Законодательная Дума Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 28.07.2004 № 1546


О рекомендациях депутатских слушаний на тему «О ходе выполнения закона Хабаровского края «О краевой целевой программе «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы»


Законодательная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний на тему «О ходе выполнения Закона Хабаровского края «О краевой целевой программе «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы» согласно приложению.

2. Направить настоящее постановление Губернатору Хабаровского края, главам муниципальных образований края, в Совет ректоров высших учебных заведений края, и Совет директоров средних учебных заведений края.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по социально-экономическому развитию края.


Председатель Думы Ю.И. Оноприенко


Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 28.07.2004 № 1546

РЕКОМЕНДАЦИИ

депутатских слушаний на тему «О ходе выполнения Закона Хабаровского края
«О краевой целевой программе «Целевая подготовка специалистов и закрепление
 их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы»


Участники слушаний отмечают, что основными исполнителями программы проводится работа по выполнению Закона Хабаровского края «О краевой целевой программе «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы». Определена перспективная потребность на целевую подготовку специалистов для районов края. Разработаны типовые формы договоров между студентом, администрацией района и учебным заведением, а также между министерством и учебным заведением. Высшими учебными заведениями выделены места для целевого приема, на которые организованы отдельные конкурсы. Заключены соглашения между министерствами края и муниципальными образованиями о предоставлении отчетности по выполнению программы. В Законодательную Думу ежеквартально предоставляется отчет о финансовом исполнении ее мероприятий.

В 2003 году план по целевому набору выполнен.

В 2004 году обеспечена конкурсная основа поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Количество абитуриентов превышает количество выделенных целевых мест по отраслям:

«образование»: в вузы - в 1,4 раза; «здравоохранение»: в вуз - в 2,1 раза; в ссузы - в 1,5 раза; «культура»: в вуз - в 2 раза; ссуз - в 1,2 раза; «социальная защита» - в 2,25 раза.

Министерством образования края создана отлаженная система профориентационной работы и допрофессинальной подготовки. Наибольшее количество участников, охваченных мероприятиями по допрофессиональной подготовке приходится на отрасль «образование».

В министерстве здравоохранения края в целях организации контроля за использование м средств краевого бюджета на подготовку каждого специалиста разработана и внедряется компьютерная программа.

К участию в реализации программы активно привлекаются школьники из отдаленных сел и поселков края.

Вместе с тем, в организации выполнения программы имеются определенные недостатки. Отдельные районы края несвоевременно предоставляют заявки на целевой прием, слабо организуют профориентационную работу и допрофессинальную подготовку. Имеют случаи отчисления студентов - целевиков по причине низкого уровня знаний по отдельным дисциплинам, изучаемым в школе.

В 2003 году министерствами края не освоены средства, предусмотренные на допрофессиональню подготовку специалистов, так как в условия проведения эксперимента по проведению единого государственного экзамена отпала необходимость в проведении вступительных экзаменов выездными приемными комиссиями в сельских и отдаленных районах края. В 2004 году запланированные на аналогичные мероприятия средства в сумме 374,4 тыс. рублей также не будут израсходованы.

Отсутствие единого подхода к планированию расходов краевого бюджета привело к завышению плановых показателей по профессиональной подготовке специалистов и неосвоению предусмотренных законом средств в сумме 1,7 млн. рублей на оплату дополнительной стипендии и проживание в общежитии студентам - целевикам из малообеспеченных семей.

Средства краевого бюджета на приобретение, строительство и ремонт жилья в 2003 году использованы на 65 %, в том числе по отраслям: «культура» - на 100 %, «образование» - на 98,8 %, «здравоохранение» - на 36,1 %, «сельское хозяйство» - 0 %.

18 % специалистов выпуска 2003 года, обученных по целевому набору по отраслям «образование», «здравоохранение» и «культура», не прибыли к месту распределения вообще или выехали за истекший период по уважительным причинам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием».

На федеральном уровне отсутствует механизм возврата средств, затраченных из федерального бюджета на обучение, специалистами, не выполнившими условия контракта в части прибытия к работодателю.

Лишь в трех районах (Бикинском, Ванинском и Николаевском) в местных бюджетах в 2004 году предусмотрены, дополнительно к краевым, расходы на приобретение и ремонт жилья, в то время как предоставление квартир молодым специалистам является одним из главных стимулов закрепления кадров.

В большинстве муниципальных образований края меры по закреплению молодых специалистов в сельских и отдаленных районах, помимо предусмотренных законом, в 2003-2004 годах не планировалось и не осуществлялось.

Участники слушаний рекомендует:
     



     1. Законодательной Думе Хабаровского края


направить обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости внесения изменений в постановление от 19 сентября 1995 года № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» или полной его отмены и принятия нового правового нормативного акта, предусматривающего обязательное распределение студентов, обученных по целевому набору, взыскание со специалистов, не прибывших к месту работы, средств, затраченных из федерального бюджета на обучение.

2. Правительству края:

2.1. Провести анализ мероприятий краевой целевой программы исходя из положений проекта федерального закона № 58338-4 «О внесении в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов  «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разграничивающего полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в части социальной поддержки работников образования, здравоохранения, культуры, а также их расходные обязательства.

2.2. Подготовить и внести в Думу в ноябре 2004 года проект закона Хабаровского края «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы», учитывающий правоприменительную практику и изменения федерального законодательства.

2.3. Утвердить единый порядок финансирования расходов на краткосрочные подготовительные курсы для абитуриентов, поступающих по целевому набору.

2.4. Изучить и распространить опыт министерства образования края по организации допрофессиональной подготовки кандидатов на целевой прием в вузы и ссузы.

3. Совету ректоров высших учебных заведений края и Совету директоров средних учебных заведений края:

3.1. Систематически рассматривать вопросы о ходе выполнения краевого закона, вносить в Думу и в Правительство края предложения по повышению его эффективности.

3.2. Установить для всех учебных заведений края единый порядок перевода лиц, поступающих по целевому набору, на другие специальности только по согласованию с направляющей стороной.

4. Правительству и Совету ректоров высших учебных заведений края:

4.1. Рассмотреть вопрос об организации для студентов - целевиков курсов выравнивания знаний.

4.2. Активизировать работу высших педагогических учебных заведений края по освоению студентами - целевиками дополнительной смежной специальности.

5. Правительству и муниципальным образованиям края

обеспечить качественный отбор школьников, допрофессиональную подготовку и обучение которых планируется проводить в рамках целевого приема.

6. Муниципальным образованиям края:

6.1. В целях достижения конкурсного отбора обеспечивать превышение направляемых по целевому набору абитуриентов, по сравнению с количеством выделенных мест, не менее чем в 1,2 раза.

6.2. Предусматривать ежегодно в местных бюджетах средства на приобретение жилья и социальную поддержку молодых специалистов.


     Председатель Думы
     Ю.И. Оноприенко


Документ сверен по:

Официальная рассылка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»