Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2010 года N 107-пр


О внесении изменений в Программу дополнительных мер снижения
напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2010 году, утвержденную
постановлением Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2009 г. N 382-пр

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 24 марта 2011 года N 71-пр

__________________________

          

В целях реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2010 году, Правительство края

постановляет:

Внести в Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2010 году, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2009 г. N 382-пр (далее - Программа), следующие изменения:

1. Изложить паспорт Программы в новой редакции (прилагается).

2. Изложить строки 4, 5, 6 в таблице Баланса трудовых ресурсов по Хабаровскому краю (в среднегодовом исчислении) в приложении N 1 в следующей редакции:

1

2

3

4

5

6

7

8

"4.

Занятые в экономике

735,0

92,9

732,0

92,5

734,0

92,8

5.

Безработные (по методологии МОТ)

56,0

7,1

59,0

7,5

58,0

7,3

6.

Зарегистрированные безработные

28,5

3,6

31,2

3,9

29,5

3,7".



3. Изложить приложения N 3, 3а, 4, 4а, 4б, 5, 6 в новой редакции (прилагаются).

4. Заменить в заголовке таблицы в приложении N 8 слова "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" словами "Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан".

5. Заменить в заголовке таблицы в приложении N 9 слова "Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов" словами "Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов".



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт


Приложение
к постановлению
Правительства
Хабаровского края
от 27 апреля 2010 года N 107-пр

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Хабаровского края
от 18 декабря 2009 года N 382-пр

ПРОГРАММА
дополнительных мер снижения напряженности на рынке
труда Хабаровского края в 2010 году


ПАСПОРТ
Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке
труда Хабаровского края в 2010 году

Наименование Программы

- Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2010 году (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- подпункт 4 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти

- управление государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края

Срок реализации Программы

- 2010 год

Цель Программы

- принятие мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы

Задачи Программы

- 1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;
2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
3) развитие территориальной трудовой мобильности населения

Основные мероприятия Программы

- 1) опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников) (далее - в случае угрозы массового увольнения);
2) организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан, и граждан, ищущих работу;
3) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
4) содействие трудоустройству инвалидов;
5) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
6) оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости населения в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы в 2010 году - 257 524,68 тыс. рублей,
в том числе:
244 648,38 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета;
12 876,30 тыс. рублей - средства краевого бюджета

Целевой показатель Программы

- недопущение роста регистрируемой безработицы выше 3,7 процента (в среднегодовом исчислении) и коэффициента напряженности не выше 1,6

Показатели результативности Программы

- опережающее профессиональное обучение 1 769 работников в случае угрозы массового увольнения;
создание 4 944 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства;
стажировка в целях приобретения опыта работы для 1 320 выпускников образовательных учреждений;
организация 126 рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости для 334 безработных граждан;
адресная поддержка 140 граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Органы, осуществляющие контроль за ходом: реализации Программы

- Правительство Хабаровского края;
Федеральная служба по труду и занятости;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора


1. Содержание проблемы

1.1. Ситуация на рынке труда

Благодаря предпринятым в 2009 году органами государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края (далее также - край) мерам по снижению напряженности на рынке труда, выводу экономики края из кризисной ситуации удалось сдержать рост безработицы в пределах 4 процентов (наибольшее значение - 4 процента отмечено на 01 июля 2009 г.) и добиться положительной динамики - снижение численности безработных в июне - октябре 2009 г. По состоянию на 01 ноября 2009 г. уровень безработицы составил 3,6 процента, а коэффициент напряженности составил 1,6.

К октябрю 2009 г. изменился в позитивную сторону характер угрозы массовых увольнений: в 1,5 - 2 раза снизилась численность работников, находящихся в административных отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателей и простоях. При этом возросла численность лиц, работающих в режиме неполной рабочей недели, что позволяет сохранять занятость работников на конкретных предприятиях, снижает степень угрозы массовых увольнений, выход на рынок труда больших групп работников.

Вместе с тем ситуация на рынке труда края продолжает оставаться напряженной. Прирост численности безработных в 2009 году затронул все муниципальные образования края. На начало ноября 2009 г. при общем смягчении ситуации продолжает сохраняться прирост численности безработных как в промышленно развитых территориях: гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Бикине, Вяземском, Советская Гавань, так и в сельской местности: Верхнебуреинском, Комсомольском, имени Лазо, Нанайском, Солнечном, Ульчском и Хабаровском муниципальных районах.

Угроза массовых высвобождения отразилась на показателях движения работников между предприятиями: выбытие работников превышало их прием, что вызывало рост безработицы на рынке труда в течение всего года.

На предприятиях таких видов экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность в течение 2009 года были введены и сохранялись режимы неполной рабочей недели, административные отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, простои. В течение всего года неоднократно проводили сокращение работников открытые акционерные общества "Ургалуголь" (Верхнебуреинский район), "Дальавиа", "Дальсвязь", "Дальэнергомонтаж", "Амурский судостроительный завод", "Завод "Амурлитмаш", "Нефтеперабатываю-щий завод", "Амурская ЭРА" (г. Комсомольск-на-Амуре), "Артель старателей "Амур" (г. Хабаровск), общества с ограниченной ответственностью "Амурский ДОК" (г. Амурск), "Римбунан Хиджау Интернешнл" (район имени Лазо), "Тахтинское", "Де-Кастрилес" (Ульчский район), закрытое акционерное общество "Многовершинное" (Николаевский район) и другие.

Необходимо отметить ухудшающуюся ситуацию на рынке труда Верхнебуреинского района, особое влияние на которую оказывает открытое акционерное общество "Ургалуголь", отнесенное к системообразующим предприятиям регионального значения. Уровень регистрируемой безработицы в Верхнебуреинском районе к концу 2009 года составил 8,9 процента и вырос по сравнению с началом года в 1,3 раза.

В 2009 году ожидаемая численность привлеченных иностранных работников составляет 38,2 тыс. человек, или 5,2 процента от численности занятых в экономике края. По состоянию на 17 декабря 2009 г. выдано 18,5 тыс. разрешений на работу иностранным работникам, в том числе из стран с безвизовым порядком въезда - 9,7 тыс. разрешений, из стран с визовым порядком въезда - 8,8 тыс. разрешений. С начала года на территории края работало 29,2 тыс. иностранных работников. Процент исчерпанной квоты на привлечение и использование иностранных работников составил 52,7 процента.

Ожидается, что в 2010 году численность занятого населения составит 735 тыс. человек (в 2009 году, по оценке, - 730 тыс. человек) за счет снижения общей численности безработных, которая составит в 2010 году 56 - 58 тыс. человек, в зависимости от вариантов экономического развития края.

Уровень общей безработицы составит 7,1 - 7,5 процента от численности экономически активного населения. В трудовых отношениях будут продолжать состоять лица старших возрастов, имеющие выплаты пенсии по старости. Их численность по сравнению с 2009 годом увеличится на 1,3 процента и составит 55,0 - 55,4 тыс. человек. В 2010 году в рамках реализации инвестиционных проектов в сферах здравоохранения, образования, социальной политики, промышленности, транспорта и связи, лесопереработки, торговли предполагается создать 3,2 тыс. рабочих мест.

Правительством края разработан комплекс мер по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами в 2010 году в количестве 2,6 тыс. рабочих мест.

По прогнозу регистрируемого рынка труда на 2010 год ожидается, что по оптимистическому варианту при сохранении тенденции к улучшению социально-экономической ситуации в крае среднегодовая численность регистрируемых безработных может составить 28,5 тыс. человек; по пессимистическому варианту (кризисные явления в экономике, сохранение угрозы массовых увольнений) - 31,2 тыс. человек.

Баланс рабочих мест по краю приводится в приложении N 1 к Программе, характеристика создаваемых в 2010 году рабочих мест по инвестиционным проектам - в приложении N 2 к Программе.

1.2. Меры Правительства края по снижению негативного влияния финансово-экономического кризиса     

Правительство края придает первостепенное значение выработке мер, которые позволили бы максимально снизить воздействие кризиса на экономику и социальную сферу края. Для стабилизации социально-экономической ситуации в крае приняты распоряжение Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 731-рп "О Мероприятиях по снижению негативного влияния финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае", постановления Правительства Хабаровского края от 06 февраля 2009 г. N 30-пр "О мерах Правительства Хабаровского края по снижению негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу края", от 13 февраля 2009 г. N 40-пр "Об утверждении Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Хабаровского края в 2009 году", от 16 июня 2009 г. N 180-пр "О ходе выполнения постановления Правительства Хабаровского края от 06 февраля 2009 г. N 30-пр "О мерах Правительства Хабаровского края по снижению негативного влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу края".

Основными направлениями антикризисных действий Правительства края являются:

- сохранение социальной стабильности и предотвращение социальных конфликтов;

- создание условий для стабильной работы экономики края, комплексная поддержка реального сектора, сохранение промышленного потенциала;

- поддержка ключевых инвестиционных проектов и инвестиционных программ;

- содействие сектору малых и средних предприятий;

- ослабление напряженности на рынке труда;

- мониторинг и контроль ситуации с выплатой заработной платы;

- обеспечение доходной базы краевого бюджета.

В целях оперативного реагирования на возникающие проблемы в крае с 2009 года ведется еженедельный мониторинг текущей ситуации, создан и работает координационный совет по обеспечению финансовой стабильности экономики края, межведомственная комиссия по решению проблем просроченной задолженности по заработной плате и снижению напряженности на рынке труда, которую возглавляет Губернатор края.

В отраслевых министерствах, городских округах и муниципальных районах края созданы антикризисные комиссии (советы, рабочие группы), на заседаниях которых рассматриваются вопросы реализации мероприятий по снижению негативного влияния экономического кризиса, вырабатываются действия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в крае. Осуществляется мониторинг финансово-хозяйственной деятельности социально и экономически значимых предприятий, вырабатываются меры реагирования для обеспечения устойчивости их работы.

Предприятиям края оказывается практическое содействие в обеспечении загрузки производственных мощностей, в том числе за счет размещения государственных, краевых и муниципальных заказов, развития межотраслевой, межрегиональной кооперации. Оказывается поддержка в вопросах обеспечения сырьевыми, энергетическими ресурсами, кадрами. В крае освоен выпуск различных видов импортозамещающей продукции строительного направления и широкий ассортимент отделочных материалов; мясоперерабатывающими предприятиями края для производства колбасных изделий и мясных полуфабрикатов используется мясо свинины и птицы собственного производства.

В целях обеспечения экономики края кредитными ресурсами ведется работа с федеральными органами власти, банковскими структурами по вопросам кредитования предприятий края. За январь - август 2009 г. в экономику края привлечено 67,2 млрд. рублей кредитных средств.

Краевым налоговым законодательством установлены льготы по налогам на прибыль и имущество для организаций, реализующих инвестиционные проекты, имеющие приоритетное значение для экономики края. На уровне 2008 года сохранились объемы поддержки из бюджета края ипотечного строительства жилья, строительства жилья для молодежи. Правительством края проведена организационная работа с органами местного самоуправления по разработке мероприятий, обеспечивающих выполнение условий для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В 2009 году существенно расширены формы и объемы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Краевым законом для малых предприятий в сфере производства установлена налоговая ставка в размере 8 процентов (ранее применялась ставка 15%). Для малых и средних предприятий сохранены ставки арендной платы по краевому имуществу на уровне 2008 года. Большинством органов местного самоуправления приняты аналогичные меры в отношении арендных платежей за муниципальное имущество. Предприятия малого и среднего бизнеса имеют преимущественное право приобретения в собственность арендуемого недвижимого имущества, находящегося в краевой собственности. В 2009 году поддержка малого и среднего бизнеса, включая налоговые преференции, льготы по аренде, расходы на обучение и льготное микрофинансирование, оценивается в размере более 780 млн. рублей.

В 2010 году в крае сохранится угроза сокращения объемов производства товаров и услуг по ряду направлений в связи с сокращением спроса, как на внешнем, так и внутреннем рынке (добыча полезных ископаемых, лесопромышленный комплекс, стройиндустрия, машиностроение), в том числе возможно абсолютное снижение валового регионального продукта. Ожидается ухудшение финансового положения в основных секторах экономики, сокращение объемов прибыли и рост убытков. Остаются реальными угрозы снижения объемов инвестиций, уменьшения налоговых и иных поступлений в бюджет края, роста безработицы. В этих условиях Правительство края будет проводить работу по следующим направлениям:

- создание условий для устойчивого функционирования экономики как основы, обеспечивающей занятость, а, следовательно, и благополучие населения. Министерствам края поставлены задачи по максимальному участию в реализации федеральных мер поддержки реального сектора экономики, по содействию загрузке предприятий края. Важнейшими направлениями в этой работе будут являться развитие внутрикраевой, межотраслевой и межрегиональной кооперации, поиск новых рынков сбыта, их переориентация. Так, для черной металлургии, лесного комплекса переориентация части поставок продукции на внутренний рынок с учетом его потребностей позволит несколько снизить остроту проблем сбыта. Лесной отрасли в связи со сложной ситуацией на внешнем рынке требуется оказывать поддержку, как на федеральном, так и на краевом уровне в реализации инвестиционных проектов в деревообработке и особенно там, где уже проработан рынок, контрактное обеспечение, но возникли сложности в строительстве производственных объектов. Предприятия по добыче полезных ископаемых, энергетики, машиностроения, строительных материалов, строительства, транспорта будут привлекаться к участию в поставках продукции для краевых нужд, в кооперационных поставках. Будет проведена работа по повышению уровня информированности руководителей предприятий о потребностях внутрикраевого и регионального рынков, по содействию загрузке предприятий оборонно-промышленного комплекса государственными и внешними заказами, совершенствованию механизмов их распределения, кредитования и финансирования;

- привлечение инвестиций из всех возможных источников, содействие частным инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории края, сохранение и увеличение объемов строительных работ и монтажа будут способствовать расширению спроса на продукцию краевых производителей (металлопродукция, стройматериалы, лесоматериалы, продукция машиностроения и др.), в конечном итоге, и обеспечивать занятость населения;

- активизация работы по мобилизации доходов в бюджет края, рациональное и эффективное расходование бюджетных ресурсов, безусловное исполнение бюджетных обязательств.

В целях обеспечения возможности трудоустройства жителей края Правительством края в 2009 году сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы на 13,5 тыс. разрешений (28%). В целях снижения негативного влияния кризиса на рынок труда, снижения уровня безработицы в крае, уменьшения потребности в привлечении иностранной рабочей силы принято постановление Губернатора Хабаровского края от 21 декабря 2009 г. N 188 "О мерах по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами в 2010 году", которым утвержден план мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами в 2010 году. Для решения поставленной задачи предусмотрено: проведение мониторинга использования работодателями иностранной рабочей силы в разрезе профессий; проведение разъяснительной работы с руководителями курируемых предприятий о необходимости замещения российскими гражданами вакансий, предназначенных для иностранных работников; проведение оценки профессионального образования и квалификации привлекаемых иностранных работников уровню профессионального образования и квалификации безработных граждан; подготовка и переобучение безработных граждан, граждан, ищущих работу и находящихся под риском увольнения, на заявленные для иностранных работников профессии; направление российских граждан на предприятия, использующие иностранную рабочую силу, в качестве стажеров в рамках Программы и другие мероприятия.


2. Основные цели и задачи Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»