Законодательная Дума Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28.07.2004 № 1474

О рекомендациях депутатских слушаний на тему «Об обеспечении потребностей
и качества основных продуктов питания жителей Хабаровского края»


Законодательная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний на тему «Об обеспечении потребностей и качества основных продуктов питания жителей Хабаровского края» согласно приложению.

2. Направить настоящее постановление Губернатору Хабаровскому края.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по социально-экономическому развитию края.

Председатель Думы
     Ю.И.Оноприенко



Приложение
К постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 28.07.2004 №1474



РЕКОМЕНДАЦИИ

депутатских слушаний на тему «Об обеспечении потребностей и качества
основных продуктов питания жителей Хабаровского края»


Участники слушаний отмечают, питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье жителей края. Обеспечение населения качественными полноценными продуктами питания - одна из приоритетных задач краевой государственной политики. Однако, несмотря на меры, принимаемые для ее решения Правительством края, предприятиями - производителями, предприятиями потребительского рынка, органами, осуществляющими контроль за безопасностью и качеством продуктов питания, имеется ряд проблем.

По сравнению с 1990 годом в крае сократилось потребление более дорогих и энергетически ценных продуктов питания, обеспечивающих рацион полноценными белками: мяса и морепродуктов - на 17%, яиц - на 26%, рыбы - на 37%, молока и молочных продуктов - на 52%. Это вызвано в основном снижением доходов населения и их перераспределением в связи с изменением цен на потребительском рынке.

В то же время увеличилось потребление картофеля, хлеба и хлебопродуктов, что объясняется их относительной доступностью и тем, что более 90% картофеля производится в личных подсобных хозяйствах и на садово-огородных участках граждан.

Потребление рыбы и рыбопродуктов населением Хабаровского края меньше норм, рекомендованных Институтом питания РАМН, в среднем на 16%, овощей и бахчевых культур - на 22%, яиц - на 28%, мяса и мясопродуктов- на 32%, фруктов и ягод- на 52%, молока и молочных продуктов- на 57%.Больше установленных рациональных норм потребляется: хлеба и хлебных продуктов- на 8%; картофеля- на 30%.

С ростом реальных доходов населения края за последние три года несколько увеличилось потребление основных продуктов питания, однако остается низким потребление ценных в биологическом отношении животных белков, отмечается дефицит витаминов и микроэлементов, таких, как йод, селен, кальций, фтор, который приводит к снижению иммунитета, интеллектуальных способностей, развитию целого ряда заболеваний. Неоправданно велико потребление большей частью населения сахара и поваренной соли, что способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Это связано, в том числе, с недостаточно активной работой по формированию общественного сознания в области здорового питания.

Самообеспечение края основными продовольственными товарами является низким. Так, поставки по импорту молока и молокопродуктов составляют 6% от потребляемых в крае, овощных и бахчевых культур - 14%, мяса и мясных продуктов-44%, фруктов и ягод - 61%, крупы - до 90%.

Из других российских регионов завозится 36 % мяса и мясных продуктов, 63% молочных продуктов, две трети растительного масла и маргариновой продукции. Весь объем продовольственного зерна и 75% потребляемой муки завозится из Сибири

Производство овощей в крае составляет 85% от объема потребления, яиц-77%, молока и молокопродуктов 32%, мяса и мясопродуктов 21%. Производство зерна в крае обеспечивает только 17% от общего потребления и направлено на фуражные цели. Краевые предприятия производят четверть потребляемого растительного масла и маргариновой продукции. Почти полностью удовлетворяется за счет собственного производства спрос на картофель.

Относительно невысокие доходы населения и широкий нерегулируемый поток завозимого продовольствия ограничили выход местных товаропроизводителей на рынок, что, наряду с нарушением паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ростом тарифов на электроэнергию и транспортные услуги, способствовало резкому спаду производства в сельском хозяйстве, сокращению выпуска продукции перерабатывающими предприятиями края.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в крае сократился по сравнению с уровнем 1990 года на 36%. Посевные площади в крае уменьшились на 21%, поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2,8 раза, птицы - в 3,4 раза, свиней - в 5 раз. В результате сокращения поголовья и отсутствия полноценных комбикормов производство яиц в сельскохозяйственных предприятиях уменьшилось в 2 раза, молока - в 3,5 раза мяса - 5,3 раза. Производство зерновых сельскохозяйственными предприятиями края уменьшилось на 49%, сои - на 57%.

Увеличилось лишь производство картофеля и овощей за счет приусадебных и садовых участков граждан. Однако в последние годы с ростом доступности приобретения продовольствия активность населения в возделывании собственных участков уменьшается. Отмечается рост доли личных хозяйств в сельской местности, не имеющих на своих подворьях скота. На конец 2002 года в каждых 100 личных хозяйствах содержалось 18 голов крупного рогатого скота и 14 голов свиней против 26 и 89 голов в 1991 году.

Убыточность, отсутствие собственных источников и практическое прекращение инвестиций из федерального бюджета привели к разрушению производственного потенциала сельского хозяйства. Число тракторов уменьшилось более чем в 3 раза, зерноуборочных комбайнов на 20%, большинство животноводческих помещений требуют капитального ремонта или замены. Выделяемых из бюджета края средств на поддержку животноводства и растениеводства, проведение мелиоративных работ, строительство животноводческих помещений, приобретение техники и технологий недостаточно.

В большей степени, чем другие отрасли, страдает от последствий либерализации цен пищевая промышленность. На себестоимость производимых продовольственных товаров тяжелым бременем легло не только резкое увеличение собственных издержек производства, но и удорожание сырья, высокие ставки за кредиты, которые предприятия вынуждены брать в банках. По сравнению с 1990 годом производство пищевой продукции в крае уменьшилось в 1,7 раза, в 6 раз снизились объемы переработки мяса, выпуск колбасных изделий уменьшился в 2 раза, масла растительного - в 3 раза, цельномолочной продукции - в 4 раза, кондитерских изделий- в 7 раз, маргариновой продукции - в 11 раз.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, практически все пищеперерабатывающие предприятия края сохранили свой профиль и ищут пути стабилизации и наращивания объемов выпуска товарной продукции. По сравнению с 1998 годом увеличено производство мяса в 2 раза, цельномолочной продукции - 1,5 раз, после двух лет простоя возобновлено производство растительного масла. При участии Правительства края проведена модернизация ОАО «ДАКГОМЗ» и ОАО «Макаронсервис», закуплены и установлены импортные технологические линии для производства соевого молока и макаронных изделий. До 30% выпускаемой крупными предприятиями пищевой промышленности края продукции реализуется в собственных магазинах и торговых точках, что позволяет избежать посредников и, следовательно, снизить цены.

При высоком уровне насыщенности торговли продовольственными товарами качество многих из них остается низким. Зачастую оказывается недоброкачественными импортные продукты питания. При этом проверку качества проходит только часть ввозимых продовольственных товаров, которая поставляется крупными оптовиками.

Основой обеспечения потребностей и качества основных продуктов питания жителей может служить только высокоэффективно работающий продовольственный комплекс, поэтому поддержка и стимулирование его со стороны органов государственной власти края является чрезвычайно важным. Осуществить это можно только через систему государственного регулирования.

Участники депутатских слушаний рекомендуют:
     
     1.Законодательной Думе Хабаровского края
направить обращения:

1.1. В Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости ускорить принятие проекта Федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации», уделив первостепенное внимание в нем разделу «О порядке и условиях компенсации потерь сельхозпроизводителя от нарушений паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, тарифов на электроэнергию и транспортные услуги».

1.2. В Правительство Российской Федерации о необходимости разработки Продовольственного кодекса Российской Федерации, устанавливающего требования к качеству производимых и приобретаемых  продовольственных товаров.

1.3. Президенту Российской Федерации о необходимости упрощения режима привлечения иностранной рабочей силы ( в части разрешений на ведение трудовой деятельности).

2. Законодательной Думе и Правительству Хабаровского края:     

2.1. С целью создания условий для гарантированного обеспечения жителей края хлебопродуктами по сбалансированным ценам рассмотреть возможность предоставления государственных гарантий Хабаровского края краевому государственному предприятию «Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат» для создания им ежегодно обновляемого краевого резервного запаса продовольственного зерна.

2.2. В целях сохранения основного профиля краевого государственного унитарного предприятия «Комбинат детского питания» выделить предприятию в 2005 году из бюджета края субсидии на возмещение убытков производства.

3. Правительству Хабаровского края:

3.1. Для обеспечения сельскохозяйственных предприятий рабочими кадрами провести в одном из районов края эксперимент по комплектованию сельскохозяйственных предприятий специалистами из числа жителей края, освободившихся из мест лишения свободы.

3.2. Обратится в Правительство Российской Федерации с предложениями:

разработать систему таможенно - тарифного регулирования доступа продовольственных товаров на территорию Российской Федерации, защищающую собственного производителя;

пересмотреть порядок предоставления и использования средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

3.3. Рассмотреть вопрос разработки и принятия «Основных направлений по сохранению и повышению плодородия почв Хабаровского края на 2005-2010 годы»

3.4. Продолжить дальнейшее совершенствование системы финансовой поддержки отрасли «Сельское хозяйство» с целью повышения ее результативности.

3.5. Разработать и принять постановление, регулирующее вопросы организации оптовой торговли в крае.

3.6. Оснастить центр испытаний и контроля качества пищевых продуктов министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания края оборудованием для определения процентного содержания генетически модифицированных источников сырья в продуктах питания.

3.7. Для повышения конкурентоспособности пищевой продукции местных товаропроизводителей разработать мероприятия:

по применению ресурсосберегающих и прогрессивных технологий производства продуктов питания, обеспечивающих высокое качество выпускаемой продукции и снижающих ее себестоимость;

по внедрению маркировки продукции, позволяющей применять автоматизированные системы учета движения товаров.

3.8. Для уменьшения распространения сердечно-сосудистых заболеваний среди жителей края разработать мероприятия:

по внедрению в пищевую промышленность технологий, предусматривающих использование заменителей сахара и снижающих содержание в продукции солей натрия;

по обеспечению наличия в розничной продаже пищевой соли с повышенным содержанием калием и йода и расширению ассортимента заменителей сахара;

направленные на формирование в общественном сознании понимания роли избыточного потребления сахара и поваренной соли в развитии сердечно-сосудистых заболеваний.

Председатель Думы
     Ю.И. Оноприенко


Документ сверен по:

Официальная рассылка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»