Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2006 года N 96-пр



О мерах по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006-2010 годы

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 12 ноября 2016 года N 406-пр

__________________________


Реализация Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года осуществлялась в крае в соответствии с Концепцией стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае.

Программно-целевой подход к управлению позволил министерству образования края совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами края сосредоточить усилия на наиболее значимых направлениях развития системы общего образования.

В 2006 году в крае функционируют более тысячи учреждений общего образования, в которых обучаются и воспитываются свыше 200 тыс. детей.

Под влиянием демографических факторов за 1998-2005 годы число учащихся в крае сократилось на 77,5 тыс. человек (или на 34,8%), закрыто 37 школ и 2305 классов, в том числе в 2003-2005 годах закрыто 18 школ.

Ежегодно растут расходы краевого и муниципальных бюджетов на содержание учреждений общего образования. В 2005 году они составили 7,5 млрд. рублей, или 23,4% от объема бюджета края.

Из федерального бюджета в 2005 году на строительство и укрепление материальной базы объектов образования края поступило 83 млн. рублей (на 9 млн. рублей больше, чем в 2004 году).

За счет оказания платных образовательных услуг, поступления родительских и спонсорских средств в систему образования края в 2005 году привлечено 588 млн. рублей (на 117 млн. рублей больше, чем в 2004 году), что составило 7,8% от расходов бюджета на образование.

Это позволило обеспечить устойчивое функционирование системы общего образования, оснастить образовательные учреждения компьютерной техникой, учебно-наглядными пособиями, учебниками, провести текущие и капитальные ремонты зданий, своевременно и качественно подготовить учреждения к началу учебного года.

За 2003-2005 годы в Хабаровском крае сданы в эксплуатацию после строительства 8 объектов образования на 863 места, выполнен комплексный капитальный ремонт 12 учреждений образования, за счет средств краевого бюджета пополнен учебный фонд библиотек школ на сумму 61,4 млн. рублей, приобретено учебно-наглядных пособий на 34,5 млн. рублей.

Благодаря использованию механизмов многоканального финансирования из федерального, краевого и местных бюджетов, в настоящее время все общеобразовательные учреждения имеют современную учебную компьютерную технику.

Показатель оснащенности общеобразовательных учреждений края учебной компьютерной техникой составляет 45 школьников на один современный персональный компьютер (в 2003 году - 77 школьников), что соответствует среднему показателю по Российской Федерации.

В настоящее время 286 (65%) общеобразовательных учреждений края имеют электронную почту и доступ в Интернет (в 2003 году - 47 учреждений, или 10,3%).

Увеличение расходных обязательств края в сфере образования потребовало активизации работы по рациональному расходованию финансовых средств, внедрению новых эффективных механизмов бюджетного финансирования.

Начиная с 2004 года муниципальные общеобразовательные учреждения края переведены на дифференцированный нормативный метод планирования расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося. В среднем по краю величина норматива составила в 2005 году 15224 рубля, в 2006 году - 21945 рублей.

Министерство образования края рассматривает приоритетный национальный проект «Образование» как один из механизмов модернизации отечественного образования, направленных на системные изменения в отрасли, обеспечивающие ее качество.

В крае решены все организационные вопросы по реализации направлений проекта. Проводится информационная работа в образовательных учреждениях и среди населения по разъяснению основных положений проекта, ход его реализации отражается на сайте Хабаровской краевой образовательной информационной сети.

Ежемесячно 7413 классных руководителей общеобразовательных учреждений края получают дополнительное вознаграждение за классное руководство.

Проводится работа по конкурсному отбору школ, реализующих инновационные образовательные программы, организован конкурс лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Укреплению и развитию позитивных тенденций в педагогическом образовании и кадровом обеспечении учреждений образования способствует реализация законов Хабаровского края «О краевой целевой программе «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы», «О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся» и краевой программы «Педагогические кадры».

Улучшается качественный состав учителей, сложилась система повышения их квалификации, совершенствуется работа по закреплению педагогических и руководящих кадров. Текучесть кадров учителей в 2005 году по сравнению с 2003 годом снизилась на 2,5% и составила 5,7%.

Правительство края принимает действенные меры по социальной защите учителей, сохраняя выплаты материальной помощи, надбавок за непрерывный стаж работы в учреждениях образования, денежной компенсации за приобретение книгоиздательской продукции.

В целях закрепления молодых специалистов - целевиков из краевого бюджета в районы на приобретение и ремонт жилья в 2003-2005 годах направлено более 6 млн. рублей.

В 2003-2005 годах за счет развития новых форм дошкольных образовательных услуг и дополнительного открытия в детских садах края 125 групп на 3040 человек охват детей дошкольным образованием увеличился с 56,4 до 59,1%.

Численность детей, охваченных дошкольным образованием на базе школ, учреждений дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений в режиме кратковременного пребывания, возросла с 376 до 4604 человек.

В крае создаются условия, обеспечивающие право граждан на общедоступное и бесплатное общее образование в соответствии с государственными образовательными стандартами в части выбора образовательного учреждения, форм получения общего образования, обновления его содержания.

Увеличилась численность выпускников 9-х классов, продолжающих дальнейшее обучение, с 96,4% в 2003 году до 98,0% в 2005 году, выпускников 11-х классов - с 95,4 до 97,2% соответственно.

Произошли позитивные изменения в создании классов с углубленным изучением отдельных предметов, расширении спектра предметов школьного компонента, факультативных и элективных курсов. Во всех школах края введена предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.

Складывается система работы по государственной поддержке одаренных детей, детей с отклонениями в развитии и состоянии здоровья. В крае создана сеть специальных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять обучение, воспитание и реабилитацию 11 тыс. учащихся с проблемами здоровья.

В рамках модернизации образования получило поддержку инновационное движение. Хабаровский край активно участвует в экспериментах, проектах федерального уровня по разработке комплексной системы анализа качества образования, информатизации системы образования, апробированию нормативного подушевого финансирования, введению единого государственного экзамена.

Высшие учебные заведения края, 17 краевых, 44 муниципальных экспериментальных площадки, 27 базовых школ реализуют проекты по управлению качеством общего образования, совершенствованию его структуры и содержания, внедрению в образовательный процесс здоровье-сберегающих технологий, развитию социальной компетентности учащихся.

Значительно расширился спектр дополнительных образовательных услуг. В кружках, объединениях, клубах по интересам в 78 учреждениях дополнительного образования детей занимаются 45,9% школьников края (2005 год - 44,1%), в школах - 54,3% учащихся (2005 год - 49,8%).

Развиваются детское общественное движение, ученическое самоуправление, в образовательных учреждениях действуют 200 детских общественных организаций, 557 детских общественных объединений с охватом более 80 тыс. человек.

Решению проблемы детей «вне школы» способствуют межведомственное взаимодействие, реализация программы «Всеобуч», увеличение за счет средств краевого бюджета штатной численности Управления внутренних дел Хабаровского края до 100 инспекторов по делам несовершеннолетних для работы в школах. Профилактике асоциальных явлений в подростковой среде содействует развитие новых форм работы: «социальная гостиная», «школа полного дня», клубы для родителей детей «группы риска». Совершенствуется работа с «трудными» подростками в период каникул. Охват различными формами летней занятости 91,5% подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел края, способствовал снижению преступности среди школьников в летний период 2005 года на 3,8%.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику функционирования системы общего образования края, имеются проблемы, сдерживающие ее развитие.

Условия работы отдельных общеобразовательных учреждений не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса. В приспособленных помещениях располагаются 84 школы, которые нуждаются в реконструкции, требуется проведение комплексного капитального ремонта 20 школьных зданий.

Демографические процессы повлияли на уменьшение загрузки площадей школьных зданий. В настоящее время из 444 дневных школ только 251 (56,5%) имеет полную загрузку, 108 школ (24,3%) заполнены менее чем на 80% от расчетной мощности, 85 школ (19,2%) имеют загрузку менее 50%.

Администрациями Верхнебуреинского, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Хабаровского муниципальных районов проводится недостаточная работа по реструктуризации малокомплектных школ, в которых содержание одного учащегося в 3-5 раз превышает средние расходы на одного ученика по краю (21,9 тыс. рублей).

Усилилась тенденция морального и физического старения учебной компьютерной техники, приобретенной централизованно для общеобразовательных учреждений края в прошлые годы. В настоящее время около 6% общеобразовательных учреждений эксплуатируют компьютерные классы, не позволяющие в полной мере реализовать требования государственного образовательного стандарта по информатике, демонстрировать современные достижения информационно-коммуникационных технологий в образовании.

В последние годы возросло количество муниципальных образовательных учреждений, работающих без лицензии на образовательную деятельность. Данные нарушения имеются в Амурском, Тугуро-Чумиканском муниципальных районах.

В крае не преодолена тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений. С 1998 по 2005 год закрыто 124 дошкольных образовательных учреждения, в том числе в 2003-2005 годах - 19 детских садов.

Отсутствуют дошкольные образовательные учреждения в 22 населенных пунктах Хабаровского, в 12 - имени Лазо, в 9 - Верхнебуреинского муниципальных районов.

Имеются случаи использования помещений дошкольных образовательных учреждений не по назначению, сданы в аренду вне сферы образования помещения 67 групп дошкольных образовательных учреждений края.

Несмотря на увеличение в 2005 году охвата детей дошкольным образованием, снижение на 1451 ребенка очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях, нуждаются в детских садах 5994 ребенка в 11 территориях края.

Актуальными остаются вопросы обеспечения качества образования и гарантированных Законом Российской Федерации «Об образовании» прав обучающихся на получение образования в пределах государственных образовательных стандартов. Имеет место невыполнение в полном объеме учебных программ в отдельных школах Ванинского, Верхнебуреинского, Ульчского, Хабаровского, имени Лазо, Тугуро-Чумиканского муниципальных районов.

Несмотря на сохранение положительной тенденции сокращения численности учащихся, выбывших из общеобразовательных учреждений края до получения основного общего образования (2003 год - 390 человек, 2005 год - 292 человека), остается острой проблема детей «вне школы» в Ванинском, Верхнебуреинском, Советско-Гаванском, Хабаровском муниципальных районах.

Отмечается старение педагогических кадров, 20,6% учителей школ края имеют пенсионный возраст. Только 9,3% работающих педагогов составляют мужчины. Низкая заработная плата снижает мотивацию учителей к педагогическому труду.

В крае остается низким процент охвата школьников бесплатным питанием, который составляет 24% (2004/2005 учебный год - 21%). С момента направления субвенций из краевого бюджета на бесплатное питание учащихся из малообеспеченных и многодетных семей перестали выделять дотации из муниципальных бюджетов по этой статье расходов администрации Бикинского, Вяземского, имени Полины Осипенко, Николаевского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского муниципальных районов. Остается актуальной проблема организации горячего питания, которое получают 52,3 % учащихся (2004/2005 учебный год - 47,9%). Необходима замена устаревшего технологического и холодильного оборудования пищеблоков в большинстве школ края.

Требует совершенствования система медицинского обслуживания школьников.

Исходя из вышеприведенного анализа ситуации, сложившейся в системе общего образования, основных направлений экономического и социального развития края на период до 2010 года, стратегических ориентиров образовательной политики государства, рассмотренных и одобренных на заседании Государственного совета Российской Федерации в марте 2006 года, Правительство края

постановляет:

1. Считать приоритетными на 2006-2010 годы следующие направления деятельности исполнительных органов государственной власти края в сфере общего образования:

формирование эффективных экономических отношений; нормативное подушевое финансирование; оптимизация образовательной сети; реализация приоритетных национальных проектов; укрепление и развитие материально-технической базы учреждений образования; совершенствование качества и эффективности образования; поддержка одаренных детей; сохранение и укрепление здоровья детей; профилактика и предупреждение беспризорности; защита детства; сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений; информатизация и внедрение информационных технологий; повышение статуса, профессионального уровня педагогических и руководящих работников; общественно-государственный характер управления образованием.

2. Утвердить прилагаемые:

Комплекс мер по развитию системы общего образования Хабаровского края на 2006-2010 годы (далее - Комплекс мер);

План организационных мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2006-2007 годы.

3. Министерству образования края (Обухова Л.Ф.):

3.1. Обеспечить выполнение Комплекса мер в установленные сроки.

3.2. Осуществить с 1 сентября 2006 г. переход на нормативное подушевое финансирование.

3.3. В целях реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах:

3.3.1. Организовать конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, на получение государственной поддержки в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Срок - II квартал 2006 г., I - II кварталы 2007 г.

3.3.2. Организовать проведение конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Срок - II квартал 2006 г., I - II кварталы 2007 г.

3.3.3. Обеспечить в 2006-2007 годах оснащение учреждений общего образования края информационно-коммуникационным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, школьными автобусами в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом.

3.3.4. Обеспечить контроль за своевременным осуществлением ежемесячных денежных выплат классным руководителям в размере 1 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.

3.3.5. Организовать с июля 2006 года работу официального сайта министерства образования Хабаровского края.

4. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края:

4.1. Обеспечить выполнение в установленные сроки Комплекса мер с выделением финансовых средств на его реализацию.

4.2. Рассмотреть на заседаниях коллегий при главах муниципальных образований вопрос о мерах по развитию муниципальных систем общего образования на 2006-2010 годы.

4.3. Приступить к внедрению нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2006 г.

4.4. Продолжить работу по созданию оптимальной образовательной сети в муниципальных образованиях с учетом демографической ситуации и прогноза рождаемости.

4.5. Создать необходимые условия для реализации в 2006-2007 годах приоритетного национального проекта «Образование».

4.6. Взять под личный контроль своевременное получение лицензий на образовательную и медицинскую деятельность подведомственными образовательными учреждениями, создание условий для безопасного осуществления образовательного процесса.

4.7. Обеспечить безаварийную работу учреждений образования, своевременный завоз топлива для образовательных учреждений, эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, проведение энергосберегающих мероприятий на объектах образования.

4.8. Обеспечить ежегодную качественную подготовку объектов образования к учебному году до 25 августа, к осенне-зимнему периоду - до 1 октября с оформлением паспортов готовности.

4.9. Организовать работу по созданию до 1 января 2007 г. в каждом образовательном учреждении попечительского или управляющего совета.

5. Министерству образования края совместно:

5.1. С министерством здравоохранения края, министерством пищевой промышленности и потребительского рынка края, комитетом по физической культуре и спорту Правительства края, главами городских округов и муниципальных районов края усилить взаимодействие по реализации системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

5.2. С министерством социальной защиты населения края, главами городских округов и муниципальных районов края продолжить взаимодействие по социальной поддержке семей с детьми; организации акции «Помоги собраться в школу»; развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактике социального сиротства.

5.3. С министерством экономического развития и внешних связей края обеспечить контроль за своевременным поступлением в край средств федерального бюджета, предусмотренных федеральными целевыми программами на 2006-2010 годы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»