Недействующий



ЗАКОН
Хабаровского края

От 25.04.97 № 19

О местном референдуме в Хабаровском крае


 _____________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 27.11.02 № 74
_____________________________________________________


Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Уставом Хабаровского края. Законом Хабаровского края "Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае" устанавливает порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Понятие местного референдума в Хабаровском крае

Местный референдум в Хабаровском крае (далее по тексту местный референдум) голосование жителей соответствующего муниципального образования Хабаровского края (города, района, поселка, села (поссовета, сельсовета)), обладающих избирательным правом; проводимое для решения наиболее важных вопросов социальной и экономической жизни муниципального образования.

Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум

На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, определенные уставом муниципального образования, за исключением вопросов, ведущих к ограничению и нарушению прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Принципы участия граждан в местном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования (далее по тексту гражданин), участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин участвует в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме

1. В местном референдуме имеют право участвовать граждане, достигшие на момент голосования 18 лет.

2. Военнослужащие срочной службы участвуют в местном референдуме наравне с остальными гражданами.

3. В местном референдуме не имеют право принимать участие граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

ГЛАВА П. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 5. Принятие решения о проведении местного референдума

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию населения.

Статья б. Реализация права требования проведения местного референдума депутатами представительного органа местного самоуправления

1. Инициировать вопрос о проведении местного референдума может группа депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

2. Решение о проведении местного референдума по инициативе депутатов представительного органа местного самоуправления принимается, если за это решение проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Статья 7. Реализация права граждан требовать проведения местного референдума

1. Инициировать проведение местного референдума может каждый гражданин или группа граждан, проживающих на территории муниципального образования и обладающих избирательным правом.

2. Право граждан требовать проведения местного референдума реализуется путем сбора подписей в поддержку указанного требования. Минимальное число подписей граждан, по требованию которых представительным органом местного самоуправления принимается решение о проведении местного референдума, устанавливается уставом муниципального образования.

3. Сбор подписей под требованием о проведении местного референдума проводится инициативными группами местного референдума.

Статья 8. Образование инициативных групп местного референдума

1. Инициативные группы местного референдума образуются на собраниях граждан. Условия правомочности собрания граждан устанавливаются уставом муниципального образования.

2. Инициаторы проведения собрания не позднее чем за десять дней письменно уведомляют представительный орган местного самоуправления о месте и времени проведения собрания.

3. Перед собранием производится регистрация его участников. Собрание избирает президиум, обсуждает необходимость проведения местного референдума, а также проект решения, предлагаемый на рассмотрение местного референдума. Решения принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании.

4. В случае принятия решения о необходимости проведения местного референдума собрание избирает инициативную группу местного референдума ;]ля организации сбора подписей в составе не менее десяти человек и ее председателя.

Статья 9. Регистрация инициативной группы местного референдума

1. Инициативная группа местного референдума (далее по тексту инициативная группа) представляет в представительный орган местного самоуправления протокол собрания граждан о необходимости проведения местного референдума, список зарегистрированных лиц, присутствовавших на собрании, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, дата и роспись гражданина, присутствовавшего на собрании, а также список инициативной группы для организации сбора подписей в поддержку местного референдума. В списке должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства членов инициативной группы. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на местный референдум.

2. Решение представительного органа местного самоуправления о регистрации инициативной группы должно быть принято не позднее двух недель со дня получения им протокола собрания и соответствующих приложений к нему.

3. Представительный орган местного самоуправления после проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации инициативной группы.

4. Инициативной группе может быть отказано в регистрации, если собрание было проведено с нарушением требований настоящего закона.

5. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в суде по месту нахождения органа местного самоуправления, отказавшего в регистрации,

6. Количество создаваемых инициативных групп по проведению местного референдума не ограничивается.

7. Инициативным группам присваиваются порядковые номера и наименования, соответствующие наименованию муниципального образования в котором проводится местный референдум. Эти данные указываются на каждом листе для сбора подписей по проведению местного референдума, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.

Статья 10. Подписной лист местного референдума

1. Подписные листы местного референдума (далее по тексту подписные листы) для сбора подписей по проведению местного референдума изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему закону.

2. Подписные листы должны содержать формулировки вопросов, выносимых на местный референдум, а также номер и полное наименование соответствующей инициативной группы.

3. Гражданин, поддерживающий инициативу проведения местного референдума, вносит в подписной лист собственноручно, либо по его просьбе лицо, производящее сбор подписей, или иное лицо фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Дата внесения подписи и сама подпись должны быть выполнены гражданином собственноручно.

4. Гражданин, которому на момент сбора подписей не исполнилось 18 лет, не имеет права ставить свою подпись в подписном листе. При наличии такой подписи она признается недействительной.

5. Подписные листы заверяются лицом, собирающим подписи, и должны иметь дату сбора подписей.

Статья 11. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами

1. Со дня получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума.

2. Общий период сбора подписей по вопросу проведения местного референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации первой инициативной группы местного референдума.

3. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются: дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, число собранных подписей.

4. Первый экземпляр вышеназванного протокола и подписные листы по акту передаются на проверку и хранение в представительный орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу, и хранится в течение одного года после опубликования результатов местного референдума.

5. При поступлении в представительный орган местного самоуправления итогового протокола инициативной группы и подписных листов в двухнедельный срок проводится полная или выборочная проверка подлинности подписей граждан, а также правильности оформления подписных листов. При этом вызов граждан для проверки подлинности подписей не допускается. Для проверки подлинности подписей вправе производиться опрос граждан, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. По истечении указанного срока составляются акты о проверке с указанием количества подписей, признанных действительными, и количество подписей, признанных недействительными. При этом, если обнаружено несколько подписей одного .и того же лица, все его подписи не учитываются.

6. Подписные листы, оформленные с нарушениями требований настоящего закона, не учитываются полностью. Если в результате проверки число подписей окажется меньше необходимого, представительный орган местного самоуправления извещает об этом инициативную группу.

7. Если при проверке представительным органом местного самоуправления поступивших материалов обнаружатся нарушения, связанные с оформлением документов или ненадлежащим количеством подписей в подписных листах, документы с мотивированным отказом, возвращаются инициативной группе в течение пяти дней со дня их поступления.

8. Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении местного референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой ' вопроса можно обращаться не ранее чем через год.

Статья 12. Порядок принятия решения о проведении местного референдума по требованию населения

1. При поступлении итогового протокола инициативной группы и подписных листов местного референдума в представительный орган местного самоуправления вопрос о проведении местного референдума выносится на рассмотрение заседания представительного органа местного самоуправления, где принимается одно из трех решений:

о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

об отклонении предложения о назначении местного референдума в случае нарушения настоящего закона инициаторами местного референдума;

о принятии нормативного правового акта или иного решения по предлагаемому для рассмотрения 'на местном референдуме вопросу, без последующего проведения местного референдума.

2. Заседание представительного органа местного самоуправления созывается не позднее одного месяца со дня поступления итогового протокола и подписных листов местного референдума.

3. Представительный орган местного самоуправления утверждает окончательный текст вопроса (вопросов), выносимого на местный референдум. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен исключать множественность его толкования.

4. Решение представительного органа местного самоуправления об отказе в проведении местного референдума может быть обжаловано инициативными группами в судебном порядке.

5. Решение представительного органа местного самоуправления подлежит опубликованию (обнародованию).

Статья 13. Сроки проведения местного референдума

1. Местный референдум должен быть проведен в срок не ранее одного месяца и не позднее трех месяцев со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения о его проведении, кроме случаев предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Дата проведения местного референдума может быть совмещена с выборами органов местного самоуправления, если они проводятся не позднее пяти месяцев со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения о проведении местного референдума.

3. Совмещение даты проведения местного референдума с выборами краевых органов власти допускается, если это не противоречит краевым законам.

4. Местный референдум может проводиться не более одного раза в год и не более чем по двум вопросам одновременно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего закона.

ГЛАВА III. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА


Статья 14. Виды комиссий местног9 референдума

1. Для организации подготовки . и проведения местного референдума образуются:

территориальные (районные, городские, районные в городе, сельские и поселковые) комиссии местного референдума, которые образуются не позднее чем за шестьдесят дней до дня проведения местного референдума;

участковые комиссии местного референдума, которые образуются не позднее чем за пятьдесят дней до дня проведения местного референдума^

2. Порядок формирования всех видов комиссий, полномочия и организация их деятельности по подготовке и проведению местного референдума определяются Законом Хабаровского края "О системе избирательных комиссий в Хабаровском крае".

Статья 15. Финансирование и материальное обеспечение местного референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, .производятся за счет средств местного бюджета.

2. Расходы территориальной комиссии местного референдума, связанные с осуществлением ее полномочий, предусматриваются отдельной строкой в местнс.м бюджете. Отчет территориальной комиссии местного референдума о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, представляется представительному органу местного самоуправления не позднее трех месяцев со дня проведения местного референдума.

3. Органы местного самоуправления и организации предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума.

Статья 16. Образование округа местного референдума

Для проведения местного референдума решением территориальной комиссии местного референдума не позднее шестидесяти дней до дня проведения местного референдума образуется один избирательный округ, охватывающий всю территорию муниципального образования.

Статья 17. Участки местного референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, участвующих в местном референдуме, образуются участки местного референдума.

2. Участки местного референдума образует глава муниципального образования (глава местной администрации) по согласованию с соответствующей территориальной комиссией местного референдума из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее пятидесяти пяти дней до дня проведения местного референдума. Границы участков местного референдума не должны пересекаться с границами других участков.

3. Участки местного референдума образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах, поселков и сельсоветов с целью создания максимальных удобств для граждан, участвующих в местном референдуме.

4. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, других местах временного пребывания граждан; труднодоступных и отдаленных районах, судах, находящихся в плавании, участки местного референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума. Такие избирательные участки входят в избирательный округ по месту их расположения или по месту приписки судна.

5. Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума. В порядке исключения допускается образование участков местного референдума в воинских частях, удаленных от данного муниципального образования. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии местного референдума, общественным наблюдателям, а также представителям средств массовой информации.

6. Список участков местного референдума с указанием адресов участковых комиссий местного референдума и их описанием публикуется территориальной комиссией местного референдума в течение пяти дней после принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 18. Списки граждан, участвующих в местном референдуме

1. Список граждан, участвующих в местном референдуме (далее по тексту " список граждан), составляет участковая комиссия местного референдума на основании данных, представленных по установленной форме главой муниципального образования. Периодическое уточнение списка граждан, обладающих избирательным правом, по состоянию на 1 января и 1 июня каждого года осуществляет глава муниципального образования. Указанные сведения направляются в соответствующие комиссии местного референдума не позднее сорока дней до дня проведения местного референдума.

2. В список граждан включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 4 настоящего закона и проживающий на территории соответствующего участка местного референдума.

3. Список граждан составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов граждан и т.д.). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Уточнение списков граждан должно быть завершено не позднее чем за тридцать дней до дня проведения местного референдума.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»