Недействующий


Губернатор Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2002 г. № 359


О мероприятиях по реализации Программы реформирования
системы управления региональными финансами Хабаровского края

___________________________
Утратил силу на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 12 мая 2008 года № 67
___________________________


В целях реализации Программы реформирования системы управления региональными финансами Хабаровского края, утвержденной постановлением Губернатора края от 30 апреля 2002 г. № 254 "Об участии Хабаровского края в Проекте технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне для получения средств из Фонда реформирования региональных финансов федерального бюджета в 2002 - 2003 годах",

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития налогового потенциала Хабаровского края;

Критерии предоставления льгот по налогам и сборам в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет;

Методику расчета выпадающих доходов краевого бюджета Хабаровского края от предоставления налоговых льгот;

Среднесрочный прогноз краевого бюджета Хабаровского края на 2002 год и на период до 2005 года;

Сценарные условия функционирования экономики Хабаровского края в 2002 году и на период до 2005 года.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить социально-экономическую политику и формирование местных бюджетов исходя из основных положений настоящего постановления.

3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.) разместить настоящее постановление на сайте Правительства края в сети Интернет.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра финансов края Кацубу А.С.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


     Губернатор
В.И. Ишаев



     УТВЕРЖДЕНО
     Постановление Губернатора края
     от 26.07.2002 № 359

Концепция развития налогового потенциала Хабаровского края


Ведение


Концепция развития налогового потенциала Хабаровского края (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Хабаровского края в отношении формирования и развития налогового потенциала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и социальной сферы, усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности края, создание сбалансированной и стабильной налоговой системы.

Под налоговым потенциалом Хабаровского края в Концепции понимается совокупность возможных налоговых поступлений в бюджеты Хабаровского края. Одним из важнейших направлений экономических преобразований в крае на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки хода реформирования налоговой системы Хабаровского края, объема и структуры поступлений налогов и сборов и резервов их мобилизации в краевой и местные бюджеты Хабаровского края.

Необходимость Концепции диктуется следующими обстоятельствами:

а) развитие рыночных отношений и реформирование экономики, что требует обновления механизмов реализации социально-экономической политики, в том числе на региональном уровне;

б) появление благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы Хабаровского края, связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений;

в) осуществление налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне, что предопределяет проведение соответствующей роботы по совершенствованию Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края";

г) отсутствие в действующих нормативных актах четких критериев, позволяющих организовать работу по развитию налогового потенциала на краевом и муниципальном уровнях.

В рамках намеченных целей социально-экономического развития предстоит реализовать качественно новый этап реформирования налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию налогового потенциала.

1. Оценка состояния налогового потенциала Хабаровского края


Налоговые преобразования, проведенные в Хабаровском крае в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата.

В крае введены налог с продаж, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и сборов.

В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж. Активно используются возможности предоставления государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. В 2001 году в крае провели реструктуризацию и получили отсрочку по платежам 790 предприятий на сумму 6800 млн. рублей, в том числе по платежам в бюджет края 1500 млн. рублей.

Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации налоговой задолженности.

В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей ведется единый государственный реестр налогоплательщиков Хабаровского края, ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками.

Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства и направлена на превращение бюджета в подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений Хабаровский край в 1995 году приступил к реформе межбюджетных отношений между краевым бюджетом Хабаровского края и бюджетами муниципальных образований. Основными целями реформы стали усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности за результаты социально-экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетная обеспеченность.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Хабаровского края в 2001 году сложилась следующим образом.

Доходная часть консолидированного бюджета Хабаровского края формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2001 году составил 96 процентов.

На формирование неналоговых доходов бюджетов Хабаровского края определяющее влияние оказывает использование государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению эффективности управления государственным имуществом проводится в соответствии с Законом Хабаровского края "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края.

Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц (29,3 процента), налог на прибыль предприятий и организации (44,7 процента), налог на имущество предприятий (9,2 процента), единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (4,6 процента).

В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных налогов - 82,1 процента.

Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что 54,0 процента поступлений обеспечивает промышленность, 4,6 процента - торговля и общественное питание, 4,3 процента - строительство, 9,9 процента - транспорт, 2,1 процента - жилищно-коммунальное хозяйство.

Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Хабаровского края к концу 2001 года по сравнению с его началом составили 111 процентов. Важное значение использования резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2001 года эта задолженность в консолидированный бюджет Хабаровского края составила 14,1 процента от фактически поступивших в течение года налогов и сборов.

Качественный состав задолженности в бюджетную систему Хабаровского края показывает, что почти половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы, что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком налоговой системы является множественное количество законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого страхования, а иногда и противоречат друг другу, что может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности.

Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы края целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово-экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики.

В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджеты Хабаровского края необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.

2. Цели и задачи Концепции


Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей:

- осуществление налоговой реформы, создание рациональной и стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать налоговый потенциал края для обеспечения динамичных темпов социально-экономического развития;

- обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Хабаровского края за счет увеличения числа объектов налогообложения к оптимизации структуры налоговых платежей.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- формирование эффективной системы бюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования;

- совершенствование законодательства Хабаровского края о налогах и сборах, его упрощение и систематизация;

- проведение регулярного анализа налогового потенциала края для определения возможных путей его развития;

- оптимизация налоговых льгот;

- совершенствование налогового администрирования в целях повышения фактической собираемости налогов и сборов;

- стимулирование развития реального сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в крае;

- повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;

- развитие рынка недвижимости,

3. Основные направления реализации Концепции


Анализ современного состояния налоговой системы Хабаровского края и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы в Российской Федерации позволяет определить следующие основные направления реализации Концепции:

3.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей:

- последовательное повышение уровня жизни населения, высокую степень занятости и усиление адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц;

- проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в краевой и местные бюджеты, в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на прибыль и других видов налогов;

- активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать важным фактором роста поступлений в краевой и местные бюджеты Хабаровского края налога на прибыль;

- стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Хабаровского края, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых предприятий и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их финансового положения;

- создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в краевой и особенно в местные бюджеты, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

- инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, в первую очередь рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование;

- содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций;

- повышение социальной привлекательности торговых точек ни рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли;

- проведение обязательной сертификации услуг розничной торговли, общественного питания, парикмахерских, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;

- создание необходимых условий для увеличения производства и реализации подакцизных товаров (в первую очередь ликероводочных изделий), стабильной работы и укрепления конкурентных позиций предприятий, производящих данную продукцию.

3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений между краевым бюджетом и бюджетами районов и городов, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, на основе:

- разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Хабаровского края;

- распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по уровням бюджетной системы Хабаровского края путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Хабаровского края предоставления средств фонда финансовой помощи на основе прозрачных процедур и формул исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности;

- максимальной стабильности формул и принципов предоставления средств фонда финансовой помощи, позволяющей органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования на перспективу;

- равенства бюджетных прав Хабаровского края и бюджетных прав муниципальных образований;

- равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с краевым бюджетом Хабаровского края.

3.3. Совершенствование налогового законодательства Хабаровского края путем:

- инвентаризации актов законодательства Хабаровского края о налогах и сборах в целях их систематизации в единый закон о вопросах налогового регулирования в Хабаровском крае, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации;

- упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями;

- введения новых или отмены существующих налогов и сборов, изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него изменениями и дополнениями;

- проведения анализа эффективности взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в целях подготовки предложений по стимулированию развития предпринимательской деятельности и увеличению поступления налога в бюджеты края.

Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц, что должно стать дополнительным стимулом для развития предпринимательской активности и роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие годы намечается повышение фискального значения имущественных налогов, роль которых в формировании краевого и местных бюджетов Хабаровского края существенно повысится.

3.4. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем:

- установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;

- усиления контроля за движением наличных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, использования контрольно-кассовых машин;

- усиления контроля за реализацией алкогольной продукции;

- реализации мер по повышению собираемости налоговых платежей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»