Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2010 года N 3379


Об утверждении долгосрочной целевой программы «Улучшение
экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы»

(с изменениями на 16 октября 2013 года)
(редакция, действующая с 18 октября 2013 года)

__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 1 ноября 2013 года N 4440
__________________________


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 17 октября 2012 года N 4381
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 27 ноября 2012 года N 4987
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 января 2013 года N 320
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 16 октября 2013 года N 3969
     ________________________________



В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Уставом городского округа «Город Хабаровск», постановлением Мэра города Хабаровска от 15.11.2007 N 1753 «О порядке принятия решений о разработке, формирования, реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске», в целях обеспечения экологической безопасности населения города администрация города

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы» (далее - Программа) согласно приложению.

2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета городского округа «Город Хабаровск» на очередной финансовый год.

3. Комитетам по управлению округами (Жуков К.А., Кравчук С.А., Курочкин Г.Н., Панков М.Б.), департаменту архитектуры, строительства и землепользования (Сухарев В.Г.), департаменту муниципальной собственности (Лебеда В.Ф.), структурным подразделениям администрации города (Белоусов В.И., Жебраков М П., Дубянская И.Г., Тен Ольга Яковлевна, Чернышов С.А.):

3.1. Обеспечить выполнение мероприятий Программы в соответствии с приложениями NN 1 - 5.

3.2. Ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом представлять в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города информацию о ходе реализации мероприятий Программы.

4. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, общественных организаций и объединений, осуществляющих по согласованию реализацию мероприятий Программы, представлять ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города информацию о ходе реализации мероприятий Программы.

5. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Афанасьева С.В.

7. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).



Мэр города
А.Н. Соколов



Приложение

УТВЕРЖДЕНА

постановлением
администрации города
от 21 октября 2010 года N 3379

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Улучшение экологического состояния города
Хабаровска на 2011-2015 годы»

(с изменениями на 16 октября 2013 года)


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы»

Дата принятия решения о разработке Программы

решение заседания Координационного Совета по реализации Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска от 18.05.2010

Муниципальный заказчик Программы

администрация города Хабаровска

Руководитель Программы

начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Хабаровска

Исполнители Программы

Администрация города Хабаровска, промышленные предприятия, организации и учреждения различных форм собственности, общественные организации и объединения (по согласованию).

Цели и задачи Программы

цели:

- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе;

- обеспечение экологической безопасности населения.

задачи:

- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города;

- уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты;

- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, проведение работ по рекультивации городской свалки бытовых отходов;

- охрана и воспроизводство городских зеленых насаждений, восстановление и развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечение их устойчивого функционирования;

- привлечение предприятий, организаций, общественных экологических объединений города к решению проблем сохранения природной среды города;

- повышение экологической грамотности жителей города, формирование нравственного и бережного отношения к окружающей природной среде.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

- суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу - 40 тысяч тонн;

- ликвидированный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемый в водные объекты - 9554 тыс. куб. м;

- доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов - 12%;

- площадь реабилитированной территории города - 12,6 га;

- площадь зеленых зон города, созданных для организации отдыха населения - 45 га;

- площадь восстанавливаемых зон в составе особо охраняемых природных территорий местного значения - 12 га;

- количество экологических отрядов школьников «Защитники природы» - 10;

- количество семинаров экологической направленности - 6;

- количество организаций, задействованных в реализации Программы - 30.

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий планируемый объем финансирования - 15871,54 млн. руб., в том числе:

- средства бюджета города - 1271,75 млн. руб.;

- средства организаций - 14599,79 млн, руб.

(в редакции Постановления Администрации города Хабаровска от 30 января 2013 года N 320 - см. предыдущую редакцию, Постановления Администрации города Хабаровска от 16 октября 2013 года N 3969 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация мероприятий Программы позволит:

- сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города до 40 тыс. тонн в год;

- уменьшить объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы на 9554 тыс. куб. м;

- уменьшить объем и массу отходов, вывозимых на полигон для захоронения и увеличить срок службы полигона твердых бытовых отходов;

- обеспечить охрану, защиту и воспроизводство зеленых насаждений города, особо охраняемых природных территорий;

- снизить потенциальные риски, связанные с неблагоприятным влиянием экологических факторов;

- укрепить систему традиционных экологических мероприятий по экологическому просвещению горожан, обеспечить регулярное информирование жителей города об экологической обстановке;

- обеспечить благоприятное состояние окружающей среды города как необходимое условие улучшения качества жизни и здоровья населения.


1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В конце 20-го столетия города стали центром сосредоточения социальной, экономической, культурной и политической жизни. Очевидно, что социально-экономическое развитие городов базируется на определенных принципах безопасности, включающих в том числе и безопасность в экологической сфере.

Понятие экологической безопасности сформулировано в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года определил улучшение экологической обстановки в городе одним из приоритетных направлений повышения качества жизни населения. Иными словами, развитие города должно исходить из того, что именно состояние городской среды и комфортное проживание, а не только наличие промышленных предприятий, определяют его инновационную привлекательность.

Проблемы и состояние окружающей среды города, создание благоприятной среды для проживания горожан является одной из задач, стоящей перед администрацией города Хабаровска. Важнейшую роль здесь играет применение программного подхода к управлению природоохранной деятельности в городе. Основу такой работы составляют целевые экологические программы, которые разрабатываются на пятилетний период и представляют комплекс мероприятий по решению приоритетных проблем: загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных объектов, загрязнение территории отходами производства и потребления, сохранение зеленых насаждений, повышение экологической культуры населения, профессиональных знаний в области экологии.


2. Экологическая ситуация города Хабаровска

Город Хабаровск с населением 580 тысяч человек является административным центром, насчитывающим 487 крупных и средних организаций, в том числе по производству нефтепродуктов, пищевых продуктов, машин и оборудования, электроэнергии, газа и воды.

Город расположен в центре обширной заболоченной Среднеамурской низменности на высоте 32 - 50 м над уровнем моря на берегу р. Амур, что предопределяет повышенную экологическую уязвимость города от различных природных факторов, обусловленных, прежде всего физико-географическими особенностями территории. Среди них - влияние наводнений и подтоплений, оползни, размывы берегов, лесные и луговые пожары в окрестностях, сильные ветры, трансграничное загрязнение природных вод и многие другие негативные для комфортного проживания горожан природные процессы и явления. Ежегодно они проявляются, принося неудобства, а иногда и прямой ущерб различным отраслям хозяйства и населению.

На экологическое состояние города, его природных комплексов большое влияние оказывает все возрастающая урбанизация. Анализ экологической ситуации в городе выявил тенденцию к улучшению некоторых показателей состояния окружающей среды. Так, например, сократились объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, уменьшился объем сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Амур, увеличился объем переработки и утилизации отходов производства и потребления. Город стал чище и комфортней для проживания. Однако проблемы, решение которых будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе и большему комфорту проживания населения, остаются. Основные из них:

- повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха;

- высокий уровень загрязнения поверхностных вод;

- накопление отходов производства и потребления;

- ряд проблем, связанных с состоянием городских зеленых насаждений;

- сравнительно низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения города.

2.1. Состояние атмосферного воздуха

Начиная с 2005 года наблюдается динамика снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, что позволило исключить город Хабаровск из списка городов России с наиболее высокими уровнями загрязнения.

Если в 2005 году суммарный выброс загрязняющих веществ составлял 161,9 тысяч тонн, то в 2009 году он снизился до 125,2 тысяч тонн.


Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ
стационарными и передвижными источниками в атмосферный
воздух г. Хабаровска

     

Основной вклад в выброс загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, поэтому существенным фактором снижения выбросов стало выполнение мероприятий по переводу Хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газовое топливо. Сокращение вредных выбросов на этих предприятиях составило 17,784 тысяч тонн.

Уменьшение выбросов в атмосферный воздух города также достигнуто за счет реализации воздухоохранных мероприятий Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, ООО «Авторемзавод N 2», ОАО «Хлебозавод - 7», МУП города Хабаровска «Дорремстрой».

В соответствии с мероприятиями, направленными на снижение влияния выбросов автомобильного транспорта на атмосферный воздух, предусмотренными Программой по улучшению экологического состояния города Хабаровска на 2006-2010 годы, производится замена устаревшего автобусного парка в муниципальном автотранспортном предприятии и развитие городского электрического транспорта. Однако, в последнее десятилетие транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения, выходит на первый план. В определенном смысле автомобильный транспорт становится «выравнивающим фактором» экологической напряженности городской среды.

Контроль за состоянием воздушного бассейна в Хабаровске осуществляется на четырех стационарных станциях Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ «Хабаровский ЦГМС - РСМЦ») по основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота) и специфическим (сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, хром) веществам Производится отбор проб воздуха на определение тяжелых металлов и бенз(а)пирена, с дальнейшим их анализом в ГУ «НПО «Тайфун» г. Обнинск.


Основные показатели качества атмосферного воздуха в Хабаровске
(данные наблюдений ГУ «Хабаровский ЦГМС - РСМЦ»)


N п/п

Загрязняющие вещества

Период наблюдений (годы)

2005

2006

2007

2008

2009

Кратность среднегодовых концентраций загрязняющих веществ к ПДК

1.

Взвешенные вещества

1,1

1,3

1,5

1,4

1,4

2.

Диоксид серы (SO2)

0,6

0,5

0,2

0,2

0,3

3.

Оксид углерода (СО)

1,0

1,0

1,1

1,0

0,7

4.

Диоксид азота (NO2)

1,5

1,5

1,2

1,0

0,9

5.

Оксид азота (NO)

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

6.

Свинец*

0,1

0,07

0,0

0,0

0,0

7.

Бенз(а)пирен (С20Н12)*

3,4

3,1

2,9

3,5

3,2

8.

Формальдегид (CH2O)

2.0

2,0

1,7

1,7

1,3

9.

Аммиак (NH3)

1,2

0,9

0,8

0,6

0,8

10.

Сероводород (H2S)**

2,0

0,6

0,9

0,9

1,3

11.

Фенол (С6Н5ОН)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0


____________

* данные среднемесячной концентрации

** в связи с отсутствием среднесуточных значений ПДК, представлена кратность в ПДК максимально разовой концентрации

В 2009 году концентрация ряда загрязняющих веществ в сравнении с 2008 годом понизилась. Так, среднегодовое содержание оксида углерода составляет 0,7 ПДК (в 2008 г. - 1,0 ПДК), максимальное разовое - 2,0 ПДК (в 2008 г. - 3,4 ПДК). Более всего загрязнен район с интенсивным движением автотранспорта - на перекрестке улиц Большая - Воронежская, где повторяемость концентраций выше 1 ПДК в январе составляет 7,5%.

Среднегодовое и максимальное значения диоксида серы, окислов азота, взвешенных веществ, в основном, находятся на уровне 2008 года. Из специфических примесей атмосфера более всего загрязнена формальдегидом, хотя все количественные характеристики, по сравнению с 2008 годом, понизились. Превышение концентрации формальдегида обусловлено расположением большинства станций вблизи автомагистралей (автотранспорт является одним из источников выбросов данной примеси), а также характерной для районов Сибири и Дальнего Востока высокой интенсивностью солнечной радиации.

Среднегодовая величина бенз(а)пирена составляет 3,2 ПДК, максимальное из среднемесячных значений в январе на станции N 3 (перекресток улиц Большая - Воронежская) достигает уровня 9,0 ПДК. В годовом ходе отмечается рост среднемесячных концентраций бенз(а)пирена в зимнее время. Неблагоприятные метеорологические условия в холодный отопительный период создают условия для его накопления в атмосфере. В летнее время под воздействием ультрафиолетовых лучей бенз(а)пирен частично разрушается. Кроме того, анализ данных наблюдений свидетельствует о том, что в районе влияния выбросов Хабаровского нефтеперерабатывающего завода концентрации бенз(а)пирена заметно выше по сравнению с другими районами, подверженными, в основном, влиянию автотранспорта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»