____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Минобрнауки Хабаровского края от 17.02.2023 N 9.
____________________________________________________________________
Для решения задачи исключения доступа обучающихся образовательных учреждений Хабаровского края к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами обучения и воспитания, необходима координация и консолидация усилий заинтересованных органов исполнительной власти, муниципальных образований, а также непосредственно общеобразовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Ограничения права на свободное получение информации могут быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного основным уровнем практического внедрения мероприятий по исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, является образовательное учреждение, а основной формой такого внедрения - принятие образовательными учреждениями правил и регламентов использования сети Интернет, имеющих статус локальных нормативных актов и являющихся основой для внедрения соответствующих программно-технических средств контентной фильтрации.
В соответствии с соглашением между Хабаровским краем и Федеральным агентством по образованию об организации проведения работ по подключению общеобразовательных учреждений края к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в целях исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания учащихся,
приказываю:
1. Утвердить Типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении (приложение N 1).
2. Утвердить Типовую инструкцию для сотрудников образовательных учреждений и членов Общественных Советов Школ о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет (приложение N 2).
3. Утвердить Примерное положение о совете муниципального образования по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (приложение N 3).
4. Утвердить Примерное положение об Общественном Совете Школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете (приложение N 4).
5. Утвердить Примерный порядок разработки системы классификации информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся и применения указанной системы классификации (приложение N 5).
6. Утвердить Классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации (приложение N 6).
7. Утвердить Примерный классификатор информации, несовместимой с задачами образования и воспитания (приложение N 7).
8. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
8.1. В срок до 01.02.2007 на основе утвержденных типовых и примерных документов разработать и утвердить:
8.1.1. Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении соответствующего муниципального района (городского округа).
8.1.2. Положение о совете муниципального образования по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.
8.2. В срок до 12.02.2007 сформировать и утвердить персональный состав совета муниципального образования по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.
8.3. В срок до 19.02.2007 утвердить разработанный советом муниципального образования по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете муниципальный Классификатор информации, несовместимой с задачами образования и воспитания.
8.4. Потребовать от руководителей подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" и Хабаровской краевой информационной образовательной сети (ХКОИС), разработать на основе утвержденных настоящим приказом типовых и примерных документов и утвердить в срок до 01.02.2007 на уровне образовательных учреждений:
8.4.1. Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении.
8.4.2. Инструкцию для сотрудников образовательного учреждения и членов Общественного Совета Школы о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет.
8.4.3. Положение об Общественном Совете Школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.
8.5. Поручить руководителям подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" и Хабаровской краевой информационной образовательной сети (ХКОИС), в срок до 12.02.2007 сформировать и утвердить персональный состав Общественных Советов Школ по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.
8.6. Спланировать и организовать на муниципальном уровне систематическую работу совета муниципального образования по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете, обеспечить взаимодействие совета муниципального образования с Общественными Советами Школ при активном участии педагогической, родительской и ученической общественности.
8.7. Довести содержание настоящего приказа до сведения руководителей подведомственных общеобразовательных учреждений под роспись.
8.8. Провести учебу аппарата муниципального органа управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, членов школьных команд федерального проекта "Информатизация системы образования" по вопросам классификации информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации и информации, несовместимой с задачами образования и воспитания.
9. Сектору информатизации и инвестиционных программ (Флейдер Н.Г.):
9.1. В срок до 01.02.2007 подготовить и направить в муниципальные органы управления образованием методические рекомендации для советов муниципальных образований по вопросам применения норм законодательства Российской Федерации в части регламентации доступа к информации в сети Интернет.
9.2. Совместно с руководителями муниципальных органов управления образованием осуществлять контроль за внедрением в общеобразовательных учреждениях края организационных механизмов исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания обучающихся.
10. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Короля А.М.
Министр образования
Л.Ф.Обухова
УТВЕРЖДЕНЫ
решением правомочного органа
общеобразовательного учреждения
(указать полное наименование правомочного
органа учреждения в соответствии с уставом)
от ____ ___________ 2007 г.
ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА
использования сети интернет
в общеобразовательном учреждении
1.1. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет через ресурсы общеобразовательного учреждения (далее - Школа) учащимися, преподавателями и сотрудниками Школы.
1.2. Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта Школы. Если нормами действующего законодательства Российской Федерации предусмотрены иные требования, чем настоящими Правилами, применяются нормы действующего законодательства Российской Федерации.
1.3. Использование сети Интернет в Школе подчинено следующим принципам:
- соответствия образовательным целям;
- содействия гармоничному формированию и развитию личности;
- уважения закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и достоинства других граждан и пользователей Интернета;
- приобретения новых навыков и знаний;
- расширения применяемого спектра учебных и наглядных пособий;
- социализации личности, введения в информационное общество.
2.1. Использование сети Интернет в Школе возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в Школе, с настоящими Правилами.
Ознакомление и согласие удостоверяется подписью лица в Листе ознакомления и согласия с Правилами. Ознакомление и согласие несовершеннолетнего удостоверяется, помимо его подписи, также подписью его родителя или иного законного представителя.
2.2. Руководитель образовательного учреждения (Директор Школы) является ответственным за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в Школе, а также за внедрение соответствующих технических, правовых и иных механизмов в Школе.
2.3. Непосредственное определение политики доступа в Интернет осуществляет Общественный Совет Школы, состоящий из представителей педагогического коллектива, сотрудников Школы, профсоюзной организации (если таковая имеется), родительского комитета и ученического самоуправления.
Очередные Собрания Общественного Совета Школы проходят с периодичностью, установленной Общественным Советом Школы.
Общественный Совет Школы:
- принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет, содержащим информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации и/или несовместимую с задачами образовательного процесса с учетом социокультурных особенностей конкретного муниципального образования или населенного пункта;
- определяет характер и объем информации, публикуемой на Интернет-ресурсах Школы;
- дает Директору Школы рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за непосредственный контроль безопасности работы в сети Интернет, и соответствия ее целям и задачам образовательного процесса.
2.4. Во время занятий контроль за использованием учащимися ресурсов сети Интернет в соответствии с настоящими Правилами осуществляет преподаватель, ведущий занятие.
Преподаватель:
- наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;
- запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения учащимся настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в образовательном учреждении;
- принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.
Во время использования сети Интернет для свободной работы контроль за использованием сети Интернет осуществляет лицо, уполномоченное на то Общественным Советом Школы или руководством образовательного учреждения (далее - Уполномоченное лицо).
Уполномоченное лицо:
- определяет время и место для свободной работы в сети Интернет учащихся, преподавателей и сотрудников Школы с учетом использования соответствующих технических мощностей Школы в образовательном процессе, а также длительность сеанса работы одного человека;
- контролирует объем трафика Школы в сети Интернет;
- наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет учащимися;
- запрещает дальнейшую работу пользователя в сети Интернет в случае нарушения пользователем настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в образовательном учреждении;
- не допускает пользователя к работе в Интернете в предусмотренных настоящими Правилами случаях;
- принимает предусмотренные настоящими Правилами и иными нормативными документами меры для пресечения дальнейших попыток доступа к ресурсу/группе ресурсов, несовместимых с задачами образования.
2.5. При использовании сети Интернет в Школе осуществляется доступ только на ресурсы, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и не является несовместимым с целями и задачами образования и воспитания учащихся.
Проверка такого соответствия осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контекстной фильтрации, установленного в Школе или предоставленного оператором услуг связи.
Использование сети Интернет в Школе без применения данных технических средств и программного обеспечения (например, в случае технического отказа) допускается только для лиц, достигших 18 лет, с индивидуального разрешения Директора Школы.
Пользователи сети Интернет в Школе понимают, что технические средства и программное обеспечение не могут осуществлять полную фильтрацию ресурсов сети Интернет в связи с частотой обновления ресурсов сети Интернет, и в связи с этим осознают возможную опасность столкновения с ресурсом, содержание которого противоречит законодательству Российской Федерации и является несовместимым с целями и задачами образовательного процесса. Участники процесса использования сети Интернет в Школе осознают, что Школа не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на Интернет-ресурсах Школы.
2.6. Принятие решения о политике доступа к ресурсам/группам ресурсов сети Интернет принимается Общественным Советом Школы самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут привлекаться:
- преподаватели Школы и других образовательных учреждений;
- лица, имеющие специальные знания либо опыт работы в рассматриваемой области;
- представители органов управления образованием;
- родители учащихся.
При принятии решения Общественный Совет Школы, эксперты руководствуются:
- законодательством Российской Федерации;
- специальными познаниями, в том числе полученными в результате профессиональной деятельности по рассматриваемой тематике;
- интересами учащихся, целями образовательного процесса;
- рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов сети Интернет.
2.7. Отнесение определенных категорий и/или ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контекстной фильтрации, осуществляется лицом, уполномоченным Директором Школы по представлению Общественного Совета Школы.
Категории ресурсов, в соответствии с которыми определяется политика использования сети Интернет в Школе и доступ к которым регулируется техническими средствами и программным обеспечением контекстной фильтрации, определяются в установленном порядке.
2.8. Принципами размещения информации на Интернет-ресурсах Школы являются:
- соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;
- защита персональных данных учащихся, преподавателей и сотрудников;
- достоверность и корректность информации.
Персональные данные об учащихся (фамилия и имя, класс, возраст, фотография, место жительства, телефоны и иные контакты, иные сведения личного характера) могут размещаться на Интернет-ресурсах Школы (сайт Школы и ее подразделений) только с письменного согласия родителей или иных законных представителей учащихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников Школы размещаются на Интернет-ресурсах Школы только с письменного согласия преподавателя или сотрудника, чьи персональные данные размещаются.