ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2006 года № 124-пр

О направлениях внешнеэкономической политики
Правительства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы

(с изменениями на 22 февраля 2007 года)


     ________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 февраля 2007 года № 34-пр
     ________________________________


В целях совершенствования внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края, направленной на решение задач создания конкурентоспособной экономики, технологической модернизации хозяйственного комплекса региона, вхождения его в систему мировых хозяйственных связей, дальнейшего развития и совершенствования структуры внешней торговли, активизации привлечения иностранных инвестиций и формирования благоприятного инвестиционного климата, Правительство края

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Направления внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы;

Мероприятия по реализации внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края на 2006 - 2010 годы (далее - Мероприятия).

2. Министерствам края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки.

3. Признать утратившими силу:

постановления главы администрации Хабаровского края:

от 10 февраля 2000 г. № 42 "Об Основных направлениях развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы";

от 24 мая 2001 г. № 207 "Об Основных направлениях внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001 - 2005 годы";
     постановления Правительства Хабаровского края:

от 08 октября 2002 г. № 19-пр "О ходе выполнения постановления главы администрации края от 10 февраля 2000 г. № 42 "Об Основных направлениях развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы";

от 09 февраля 2004 г. № 7-пр "О ходе выполнения Основных направлений внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001 - 2005 годы, утвержденных постановлением главы администрации Хабаровского края от 24 мая 2001 г. № 207".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра экономического развития и внешних связей края Левинталя А.Б.


Губернатор, Председатель Правительства края                    В.И. Ишаев



УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Правительства края
от 04 августа 2006 года № 124-пр

Направления внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края
на 2006 - 2010 годы
(с изменениями на 22 февраля 2007 года)

Введение


Внешняя торговля и иностранные инвестиции выступили фактором, ослабившим влияние на социально-экономическую ситуацию Хабаровского края (далее также - край) негативных последствий перехода российской экономики на рыночные отношения. В течение последнего 10-летия ХХ века они создали базу для интеграционного развития экономики края. Сегодня в крае работает свыше 500 совместных и иностранных предприятий, экспортная квота за последние 15 лет увеличилась более чем в 4 раза.

Усиливающейся интегрированности края в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона наряду с улучшением социально-экономической ситуации в крае, присущи и определенные негативные тенденции. Недостаток реальных мер со стороны федерального правительства по стимулированию переработки сохраняет сырьевой характер экспорта, интерес иностранных компаний только к ресурсному сектору экономики, сдерживает инвестиции в реальный сектор, тормозит развитие перерабатывающих технологий, ведет к нерациональному использованию и сокращению ресурсной базы, ухудшению экологической ситуации.

В этих условиях основной задачей Правительства края в сфере внешнеэкономической политики остается стимулирование притока иностранных инвестиций в экономику региона путем создания благоприятного инвестиционного режима и формирования эффективной структуры экспортных поставок предприятий края.

Внешнеэкономическая политика является важным элементом долгосрочной экономической стратегии края, направленной на решение задач модернизации, структурной перестройки и создания конкурентоспособной экономики, и закономерно, что расширение внешнеэкономических связей должно стать одним из приоритетных направлений модернизации хозяйственного комплекса региона.

Нормативной основой при разработке Направлений внешнеэкономической политики Хабаровского края на 2006 - 2010 годы (далее - Направления ВЭП) послужили Концепция внешней политики Российской Федерации, Федеральный закон от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года", а также другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации и края. Направления ВЭП разработаны в развитие Основных направлений внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001 - 2005 годы и Основных направлений развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы. (абзац изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 февраля 2007 года № 34-пр -см. предыдущую редакцию).

В отличие от предыдущих краевых внешнеэкономических программ в Направлениях ВЭП сделан упор на поиск путей эффективного интеграционного развития внешнеэкономических связей края в географическом аспекте. При этом, принимая во внимание тесную взаимосвязь внешнеэкономической политики и экспортного развития края, в Направлениях ВЭП объединены два ранее существовавших отдельных программных документа по развитию экспорта и по внешнеэкономической политике.


1. Основные показатели внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае в 2000 - 2005 годах


Показатель

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

1

2

3

4

5

6

7

Количество предприятий - участников ВЭД

712

714

961

1112

1419

1502

Внешнеторговый оборот края (млн. долларов США)

1457,0

2220,7

1666,8

2005,0

2292,4

3632,7

Экспорт края (млн. долларов США)

1316,0

2053,0

1427,7

1713,9

1974,1

3026,0

Импорт края (млн. долларов США)

141,0

167,7

239,1

291,1

318,3

606,7

Зарегистрировано за год предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ)

56

48

35

58

61

105

Объем производства товаров и услуг на ПИИ (млрд. рублей) <1>

2,2

4,5

6,0

14,3

11,9

12,9

Доля ПИИ в общем объеме производства товаров и услуг в крае (процентов)

3,8

2,6

2,8

5,6

4,0

4,1

Среднесписочная численность ПИИ (тыс. человек)

5,5

8,6

9,1

15,7

12,0

15,5

Объем продукции, произведенной ПИИ в расчете на одного работника (тыс. рублей)

407,1

514,0

659,1

912,8

988,6

832,3

Инвестиции ПИИ в основной капитал (млн. рублей)

298,7

643,9

896,8

2863,5

1399,4

1980,2

Иностранные инвестиции в экономику края (млн. долларов США)

27,2

19,9

33,3

27,4

96,2

245,5

в том числе прямые инвестиции

18,0

8,9

2,4

3,5

13,0

10,9


___________________

<1> Для обеспечения реальности общей картины здесь и далее данные по предприятиям с иностранными инвестициями даны без учета ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", в уставном капитале которого до 2005 года имелась незначительная доля иностранного участия.


1.1. Анализ внешней торговли Хабаровского края


Как показывают итоги социально-экономического развития края в 2000 - 2005 годах внешнеэкономическая деятельность продолжает играть важную роль в экономике края, обеспечивая финансовую стабильность, формирование доходной части бюджета, развитие и техническое перевооружение производства, занятость населения, а также насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления.

Комплекс мер по активизации внешнеэкономической деятельности как фактора экономического роста экономики края, реализованных Правительством края в 2000 - 2005 годах, выполнение мероприятий, предусмотренных Основными направлениями развития экспорта и экспортной базы Хабаровского края на 2000 - 2005 годы, утвержденными постановлением главы администрации края от 10 февраля 2000 г. № 42, и Основными направлениями внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001 - 2005 годы, утвержденными постановлением главы администрации края от 24 мая 2001 г. № 207, способствовали развитию экспорта и расширению экспортной базы края.

В 2000 - 2005 годах предприятия и организации края осуществляли внешнеторговые операции с 75 странами-контрагентами. Основными торговыми партнерами края были КНР, Япония, Республика Корея, Швейцария, США, Вьетнам, КНДР, Сингапур, на долю которых приходится в среднем 85 - 95% краевого экспорта.

В 2005 году внешнеторговый оборот края составил 3632,7 млн. долларов США, увеличившись по сравнению с 2000 годом в 2,5 раза, экспорт - 3026 млн. долларов США (рост по сравнению с 2000 годом в 2,3 раза), импорт - 606,7 млн. долларов США (рост в 4,3 раза).

По объему внешнеторгового оборота в 2000 - 2005 годах край, наряду с Приморским краем, Сахалинской областью и Республикой Саха (Якутия), входил в четверку лидеров среди регионов Дальнего Востока. По итогам 2005 года край был на третьем месте после Приморского края и Сахалинской области по объему внешнеторгового оборота и объему импорта. При этом на протяжении всего 5-летнего периода край удерживал лидирующие позиции по объемам экспорта.

Удельный вес края во внешней торговле Дальнего Востока в 2000 - 2005 годах составлял в среднем 27,3%, в экспорте - 32,9%, в импорте - 13%. По итогам 2005 года удельный вес края во внешней торговле Дальнего Востока составил 25,6%, в экспорте - 35,3%, в импорте - 10,8%.

Среднегодовые темпы роста внешнеторгового оборота края в 2000 - 2005 годах составили 25,1% (по Дальнему Востоку в целом - 26,6%, по Российской Федерации - 20,4%), экспорта - 23,7% (по Дальнему Востоку - 20,3%, по Российской Федерации - 19,3%), импорта - 37,5% (по Дальнему Востоку - 44,2%, по Российской Федерации - 22,9%).

Внешняя торговля края в рассматриваемый период, как и в предыдущие годы, имела ярко выраженную экспортную направленность. В стоимостной структуре внешнеторгового оборота края в 2000 - 2005 годах доля экспорта составляла в среднем 85%, импорта - 15%.

Рост экспорта и, как следствие, внешнеторгового оборота в 2000 - 2005 годах происходил неравномерно, что в основном обусловлено значительными колебаниями объемов экспортных поставок продукции военного машиностроения открытого акционерного общества "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина" (далее - ОАО "КнААПО"). Так, если в 2001 году доля данной продукции в краевом экспорте составляла 60%, то в 2005 году она сократилась до 1,4%. В 2001 году экспорт края увеличился по сравнению с 2000 годом в 1,6 раза, в 2002 году произошло снижение экспорта на 30% по сравнению с 2001 годом, в 2003 году произошел рост на 20% к 2002 году, в 2004 году - рост на 15% к 2003 году, в 2005 году - рост на 53,3% к 2004 году. Без учета продукции военного машиностроения в 2005 году экспорт края вырос по сравнению с 2000 годом в 3,3 раза.

В 2000 - 2005 годах основными позициями краевого экспорта были: продукция машиностроения, нефтепродукты, круглый лес, пиломатериалы, черные и цветные металлы, рыба и морепродукты, услуги. За эти годы в стоимостной структуре экспорта произошли серьезные изменения: значительно увеличилась доля нефтепродуктов (с 29,3% в 2000 году до 60,6% в 2005 году), необработанного леса (с 16% в 2000 году до 18% в 2005 году), сократилась доля продукции машиностроения (с 31,4% в 2000 году и 60% в 2001 году, до 1,4% в 2004 году). В экспорте появилась новая продукция гражданского машиностроения (бытовая техника, поставляемая ОАО "Дальневосточный радиоэлектронный завод "Авест" и ЗАО "Группа ЕВГО"), однако доля ее в общей стоимости краевого экспорта составляет менее 1%.

В стоимостной структуре краевого экспорта в 2000 - 2005 годы 25 - 35% составляли: круглый лес, мороженая рыба, лом и отходы черных металлов, т.е. сырьевые товары и продукция с низкой степенью переработки и, как следствие, с низкой добавленной стоимостью.

Следствием слабой конкурентоспособности товаров, экспортируемых краевыми предприятиями, прежде всего продукции лесной и рыбной промышленности, гражданского машиностроения, является сужение спроса зарубежных контрагентов, низкая эластичность спроса на краевую экспортную продукцию на внешних рынках.

Вместе с тем экономика края обладает достаточным научно-техническим и производственным потенциалом для улучшения структуры внешнеэкономического обмена в пользу повышения удельного веса готовой продукции и интеграции края в экономику стран АТР в качестве равноправного партнера.

По объемам производства, накопленному производственному, научно-техническому, кадровому потенциалу машиностроение является ведущей отраслью промышленности края.

Основу машиностроения края составляют предприятия оборонной промышленности, обладающие наиболее современными технологиями, оборудованием и высококвалифицированными кадрами.

Несмотря на некоторое увеличение в последние годы объемов государственного заказа, загрузка оборонных мощностей предприятий ОПК оставалась крайне низкой и не обеспечивала рентабельную и ритмичную работу предприятий. В этих условиях Правительством края проводилась активная работа по привлечению экспортных заказов на поставку оборонной продукции.

В период до 2002 года ОАО "КнААПО" - основной экспортер машиностроительной продукции в крае - обеспечивало загрузку производственных мощностей в основном за счет экспортных поставок в КНР и другие страны Азии. Снижение экспортных поставок ОАО "КнААПО", начиная с 2002 года, связано с уменьшением объема экспортного заказа, размещенного на предприятии, а также с созданием в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2001 г. № 1252 ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой", в состав которого вошло ОАО "КнААПО" (с этого времени экспорт большей части выпускаемой предприятием продукции осуществляется головной компанией).

ОАО "Амурский судостроительный завод" в рамках проектов по освоению шельфа о. Сахалин выполнило крупный заказ по изготовлению оборудования и модернизации морской нефтедобывающей платформы "Орлан". Предприятие завершает строительство транспортно-буксирного судна по заказу вьетнамской компании "Вьетсовпетро". В настоящее время предприятие выполняет экспортные заказы по строительству судна сейсморазведки для индийской компании "Oil & №atural Gas Corporatio№" и четырех танкеров-химовозов для немецкой компании "Ha№seatic Lloyd Limited". Условия контракта с немецкой компанией предусматривают опцион на постройку еще четырех судов.

ФГУП "Хабаровский судостроительный завод" осуществляет реализацию экспортного контракта на поставку трех десантных катеров на воздушной подушке проекта 12061Э "Мурена" для ВМФ Южной Кореи. В 2005 году завод осуществил поставку первого судна в соответствии с контрактом.

ФГУП "Производственное объединение "Вымпел" в рассматриваемый период осуществляло экспортные поставки стрелково-охотничьих патронов в США.

ОАО "Дальэнергомаш" из года в год наращивает объемы экспорта. Если в 2000 году на экспорт было поставлено продукции на 0,2 млн. долларов США, то в 2005 году - около 3 млн. долларов США. Значительно расширилась география экспортных поставок (Венгрия, Болгария, Румыния, Иран, Египет, страны СНГ). Экспортная продукция предприятия на 54% представлена оборудованием (в основном компрессоры) и на 46% - запасными частями к нему. Доля экспортных поставок в общем объеме реализованной продукции в 2005 году составила около 28%. На предприятии ведутся работы по переходу на международные стандарты менеджмента качества ISO 9000. В 2005 году вся компрессорная продукция прошла сертификацию Росстандарта. За последние годы предприятие освоило несколько видов новой продукции. Ведутся собственные разработки систем автоматики.

Меры по диверсификации производства на оборонных предприятиях края способствовали решению задач по загрузке производственных мощностей и сохранению коллективов предприятий, однако не решили кардинальным образом проблемы загрузки производств.

Продукция предприятий гражданского машиностроения, основные технические и качественные характеристики которой формировались в 70 - 80-х годах прошлого века, имеет низкую конкурентоспособность на внешнем рынке. Ее доля в общей стоимости краевого экспорта является незначительной и составляет менее 1%.

В отрасли сохраняется ряд проблем, решение которых является обязательным условием для возврата лидирующих позиций машиностроительной отрасли в экспорте края:

- низкий уровень обеспеченности экспортным оборонным заказом;

- недостаточная диверсификация производства и необходимость дальнейшей конверсии избыточных оборонных мощностей в целях выпуска конкурентоспособной на внешнем рынке продукции гражданского назначения;

- низкая инвестиционная активность в гражданском машиностроении, нехватка инвестиций в отрасль в целях технической и технологической модернизации производства;

- слабая обеспеченность краевых судостроительных предприятий заказами на строительство судов гражданского назначения.

Нефтеперерабатывающая промышленность края в значительной мере способствует росту положительного сальдо внешнеторгового баланса края. В стоимостной структуре краевого экспорта в 2000 - 2005 годах доля нефтепродуктов составляла от 30 до 60%. В 2005 году экспорт нефтепродуктов составил 5,6 млн. тонн (рост по сравнению с 2000 годом в 2,8 раза) на сумму 1,83 млрд. долларов США (рост по сравнению с 2000 годом в 4,7 раза).

Несмотря на то, что нефтеперерабатывающая промышленность занимает лидирующие позиции в краевом экспорте, существует ряд факторов, сдерживающих рост экспорта нефтепродуктов и, как следствие, внешнеторгового оборота края:

- высокие транспортные издержки по доставке нефти из Сибири железнодорожным транспортом;

- ограниченный ассортимент выпускаемой продукции, относительно невысокая доля светлых нефтепродуктов.

Лесная отрасль традиционно относится к основным отраслям края. В 2000 - 2005 годах наблюдался стабильный рост объемных показателей работы предприятий лесопромышленного комплекса края. Правительством края был принят ряд мер по улучшению структуры лесопромышленного комплекса. По производству основных видов лесопродукции край лидирует в Дальневосточном регионе. По вывозке древесины край занимает третье место в Российской Федерации.

Основная доля продукции лесопромышленного комплекса края направляется на экспорт. За период с 2000 по 2005 год экспортные поставки круглого леса (с учетом заготовленного по рубкам ухода и промежуточного пользования, а также приобретенного в других регионах и поставленного на экспорт лесоэкспортерами, зарегистрированными в крае) увеличились в 1,75 раза в физическом выражении (с 4,4 до 7,7 млн. куб. м) и в 2,6 раза в стоимостном выражении (с 210,3 до 544,3 млн. долларов США). Стоимость одного кубометра (условия поставки ФОБ, ДАФ), согласно данным таможенной статистики, выросла с 49 в 2000 году до 71 доллара США в 2005 году (рост составил 45%).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»