Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 августа 2009 года N 2782


Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности
 в г. Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года»

(с изменениями на 24 октября 2013 года)
(редакция, действующая с 29 октября 2013 года)

__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Администрации города Хабаровска
от 19 ноября 2013 года N 4896

__________________________  


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 8 июля 2010 года N 2222
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 19 сентября 2011 года N 3020
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 13 марта 2012 года N 905
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 19 октября 2012 года N 4433
     Постановлением Администрации города Хабаровска от 24 октября 2013 года N 4135
     ________________________________     



В соответствии с распоряжением Мэра города от 04.04.2008 N 923-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года», на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие инновационной деятельности в городе Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 г.» (далее - Программа) согласно приложению.

2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета города на соответствующий год.

3. Пресс-службе администрации города (Горбунов А.В.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».

4. Контроль за исполнением постановления возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

И.о. Мэра города
А.Н. Волокжанин

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации города
от 05 августа 2009 года N 2782

     

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009-2012 годы
и на период до 2020 года»

(с изменениями на 24 октября 2013 года)


ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
«Развитие инновационной деятельности в городе Хабаровск
на 2009-2012 годы и на период до 2020 года»

     

Наименование Программы

Развитие инновационной деятельности в городе Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Мэра города Хабаровска от 04.04.2008 N 923-р «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 года»

Муниципальный заказчик Программы

Администрация города Хабаровска

Руководитель Программы

Начальник управления экономического развития администрации города

Ответственный исполнитель Программы

Начальник отдела развития предпринимательства управления экономического развития администрации города

Цели и задачи Программы

Цель: разработка системы мер и создание условий формирования городской инновационной среды для перехода экономики города на интенсивный путь развития.
Задачи:
- стимулирование инновационного спроса;
- создание инновационной инфраструктуры;
- повышение уровня инновационной культуры;
- привлечение инвестиций в инновационную сферу;
- стимулирование создания малых инновационных предприятий.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Число организаций, осуществляющих инновационную деятельность (технологические, организационные или маркетинговые инновации) - 50 ед.

Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, - 30%.

Число организаций, имевших завершенные инновации в течение последних трех лет, - 48 ед.

Отгружено товаров инновационного характера собственного производства, выполнено работ и услуг инновационного характера собственными силами - 3300,0 млн. руб.

Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции - 4%.

Затраты на технологические инновации - 3000,0 млн. руб.

Общее число субъектов инновационной деятельности (45 ед.), получивших муниципальную поддержку в виде:

- участия в выставках, ярмарках;

- пониженной арендной платы;

- участия в обучающих мероприятиях;

- субсидирования затрат за счет средств городского бюджета

(в редакции Постановления Администрации города Хабаровска от 19 октября 2012 года N 4433 - см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

2009 - 2012 годы и на период до 2020 года с ежегодной корректировкой

Объемы и источники финансирования Программы

Всего: 74104,5 тыс. руб., в том числе:
бюджет города - 70504,5 тыс. руб.;
привлеченные средства - 3600,0 тыс. руб.

(в редакции, введенной в действие с 16 марта 2012 года Постановлением Администрации города Хабаровска от 13 марта 2012 года N 905 - см. предыдущую редакцию, Постановления Администрации города Хабаровска от 19 октября 2012 года N 4433 - см. предыдущую редакцию, с 29 октября 2013 года Постановлением Администрации города Хабаровска от 24 октября 2013 года N 4135 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатель социально-экономической эффективности

Формирование городской инновационной системы, обеспечивающей рост производства высокотехнологичной продукции и услуг, повышение конкурентоспособности экономики, улучшение условий и качества жизни населения.
Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы:
- рост производства инновационной продукции;
- создание новых рабочих мест;
- расширение налогооблагаемой базы.

     
     Паспорт в редакции, введенной в действие с 16 июля 2010 года Постановлением Администрации города Хабаровска от 08 июля 2010 года N 2222  - см. предыдущую редакцию.

Введение


Достойный ответ на вызовы XXI века требует новой концепции экономического роста и социально-экономического развития Дальнего Востока. Она включает несколько стратегических идей: формирование устойчивого ядра постоянного населения на юге Дальнего Востока как главного элемента противостояния экономической экспансии сопредельных стран; использование фактора внешней торговли для ускорения социально-экономического развития региона; создание зон инновационного развития на основе территориально-производственных кластеров.

Ставка на инновационное развитие стала стратегической задачей современной России. Ее решение требует формирования экономики инновационного спроса, то есть потребности в наукоемких разработках ключевых отраслей экономики.

Анализ развития высокотехнологичных предприятий Хабаровского края позволил сформулировать систему необходимых условий и факторов инновационного развития:

- востребованность продукции на внутреннем и внешнем рынке, широкое привлечение для ее производства зарубежных инвестиций, менеджмента, техники и технологий;

- наличие в производимой продукции ренты по интеллекту или природным ресурсам;

- государственная поддержка на федеральном, краевом и муниципальном уровнях;

- наличие квалифицированной рабочей силы, производственных фондов, научных и проектно-конструкторских структур и др.;

- менеджмент, ориентирующийся на стратегию развития;

- кооперационные связи и интеграции с ведущими высокотехнологичными отечественными организациями.

В Хабаровском крае не везде есть условия и факторы для инновационного развития. Город Хабаровск ими располагает. Здесь сохранились высокопрофессиональный кадровый потенциал, восприимчивые к нововведениям отрасли экономики, образовательная, финансовая и предпринимательская инфраструктура, расширяются научные, культурные и деловые связи с сопредельными государствами. Необходимо вовлечь их в инновационный процесс. Это требует включения в практику государственного управления соответствующих форм и механизмов национального патронажа, участия в инновационном развитии всех уровней власти. Программно-целевое планирование - один из эффективных, проверенных временем инструментов подобного управления, а городские программы - апробированный и действенный механизм муниципального участия в этом процессе.

Данная программа разработана в контексте распоряжения Губернатора Хабаровского края от 08.08.2007 N 430-р «О прогнозе развития инновационной деятельности в Хабаровском крае до 2010 г.», в соответствии с мероприятиями которого существенным образом увеличится инновационная составляющая экономики Хабаровского края.

     

     

1. Основные термины, используемые в программе


Субъекты инновационной деятельности - юридические и физические лица:

- создающие новые или усовершенствованные продукты и процессы;

- содействующие освоению и распространению инноваций;

- оказывающие финансовую поддержку инновационной деятельности.

Инновационные фонды - финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из различных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Венчурный фонд - фонд, объединяющий средства инвесторов и специализирующийся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.

Бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.

Инновационная организация - организация, осуществляющая инновационную деятельность.

Инновационная политика - определение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационная программа - комплекс взаимосвязанных мероприятий и проектов, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой политики в области развития инновационной системы.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг.

Инфраструктура инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и нормального функционирования инновационных процессов.

Технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности.

Центр трансфера технологий - организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных и т.д.).

Расчетный срок окупаемости инновационного проекта - срок окупаемости инновационного проекта, установленный проектной документацией.

     

2. Основные проблемы устойчивого развития города Хабаровска


Согласно Стратегическому плану устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., миссией города является формирование на его базе крупного селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока.

Однако Хабаровск до сих пор не стал центром притяжения дальневосточников. При небольшом положительном сальдо миграционного оборота сохраняется отрицательное естественное движение населения. Это является следствием ряда серьезных недостатков в системе жизнеобеспечения хабаровчан.

Наиболее острой проблемой, затрудняющей устойчивое развитие Хабаровска, является низкий уровень благосостояния людей. Жители города отметили это в разных аспектах: низкая заработная плата (63,1%); низкое и очень низкое благосостояние семьи (53,9%); причина невозможности иметь двух и более детей (80,4%); факторы, негативно отражающиеся на развитии ребенка как личности (62%). Только 20,4% опрошенных уверены в своем материальном положении на ближайшие 10 лет.

В качестве других проблем жители города назвали низкое качество экологии (81,8%), неудовлетворенность медицинским обслуживанием (71,5%) и школьным образованием (51,2%), недоступность жилья (43,8%). Особенно остра жилищная проблема. В качестве главной причины переезда 35,1% опрошенных отметили неудовлетворенность жилищными условиями. Решение жилищной проблемы в качестве первоочередной цели на ближайшие 10 лет ставят 77% опрошенных.

     

3. Место и роль инновационного развития


Ведущим фактором решения личных проблем благосостояния человека является развивающаяся высокоэффективная экономика города, то есть сфера приложения труда, инвестиций, ресурсов, интеллекта горожан, позволяющая получать достойную заработную плату и на ее основе осуществить все необходимые действия и элементы расширенного воспроизводства. Это позволяет решить личные проблемы материального характера, привлекать в город бизнес для получения высоких прибылей, наполнять бюджетную систему, увеличивать финансирование социальной сферы города. Предприятия, организации, проекты, чтобы получить поддержку городского сообщества, должны соответствовать концепции формирования «новой экономики», то есть требованиям инновационности, прогрессивным тенденциям технологического развития производства, конкурентоспособности города в системе национального и мирового разделения труда.

Использование инновационных технологий в социальной и экономической сферах Хабаровска позволяет достичь:

- увеличения оборотов и прибыли организаций и предприятий вследствие развития производств;

- повышения конкурентоспособности продукции;

- обеспечения устойчивого финансирования научных исследований и разработок НИИ города;

- закрепления и омоложения высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров на предприятиях и НИИ города;

- решения экологических проблем за счет внедрения новых технологий переработки промышленных и бытовых отходов, систем очистки и утилизации сточных вод;

- роста налогооблагаемой базы;

- перехода Хабаровска в режим устойчивого функционирования;

- повышения привлекательности труда на предприятиях города;

- создания новых рабочих мест, повышения загрузки мощностей действующих предприятий, повышения уровня доходов населения.

Кроме того, значительные перспективы инновационного развития открываются при формировании в г. Хабаровске региональных медицинских и образовательных центров. Они нуждаются в современном оборудовании, кадрах высшей квалификации, что, в свою очередь, востребует новые информационные технологии консультирования и лечения, обучения и переподготовки кадров. Это потребует разнообразных мер государственной и муниципальной поддержки и развития инновационной инфраструктуры.

     

     

4. Инновационный потенциал города
в системе Хабаровского края и Дальнего Востока

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»