Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2003 года N 13-пр


Об инвестиционной политике в Хабаровском крае

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 17 июля 2017 года N 277-пр

__________________________


Инвестиционная программа Хабаровского края на 1998-2005 годы, утвержденная постановлением главы администрации Хабаровского края от 8 июня 1998 г. N 242, в основном выполнена. Ее реализация позволила существенно повысить инвестиционную привлекательность края, сформировать нормативно-правовую базу инвестиционных процессов, разработать систему льгот и гарантий, что положительно отразилось на динамике привлечения инвестиций в краевую экономику.

В течение последних пяти лет динамика роста инвестиций в основной капитал превышала общероссийские показатели. В сопоставимых ценах рост инвестиций в крае за период 1998-2002 годов составил 278 процентов, а по Российской Федерации 137 процентов.

Однако как в целом по России, так и по краю объемы ассигнований для осуществления инвестиционной деятельности недостаточны. Они не обеспечили структурной перестройки национальной и краевой экономики, модернизации производства. Кроме того, последние два года в российской и краевой экономике темпы прироста инвестиций заметно снижались.

В инвестиционных процессах все в большей мере стали проявляться элементы конкурентной борьбы как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне предприятий.

Для сохранения положительных тенденций, решения задач привлечения в край инвестиционных ресурсов, повышения их эффективности, в целях создания в крае высокоэффективной экономической базы и развитой социальной сферы, обеспечивающей высокий уровень жизни и закрепление в крае экономически активного населения, Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003-2006 гг. и до 2010 года;

Мероприятия по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003-2006 гг. и до 2010 года (далее Мероприятия).

2. Министерствам края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки.

3. Отраслевым министерствам края ежегодно до 1 марта представлять в министерство экономического развития и внешних связей края по установленной форме информацию по новым и корректировке имеющихся инвестиционных проектов.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А. Б.):

4.1. Ежегодно до 1 апреля обновлять на сайте Правительства края информацию по краевым инвестиционным проектам.

4.2. Обеспечить постоянный мониторинг выполнения Мероприятий и при необходимости ежегодно вносить соответствующие предложения по их корректировке.

5. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) при разработке проектов краевого бюджета предусматривать средства на обеспечение реализации Мероприятий.

6. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов края в срок до 1 января 2004 г.:

6.1. Разработать основные направления (программы, планы мероприятий) инвестиционной политики муниципальных образований на среднесрочную перспективу.

6.2. Провести инвентаризацию и сформировать базу незадействованных производственных площадей в целях подготовки их для работы с потенциальными инвесторами.

7. Признать утратившим силу постановление главы администрации Хабаровского края от 8 июня 1998 г. № 242 "Об инвестиционной программе Хабаровского края на 1998-2005 годы".

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края министра экономического развития и внешних связей края Левинталя А. Б.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор, Председатель Правительства края                    В. И. Ишаев      



УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Правительства края
от 10 июля 2003 года N 13-пр

     
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2003 - 2006 ГГ. И ДО 2010 ГОДА

     

     
Введение


Одним из важнейших элементов экономической политики, проводимой при осуществлении реформ в России, должно быть осмысленное и эффективное регулирование инвестиционного процесса. Этот элемент организации хозяйственной деятельности предопределяет долгосрочные экономические результаты как на национальном, так и на всех субнациональных уровнях производственной системы, включая отдельное предприятие.

В условиях России, географические масштабы которой неизбежно вызывают дифференцированное пространственное осуществление экономической стратегии и тактики, региональная составляющая инвестиционных процессов приобретает особо важное значение, поскольку именно на этом уровне формируется и реализуется значительная часть потенциала инвестиционных ресурсов. Возникает необходимость на этом уровне создавать и институционально закреплять органами региональной власти определенные системы инвестиционных приоритетов, сформулированных в виде различных видов и форм льгот, гарантий, субсидий и других действий, стимулирующих направленную деятельность инвесторов.

Проводимая в крае инвестиционная политика была определена утвержденной в 1998 году Инвестиционной программой Хабаровского края на 1998 - 2005 годы. Большинство мероприятий этой программы выполнены. В рамках реализации поставленных программой задач: создана законодательная и нормативная база, регулирующая инвестиционную деятельность в крае, способствующая созданию благоприятного инвестиционного климата; создано агентство по привлечению иностранных инвестиций, инвестиционный совет при Правительстве края; разработан механизм предоставления льгот и гарантий; сформирован и утвержден перечень объектов залогового фонда Хабаровского края; утвержден краевой гарантийный инвестиционный фонд. Проделанная работа нашла свое отражение в улучшении инвестиционного климата в крае, в динамичном росте освоенных краем объемов инвестиций.

Вместе с тем изменение общероссийской ситуации, характера взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности, проявляющееся в ужесточении конкуренции регионов и предприятий за привлечение инвестиций, потребовало новых подходов к проводимой в крае инвестиционной политике, направленной на поиск эффективных решений, которые могут позволить активизировать инвестиционные процессы на территории, направить их на реализацию долгосрочной стратегии экономических преобразований и создание в регионе экономической системы, позволяющей эффективнее реализовываться высокому потенциалу развития Хабаровского края.

     
1. Анализ инвестиционных процессов в крае
(состояние и проблемы)

     
1.1. Общероссийские факторы влияния


Существование края в едином экономическом пространстве России накладывает влияние общероссийских факторов на происходящие в крае инвестиционные процессы как с положительной, так и с отрицательной сторон.

Позитивное влияние на развитие инвестиционной деятельности оказали:

- стабилизация макроэкономической ситуации в России;

- повышение международного рейтинга страны;

- признание рыночного статуса российской экономики;

- оздоровление банковской системы;

- высокий внешний спрос на сырьевые ресурсы;

- рост внутреннего потребительского спроса.

Однако анализ реальной ситуации в экономике показывает влияние и ряда негативных факторов:

- высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса страны от внешнеэкономической конъюнктуры;

- сохраняющаяся дифференциация уровня и динамики экономического развития секторов экономики;

- неразвитость механизмов эффективного межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные секторы экономики;

- отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

- излишние административные барьеры;

- высокая стоимость кредитных ресурсов в банковской системе и их краткосрочность;

- отсутствие единого государственного подхода к инвестиционной политике России <1> со стороны Правительства Российской Федерации;

- по всемирному индексу инвестиционной уверенности инвесторов, присваиваемому британской компанией А.Т.Kearney, и оценкам международного рейтингового агентства Fitch рейтинг России не достиг уровня "инвестиционного" и находится на "спекулятивном" уровне.     

_______________________

<1> Государственная инвестиционная политика Российской Федерации принята и утверждена только на уровне Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2001 году.

     
1.2. Инвестиционная привлекательность края


Одним из важнейших индикаторов привлекательности субъектов Российской Федерации для инвесторов является состояние их инвестиционного климата, составляющими которого являются сравнительные инвестиционные потенциалы и инвестиционные риски. Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному рейтинговым агентством "Эксперт РА" <2>, в 2001 - 2002 годах Хабаровскому краю удалось качественно улучшить свои позиции и перейти из класса регионов с пониженным потенциалом и высоким риском в класс регионов со средним потенциалом и умеренным риском, что позволило занять лидирующее положение по инвестиционному климату среди субъектов Дальневосточного региона. При этом среди российских регионов по инвестиционному потенциалу край передвинулся с 25 на 23 место. За период 2000 - 2002 годов значительно улучшилось положение края в рейтинговой системе оценок по трудовому, потребительскому, институциональному потенциалам. Эти показатели свидетельствуют о росте уровня квалификации рабочей силы, уровня образования, доходов населения, розничного товарооборота, росте числа совместных и малых предприятий, финансовых учреждений и страховых компаний. Устойчивые позиции сохраняются по производственному и финансовому потенциалам.     

____________________

<2> "Эксперт" от 02.12.2002 N 45.


Невысокие позиции края, по сравнению с регионами центральной части России, сохраняются по инфраструктурному показателю, обусловленному развитием транспортной системы (плотностью автомобильных и железных дорог).

Существенно снизился в крае инвестиционный риск - с 73 до 56 места. Укрепились позиции края по законодательному и социальному риску, что свидетельствует об уровне развития нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности в крае, о снижении уровня безработицы и просроченной задолженности.

Несмотря на положительную динамику снижения инвестиционного риска, его показатели еще довольно велики по криминальному, законодательному и экологическому рискам.

Наибольшее беспокойство вызывает криминальный риск, требующий согласованных действий правоохранительных органов края, направленных на защиту имущественных и личных неимущественных интересов граждан, организаций, общественных структур от посягательств. На решение этих проблем направлена реализуемая в крае краевая целевая программа "Усиление борьбы с преступностью в Хабаровском крае на 2001 - 2003 годы", целью которой является удержание контроля над криминогенной ситуацией, сосредоточение всех сил и средств правоохранительных органов и других ведомств на борьбе с преступностью в сфере экономики и коррупцией, снижение темпов прироста и доли тяжких преступлений, повышение раскрываемости преступлений. Реализация намеченных программой мероприятий, с дальнейшей их корректировкой и уточнением, будут способствовать снижению криминального риска края.

Задача сохранения и повышения позиций края по инвестиционному потенциалу и дальнейшему снижению инвестиционного риска является комплексной и многогранной, охватывающей все стороны жизнедеятельности края и будет направлена на активизацию законотворческой деятельности в крае, снижение безработицы, уменьшение криминального и экологического риска в целях ослабления их негативного влияния на инвестиционные процессы в крае.

     
1.3. Условия инвестиционной деятельности в крае

1.3.1. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности

Развитие инвестиционных процессов напрямую зависит от состояния законодательной базы как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.

В России за последние годы принят ряд законодательных актов, призванных улучшить предпринимательский и деловой климат в стране (Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другие).

Вместе с тем законодательная база Российской Федерации по-прежнему неполна и противоречива. Основополагающие законы, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", характеризуются различиями в трактовке определений, отсутствием реальных правовых норм и их декларативностью. Затрудняет работу и отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти. Бездействующим остается Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в части гарантирования деятельности субъектов инвестиционной деятельности, требующей установления четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Не получил должного развития механизм предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации за счет бюджета развития Российской Федерации. В 2003 году было приостановлено действие Федерального закона "О бюджете развития Российской Федерации".

Одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов.

Сдерживающим является и отсутствие федерального закона "О свободных экономических зонах", определяющего единый подход и критерии создания свободных экономических зон в субъектах Федерации. Созданная в предыдущие годы система свободных экономических зон поставила в неравные условия отдельные субъекты Российской Федерации и не стимулировала рост инвестиционной активности на этих территориях.

Отмена в 2002 году льгот по налогу на прибыль в части средств, направляемых на осуществление капитальных вложений, явилась серьезным препятствием для дальнейшего развития большинства предприятий. Инвестиционная льгота по прибыли являлась основным стимулом капитальных вложений.

За последние годы в крае в рамках, определенных федеральным законодательством, принят ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в крае.

В 2000 году принят Закон Хабаровского края "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае". Принятие Закона позволило урегулировать все основные положения инвестиционной деятельности в крае. Законом определены меры краевой государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в крае, разработана система льгот и гарантий, в том числе правовых гарантий для субъектов инвестиционной деятельности.

В 1999 году принят Закон Хабаровского края "О залоговом фонде Хабаровского края", основная цель которого - привлечение отечественных и иностранных кредитов и займов для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики края. Закон регламентировал порядок управления и использования залогового фонда и позволил использовать в качестве залога государственные пакеты акций предприятий и организаций, недвижимое имущество, находящееся в краевой собственности.

В целях усиления инновационной деятельности как важного фактора экономического развития края, повышения занятости и благосостояния населения в 2000 году принят Закон Хабаровского края "Об инновационной деятельности в Хабаровском крае".

Действующие законы "О бюджетной системе Хабаровского края" и "О налогах и сборах Хабаровского края" позволяют дополнительно регулировать инвестиционную деятельность в крае (с расширением инструментов инвестиционной политики) с учетом изменений российского законодательства, в том числе по инвестиционным налоговым кредитам, льготам по налогам для субъектов инвестиционной деятельности и другим.

1.3.2. Меры краевой государственной поддержки

В соответствии с действующим краевым законодательством субъекты инвестиционной деятельности имеют право на:

- предоставление краевых государственных инвестиционных ресурсов на возвратной и безвозвратной основе;

- предоставление налоговых льгот (по налогу на имущество, земельному налогу, применение пониженной ставки по налогу на прибыль (12%) <3>;

- предоставление государственных гарантий края, в том числе с использованием залогового фонда Хабаровского края и краевого гарантийного инвестиционного фонда, для обеспечения возврата привлекаемых денежных средств при осуществлении инвестиционной деятельности.     

_____________________

<3> Вместо 16%, зачисляемых в краевой бюджет.


В 2003 году для субъектов инвестиционной деятельности дополнительно предусмотрено освобождение от арендной платы на земли городов и поселков края в части, зачисляемой в краевой бюджет <4>.     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»