Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Хабаровского края

ПРИКАЗ

от 12 мая 2012 года N 15


Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей*

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании приказа Минобрнауки Хабаровского края от 25.10.2022 N 53.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 30 июля 2015 года)


________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 28 января 2013 года N 3

Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 30 июля 2015 года N 29

________________________________


______________________

*Наименование изменено Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 30 июля 2015 года N 29 - см. предыдущую редакцию.


В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. (Пункт изменен Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 30 июля 2015 года N 29 - см. предыдущую редакцию).

2. Управлению опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей (Жигарева Т.В.):

2.1. В 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить его в прокуратуру Хабаровского края и Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области для проведения правовой экспертизы и включения в федеральный регистр нормативных правовых актов.

2.2. После получения письма Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о соответствии настоящего приказа федеральному законодательству и регистрации его в территориальном органе Минюста России с указанием даты и номера регистрации, направить настоящий приказ для опубликования в Собрании законодательства Хабаровского края и размещения на официальном сайте министерства.

2.3. Обеспечить координацию деятельности организаций и территориальных подразделений опеки и попечительства по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей Жигареву Т.В.



Заместитель Председателя
Правительства края - министр
А.А. Базилевский



УТВЕРЖДЕНА
приказом
министерства образования и науки
Хабаровского края
от 12 мая 2012 года N 15

(в редакции
Приказа Министерства образования и науки Хабаровского края
от 28 января 2013 года N 3

     - см. предыдущую редакцию)


ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

(с изменениями на 30 июля 2015 года)     

1. Общие положения


Настоящая Программа является документом, направленным для решения на региональном уровне проблем, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку или попечительство), создать приемную семью (далее соответственно - Программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).

Цель программы: создать условия для реализации подготовки, кандидатов в приемные родители по юридическим, медицинским, социально-психологическим и педагогическим вопросам.

Задачи программы:

- подготовка кандидатов в приемные родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

- содействовать устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи.

Общая трудоемкость Программы составляет 70 академических часов. (Абзац дополнительно включен Приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 30 июля 2015 года N 29).

2. Учебно-тематический план


Номер и тема занятия

Раздел программы

Количество академических часов <*>

Всего

В том числе

теоретические

практические

1

2

3

4

5

1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

9

3,5

5,5

2. Организационно-правовые основы создания и функционирования в приемные семьи

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

2

2

0

3. Представление о семье как о развивающейся системе

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка, оставшегося без попечения родителей

9

2

7

4. Развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей

Этапы развития ребенка. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

9

2

7

5. Семья с приемным ребенком

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

9

2

7

6. Воспитание приемного ребенка

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением

9

2

7

7. Особенности полового воспитания приемного ребенка

Особенности полового воспитания приемного ребенка

9

2

7

8. Жестокое обращение с ребенком. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, оставшегося без попечения родителей

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинение вреда здоровью ребенка

9

2

7

9. Подведение итогов подготовки кандидатов

Взаимодействие приемной семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. Подведение итогов освоения подготовки кандидатов в приемных родители

5

1,5

3,5

ИТОГО:

70

19

51



_____________

<*> 1 академический час - 45 минут.

3. Темы разделов Программы



Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

Содержание, цели, задачи и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).

Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.


Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.


Раздел 3. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.

Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.


Раздел 4. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила

Паттерны семейного взаимодействия. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.

Проблема подбора семьи и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.

Родительские и профессиональные функции приемные семьи. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.

Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.

Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.


Раздел 5. Этапы развития ребенка. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество), ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.


Раздел 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»