшение состояния здоровья населения края и снижение смертности;

охрана здоровья детей и подростков в крае;

укрепление репродуктивного здоровья населения края;

формирование здорового образа жизни населения края;

реализация дополнительных мер по созданию равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

мероприятия в области повышения культуры;

совершенствование деятельности по охране труда;

совершенствование демографической и миграционной политики края

Цель Программы

- улучшение демографической ситуации в Хабаровском крае

Задачи Программы

- улучшение качества жизни, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни;

укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

совершенствование региональной демографической политики

Целевые показатели
(индикаторы)
Программы

- средняя продолжительность жизни; смертность населения;

младенческая смертность;

материнская смертность;

рождаемость населения;

суммарный коэффициент рождаемости;

сальдо миграции населения;

изменение численности населения (прибыль, убыль)

Этапы и сроки
реализации
Программы

- Программа реализуется с 2009 года в три этапа, в том числе:

1 этап - с 2009 по 2012 год;

2 этап - с 2013 по 2015 год;

3 этап - с 2016 по 2020 год

Ресурсное обеспечение реализации Программы

- общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 678 989 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета,

в том числе:

в 2009-2015 годах - 378 138 тыс. рублей, из них:

1 этап - 186 091 тыс. рублей:

2009 год - 45 805 тыс. рублей;

2010 год - 39 390 тыс. рублей;

2011 год - 39 115 тыс. рублей;

2012 год - 61 781 тыс. рублей;

2 этап - 192 047 тыс. рублей:

2013 год - 63 711 тыс. рублей;

2014 год - 61 635 тыс. рублей;

2015 год - 66 701 тыс. рублей;

3 этап - 300 851 тыс. рублей, 2016-2020 годы

Конечный результат реализации Программы

- увеличение к 2020 году рождаемости до 12,7 человек на 1 тыс. населения, на 9,5 процента к уровню 2007 года (11,6 человек на 1 тыс. населения);

к 2020 году смертность - 14,2 человека на 1 тыс. населения, не выше уровня 2007 года (14,2 человек на 1 тыс. населения);

увеличение продолжительности жизни к 2020 году до 70 лет, на 8,0 процентов к уровню 2007 года (64,8 года)

     

     

1. Характеристика состояния и проблем демографического развития

     

1.1. Оценка демографической ситуации первого этапа реализации Программы


Современная демографическая ситуация в Хабаровском крае (далее - край) в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, которые в значительной степени обусловлены происходившими социально-экономическими преобразованиями в стране. Главная особенность ситуации - это неуклонное снижение численности населения, низкая рождаемость, высокая смертность населения, большие потери населения из-за сверхсмертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, продолжающееся старение и миграционная убыль населения.

К началу 2008 года численность постоянного населения края составила 1 403,7 тыс. человек. Из общей численности населения 1 130,8 тыс. человек (80,6%) - горожане, 272,9 тыс. человек (19,4%) - сельские жители.

Процесс сокращения численности населения начался с 1992 года. С 1992 по 2007 год включительно край потерял 220,8 тыс. человек (13,6%). В 1992-1999 годах в убыли населения края решающую роль играл миграционный отток (72%). С 2000 года основная причина депопуляции - естественная убыль населения.

Величина ожидаемой продолжительности жизни населения края составила 63,7 года, меньше, чем в среднем по Российской Федерации на 3 года.

Одной из основных проблем смертности населения оставалась мужская сверхсмертность в трудоспособном возрасте. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13,4 года меньше, чем женщин. По последним данным более 40 процентов всех умерших приходится на лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, из них свыше 79 процентов - мужчины.

Остро стоит проблема "алкогольной смертности", связанной с расширением доступности алкоголя и ухудшением его качества (потребление алкогольных напитков и пива на душу населения за 1995-2006 годы выросла более чем вдвое и составила почти 10 литров абсолютного алкоголя при критическом уровне 8 литров).

Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают достаточно высокие показатели младенческой смертности.

Младенческая смертность, несмотря на сокращение к 2008 году (на 31,2 процента по сравнению с 2000 годом), сохраняется относительно высокой - 11,9 промилле на 1 тыс. родившихся живыми (по России - 9,4 промилле).

На темпы роста смертности оказывает влияние и изменение возрастной структуры населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного выросла с 15,9 процента на начало 2000 года до 17,9 процента на начало 2007 года, доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 4,4 процента и составила 16 процентов от общей численности населения края.

Основными причинами смертности населения в крае в 2007 году оставались заболевания системы кровообращения (свыше 50% от общего числа умерших), несчастные случаи, отравления и травмы (около 17%), новообразования (более 13%).

Сложившийся в крае уровень рождаемости значительно ниже необходимого для простого замещения поколений родителей их детьми. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода 15 - 49 лет) составляет 1,297 против необходимых 2,150 (в России - 1,404; в Дальневосточном федеральном округе - 1,287). Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1 - 2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

К моменту начала реализации Программы наблюдалось стабильное ухудшение брачной структуры. Падение ценности семьи, отсутствие устойчивых социально-культурных укладов предопределяет неустойчивость семейных отношений.

Высокий уровень разводов, внебрачной рождаемости, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин - основные причины увеличения количества неполных семей, что, в свою очередь, влечет снижение частоты деторождений, а также накладывает негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей, воспитанных в неполных семьях.

В последние годы наметились позитивные изменения в естественном движении населения. Уровень рождаемости на 1 тыс. человек населения увеличился с 8,5 в 2000 году до 11,6 рождений в 2007 году (в России - 11,3; в Дальневосточном федеральном округе - 12,3 промилле). Уровень смертности, достигнув своего максимального значения в 2003 году (16,3 промилле), начал снижаться и в 2007 году составил 14,2 умерших на 1 тыс. человек населения (в России - 14,7; в Дальневосточном федеральном округе - 13,5 промилле). В определенной мере это связано с выходом в репродуктивный возраст более многочисленных поколений, а также благодаря предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. Положительное значение имеет реализация намеченных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на повышение качества медицинских услуг населению, развитие первичной медико-санитарной помощи, охрану материнства и детства, борьбу с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Наряду с естественной убылью населения численность населения в крае сокращалась и за счет миграционного оттока. В числе основных причин оттока населения всегда были суровые климатические условия, отдаленность от центральных районов страны и высокие транспортные расходы. В последние годы помимо утраты сравнительных преимуществ региона по уровню доходов населения добавились проблемы более низкого по сравнению с европейской частью России качества жизни населения и ухудшение экологической ситуации в крае.

С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения увеличились в 2007 году к уровню 1999 года в 2.2 раза, реальная заработная плата - в 2,5 раза, реальный размер пенсий - в раза. Несмотря на достигнутый рост, уровень и качество жизни населения существенно отстают от среднероссийских.

Номинальная среднемесячная заработная плата в крае с 1999 по 2007 год выросла в 8,1 раза и составила 15,7 тыс. рублей. Это выше, чем по России на 16,3 процента и на 5,9 процента ниже средней заработной платы в Дальневосточном федеральном округе. Между тем более 22 процентов работников в крае в 2007 году получали заработную плату на уровне прожиточного минимума или ниже. В 2007 году около 40 процентов пенсионеров края имели доход ниже прожиточного минимума пенсионера.

К началу реализации Программы покупательная способность населения была ниже среднероссийского показателя. В крае доходы и заработная плата превышают прожиточный минимум в 2,8 раза (при среднем показателе по России в 3,25 раза).

В области социального развития основные усилия Правительства края направлялись на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение выполнения социальных гарантий и обязательств края перед его жителями.

В системе здравоохранения края первоочередными направлениями работы стало обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи, охрана материнства и детства, борьба с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Финансирование здравоохранения за счет бюджета края увеличилось более чем в 4 раза - с 2 млрд. рублей в 2000 году до 10,5 млрд. рублей в 2007 году. Это дало возможность сформировать достаточно прочную плат форму, обеспечить реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" и иных целевых программ сфере здравоохранения.

В крае росли объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007 году 3,6 тыс. больным оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь по разным профилям.

На начало реализации Программы, в 2007 году уровень общей заболеваемости в крае составлял 1 394 случая заболеваний на 1 тыс. населения. По существующей системе оценок - это средний уровень заболеваемости населения. При этом общая заболеваемость населения края в 1,1 раза ниже, чем по Российской Федерации, и не отличался от среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу.

Результатом целенаправленных действий Правительства края по созданию условий, обеспечивающих доступность, качество и формирование условий для развития образования, явилось сохранение положительной динамики основных показателей деятельности системы образования.

Число учащихся, приходящихся на одного учителя, увеличилось с 12 в 2004 году до 13,5 в 2007 году. Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от одного года до шести лет составлял 60,8 процента. Стабильно низким (0,3%) был удельный вес детей и подростков в возрасте 7 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, в общей численности детей и подростков соответствующего возраста. Доля детей, оставленных на повторный курс обучения, снизилась до 0,25 процента.

К началу реализации Программы наметилась тенденция к увеличению сети дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп, открыто 8 муниципальных детских садов (на 907 детей), дополнительно 104 группы в действующих муниципальных детских садах (на 2 337 детей). Но, несмотря на это, очередь на получение мест в детских садах на 01 января 2008 г. достигла 7 870 детей.

В крае остро стоит проблема социального сиротства. Более 8 тыс. детей социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осуждены, находятся в розыске.

Значительное внимание уделялось работе по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений. К началу реализации Программы, по состоянию на 01 января 2008 г. в крае было 208 приемных семей, в них воспитывалось 355 ребят из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01 января 2007 г. - 44 семьи, в них 78 детей). Проводилась работа по устройству детей в замещающие семьи.

Получили развитие временные формы устройства воспитанников в семьи граждан в каникулярное время, выходные и праздничные дни.

Усилено внимание к физической культуре и спорту, их значимости как инструмента для решения проблем воспитания здорового образа жизни и решения проблем социальной адаптации. Различными формами физической культуры и спортом на территории края к началу реализации Программы было охвачено 194 тыс. человек (13,8% населения края, при среднем показателе по России - 12%).

Ежегодно в крае проводится более 1 800 соревнований в городских округах и муниципальных районах, более 800 краевых мероприятий. Из них 61 процент - это соревнования среди детей, подростков и молодежи. В сфере массового спорта ежегодно проводится 14 комплексных спартакиад среди различных демографических групп населения края.

Улучшение демографической ситуации на территории края определяется развитием социальной инфраструктуры.

Большое внимание в крае уделяется социальной поддержке семей. Дополнительным механизмом материальной поддержки семей с детьми являлась выплата из краевого бюджета единовременного пособия при рождении второго ребенка и каждого последующего. Оно было увеличено с 1 600 рублей в 2007 году до 5 000 рублей в 2012 году.

С 2007 года организован отдых и оздоровление 28 тыс. детей из малоимущих семей.

В 2007 году государственная социальная помощь и меры социальной поддержки оказаны более 170 тыс. малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных семей за счет бюджетов всех уровней и благотворительных средств на сумму более 585 млн. рублей.

Сохранению культурного наследия и потенциала края, созданию условий для доступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры, развитию творческой инициативы традиционно уделялось значительное внимание. В крае осуществляли деятельность шесть театров, концертная организация, цирк, 324 библиотеки, 315 культурно-досуговых учреждений, 18 музеев, 46 детских школ искусства, 11 кинотеатров, пять парков. Была организована деятельность около 2 тыс. клубных формирований с числом учащихся более 30 тыс. человек, 49 коллективов художественного любительского творчества носят звание "Образцовый" и "Народный". В 2007 году на решение задач в области культурной политики из бюджета края направлено свыше 1,5 млрд. рублей.

1.2. Оценка демографической ситуации второго этапа реализации Программы

К 2012 году (к моменту завершения первого этапа Программы), благодаря стабильным и позитивным результатам, достигнутым в экономике, в крае сформированы основные предпосылки для реализации системных мероприятий, направленных на стабилизацию демографической ситуации и формирование условий для дальнейшего развития населенческого потенциала края.

В результате реализации мероприятий первого этапа Программы по большинству демографических параметров в крае отмечена стабилизация или улучшение показателей, характеризующих демографическую ситуацию: стабилизировалась рождаемость, снизилась смертность, сократилась убыль населения, увеличилась продолжительность жизни, увеличился миграционный прирост, увеличилось число детей, рожденных одной женщиной в фертильном возрасте.

На 01 января 2012 г. в Хабаровском крае проживали 1 341,6 тыс. человек. Динамика численности населения Российской Федерации в целом отличается от аналогичного показателя в Хабаровском крае (таблица 1).

Таблица 1. Динамика численности населения

     

(тыс. человек)

По итогам переписей населения

На 01.01.2011

На 01.01.2012

2012
к 2010 (процентов)

2012
к 2002 (процентов)

2002

2010

1

2

3

4

5

6

7

Российская Федерация

145 166,7

142 856,5

142 865,4

143 030,1

100,1

98,5

Хабаровский край

1 436,6

1 343,9

1 342,9

1 341,6

99,8

93,4



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»