Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2008 года N 276-пр


О государственной целевой программе Хабаровского края
"Демографическое развитие Хабаровского края"

(с изменениями на 18 декабря 2013 года)

__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 декабря 2013 года N 439-пр

__________________________


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2009 года N 378-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июля 2012 года N 225-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 408-пр
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2013 года N 439-пр

     ________________________________


     ______________________
     *Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июля 2012 года N 225-пр - см. предыдущую редакцию.


В целях улучшения демографической ситуации, создания условий для оптимизации процессов естественного воспроизводства и сокращения естественной убыли населения, последующей стабилизации численности населения края Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную целевую программу Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края" (далее - Программа). (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июля 2012 года N 225-пр - см. предыдущую редакцию).

2. Министерству экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.) обеспечить контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности министерств края, иных органов исполнительной власти края, участвующих в реализации Программы. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2009 года N 378-пр - см. предыдущую редакцию).

     3. Пункт исключен Постановлением Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2009 года N 378-пр - см. предыдущую редакцию.
     4. Пункт исключен Постановлением Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2009 года N 378-пр - см. предыдущую редакцию.

5. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края разработать мероприятия по улучшению демографической ситуации с учетом положений Программы.

6.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2009 года N 378-пр - см. предыдущую редакцию).

7. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 г.

     

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Ишаев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 26 ноября 2008 года N 276-пр

(в редакции
Постановления Правительства Хабаровского края
от 16 декабря 2009 года N 378-пр

- см. предыдущую редакцию,

Постановления Правительства Хабаровского края
от 5 июля 2012 года N 225-пр

- см. предыдущую редакцию)

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Демографическое развитие Хабаровского края"

(с изменениями на 18 декабря 2013 года)


ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Демографическое развитие Хабаровского края"

     

Наименование государственной целевой Программы

- "Демографическое развитие Хабаровского края" (далее - Программа)

Ответственный
исполнитель
Программы

- министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края

Соисполнители Программы

- министерство образования и науки Хабаровского края;

министерство здравоохранения Хабаровского края;

министерство социальной защиты населения Хабаровского края;

министерство культуры Хабаровского края;

управление печати и телерадиовещания Правительства края

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 408-пр - см. предыдущую редакцию)

Долгосрочные краевые целевые программы

- в рамках реализации Программы выполнение отдельных долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрено

Основные мероприятия

- укрепление семьи как основы воспроизводственных процессов;

улучшение состояния здоровья населения края и снижение смертности;

охрана здоровья детей и подростков в крае;

укрепление репродуктивного здоровья населения края;

формирование здорового образа жизни населения края;

реализация дополнительных мер по созданию равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

мероприятия в области повышения культуры;

совершенствование деятельности по охране труда;

совершенствование демографической и миграционной политики края

Цель Программы

- улучшение демографической ситуации в Хабаровском крае

Задачи Программы

- улучшение качества жизни, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни;

укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

совершенствование региональной демографической политики

Целевые показатели
(индикаторы)
Программы

- рождаемость населения;

суммарный коэффициент рождаемости;

смертность населения;

смертность населения (без показателя смертности от внешних причин);

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении);

изменение численности населения (прибыль, убыль);

коэффициент миграции населения

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 408-пр - см. предыдущую редакцию)

Этапы и сроки
реализации
Программы

- Программа реализуется с 2009 года в три этапа, в том числе:

1 этап - с 2009 по 2012 год;

2 этап - с 2013 по 2015 год;

3 этап - с 2016 по 2020 год

Ресурсное обеспечение реализации Программы

- общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 678 322,60 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе:

в 2009-2015 годах - 377 471,60 тыс. рублей, из них:

1 этап - 186 091,00 тыс. рублей:

2009 год - 45 805,00 тыс. рублей,

2010 год - 39 390,00 тыс. рублей,

2011 год - 39 115,00 тыс. рублей,

2012 год - 61 781,00 тыс. рублей;

2 этап - 191 380,60 тыс. рублей:

2013 год - 63 044,60 тыс. рублей,

2014 год - 61 635,00 тыс. рублей,

2015 год - 66 701,00 тыс. рублей;

3 этап (в 2016-2020 годах) - 300 851,00 тыс. рублей

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 408-пр - см. предыдущую редакцию, Постановления Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2013 года N 439-пр - см. предыдущую редакцию)

Конечный результат реализации Программы

- увеличение к 2020 году рождаемости до 12,7 человек на 1 тыс. населения, на 9,5 процента к уровню 2007 года (11,6 человек на 1 тыс. населения);

к 2020 году смертность - 14,2 человека на 1 тыс. населения, не выше уровня 2007 года (14,2 человек на 1 тыс. населения);

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении к 2020 году до 74 лет, или на 14,2 процента к уровню 2007 года (64,8 года)

(в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 408-пр - см. предыдущую редакцию)

     

     

1. Характеристика состояния и проблем демографического развития

     

1.1. Оценка демографической ситуации первого этапа реализации Программы

          

Современная демографическая ситуация в Хабаровском крае (далее - край) в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, которые в значительной степени обусловлены происходившими социально-экономическими преобразованиями в стране. Главная особенность ситуации - это неуклонное снижение численности населения, низкая рождаемость, высокая смертность населения, большие потери населения из-за сверхсмертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, продолжающееся старение и миграционная убыль населения.

К началу 2008 года численность постоянного населения края составила 1 403,7 тыс. человек. Из общей численности населения 1 130,8 тыс. человек (80,6%) - горожане, 272,9 тыс. человек (19,4%) - сельские жители.

Процесс сокращения численности населения начался с 1992 года. С 1992 по 2007 год включительно край потерял 220,8 тыс. человек (13,6%). В 1992-1999 годах в убыли населения края решающую роль играл миграционный отток (72%). С 2000 года основная причина депопуляции - естественная убыль населения.

Величина ожидаемой продолжительности жизни населения края составила 63,7 года, меньше, чем в среднем по Российской Федерации на 3 года.

Одной из основных проблем смертности населения оставалась мужская сверхсмертность в трудоспособном возрасте. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13,4 года меньше, чем женщин. По последним данным более 40 процентов всех умерших приходится на лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, из них свыше 79 процентов - мужчины.     

Абзацы седьмой, восьмой исключены - Постановление Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 408-пр - см. предыдущую редакцию.

Младенческая смертность, несмотря на сокращение к 2008 году (на 31,2 процента по сравнению с 2000 годом), сохраняется относительно высокой - 11,9 промилле на 1 тыс. родившихся живыми (по России - 9,4 промилле).          

На темпы роста смертности оказывает влияние и изменение возрастной структуры населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного выросла с 15,9 процента на начало 2000 года до 17,9 процента на начало 2007 года, доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 4,4 процента и составила 16 процентов от общей численности населения края.

Основными причинами смертности населения в крае в 2007 году оставались заболевания системы кровообращения (свыше 50% от общего числа умерших), несчастные случаи, отравления и травмы (около 17%), новообразования (более 13%).

Сложившийся в крае уровень рождаемости значительно ниже необходимого для простого замещения поколений родителей их детьми. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода 15 - 49 лет) составляет 1,297 против необходимых 2,150 (в России - 1,404; в Дальневосточном федеральном округе - 1,287). Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1 - 2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.

К моменту начала реализации Программы наблюдалось стабильное ухудшение брачной структуры. Падение ценности семьи, отсутствие устойчивых социально-культурных укладов предопределяет неустойчивость семейных отношений.

Высокий уровень разводов, внебрачной рождаемости, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин - основные причины увеличения количества неполных семей, что, в свою очередь, влечет снижение частоты деторождений, а также накладывает негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей, воспитанных в неполных семьях.

В последние годы наметились позитивные изменения в естественном движении населения. Уровень рождаемости на 1 тыс. человек населения увеличился с 8,5 в 2000 году до 11,6 рождений в 2007 году (в России - 11,3; в Дальневосточном федеральном округе - 12,3 промилле). Уровень смертности, достигнув своего максимального значения в 2003 году (16,3 промилле), начал снижаться и в 2007 году составил 14,2 умерших на 1 тыс. человек населения (в России - 14,7; в Дальневосточном федеральном округе - 13,5 промилле). В определенной мере это связано с выходом в репродуктивный возраст более многочисленных поколений, а также благодаря предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. Положительное значение имеет реализация намеченных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на повышение качества медицинских услуг населению, развитие первичной медико-санитарной помощи, охрану материнства и детства, борьбу с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Наряду с естественной убылью населения численность населения в крае сокращалась и за счет миграционного оттока. В числе основных причин оттока населения всегда были суровые климатические условия, отдаленность от центральных районов страны и высокие транспортные расходы. В последние годы помимо утраты сравнительных преимуществ региона по уровню доходов населения добавились проблемы более низкого по сравнению с европейской частью России качества жизни населения и ухудшение экологической ситуации в крае.

С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения увеличились в 2007 году к уровню 1999 года в 2.2 раза, реальная заработная плата - в 2,5 раза, реальный размер пенсий - в раза. Несмотря на достигнутый рост, уровень и качество жизни населения существенно отстают от среднероссийских.

Номинальная среднемесячная заработная плата в крае с 1999 по 2007 год выросла в 8,1 раза и составила 15,7 тыс. рублей. Это выше, чем по России на 16,3 процента и на 5,9 процента ниже средней заработной платы в Дальневосточном федеральном округе. Между тем более 22 процентов работников в крае в 2007 году получали заработную плату на уровне прожиточного минимума или ниже. В 2007 году около 40 процентов пенсионеров края имели доход ниже прожиточного минимума пенсионера.

К началу реализации Программы покупательная способность населения была ниже среднероссийского показателя. В крае доходы и заработная плата превышают прожиточный минимум в 2,8 раза (при среднем показателе по России в 3,25 раза).

В области социального развития основные усилия Правительства края направлялись на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение выполнения социальных гарантий и обязательств края перед его жителями.

В системе здравоохранения края первоочередными направлениями работы стало обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи, охрана материнства и детства, борьба с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.

Финансирование здравоохранения за счет бюджета края увеличилось более чем в 4 раза - с 2 млрд. рублей в 2000 году до 10,5 млрд. рублей в 2007 году. Это дало возможность сформировать достаточно прочную плат форму, обеспечить реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" и иных целевых программ сфере здравоохранения.

В крае росли объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007 году 3,6 тыс. больным оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь по разным профилям.

На начало реализации Программы, в 2007 году уровень общей заболеваемости в крае составлял 1 394 случая заболеваний на 1 тыс. населения. По существующей системе оценок - это средний уровень заболеваемости населения. При этом общая заболеваемость населения края в 1,1 раза ниже, чем по Российской Федерации, и не отличался от среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу.

Результатом целенаправленных действий Правительства края по созданию условий, обеспечивающих доступность, качество и формирование условий для развития образования, явилось сохранение положительной динамики основных показателей деятельности системы образования.

Число учащихся, приходящихся на одного учителя, увеличилось с 12 в 2004 году до 13,5 в 2007 году. Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от одного года до шести лет составлял 60,8 процента. Стабильно низким (0,3%) был удельный вес детей и подростков в возрасте 7 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, в общей численности детей и подростков соответствующего возраста. Доля детей, оставленных на повторный курс обучения, снизилась до 0,25 процента.

К началу реализации Программы наметилась тенденция к увеличению сети дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп, открыто 8 муниципальных детских садов (на 907 детей), дополнительно 104 группы в действующих муниципальных детских садах (на 2 337 детей). Но, несмотря на это, очередь на получение мест в детских садах на 01 января 2008 г. достигла 7 870 детей.

В крае остро стоит проблема социального сиротства. Более 8 тыс. детей социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осуждены, находятся в розыске.

Значительное внимание уделялось работе по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений. К началу реализации Программы, по состоянию на 01 января 2008 г. в крае было 208 приемных семей, в них воспитывалось 355 ребят из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01 января 2007 г. - 44 семьи, в них 78 детей). Проводилась работа по устройству детей в замещающие семьи.

Получили развитие временные формы устройства воспитанников в семьи граждан в каникулярное время, выходные и праздничные дни.

Усилено внимание к физической культуре и спорту, их значимости как инструмента для решения проблем воспитания здорового образа жизни и решения проблем социальной адаптации. Различными формами физической культуры и спортом на территории края к началу реализации Программы было охвачено 194 тыс. человек (13,8% населения края, при среднем показателе по России - 12%).

Ежегодно в крае проводится более 1 800 соревнований в городских округах и муниципальных районах, более 800 краевых мероприятий. Из них 61 процент - это соревнования среди детей, подростков и молодежи. В сфере массового спорта ежегодно проводится 14 комплексных спартакиад среди различных демографических групп населения края.

Улучшение демографической ситуации на территории края определяется развитием социальной инфраструктуры.

Большое внимание в крае уделяется социальной поддержке семей. Дополнительным механизмом материальной поддержки семей с детьми являлась выплата из краевого бюджета единовременного пособия при рождении второго ребенка и каждого последующего. Оно было увеличено с 1 600 рублей в 2007 году до 5 000 рублей в 2012 году.

С 2007 года организован отдых и оздоровление 28 тыс. детей из малоимущих семей.

В 2007 году государственная социальная помощь и меры социальной поддержки оказаны более 170 тыс. малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных семей за счет бюджетов всех уровней и благотворительных средств на сумму более 585 млн. рублей.

Сохранению культурного наследия и потенциала края, созданию условий для доступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры, развитию творческой инициативы традиционно уделялось значительное внимание. В крае осуществляли деятельность шесть театров, концертная организация, цирк, 324 библиотеки, 315 культурно-досуговых учреждений, 18 музеев, 46 детских школ искусства, 11 кинотеатров, пять парков. Была организована деятельность около 2 тыс. клубных формирований с числом учащихся более 30 тыс. человек, 49 коллективов художественного любительского творчества носят звание "Образцовый" и "Народный". В 2007 году на решение задач в области культурной политики из бюджета края направлено свыше 1,5 млрд. рублей.

1.2. Оценка демографической ситуации второго этапа реализации Программы

К 2012 году (к моменту завершения первого этапа Программы), благодаря стабильным и позитивным результатам, достигнутым в экономике, в крае сформированы основные предпосылки для реализации системных мероприятий, направленных на стабилизацию демографической ситуации и формирование условий для дальнейшего развития населенческого потенциала края.

В результате реализации мероприятий первого этапа Программы по большинству демографических параметров в крае отмечена стабилизация или улучшение показателей, характеризующих демографическую ситуацию: стабилизировалась рождаемость, снизилась смертность, сократилась убыль населения, увеличилась продолжительность жизни, увеличился миграционный прирост, увеличилось число детей, рожденных одной женщиной в фертильном возрасте.

На 01 января 2012 г. в Хабаровском крае проживали 1 342,5 тыс. человек. Динамика численности населения Российской Федерации в целом отличается от аналогичного показателя в Хабаровском крае (таблица 1). (Абзац изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 408-пр - см. предыдущую редакцию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»