Руководителям органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования
Министерство образования Хабаровского края направляет для использования в работе методические рекомендации по организации учебных занятий в начальных классах малокомплектных школ края.
Просим довести данные рекомендации до педагогических коллективов подведомственных малокомплектных школ.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Заместитель министра - начальник
управления общего образования
A.M. Король
Преподавание в малокомплектной начальной школе имеет ряд особенностей. Из-за малого количества учащихся, детей приходится объединять в классы-комплекты, в одном помещении с разновозрастными учащимися работает один учитель.
Класс-комплект - это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе, согласно постоянному расписанию.
Формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей (п. 2.9.10. СанПиН 2.4.2.1178-02).
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02) допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещённых классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трёх-четырёх классов - не более 15 детей.
Для предупреждения утомления обучающихся следует сокращать продолжительность совмещённых (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 минут (кроме урока физической культуры). Продолжительность совмещённых уроков сокращается до 40 минут, последних уроков до 35 минут. В 1 классе согласно базисному учебному плану 2004 г. продолжительность уроков - 35 минут - весь учебный год.
Таким образом, выбор принципа объединения классов в комплект зависит от объективного фактора (число учащихся каждого класса и число первоклассников, стабильности условий и числа учителей).
Организация учебного процесса в классе, где одновременно под руководством одного учителя в одном помещении обучаются ученики первых, вторых, третьих и четвёртых классов, имеет ряд особенностей, отличающих его от учебно-воспитательного процесса в школе, где один учитель работает с детьми одного класса. Соответственно, и урок в объединённом классе отличается от урока с одной возрастной группой и по структуре, и по организационным формам.
Главная особенность урока в объединённом классе - обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке. Чтобы объяснить учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без его непосредственного руководства, выполнить то или иное задание. И пока ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новое, спрашивает пройденное, разъясняет очередное задание для самостоятельной работы ученикам другого класса.
Вторая особенность урока - чередование работы учащихся под непосредственным руководством учителя, работы с учителем и самостоятельной по заданию учителя или собственному выбору.
Третья особенность - зависимость объёма самостоятельной работы и времени, отводимого на её выполнение, от объёма и времени работы учителя с другим классом.
Количество чередований этапов урока зависит от многих условий: характера расписания (разнопредметное и однопредметное), содержания учебного материала, степени умения учеников самостоятельно работать, а также возрастных возможностей детей. Так, первоклассники в состоянии сосредоточенно работать не более 5 минут, поэтому и количество этапов их самостоятельной деятельности должно соответствовать их возможностям. Они ещё не владеют даже самыми простыми учебными умениями, помощь учителя им нужна постоянно.
Чем старше ученики, чем большим числом умений они владеют, тем больше возможностей для самостоятельной деятельности. Как правило, в один урок включаются две-три самостоятельные работы, иногда пять. Но дробность самостоятельной работы может привести к разрушению целостность восприятия учебного материала.
В общем виде структуру уроков можно представить так
Этапы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
I этап | Общий этап работы под руководством учителя | |||
II этап | Работа с учителем | Самостоятельная работа учащихся | ||
III этап | Самостоятельная работа | Работа с учителем | Самостоятельная работа | |
IV этап | Самостоятельная работа | Работа с учителем | Самостоятельная работа | |
Vэтап | Перемена, отдых | Самостоятельная работа | Работа с учителем | |
VI этап | Общий этап работы с учителем - подведение итогов урока |
Рациональное соединение классов - один из важных компонентов успешной работы на уроке. При объединении классов в один комплект наибольшую трудность вызывает первый класс. Возможные варианты объединения его с другими классами начальной школы.
Первый и второй классы. Положительным в таком объединении становится близость возраста и то, что первый класс - пропедевтический. В этом варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: для первоклассников - показ образца, для второклассников - повторение и упражнение в правильном действии. Произвольность внимания у первоклассников - 5 минут, у второклассников - 8 минут. Объединение позволяет работать в парах сменного состава.
Недостатком объединения 1 и 2 классов в комплект является неумение детей обоих классов работать самостоятельно не только из-за несформированности этого умения, но и потому, что дети фактически не владеют беглостью и правильностью чтения, что затрудняет работу с учащимися обоих классов.
Первый и третий классы. Положительным в этом варианте объединения становится то, что ученики третьего класса умеют работать самостоятельно, и время их произвольного внимания - 10-12 минут. Это позволяет учителю организовать самостоятельное выполнение довольно сложных заданий. Относительная подготовленность третьеклассников даёт возможность им помогать учителю в качестве консультантов - «учителей» при использовании технологии коллективного способа обучения.
Недостаток варианта - соблазн и возможность увеличить время и объём самостоятельной деятельности третьеклассников с тем, чтобы высвободить время для работы с первоклассниками.
Первый и четвёртый классы. В данном варианте не следует уделять больше времени первоклассникам за счёт учеников четвёртого класса, организуя их самостоятельную работу, так как четвёртый класс - выпускной, за этот год повторяется и обобщается учебный материал по всему начальному звену на качественно ином уровне. У детей этого возраста появляются новые возможности мыслительной деятельности.
Исходя из специфики малокомплектной школы - обязательности самостоятельной работы учащихся на каждом уровне, основной критерий объединения классов в комплект - возможность детей работать вне постоянного руководства учителя. И с этих позиций объединение в один комплект 1 и 3 классов, 2 и 4 - самое целесообразное.
Обучаясь в классе-комплекте, ученик должен научиться:
- сосредоточиваться на выполнении задания;
- не слушать объяснений учителя для другого класса;
- не обращать внимания на картинки и другие демонстрационные материалы, предназначенные не им;
- не слушать ответы учеников другого класса;
- моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
В связи с этим в классах-комплектах необходимо больше, чем в обычных классах, уделять внимания умению школьников самостоятельно работать.
Самостоятельная работа - это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, которая проводится без участия учителя. Самостоятельная работа развивает активность детей, формирует произвольное внимание, учит сосредоточенно заниматься своим делом, игнорируя происходящее вокруг.
Для учеников 1-4 классов доступны и посильны следующие виды самостоятельных работ:
- подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала (повторение по учебнику, работа с карточками и таблицами и т. п.);
- самостоятельное изучение нового материала, проводимое по детальной инструкции;
- упражнения на закрепление с целью усвоения способов действия с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памятки;
- разнообразные тренировочные упражнения;
- контрольные и проверочные задания, которые предлагаются после усвоения всех частей учебного материала.
По форме самостоятельные работы могут быть устными и письменными. Устные применяются редко. Чаще всего применяются письменные самостоятельные работы, которые необходимо разнообразить, чтобы равномерно нагружались все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Длительность самостоятельных работ зависит от сложности заданий и возможностей учащихся. Длительность необходимо дозировать от класса к классу, постепенно приучая детей выполнять самостоятельную работу за определённое время.
Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
Класс | 1 полугодие, мин. | 2 полугодие, мин. |
1-й | 5-10 | 10-15 |
2-й | 6-12 | 12-17 |
3-й | 8-15 | 14-18 |
4-й | 15-20 | 19-25 |
Самостоятельная работа выполняет в классе-комплекте преимущественно учебные и контрольные функции. В зависимости от целей и задач её практикуют на всех этапах урока. Чаще всего учителя на самостоятельную работу выносят закрепление и повторение (около 60 % всего объёма), реже - усвоение нового материала (около 20 %), остальная часть самостоятельной работы предназначается для выполнения проверочных работ (около 20 %). Проверочные работы необходимы для контроля знаний, умений, способов их применения. На каждом уроке детям предлагаются работы разнообразного вида и назначения: подготовительные, обучающие, проверочные.
Подготовительные самостоятельные работы предлагаются ученикам с целью повторить изученный материал, который будет необходим для понимания нового знания (этап актуализации знаний). Задания учитель подбирает таким образом, чтобы создалась проблемная ситуация с затруднением или удивлением. То есть помимо заданий на пройденный материал, необходимо включать задания на новый материал. Это даст возможность детям определить проблему, которую им предстоит решить самостоятельно или совместно с учителем.
Самостоятельные работы при изучении нового материала возможны, если у учеников нет проблем с чтением и пониманием прочитанного. При этом хорошо развиваются познавательные способности детей, а главное - успешно формируются навыки самообразования.
Обучающие самостоятельные работы дети выполняют на уроках применения или закрепления нового знания. Их цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Такие самостоятельные работы предполагают наличие подробных инструкций по выполнению того или иного задания (в виде алгоритма).
На заключительных этапах уроков предлагаются проверочные работы. Их цель: контроль качества усвоения учебного материала.
Эффективность самостоятельной работы зависит от её организации. Планируя и предлагая самостоятельную работу в классе-комплекте, необходимо:
- хорошо понимать её цели;
- отчётливо видеть её место и роль в структуре данного урока;
- ориентироваться в требованиях определённого уровня овладения учебным материалом;
- учитывать уровень подготовленности и возможности учеников;
- определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени;
- искать рациональные способы проверки работ;
- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством учителя.
Не все предметы и не все уроки одного предмета предоставляют одинаковые возможности для организации самостоятельной работы. Больше всего их на уроках русского языка (иностранного языка), математики, рисования и трудового обучения. Меньше - на уроках литературного чтения и окружающего мира. Уроки музыки и физкультуры проводятся только с участием учителя.
Важную роль в организации самостоятельной работы на всех уроках играют указания: инструкции, алгоритмы, предписания, опорные схемы и т. д. Раздаточный материал содержит «опоры» - готовые образцы, примеры выполнения заданий, рассуждений или действий. Инструкции необходимы для самостоятельной работы.
Больше всего ученику нужна помощь при освоении нового вида работы. В этом случае методика рекомендует в индивидуальных карточках или на доске записывать планы (алгоритмы, инструкции) размышлений. Сначала эти инструкции подробные. Но со временем они становятся всё более сжатыми.
Ответственная роль в поддержании интереса детей и эффективности обучения принадлежит учебникам. Следует остановиться на каком-то одном учебнике, для того, чтобы хорошо изучить его содержание, привыкнуть к учебнику и подготовить комплект раздаточных материалов.
Чтобы облегчить детям работу с учебником, целесообразно:
- в случае необходимости изменять последовательность действий, предложенных в учебнике;
- вводить краткие дополнительные инструкции по выполнению заданий;
- дополнять инструкции алгоритмическими требованиями, к которым привыкли дети.
Любые инструкции должны быть понятны детям.
В условиях работы с двумя классами у учителя особенно остро стоит вопрос о правильном распределении и использовании времени. Если классы и уроки сочетаются так, что один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой - при непосредственном участии педагога, то потерь времени удаётся избежать.
Резервы сбережения времени кроются не только в рациональном соединении классов, правильно организованной самостоятельной работе учащихся, но и в грамотно составленном расписании занятий.
Малокомплектные школы могут работать в режиме, как пятидневной недели, так и шестидневной. Режим работы начального звена не зависит от того, какой из учебно-методических комплектов школа использует. При составлении расписания педагогами учитываются особенности разных учебных предметов с точки зрения возможности организовывать самостоятельную работу детей на уроке. Чаще всего в расписании используется однопредметное совмещение (математика с математикой, русский язык с русским языком), т.к. учителю легче сосредоточиться, не приходится переключаться с одной области знаний на другую, появляется возможность предлагать учащимся общие задания на разном учебном материале, что в конечном итоге позволяет повысить продуктивность обучения.
В условиях подобного совмещения в расписании предусматривается проведение уроков технологии, физической культуры, изобразительного искусства, музыки. При этом в определённой мере обеспечивается дифференциация содержания занятий с учётом различия программ каждого класса. В расписании часть дня отводится для работы только с одним классом.
Примерное однопредметное совмещённое расписание