ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2010 года N 136-пр


О Программе развития конкуренции
в Хабаровском крае на 2010-2012 годы

(с изменениями на 26 января 2012 года)


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 января 2012 года N 11-пр
     ________________________________



В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации, в целях создания благоприятной конкурентной среды, снижения барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, формирования высококонкурентных секторов экономики края, расширения предложения и повышения качества товаров и услуг Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Программу развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы (далее также - Программа);

План мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы;

целевые индикаторы результативности конкурентной политики.

2. Определить министерство экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.) координатором Программы, осуществляющим методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти края по реализации государственной политики в сфере развития конкуренции.

2(1). Поручить министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края, иными органами исполнительной власти края разработать проект краевой целевой программы "Развитие конкуренции в Хабаровском крае на 2013-2015 годы". (Пункт дополнительно включен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 января 2012 года N 11-пр).

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.

И.о. Председателя
Правительства края
Г.В. Апанасенко

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Хабаровского края
от 28 мая 2010 года N 136-пр



ПРОГРАММА
развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы


Паспорт
Программы развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы

Наименование Программы

-

Программа развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р;

распоряжение Губернатора Хабаровского края от 07 сентября 2009 г. N 592-р "О разработке программы развития конкуренции в Хабаровском крае"

Государственный заказчик Программы

-

Правительство Хабаровского края

Основные разработчики Программы

-

министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края

Цель Программы

-

развитие конкурентной среды, формирование высококонкурентных секторов и повышение конкурентоспособности экономики края, расширение предложения и повышение качества товаров и услуг


Задачи Программы

-


упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

сокращение административных барьеров;

повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления;

сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

развитие государственного и муниципального заказа;

развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитие конкуренции на региональных рынках

Сроки реализации Программы

-

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

реализация Программы не предусматривает финансирование из краевого бюджета

     

  
1. Введение


Программа разработана в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р, методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 12007-АП/Д22).

Разработка Программы продиктована необходимостью дальнейшего развития конкуренции в Хабаровском крае (далее также - край) как одного из условий формирования конкурентоспособных эффективных секторов экономики, наиболее полного удовлетворения спроса населения, предприятий и организаций, обеспечения оптимального уровня цен за счет расширения предложения и повышения качества товаров и услуг.

Создание благоприятной конкурентной среды будет стимулировать хозяйственную и инвестиционную активность предприятий и организаций, способствовать развитию малого и среднего бизнеса, совершенствованию структуры, диверсификации производства товаров и услуг, расширению налоговой базы, росту показателей уровня и качества жизни.

В Программе приводится анализ конкурентной среды, дается характеристика рынков товаров и услуг, имеющих значительную важность для населения края, определены основные факторы, препятствующие развитию конкуренции, определены задачи и намечены меры по их минимизации.

Программа рассматривается как один из инструментов реализации мероприятий, определенных Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр.

В разработке проекта Программы принимали участие специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС). В целях широкого обсуждения проект Программы был размещен на официальном сайте Правительства Хабаровского края в сети Интернет. Обсуждение проекта Программы проводилось на заседании общественно-консультативного совета при УФАС, в министерстве экономического развития и внешних связей края при участии представителей бизнеса, науки, общественных организаций.

Активное участие в обсуждении и разработке проекта Программы принимали представители Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".

По итогам общественного обсуждения в проекте Программы учтено более 40 предложений и замечаний.

2. Состояние конкурентной среды, общие проблемы развития конкуренции в Хабаровском крае


Основной задачей политики Правительства края в области конкуренции является создание условий для формирования благоприятной конкурентной среды. К важнейшим факторам, характеризующим ее состояние, необходимо отнести наличие и уровень барьеров, препятствующих развитию конкуренции, избыточное регулирование хозяйственной деятельности, эффективность защиты конкуренции от антиконкурентных действий исполнительных органов власти края и хозяйствующих субъектов, уровень развития нормативной правовой базы в области налогов, инвестиционной, инновационной деятельности, а также развитие транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры, системы поддержки бизнеса.

Проведенный анализ совокупности данных факторов позволяет утверждать, что в крае наблюдаются положительные тенденции в формировании конкурентной среды. В то же время потенциал ее развития задействован далеко не полностью.

Остается высоким уровень административных барьеров. Болевыми точками здесь являются недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия при оказании услуг хозяйствующим субъектам, барьеры в области земельных отношений, доступ к государственной и муниципальной собственности, нарушения действующего законодательства в сфере государственного и муниципального заказа. Имеются тенденции роста количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Наибольшее количество нарушений совершается со стороны органов местного самоуправления (более 40%).

Чаще всего незаконным регулятивным воздействиям подвергаются хозяйствующие субъекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, операций с недвижимым имуществом (включая землю), строительного комплекса, рынка ритуальных услуг, торговли.

Острыми остаются проблемы недостаточного и неравномерного развития транспортной и энергетической инфраструктуры на территории края.

Для оценки состояния конкурентной среды в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации, а также приоритетами социально-экономического развития Хабаровского края были выделены и проанализированы отдельные рынки товаров и услуг с определением уровня развития конкуренции, выявлением факторов, препятствующих развитию конкурентных отношений.

Выбор конкретных региональных рынков для анализа продиктован, во-первых, наличием функций органов исполнительной власти края, обеспечивающих реальное воздействие на ситуацию, решение проблем развития конкурентной среды. Во-вторых, учитывалась необходимость развития конкуренции в сферах, имеющих социальную направленность и важное значение в формировании показателей качества и уровня жизни населения.

Проведенный анализ показал значительные различия в уровне развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (от высокого уровня конкуренции с низкой степенью концентрации на рынке услуг розничной торговли до низкого уровня развития конкурентной среды и высокой степени концентрации на рынке розничной торговли нефтепродуктами), а также позволил выявить как общие, так и характерные для отдельных рынков проблемы, препятствующие развитию конкуренции.

2.1. Упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности

Правительством края уделяется значительное внимание вопросам снижения барьеров при организации бизнеса, создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, повышения деловой и инвестиционной активности.

Создан и активно работает совет по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края, являющийся эффективной площадкой для диалога власти и бизнеса, практикуются его совместные заседания с общественными организациями предпринимателей.

Сформирована и развивается структура поддержки предпринимательства, включающая около 30 объектов. Краевой фонд поддержки малого предпринимательства оказывает информационные и консалтинговые услуги, осуществляет обучение начинающих предпринимателей, микрокредитование бизнес-проектов, в том числе начала бизнеса.

В 2009 году объем льготных кредитов составил более 100 млн. рублей, активы фонда увеличились до 105 млн. рублей (в 4,2 раза). Сформирован гарантийный фонд в размере 50 млн. рублей.

Созданное при министерстве экономического развития и внешних связей края агентство по привлечению иностранных инвестиций осуществляет информационное обеспечение, сопровождение проектов иностранных предпринимателей в целях облегчения входа на рынок края и осуществления хозяйственной деятельности.

В налоговом законодательстве края предусмотрены льготы инвесторам по налогу на прибыль, налогу на имущество, действуют специальные налоговые режимы для малого и среднего предпринимательства. В 2009 году снижена ставка единого налога по упрощенной системе налогообложения с 15 до 8 процентов. На уровне 2008 года сохраняются ставки арендной платы краевого и муниципального имущества для предприятий малого и среднего бизнеса, предусмотрено предоставление выкупа арендуемого имущества на льготных условиях.

Министерствами края осуществляется комплексная поддержка реализации инвестиционных проектов хозяйствующими субъектами.

На основе анализа основных проблем развития предпринимательства края выделены следующие факторы, препятствующие развитию конкуренции:

- требует дальнейшего совершенствования система оказания поддержки (организационной, информационной, консалтинговой, финансовой) при старте и ведении бизнеса. Ее инфраструктура развита неравномерно в разрезе муниципальных образований, крупные города в этом плане имеют значительное преимущество;

- недостаточны по сравнению с отдельными субъектами Российской Федерации размеры краевого фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, присутствует неравномерное распределение его средств в разрезе муниципальных образований;

- остаются актуальными проблемы технологического доступа начинающих предпринимателей, хозяйствующих субъектов к инженерным сетям (электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение и др.), низкая доступность к кредитным ресурсам при старте бизнеса, их высокая стоимость.

- недостаточна активность хозяйствующих субъектов по созданию объединений, общественных организаций в целях защиты прав предпринимателей, информационного обеспечения о рынках товаров и услуг.

     

2.2. Устранение административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства

Чрезмерные и необоснованные административные барьеры снижают деловую активность, в том числе при организации бизнеса, способствуют повышению уровня коррупции, росту нарушений антимонопольного законодательства, препятствуют развитию конкуренции.

Одним из наиболее эффективных инструментов снижения уровня административных барьеров является регламентация услуг, оказываемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления.

В рамках проведения административной реформы в крае сформирован и утвержден Реестр государственных функций и государственных услуг Хабаровского края, предоставляемых (исполняемых) министерствами края и иными органами исполнительной власти края, включающий 239 государственных услуг (функций).

Утверждено 156 административных регламентов, это около 70 процентов от необходимого объема. Регламентацию административных процедур органов исполнительной власти края предусмотрено завершить в 2010 году.

Ведется работа по оптимизации и регламентации межведомственного взаимодействия при оказании услуг, исполнения административных функций.

В крае организован и осуществляет деятельность межведомственный совет при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства, в его работе активное участие принимают общественные организации предпринимателей.

Деятельность совета направлена на выработку предложений по совершенствованию действующего законодательства, способствующих снижению и устранению административных барьеров, повышение эффективности межведомственного взаимодействия при оказании услуг бизнесу, решение наиболее острых проблем, препятствующих развитию предпринимательства.

В вопросах устранения административных барьеров выделены следующие основные проблемы:

- требуется дальнейшая оптимизация разграничения административных процедур по исполнению функции предоставления государственных (муниципальных) услуг;

- по ряду направлений остается низкой эффективность межведомственного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг представителям бизнеса, отсутствуют межведомственные регламенты оказания услуг хозяйствующим субъектам;

- для предпринимателей серьезными являются барьеры в области земельных отношений. Высокими являются размеры арендных платежей за земельные участки, а также выкупная цена земельных участков;

- до настоящего времени не внедрен единый порядок расчета арендной платы за землю во всех муниципальных образованиях;

- длительными являются процедуры предоставления земельных участков под строительство объектов (в ряде случаев сроки оформления в несколько раз превышают нормативные);

- неравные условия существуют при выкупе земельных участков с объектами недвижимости, ранее находившимися в государственной и муниципальной собственности, и с объектами, возведенными предпринимателями самостоятельно. Во втором случае выкупная цена земельного участка в шесть раз выше.

Такое положение обусловлено незавершенностью и противоречивостью земельного законодательства, отсутствием законодательно установленного механизма формирования земельных участков, недостаточно эффективного межведомственного взаимодействия;

- остаются актуальными вопросы обеспечения конкурентности при доступе к государственному и муниципальному имуществу, на рынке услуг, регулируемых государственными и местными органами власти, сокращения прямого участия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, снижения барьеров при проведении контрольно-надзорных действий.

2.3. Повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления

В крае сформирована и совершенствуется система доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти края, включающая опубликование нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края в средствах массовой информации. При разработке и принятии нормативных правовых актов осуществляется их экспертиза органами Прокуратуры Российской Федерации, проводится экспертиза на наличие коррупциогенных факторов.

В сети Интернет открыты официальный сайт Правительства Хабаровского края и информационный интернет-портал Правительства Хабаровского края, сайт "Нормативно-правовые акты Хабаровского края". Сформирован информационный портал государственных услуг. Действуют телефоны доверия, в том числе по вопросам предпринимательской деятельности.

Разработана концепция формирования в Хабаровском крае электронного правительства.

В области повышения информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти края остаются актуальными следующие проблемы:

- только в начальной стадии находится работа по переходу оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также межуровневого взаимодействия органов исполнительной власти края с органами местного самоуправления;

- требуется повышение качества и совершенствование структуры информационных материалов, размещаемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления в сети Интернет;

- отсутствует система экспертизы принимаемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления нормативных правовых актов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

В ходе анализа нормативных правовых актов органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления УФАС постоянно выявляются нарушения антимонопольного законодательства и нормы, имеющие антиконкурентную направленность. Так, в 2009 году выявлено 49 таких актов (в 2008 году - 41), в 44 акта по предложению УФАС внесены изменения, в отношении остальных фактов приняты меры антимонопольного реагирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»