(с изменениями на 22 июля 2009 года)
(редакция, действующая с 31 июля 2009 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Решением Хабаровской городской Думы от 23 сентября 2008 года N 668
Решением Хабаровской городской Думы от 16 декабря 2008 года N 710
Решением Хабаровской городской думы от 22 июля 2009 года N 69
________________________________
______________________
*Наименование в редакции, введенной в действие с 7 октября 2008 года Решением Хабаровской городской Думы от 23 сентября 2008 года N 668 -см. предыдущую редакцию.
В целях осуществления мер для дальнейшего развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске и повышения социально-экономической эффективности его деятельности Хабаровская городская Дума
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 7 октября 2008 года Решением Хабаровской городской Думы от 23 сентября 2008 года N 668 -см. предыдущую редакцию)
решила:
1.Утвердить городскую целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г.Хабаровске на 2007 - 2009 годы» согласно приложению к настоящему решению. (Пункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2008 года Решением Хабаровской городской Думы от 23 сентября 2008 года N 668 -см. предыдущую редакцию).
2. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
3. Контроль за выполнением решения возложить на Вице - Мэра города Казаченко В.П. и комитет по бюджету, финансам и экономическому развитию Хабаровской городской Думы (Корниенко Н.Н.).
Мэр города
А.Н. Соколов
Приложение
к решению Хабаровской
городской Думы
от 23 января 2007 года N 388
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2007- 2009 годы»*
(с изменениями на 22 июля 2009 года)
______________________
*Наименование в редакции, введенной в действие с 7 октября 2008 года Решением Хабаровской городской Думы от 23 сентября 2008 года N 668 -см. предыдущую редакцию.
ПАСПОРТ
городской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в г. Хабаровске на 2007- 2009 годы»
Наименование программы: | городская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2007-2009 годы» |
Основание для разработки программы: | Федеральный закон от 14.06.95 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;
|
Заказчик программы: | администрация г. Хабаровска |
Разработчик программы: | управление экономического развития администрации г. Хабаровска |
Сроки реализации программы: | 2007 - 2009 годы |
Основная цель программы: | обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске, повышение социально-экономической эффективности его деятельности |
Основные задачи программы: | создание правовых, экономических условий для устойчивой деятельности малого и среднего предпринимательства; |
Исполнители программы: | Хабаровская городская Дума; Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края (ФПМП края); Городской Совет по предпринимательству при Мэре города; |
| Редакция газеты «Хабаровские Вести»; Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Главный научно-исследовательский вычислительный центр» Федеральной налоговой службы России в Дальневосточном федеральном округе (далее - Филиал ФГУП ГНИВЦ ФНС); Краевое государственное учреждение «Центр занятости населения г. Хабаровска» (далее - КГУ «ЦЗН г. Хабаровска»)
|
Ожидаемые конечные результаты: | увеличение на 1,5 - 2,0 тыс. субъектов малого предпринимательства в год; |
Объемы и источники финансирования программы: | Всего - 157,8 млн. рублей, |
(Паспорт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2008 года Решением Хабаровской городской Думы от 23 сентября 2008 года N 668 -см. предыдущую редакцию, с 30 декабря 2008 года Решением Хабаровской городской Думы от 16 декабря 2008 года N 710 -см. предыдущую редакцию, с 31 июля 2009 года Решением Хабаровской городской думы от 22 июля 2009 года N 69 - см. предыдущую редакцию).
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый и средний бизнес, который в рыночных условиях становиться серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Правительство Российской Федерации рассматривает развитие малого и среднего предпринимательства как основной резерв, позволяющий ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность продукции и снизить уровень безработицы.
Малое и среднее предпринимательство является важнейшим ресурсом развития экономики города Хабаровска, обеспечения населения товарами и услугами, создания новых рабочих мест, а также одним из основных источников пополнения муниципального бюджета.
Органы местного самоуправления города уделяют значительное внимание развитию предпринимательства как основы экономики. Перспектива развития, направленная на увеличение его вклада в экономику, предполагает, в первую очередь, формирование более эффективных мер поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.
Для реализации вышеуказанных задач Хабаровской городской Думой была принята городская целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г.Хабаровске на 2004-2006 годы».
Реализация программных мероприятий позволила достигнуть следующих результатов:
- создано дополнительно 1,9 тыс. малых предприятий, на 2,2 тыс. человек увеличилось количество действующих индивидуальных предпринимателей;
- на 10 тыс. человек увеличено количество рабочих мест в сфере малого бизнеса;
- в 2004 году доля малого бизнеса в выпуске продукции (услуг) составила 16,9 %. Объем оборота малого бизнеса в 2005 году составил 73,3 млрд. рублей, в 2006 году (по оценке) - 80,6 млрд. рублей, что составляет 32,8 и 33,6 % соответственно от оборота предприятий и организаций города по всем видам экономической деятельности;
- оказана залоговая поддержка на сумму 6,8 млн. рублей;
- на микрокредитование субъектов малого предпринимательства из бюджета города выделено 5,0 млн. рублей;
- разработан и утвержден пакет нормативных документов и управленческих решений, направленных на развитие и поддержку предпринимательства;
- налажен конструктивный диалог власти и бизнеса;
- создано МУ «Центр одно окно» для реализации принципа работы «в одно окно» на территории города Хабаровска;
- подготовлены и выпущены: 2 выпуска справочника «Инфраструктура поддержки малого бизнеса в г. Хабаровске»; 3 выпуска сборника инвестиционных предложений предприятий г. Хабаровска;
- проведено три конкурса «Лучший предприниматель города Хабаровска»;
- к обслуживанию жилфонда привлечено 21 частное предприятие, которым передано на обслуживание 8,6 млн. кв.м. жилья, или 84 % от общего объема муниципального жилфонда;
- оказано содействие в открытии новых объектов потребительского рынка и услуг: торговля - 12 единиц, общественное питание - 25, бытовое обслуживание - 18.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне по своим направлениям, в основном, соответствует краевой и федеральной политике.
Основным инструментом реализации политики органов местного самоуправления по формированию более эффективных форм поддержки малого и среднего бизнеса на ближайший период является городская целевая программа «Развития и поддержки малого предпринимательства в г.Хабаровске на 2007-2009 годы», в которой сохраняются основные направления развития и поддержки малого бизнеса, получат дальнейшее развитие не потерявшие актуальность мероприятия программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г.Хабаровске на 2004-2006 годы.
Программный подход позволяет проводить планомерную работу по улучшению делового предпринимательского климата в городе, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику развития субъектов малого бизнеса по всем видам экономической деятельности, контролировать исполнение намеченных результатов.
(Раздел в редакции, введенной в действие с 7 октября 2008 года Решением Хабаровской городской Думы от 23 сентября 2008 года N 668 -см. предыдущую редакцию).
В условиях современной рыночной экономики развитие малого предпринимательство относится к наиболее значимым направлениям политики органов местного самоуправления Хабаровска, который во многом обеспечивает решение социальных и экономических задач.
Малый бизнес становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе и в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления.
Ежегодный прирост создаваемых малых предприятий составляет 900-1000 единиц, количество индивидуальных предпринимателей увеличивается на 1-2 тысячи человек.
По предварительной оценке, к концу 2006 года на территории города будет зарегистрировано 16,6 тыс. малых предприятий, что на 13,0 % больше, чем на начало 2004 года.
При этом реально работает и уплачивает налоги около 40 % от числа зарегистрированных, или 6,6 тыс. предприятий (в 2003 году - 4,0 тыс. предприятий).
В 2005 году в результате проведенной налоговыми органами перерегистрации индивидуальных предпринимателей произошло резкое снижение их количества, как в городе, так и крае (в 2-3 раза). Их число к концу 2006 года составит 12,1 тыс. человек, из них количество уплачивающих налоги -11,2 тыс. человек.
Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса в городе Хабаровске.
В сфере торговли и общественного питания действует 45 % малых предприятий, что характерно в целом, как для Хабаровского края, так и России. На выпуске промышленной продукции занято 12 % малых предприятий от общего числа, 19 % - осуществляет свою деятельность в строительстве, оказанием транспортных услуг занимается около 3 % малых предприятий.
За 2004 год доля объема произведенной продукции, работ (услуг) малых предприятий составила 16,9 % в выпуске произведенной продукции, работ (услуг) во всех видах экономической деятельности города, что на 2,6 процентных пункта выше, чем за 2003 год. Данный показатель имеет устойчивую тенденцию к росту.
С 2005 года органы статистики перешли от учета объема производимой продукции и услуг к учету объемов оборота, отражающую их коммерческую деятельность. Объем оборота малого бизнеса в 2005 году составил 73,3 млрд. рублей, в 2006 году (по оценке) - 80,6 млрд. рублей, что составляет 32,8 и 33,6 % соответственно от оборота предприятий, организаций города по всем видам экономической деятельности.
При этом оборот розничной и оптовой торговли по городу на 40% формируется за счет малого предпринимательства.
Постоянно растет численность работающих в малом бизнесе. В целом, общее количество занятых в сфере малого бизнеса составляет около 30 % от общего количества занятого в экономике города. Если в 2004 году она составляла 85,0 тыс.человек или 25,4 % от численности занятых в экономике города (334,3 тыс.чел.), то к концу 2006 года число занятых в сфере малого бизнеса достигнет 95,0 тыс. человек или 27,9 % от числа занятых в экономике города.
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006г. (оценка) | 2006г. к 2003г. в % |
Количество зарегистрированных малых предприятий, ед. | 14680 | 15700 | 16200 | 16600 | 113,0 |
Из них количество действующих малых предприятий, ед. | 3971 | 5730 | 6482 | 6600 | 166,2 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, чел. | 27,9 | 29,2 | 11,1 | 12,1 | 43,4 |
Из них количество действующих и уплачивающих налоги, чел. | 9,0 | 13,7 | 10,8 | 11,2 | 124,0 |
Объем произведенной продукции, работ (услуг) малыми предприятиями, млрд. руб. | 10,9 | 12,1 | х | х | х |
Доля произведенной продукции, работ (услуг) малым бизнесом в валовом выпуске продукции всех видов экономической деятельности города, % | 14,3 | 16,9 | х | х | х |
Оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности, млрд. руб. | х | х | 73,3 | 80,6 | х |
Доля оборота малых предприятий в обороте предприятий и организаций города по всем видам экономической деятельности, % | х | х | 32,8 | 33,6 | х |
Объем налоговых поступления от субъектов малого бизнеса в бюджет города, млн.руб. | нет данных | нет данных | 528,7 | 522,5 | х |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в бюджет города, % | 18,1 | 19,8 | х | ||
Количество занятых в сфере малого бизнеса, тыс. чел. | 81,0 | 85,0 | 91,0 | 95,0 | 121,8 |
Доля численности работающих в малом бизнесе в общей численности, занятых в экономике города, % | 23,5 | 25,4 | 26,8 | 27,9 | 118.7 |
Фактически вклад малого бизнеса в экономику города значительно больше, но несовершенство статистического и налогового учета экономических показателей действующих субъектов малого бизнеса не позволяет увидеть реальную ситуацию в этом секторе экономики, максимально использовать потенциал малого бизнеса города.
В связи с этим необходимость принятия мер по усилению государственной поддержки малого предпринимательства и их надлежащего финансового обеспечения очевидна.
В настоящее время недостаток собственных финансовых средств является одним из основных препятствий для создания новых и дальнейшего развития существующих малых предприятий. В условиях недостаточности стартового капитала, ограниченных возможностей накопления средств и трудностей доступа к финансово-кредитным ресурсам на стадии становления бизнеса субъекты малого предпринимательства не имеют стимулов для собственного развития.