ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2011 года N 180-пр


Об организации и о проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Хабаровского края

(с изменениями на 13 декабря 2022 года)

(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 N 557-пр, от 13.10.2021 N 495-пр, от 13.12.2022 N 659-пр)




Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера Правительство края постановляет:


1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и о проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Хабаровского края.


2. Признать утратившим силу постановление главы администрации Хабаровского края от 25 января 1999 г. N 29 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Хабаровского края".



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт



УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 17 июня 2011 г. N 180-пр



ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 N 557-пр, от 13.10.2021 N 495-пр, от 13.12.2022 N 659-пр)




1. Общие положения


Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (далее - АСР). АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.


Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.


Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.



2. Организация и проведение АСР


2.1. Организация АСР при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера


Для организованного проведения АСР при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - ЧС) в зонах ЧС планируется создание группировок сил и средств Хабаровской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - краевая подсистема РСЧС), при необходимости их усиление силами функциональных подсистем РСЧС.


(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 13.12.2022 N 659-пр)


По мере прибытия в район ЧС силы и средства поступают в распоряжение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности различных уровней (далее - КЧСиПБ) или иного органа управления, на который возложены задачи организации АСР.


Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - АСС и АСФ соответственно), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных государственными органами, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.


(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 N 557-пр, от 13.12.2022 N 659-пр)


Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.


Руководители АСС, АСФ и других сил, привлекаемых для ликвидации ЧС, по прибытии в район ЧС для проведения АСР организуют разведку, определяют порядок защиты личного состава при проведении работ и другие меры обеспечения проведения работ, уточняют обстановку и полученную задачу, принимают решение на проведение АСР, ставят задачи подчиненным.


Размещение органов управления краевой подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.


АСР в очагах поражения включают:


разведку маршрутов движения и участков работ;


локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;


подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;


розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в том числе из заваленных и поврежденных защитных сооружений) и оказание им первой помощи;


подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;


оказание психологической помощи пострадавшим и их эвакуацию в лечебные учреждения.


В целях оперативного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС организуется всестороннее обеспечение органов управления и сил РСЧС.


При необходимости для ликвидации ЧС используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края.


2.2. Проведение АСР


2.2.1. Способы и технологии поиска пострадавших


Цель поиска пострадавших - обнаружение места их нахождения, уточнение условий их нахождения и состояния, установление с ними звукового или визуального контакта, определение примерного объема и характера оказания им необходимой помощи.


Основными способами поиска пострадавших являются:


сплошное визуальное обследование участка спасательных работ (объекта, здания);


поиск с помощью специально обученных собак (кинологический способ);


поиск с помощью специальных приборов;


поиск по свидетельствам очевидцев.


Выбор способов поиска пострадавших производится исходя из наличия соответствующих сил, средств поиска и условий на участке (объекте) работ.


При постановке задачи подразделению поиска пострадавших указываются:


обстановка на участке (объекте) поиска;


место начала поиска;


время начала и завершения поиска;


порядок обозначения мест нахождения пострадавших;


место развертывания медицинского пункта;


место сосредоточения по завершении работ;


порядок поддержания связи и информации;


основные меры безопасности.


Поиск пострадавших способом сплошного визуального обследования осуществляется отделениями поиска пострадавших, разведчиками спасательных формирований.


Количество поисковых отделений определяется исходя из условий ведения поиска (площади и высоты завалов, количества и характера разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших, времени суток и состояния погоды).


Для непосредственного проведения поиска пострадавших указанные отделения распределяются на расчеты численностью 2 - 3 человека.


Участок поиска делится на полосы шириной 20 - 50 метров, назначаемые каждому расчету.


Расчеты оснащаются шанцевым инструментом, средствами обозначения мест нахождения пострадавших, средствами индивидуальной защиты, средствами связи и средствами оказания первой помощи. В темное время суток они оснащаются средствами освещения, а при необходимости вести поиск в многоэтажных поврежденных и разрушенных зданиях - альпинистским снаряжением.


Технология поиска пострадавших в зоне завалов визуальным обследованием включает:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»