Законодательная Дума Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 28.07.2004 № 1428

О проекте закона Хабаровского края «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Хабаровского края»


Законодательная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять проект закона Хабаровского края «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Хабаровского края» во втором чтении.

2. Направить настоящий законопроект в комитет по правам человека, законности и социальной защите для доработки и редакционной правки.

3. Комитету по правам человека, законности и социальной защите внести указанный законопроект на рассмотрение Законодательной Думы в третьем чтении.

Председатель Думы               Ю.И.Оноприенко



Проект

ЗАКОН
Хабаровского края

О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории Хабаровского края (второе чтение)


Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, устанавливает порядок оформления разрешений и производства переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах на территории Хабаровского края (далее - край) в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде.

Глава 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

помещение в жилом доме ( далее помещение) - объемно - пространственное образование в жилом здании, ограниченное перегородками, капитальными стенками, перекрытиями и другими ограждающими конструкциями, оборудованное в соответствии со строительными нормами и правилами для использования под определенное назначение: жилое или нежилое помещение, в том числе общего пользования;

назначение помещения - функциональная предопределенность использования помещения в соответствии с проектным решением, утвержденным в установленном порядке;

переустройство помещений - переоборудование и (или) перепланировка помещений;

перепланировка помещения - перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство вновь или переоборудование существующих тамбуров;

переоборудование - установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладка новых или замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения;
смежное помещение - помещение, соседнее с помещением, в котором проводится переустройство, и имеющее с ним общие конструктивные элементы (стены, перекрытия) и инженерные системы (отопление, вентиляция, газо - и водоснабжение);

управляющая организация (управляющий) - организация, уполномоченная собственниками, объединениями собственников жилищного фонда выполнять работы по управлению жилищным фондом, организации его эксплуатации и ремонта, обеспечению жилищно-коммунальными услугами;

заявители - лица (физические или юридические), выступающие инициаторами проведения мероприятий (работ) по переустройству помещений.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим законом

1. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие при переустройстве помещений между заявителями и :

1) управляющими жилыми домами;

2) органами исполнительной власти края, а также органами местного самоуправления;

3) гражданами и юридическими лицами, права и законные интересы которых могут быть нарушены в ходе работ или в результате их проведения.

2. Положения закона применяются при регулировании указанных в части 1 настоящей статьи правоотношений, возникающих на территории края с участием российских и иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и международными договорами.

3. Настоящий закон устанавливает:

1) порядок оформления переустройства помещений;

2) порядок проведения работ по переустройству помещений;

3) порядок государственного контроля за проведением переустройства помещений.

4. Действие настоящего закона не распространяется на реконструируемые жилые дома с полным прекращением эксплуатации, установку или демонтаж встроенной мебели, а также на замену инженерного оборудования или аналогичное.

Глава 2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕУСТРОЙСТВА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 3. Порядок получения разрешений на переустройство помещений

1. Разрешение на переустройство помещений оформляется письменным распоряжением главы муниципального образования, издаваемым на основании заключения межведомственной комиссии муниципального образования, и выдается заявителю.

2. Для получения разрешений на переустройство помещений заявителями представляются в межведомственную комиссию:

1) копии документов о правах на занимаемые помещения;

2) заявление о намечаемом переустройстве помещений (перечень мероприятий с приложением письменного согласия совместно проживающих членов семьи нанимателя (участников общей собственности), наймодателя и (или) собственника помещения. В заявлении указывается обязательство заявителя обеспечить доступ в помещение должностных лиц для проверки хода и результатов переустройства. При этом к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие об уведомлении заявителем управляющего жилым домом и владельцев смежных помещений о намечаемых мероприятиях;

3) копии поэтажных планов и экспликации помещений, подлежащих переустройству, полученные в органах технической инвентаризации, где графически наносятся предложения по изменению планировки;

4) проектную документацию, согласованную  в установленном порядке;

5) согласования надзорных органов, указанных в статье 6 настоящего закона.

3. Отсутствие любого из перечисленных документов является основанием для отказа в приеме заявления, который оформляется в письменном виде в день подачи заявления.

4. Утвержденный акт межведомственной комиссии направляется ею главе соответствующего образования для принятия окончательного решения по вопросу получения разрешения на переустройство помещения.

5. При завершении работ по переустройству помещения лицу, осуществившему его, необходимо сдать объект межведомственной комиссии по акту приемки, который направляется ею в орган технической инвентаризации для внесений изменений в техническую документацию.

6. Никто не вправе препятствовать или каким-либо образом ограничивать проведение переустройства помещений, если соблюдены все требования настоящего закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов края.

7. Принятые решения по вопросам переустройства помещений могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 4. Ограничения по переустройству помещений

1. При переустройстве помещений не допускается мероприятия и способы их реализации, нарушающие требования строительных, санитарно - гигиенических и эксплуатационно-технических нормативных правовых документов, действующих для жилых зданий.

2. Действие настоящего закона не распространяется на правоотношения по поводу изменения планировки, конструктивных решений и инженерных систем жилых домов, осуществляемых при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции жилищного фонда, регулируемых иными нормативными правовыми актами Российской Федерации края.

3. Под переустройство помещений в многоквартирных жилых домах не подпадают работы, относящиеся к реконструкции, связанные с:

1) объединением лоджий и балконов с помещениями квартир путем разработки наружных стен;

2) переносом отопительных приборов на лоджии и балконы;

3) объединением квартир по вертикали с полной или частичной разборкой межэтажных перекрытий;

4) увеличением площади помещений санузлов и ванных комнат за счет жилых помещений квартиры;

5) устройством проемов в несущих стенах;

6) производством переустройства, увеличивающего нагрузку на межэтажные перекрытия против проектных;

7) устройством балконов и эркеров.

4. Проект переустройства по изменению инженерной системы помещения должен предусматривать соответствующее техническое решение, в том числе по увеличению энергонагрузки

5.Ограничения на отдельные иные мероприятия по переустройству помещений типовых серий, обусловленные их конструктивными особенностями, устанавливаются специально уполномоченными органами в области строительства и архитектуры в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Статья 5. Сроки рассмотрения обращений о переустройстве помещений

Продолжительность рассмотрения в межведомственной комиссии и главой муниципального образования обращения о возможности заявленного переустройства помещений не должна превышать одного месяца. В порядке исключения, при необходимости проведения дополнительной технической экспертизы проектных решений, общая продолжительность рассмотрения увеличивается, но не более чем до двух месяцев.

Статья 6. Порядок выдачи заключений межведомственными комиссиями

Межведомственные комиссии выносят заключения о возможности переустройства помещений при наличии согласований следующих органов:

1) органов архитектуры и градостроительства (отделов районных архитекторов) - о соответствии архитектурным требованиям;

2) санитарно-эпидемиологического надзора - о соответствии санитарно - гигиеническим требованиям;

3) пожарного надзора - об обеспечении пожарной безопасности;

4) государственной жилищной инспекции Правительства края - о соответствии нормативам по эксплуатации жилищного фонда;

5) органа исполнительной власти края, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - при переустройстве жилых (нежилых) помещений, расположенных в жилых домах, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры.

Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕУСТРОЙСТВА ПОМЕЩЕНИЙ
     
     Статья 7. Обеспечение безопасности и сохранности жилых домов

1. Заявители вправе переустраивать занимаемые ими жилые и подсобные помещения, если при этом улучшаются условия их использования и предварительно оформлены в соответствии с настоящим законом разрешения и согласования, подтверждающие, что при этом не нарушаются действующие строительные, санитарно-гигиенические, экологические и эксплуатационно-технические нормы, жилищные права и законные интересы других лиц, обеспечивается сохранность жилых домов.

2. В разрешительных документах устанавливаются следующие условия, при несоблюдении которых разрешения отзываются:

1) выполнение работ в строгом соответствии с проектными материалами;

2) обязательное привлечение лиц, разработавших проектную документацию, к осуществлению авторского надзора за производством работ;

3) переоформление разрешительных документов в органах, их выдавших, при необходимости внесения каких-либо изменений в проектную документацию;

4) обеспечение доступа в переустраиваемые помещения уполномоченных должностных лиц для проверки соответствия осуществляемых работ разрешительными документам, проверки жалоб о нарушении режима производства работ и о причинении ущерба другим лицам.

Статья 8. Ограничения по производству работ в жилых домах

1. При разработке и согласовании предложений о продолжительности и режиме производства работ заявитель и управляющий жилым домом (собственник жилого дома) обязаны учитывать ограничения, установленные настоящей статьей.

2. В жилых домах запрещается производство работ:

1) с применением оборудования и инструментов, вызывающих превышение нормативно допустимого уровня шума и вибраций;

2) без специальных мероприятий, исключающих протечки в смежных помещениях, образование трещин и разрушений стен и потолков;

3) с загромождением и загрязнением строительными материалами и отходами эвакуационных путей и других мест общего пользования;

4) с использованием пассажирских лифтов для транспортировки строительных материалов и отходов.

Факты нарушений нормативных ограничений, установленных настоящей статьей, фиксируются управляющим жилыми домами (собственниками жилого дома) в актах, которые оформляются в установленном порядке и направляются в органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления для принятия мер воздействия, предусмотренных законодательством.

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРЕУСТРОЙСТВОМ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 9. Организации учета изменений, полученных в результате переустройства помещений

1. Изменения в количественных и качественных характеристиках помещений, полученные в результате переустройства, а также помещения, переустроенные до вступления настоящего закона в силу или переустроенные до приобретения права пользования (собственности) лицами, проживающими в указанных помещениях на день вступления в силу настоящего закона, подлежат  в соответствии с федеральным законодательством государственному учету, технической инвентаризации и паспортизации в органах технической инвентаризации на основании обследований, проводимых этими органами по заявлению собственника, нанимателя (арендатора) переустроенного помещения, а также выявлении изменений учетных показателей в ходе плановых и внеплановых инвентаризаций жилого фонда.

2 Лица, осуществившие переустройство помещений без разрешения, а также с нарушением установленного порядка оформления разрешения, обязаны оформить и зарегистрировать переустройство в соответствии с требованиями настоящего закона.

Статья 10. Контроль за соблюдением прядка переустройства помещений

1. Контроль за соблюдением установленного настоящим законом порядка оформления и проведения переустройства  помещений осуществляют:

1) управляющий жилым домом или собственник (титульный владелец) жилого дома;

2) органы местного самоуправления;

3) органы, указанные в статье 6 настоящего закона.

2. Лица, осуществляющие контроль за переустройством помещений, вправе и обязаны:

1) управляющие или собственники (титульные владельцы) жилых домов:

а) проверять наличие установленных разрешений на переустройство помещений;

б) следить за соблюдением согласованных условий вывоза строительного мусора;

в) принимать не противоречащие закону меры для поддержания нормальных условий проживания и предупреждения ущерба жилому дому, его инженерному оборудованию, в случае необходимости обращаться за содействием в органы государственного контроля;

2) должностные лица органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления в пределах своих полномочий:

а) требовать доступа в переустраиваемые помещения при проведении проверок, обращаясь за содействием в правоохранительные органы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»