• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Недействующий



ЗАКОН
Хабаровского края

От 25.04.97 № 19

О местном референдуме в Хабаровском крае


_____________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 27.11.02 № 74

_____________________________________________________


Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Уставом Хабаровского края. Законом Хабаровского края "Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае" устанавливает порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Понятие местного референдума в Хабаровском крае
Местный референдум в Хабаровском крае (далее по тексту местный референдум) голосование жителей соответствующего муниципального образования Хабаровского края (города, района, поселка, села (поссовета, сельсовета)), обладающих избирательным правом; проводимое для решения наиболее важных вопросов социальной и экономической жизни муниципального образования.
Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум
На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, определенные уставом муниципального образования, за исключением вопросов, ведущих к ограничению и нарушению прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Статья 3. Принципы участия граждан в местном референдуме
1. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования (далее по тексту гражданин), участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин участвует в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме
1. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, достигшие на момент голосования 18 лет.
2. Военнослужащие срочной службы участвуют в местном референдуме наравне с остальными гражданами.
3. В местном референдуме не имеют право принимать участие граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

ГЛАВА П. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 5. Принятие решения о проведении местного референдума
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию населения.
Статья б. Реализация права требования проведения местного референдума депутатами представительного органа местного самоуправления
1. Инициировать вопрос о проведении местного референдума может группа депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.
2. Решение о проведении местного референдума по инициативе депутатов представительного органа местного самоуправления принимается, если за это решение проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Статья 7. Реализация права граждан требовать проведения местного референдума
1. Инициировать проведение местного референдума может каждый гражданин или группа граждан, проживающих на территории муниципального образования и обладающих избирательным правом.
2. Право граждан требовать проведения местного референдума реализуется путем сбора подписей в поддержку указанного требования. Минимальное число подписей граждан, по требованию которых представительным органом местного самоуправления принимается решение о проведении местного референдума, устанавливается уставом муниципального образования.
3. Сбор подписей под требованием о проведении местного референдума проводится инициативными группами местного референдума.
Статья 8. Образование инициативных групп местного референдума
1. Инициативные группы местного референдума образуются на собраниях граждан. Условия правомочности собрания граждан устанавливаются уставом муниципального образования.
2. Инициаторы проведения собрания не позднее чем за десять дней письменно уведомляют представительный орган местного самоуправления о месте и времени проведения собрания.
3. Перед собранием производится регистрация его участников. Собрание избирает президиум, обсуждает необходимость проведения местного референдума, а также проект решения, предлагаемый на рассмотрение местного референдума. Решения принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании.
4. В случае принятия решения о необходимости проведения местного референдума собрание избирает инициативную группу местного референдума ;]ля организации сбора подписей в составе не менее десяти человек и ее председателя.
Статья 9. Регистрация инициативной группы местного референдума
1. Инициативная группа местного референдума (далее по тексту инициативная группа) представляет в представительный орган местного самоуправления протокол собрания граждан о необходимости проведения местного референдума, список зарегистрированных лиц, присутствовавших на собрании, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, дата и роспись гражданина, присутствовавшего на собрании, а также список инициативной группы для организации сбора подписей в поддержку местного референдума. В списке должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства членов инициативной группы. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на местный референдум.
2. Решение представительного органа местного самоуправления о регистрации инициативной группы должно быть принято не позднее двух недель со дня получения им протокола собрания и соответствующих приложений к нему.
3. Представительный орган местного самоуправления после проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации инициативной группы.
4. Инициативной группе может быть отказано в регистрации, если собрание было проведено с нарушением требований настоящего закона.
5. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в суде по месту нахождения органа местного самоуправления, отказавшего в регистрации,
6. Количество создаваемых инициативных групп по проведению местного референдума не ограничивается.
7. Инициативным группам присваиваются порядковые номера и наименования, соответствующие наименованию муниципального образования в котором проводится местный референдум. Эти данные указываются на каждом листе для сбора подписей по проведению местного референдума, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.
Статья 10. Подписной лист местного референдума
1. Подписные листы местного референдума (далее по тексту подписные листы) для сбора подписей по проведению местного референдума изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему закону.
2. Подписные листы должны содержать формулировки вопросов, выносимых на местный референдум, а также номер и полное наименование соответствующей инициативной группы.
3. Гражданин, поддерживающий инициативу проведения местного референдума, вносит в подписной лист собственноручно, либо по его просьбе лицо, производящее сбор подписей, или иное лицо фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Дата внесения подписи и сама подпись должны быть выполнены гражданином собственноручно.
4. Гражданин, которому на момент сбора подписей не исполнилось 18 лет, не имеет права ставить свою подпись в подписном листе. При наличии такой подписи она признается недействительной.
5. Подписные листы заверяются лицом, собирающим подписи, и должны иметь дату сбора подписей.
Статья 11. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами
1. Со дня получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума.
2. Общий период сбора подписей по вопросу проведения местного референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации первой инициативной группы местного референдума.
3. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются: дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, число собранных подписей.
4. Первый экземпляр вышеназванного протокола и подписные листы по акту передаются на проверку и хранение в представительный орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу, и хранится в течение одного года после опубликования результатов местного референдума.
5. При поступлении в представительный орган местного самоуправления итогового протокола инициативной группы и подписных листов в двухнедельный срок проводится полная или выборочная проверка подлинности подписей граждан, а также правильности оформления подписных листов. При этом вызов граждан для проверки подлинности подписей не допускается. Для проверки подлинности подписей вправе производиться опрос граждан, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. По истечении указанного срока составляются акты о проверке с указанием количества подписей, признанных действительными, и количество подписей, признанных недействительными. При этом, если обнаружено несколько подписей одного .и того же лица, все его подписи не учитываются.
6. Подписные листы, оформленные с нарушениями требований настоящего закона, не учитываются полностью. Если в результате проверки число подписей окажется меньше необходимого, представительный орган местного самоуправления извещает об этом инициативную группу.
7. Если при проверке представительным органом местного самоуправления поступивших материалов обнаружатся нарушения, связанные с оформлением документов или ненадлежащим количеством подписей в подписных листах, документы с мотивированным отказом, возвращаются инициативной группе в течение пяти дней со дня их поступления.
8. Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой ' вопроса можно обращаться не ранее чем через год.

Статья 12. Порядок принятия решения о проведении местного референдума по требованию населения
1. При поступлении итогового протокола инициативной группы и подписных листов местного референдума в представительный орган местного самоуправления вопрос о проведении местного референдума выносится на рассмотрение заседания представительного органа местного самоуправления, где принимается одно из трех решений:
о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
об отклонении предложения о назначении местного референдума в случае нарушения настоящего закона инициаторами местного референдума;
о принятии нормативного правового акта или иного решения по предлагаемому для рассмотрения 'на местном референдуме вопросу, без последующего проведения местного референдума.
2. Заседание представительного органа местного самоуправления созывается не позднее одного месяца со дня поступления итогового протокола и подписных листов местного референдума.
3. Представительный орган местного самоуправления утверждает окончательный текст вопроса (вопросов), выносимого на местный референдум. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен исключать множественность его толкования.
4. Решение представительного органа местного самоуправления об отказе в проведении местного референдума может быть обжаловано инициативными группами в судебном порядке.
5. Решение представительного органа местного самоуправления подлежит опубликованию (обнародованию).

Статья 13. Сроки проведения местного референдума
1. Местный референдум должен быть проведен в срок не ранее одного месяца и не позднее трех месяцев со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения о его проведении, кроме случаев предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
2. Дата проведения местного референдума может быть совмещена с выборами органов местного самоуправления, если они проводятся не позднее пяти месяцев со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения о проведении местного референдума.
3. Совмещение даты проведения местного референдума с выборами краевых органов власти допускается, если это не противоречит краевым законам.
4. Местный референдум может проводиться не более одного раза в год и не более чем по двум вопросам одновременно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего закона.

ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА


Статья 14. Виды комиссий местног9 референдума
1. Для организации подготовки . и проведения местного референдума образуются:
территориальные (районные, городские, районные в городе, сельские и поселковые) комиссии местного референдума, которые образуются не позднее чем за шестьдесят дней до дня проведения местного референдума;
участковые комиссии местного референдума, которые образуются не позднее чем за пятьдесят дней до дня проведения местного референдума^
2. Порядок формирования всех видов комиссий, полномочия и организация их деятельности по подготовке и проведению местного референдума определяются Законом Хабаровского края "О системе избирательных комиссий в Хабаровском крае".

Статья 15. Финансирование и материальное обеспечение местного референдума
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, .производятся за счет средств местного бюджета.
2. Расходы территориальной комиссии местного референдума, связанные с осуществлением ее полномочий, предусматриваются отдельной строкой в местнс.м бюджете. Отчет территориальной комиссии местного референдума о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, представляется представительному органу местного самоуправления не позднее трех месяцев со дня проведения местного референдума.
3. Органы местного самоуправления и организации предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума.

Статья 16. Образование округа местного референдума
Для проведения местного референдума решением территориальной комиссии местного референдума не позднее шестидесяти дней до дня проведения местного референдума образуется один избирательный округ, охватывающий всю территорию муниципального образования.

Статья 17. Участки местного референдума
1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, участвующих в местном референдуме, образуются участки местного референдума.
2. Участки местного референдума образует глава муниципального образования (глава местной администрации) по согласованию с соответствующей территориальной комиссией местного референдума из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее пятидесяти пяти дней до дня проведения местного референдума. Границы участков местного референдума не должны пересекаться с границами других участков.
3. Участки местного референдума образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах, поселков и сельсоветов с целью создания максимальных удобств для граждан, участвующих в местном референдуме.
4. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, других местах временного пребывания граждан; труднодоступных и отдаленных районах, судах, находящихся в плавании, участки местного референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума. Такие избирательные участки входят в избирательный округ по месту их расположения или по месту приписки судна.
5. Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума. В порядке исключения допускается образование участков местного референдума в воинских частях, удаленных от данного муниципального образования. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии местного референдума, общественным наблюдателям, а также представителям средств массовой информации.
6. Список участков местного референдума с указанием адресов участковых комиссий местного референдума и их описанием публикуется территориальной комиссией местного референдума в течение пяти дней после принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 18. Списки граждан, участвующих в местном референдуме
1. Список граждан, участвующих в местном референдуме (далее по тексту " список граждан), составляет участковая комиссия местного референдума на основании данных, представленных по установленной форме главой муниципального образования. Периодическое уточнение списка граждан, обладающих избирательным правом, по состоянию на 1 января и 1 июня каждого года осуществляет глава муниципального образования. Указанные сведения направляются в соответствующие комиссии местного референдума не позднее сорока дней до дня проведения местного референдума.
2. В список граждан включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 4 настоящего закона и проживающий на территории соответствующего участка местного референдума.
3. Список граждан составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов граждан и т.д.). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Уточнение списков граждан должно быть завершено не позднее чем за тридцать дней до дня проведения местного референдума.
4. Список военнослужащих,, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других граждан, если они проживают на территории расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в срок, установленный в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список граждан по месту жительства на общих основаниях.
5. Список граждан, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, составляется на основе данных, представленных руководителями указанных учреждений за семь дней до дня проведения местного референдума.
6. Списки граждан по участкам местного референдума, образованным на судах, находящихся в день проведения голосования в плавании, на метеостанциях, составляются на основании данных, представляемых капитанами судов и руководителями метеостанций.
7. Граждане, поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка граждан для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией местного референдума в список граждан на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного участка местного референдума.
8. Гражданин может быть включен в список граждан только на одном участке местного референдума.
9. Список граждан составляется в машинописном виде и распечатывается в двух экземплярах по форме, утвержденной территориальной комиссией местного референдума, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии местного референдума. Один экземпляр списка передается в территориальную комиссию местного референдума.
10. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения местного референдума.
11. Вносить изменения в списки граждан после начала подсчета голосов граждан запрещается.

Статья 19. Агитация по вопросу (вопросам), выносимому на местный референдум
1. Граждане и местные организации политических партий, профсоюзов, других общественных организаций и общественных движений (далее по тексту общественные объединения) вправе проводить агитацию "за" или "против" вопроса (вопросов), выносимого на местный: референдум (далее по тексту агитация).
2. Агитация может проводиться:
через средства массовой информации;
путем проведения публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий) в порядке, установленном федеральным законодательством;
путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
3. Агитация в помещении комиссии местного референдума запрещается.

Статья 20. Сроки проведения агитации
1. Агитация проводится со дня принятия решения о проведении местного референдума представительным органом местного самоуправления и прекращается за один день до дня проведения местного референдума (с нуля часов дня, предшествующего дню проведения местного референдума).
2. В день проведения местного референдума любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

Статья 21. Гласность при подготовке и проведении местного референдума
1. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются открыто и гласно.
2. Инициаторы вопроса, выносимого на местный референдум, накануне его проведения предоставляют населению муниципального образована исчерпывающую информацию по данному вопросу, о возможных последствиях его разрешения, широко используя в этих целях официальные публикации в средствах массовой информации, публичные чтения, собрания граждан, официальные заявления должностных лиц и другие формы.
3. Решения представительного органа местного самоуправления, касающиеся местного референдума, подлежат опубликованию (обнародованию) в течение пяти дней со дня их. принятия.
4. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания граждан, связанные с проведением местного референдума, и получение соответствующей информации.
5. Комиссии местного референдума своевременно информируют население муниципального образования о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме.

Статья 22. Право на общественный контроль при подготовке и проведении местного референдума
Граждане и общественные объединения имеют право на осуществление общественного контроля за подготовкой и проведением местного референдума.
2. При проведении голосования и установлении итогов голосования на заседаниях комиссий местного референдума вправе присутствовать общественные наблюдатели, направленные гражданами, обладающими избирательным правом, общественными объединениями, а также иностранные (международные) наблюдатели.
3. Общественные наблюдатели представляют соответствующей комиссии местного референдума уведомление произвольной формы за подписью уполномоченного представителя общественного объединения, подтверждающее направление общественного наблюдателя для наблюдения за работой комиссии местного референдума и документ, удостоверяющий личность общественного наблюдателя. Уведомление о направлении общественного наблюдателя гражданами подписывается не менее чем пятью гражданами данного муниципального образования, обладающими избирательным правом.
4. Предварительное уведомление комиссий местного референдума о предполагаемом присутствии общественных наблюдателей не требуется.
5. Общественные наблюдатели имеют,право: находиться в день голосования на участках местного референдума (в том числе на участках местного референдума, находящихся в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха и др.), в помещении участковой комиссии местного референдума с начала ее работы до подписания ее членами протокола об итогах голосования; присутствовать при проведении голосования в тех случаях, когда оно проводится вне помещения для голосования; знакомиться с итогами голосования и получать в комиссиях местного референдума заверенную копию протокола об итогах голосования.
6. Общественные наблюдатели, присутствующие на заседаниях комиссии местного референдума и на участках для голосования, не имеют права вмешиваться в работу комиссий местного референдума.

ГЛАВА IV. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА


Статья 23. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии местного референдума органами местного самоуправления и организациями,
2. Помещение для голосования должно обеспечивать возможность оборудования кабин для тайного голосования, либо иметь пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь к ящикам для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии местного референдума и общественных наблюдателей, представителей средств массовой информации.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой комиссией местного референдума стенд с информацией о тексте выносимого на местный референдум вопроса (вопросов) или проекта (проектов) решения местного референдума.

Статья 24. Бюллетень местного референдума
1. Для участия в голосовании каждый гражданин получает один бюллетень. Форма и текст бюллетеня для голосования не позднее чем за тридцать дней утверждается территориальной комиссией местного референдума и печатается не позднее чем за двадцать дней до дня проведения местного референдума.
2. В бюллетене для голосования воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, .утвержденные представительным органом местного самоуправления, и варианты волеизъявления голосующего словами: "За" или "Против", под которыми помещаются пустые квадраты. Изменение текста вопроса или проекта решения не допускается.
3. В случае вынесения на, местный референдум нескольких вопросов или проектов решений они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно.
4. В случае проведения референдума Российской Федерации или края в один день с местным референдумом, тексты бюллетеней печатаются на различной: по цвету бумаге, голосуются отдельно, независимо друг от друга.
5. В бюллетене для голосования должно помещаться указание голосующему о порядке заполнения бюллетеня.
6. Бюллетени для голосования участковым комиссиям местного референдума передаются территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за четыре дня до дня проведения местного референдума. Число бюллетеней для голосования не может превышать число зарегистрированных граждан более чем на один процент. В правом верхнем углу лицевой стороны бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой комиссии местного референдума, которые заверяются печатью данной комиссии.

Статья 25. Порядок проведения голосования
1. Голосование на местном референдуме проводится в день, установленный решением представительного органа местного самоуправления.
2. Территориальная комиссия местного референдума по согласованию с представительным органом местного самоуправления может принять решение о досрочном голосовании в труднодоступных населенных пунктах, бригадах, находящихся вдали от участков местного референдума, к которым они прикреплены, но не ранее пяти дней до дня проведения местного референдума и определяет порядок голосования в них.
3. На всех участках местного референдума голосование производится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия местного референдума оповещает граждан не позднее чем за двадцать дней до дня проведения местного референдума. Голосование может быть завершено раньше 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах, воинских подразделениях, когда проголосовали все внесенные в списки граждане.
4. Коллективы судов, находящиеся в плавании и приписанные к территории, где проводится местный референдум, участвуют в местном референдуме в те же сроки.
5. Гражданин, который за пятнадцать дней до дня проведения местного референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не может прийти на участок местного референдума, на котором он зарегистрирован в списке, может проголосовать досрочно в помещении территориальной (за 15-4 дня^ до дня проведения местного референдума) или участковой (за 3-1 день до дня проведения местного референдума) комиссии местного референдума. Комиссии местного референдума обязаны при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления гражданина. Расписавшись соответственно в списке граждан, заполнив бюллетень, на обратной стороне которого должны стоять две подписи членов комиссии местного референдума, заверенные печатью, гражданин помещает его в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответствующей комиссии местного референдума. Конверты с бюллетенями граждан, проголосовавших досрочно, хранятся в сейфах. На месте склейки на конверте ставится печать и подписи двух членов соответствующей комиссии местного референдума, а также номер участка местного референдума. Вторые экземпляры списков граждан, в которых в особых отметках сделана запись "досрочное" и конверты с их бюллетенями передаются территориальной комиссией местного референдума в соответствующую участковую комиссию местного референдума. Секретарь участковой комиссии местного референдума делает в первом экземпляре списка напротив фамилий проголосовавших граждан отметки "досрочное", ставит дату записи и расписывается.
6. В 8 часов утра в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии местного референдума объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и общественным наблюдателям пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Председатель участковой комиссии местного референдума оглашает число конвертов (заносится в протокол комиссии) с заполненными бюллетенями, оставленных досрочно проголосовавшими гражданами и опускает их в ящик для голосования. После этого приглашает граждан получить бюллетени для голосования. При получении бюллетеня для голосования член участковой комиссии местного референдума проставляет в списке серию и номер паспорта или удостоверения личности гражданина, а гражданин расписывается о получении бюллетеня. Каждый гражданин голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
7. Бюллетени для голосования заполняются голосующим в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом комиссии местного референдума или общественным наблюдателем.
8. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит любой знак в квадрате под словом "За". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит любой знак в квадрате под словом "Против". Заполненный бюллетень гражданин опускает в избирательный ящик.
9. Бюллетени, в которых проставлено более одного знака или не проставлено ни одного знака, признаются недействительными.
10. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в местном референдуме, не может прибыть на участок местного референдума для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменной или устной просьбе гражданина участковая комиссия местного референдума организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии общественных наблюдателей, если последние находятся на участке местного референдума, и с использованием специального переносного ящика. В этих целях в участковой комиссии местного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков, которое определяется решением территориальной комиссии местного референдума. Указанная просьба должна быть подтверждена гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии местного референдума. В этом случае члены участковой комиссии местного референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений граждан. Гражданин, проголосовавший вне помещения для голосования, в своем письменном заявлении при получении бюллетеня указывает фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц), адрес места жительства и расписывается. Члены участковой комиссии местного референдума при прибытии на участок местного референдума в список граждан против данного гражданина вносят отметку "голосование вне помещения для голосования" и расписываются.
11. Председатель участковой комиссии местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя участковой комиссии местного референдума его полномочия осуществляет заместитель председателя участковой комиссии местного референдума.
12. Член участковой комиссии местного референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а общественный наблюдатель удаляется из помещения участка местного референдума, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается участковой комиссией местного референдума.

Статья 26. Порядок подсчета голосов участковыми комиссиями местного референдума
1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии местного референдума объявляет голосование оконченным. После этого могут получить бюллетени для голосования и проголосовать только граждане, находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия местного референдума подсчитывает и погашает все неиспользованные и испорченные бюллетени, отмечает их число и вносит в протокол.
3. Далее председатель и члены участковой комиссии местного референдума вскрывают переносные ящики. Проверяется соответствие количества обнаруженных в них бюллетеней количеству письменных заявлений граждан. В случае, если количество бюллетеней установленного образца превышает 1 количество письменных заявлений граждан, результаты голосования по письменным заявлениям граждан с помощью переносных ящиков признаются недействительными. Каждый бюллетень подписывается двумя членами комиссии местного референдума с отметкой "недействительный бюллетень по голосованию с помощью переносного ящика". Сведения о количестве обнаруженных бюллетеней, членах комиссии местного референдума, организовавших голосование с помощью переносного ящика, присутствовавших при этом общественных наблюдателях заносятся в специальный протокол, к которому прикладываются заявления граждан и обнаруженные в переносном ящике бюллетени.
4. Далее председатель и члены участковой комиссии местного референдума вскрывают ящики, находящиеся на участке местного референдума.
5. По каждому участку местного референдума прежде всего отделяются и подсчитываются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени не установленной формы, не заверенные печатью комиссии местного референдума либо подписями двух членов участковой комиссии местного референдума, а также бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых крест или любой иной знак проставлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них.
6. Участковая комиссия местного референдума составляет протокол по итогам голосования. В протоколе указывается:
число граждан, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией местного референдума;
число бюллетеней для голосования, выданных гражданам в помещении участка местного референдума;
число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках;
число действительных бюллетеней;
число бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;
число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.
7. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами участковой комиссии местного референдума. Член участковой комиссии местного референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу прилагаются письменные обращения и заявления (жалобы) граждан и принятые по ним решения участковой комиссии местного референдума. Все приложения перечисляются и являются неотъемлемой частью протокола об итогах голосования. Заверенные копии специальных протоколов участковой комиссии местного референдума, жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии местного референдума прилагаются ко второму и третьему экземплярам протокола. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
8. Первый экземпляр протокола участковой комиссии местного референдума вместе с документацией местного референдума незамедлительно направляются в территориальную комиссию местного референдума. Факт передачи протокола об итогах голосования фиксируется в акте, составляемом в двух экземплярах, один из которых остается в участковой комиссии местного референдума, а другой передается в территориальную комиссию местного референдума. Акт передачи протокола составляют и подписывают не менее чем два члена каждой из комиссий местного референдума. Акт хранится в соответствующих комиссиях местного референдума вместе с протоколами об итогах голосования в порядке, установленном для хранения избирательной документации. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями, со списками общественных наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов граждан, хранится у секретаря участковой комиссии местного референдума до окончания полномочий комиссии.
9. Третий экземпляр протокола представляется для ознакомления общественным наблюдателям, представителям средств массовой информации.
10. Документация местного референдума, включая бюллетени; передается в '' соответствующие территориальные комиссии местного референдума после официального объявления результатов местного референдума.

Статья 27. Подведение итогов местного референдума
1. Территориальные комиссии местного референдума немедленно по получении протоколов всех участковых комиссий местного референдума производят подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах и подводят итоги голосования.
2. Территориальная комиссия местного референдума составляет протокол, в котором указывает:
количество участков местного референдума, в которых состоялось голосование;
число граждан, зарегистрированных по участкам местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
число бюллетеней для голосования, выданных участковым комиссиям местного референдума;
число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число бюллетеней для голосования, выданных гражданампроголосовавшим досрочно;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках;
число действительных бюллетеней;
число бюллетеней, признанных недействительными;
число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;
число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.
3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается членами территориальной комиссии местного референдума.

Статья 28. Установление результатов местного референдума
1. Территориальная комиссия местного референдума признает местный референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее двадцати пяти процентов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
2. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу . бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
3. Территориальная комиссия местного референдума признает решение принятым на местном референдуме, если за, него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Результаты местного референдума могут быть по решению территориальной комиссии местного референдума или суда признаны недействительными из-за допущенных в ходе местного референдума нарушений настоящего закона, повлиявших на результаты голосования.
4. Итоги местного референдума доводятся до сведения населения муниципального образования через средства массовой информации территориальной комиссией местного референдума не позднее пяти дней после подведения общих итогов голосования. Территориальная комиссия местного референдума передает протокол общих итогов местного референдума в представительный орган местного самоуправления.

ГЛАВА V. ПРАВОВОЙ СТАТУС И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНУДМА


Статья 29. Правовой статус и реализация решения местного референдума
1. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти края, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.
2. Решение, принятое на местном референдуме, обязательно для исполнения органами местного самоуправления, а также всеми находящимися на территории муниципального образования организациями и гражданами.
3. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Статья 30. Изменение или отмена решения местного референдума
1. Органы государственной власти края, государственные должностные лица, органы местного самоуправления не могут изменить или отменить решение, принятое на местном референдуме.
2. Решение местного референдума может быть отменено, в него могут быть внесены изменения только посредством проведения нового местного референдума, который может быть назначен не ранее шести месяцев со дня проведения предыдущего местного референдума.
В случае, если принятое на местном референдуме решение противоречит действующему законодательству, это решение может быть отменено в судебном порядке.
3. Назначение и проведение нового местного референдума осуществляется в соответствии с настоящим законом.

ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА


Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего закона
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, или подкупа свободному осуществлению гражданином или группой граждан их права участвовать в местном референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий местного референдума, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления края, совершившие подлог документов местного референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

ГЛАВА VII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 32. Переходные положения
До принятия устава муниципального образования представительный орган местного самоуправления данного муниципального образования вправе определять число граждан, проживающих на территории данного муниципального образования и обладающих избирательным правом, по требованию которых может быть назначен местный референдум.

Председатель Хабаровской краевой Думы В.А. Озеров



Приложение к
Закону Хабаровского края
От 25.04.97 № 19

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ


Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем вынесение на местный референдум проекта решения по вопросу местного значения
_______________________________________________________________________________________

(полный текст проекта решения по вопросу местного значения)

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения (в возрасте 18 лет число, месяц и год рождения)

Адрес места жительства

Серия и номер паспорта или заменяющего его документа

Дата подписания и подпись

1.






2.


/




3.






4.


-




5.





'' '

6.






7.




-


8.






9.






10.




,



Подписной лист удостоверяю:
_____________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собирающего подписи)

______________________________
(Подпись и дата)

Председатель Хабаровской
краевой Думы В.А.Озеров


Хабаровская краевая Дума

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 1997 года N 87

О повторном рассмотрении Закона Хабаровского края «О местном референдуме в Хабаровском крае»

Краевая Дума

постановляет:

1. Одобрить Закон Хабаровского края «О местном референдуме в Хабаровском крае» с учетом предложений Главы Администрации края.
2. Направить настоящий закон для официального опубликования.

Председатель Думы
В.А.Озеров



Редакция документа
подготовлена "Софтинформбюро"

О местном референдуме в Хабаровском крае(утратил силу от 27.11.02)

Название документа: О местном референдуме в Хабаровском крае(утратил силу от 27.11.02)

Номер документа: 19

87

Вид документа: Закон Хабаровского края

Постановление Хабаровской краевой Думы

Принявший орган: Законодательная Дума Хабаровского края

Статус: Недействующий

Дата принятия: 25 апреля 1997

Дата начала действия: 25 апреля 1997
Дата окончания действия: 27 ноября 2002
Дата редакции: 25 апреля 1997