Недействующий


МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2001 года № 463

О программе развития муниципальной системы образования г. Хабаровска на период с 2001 по 2005 год

______________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
______________________________________


Во исполнение постановления Главы администрации Хабаровского края от 24.01.2000 № 21 “Об основных положениях. концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года” и в целях приведения муниципальной системы образования в соответствие с образовательными потребностями личности, современного общества, государства, обеспечения ее качественного преобразования с учетом новых социокультурных и экономических условий города Хабаровска на основе ценностно-целевого подхода к управлению системой образования, определения муниципальной политики в области образования

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить программу развития муниципальной системы образования г. Хабаровска на периоде 2001 по 2005 год (прилагается).

2. Организационные вопросы, связанные с реализацией программы развития муниципальной системы образования, возложить на управление образования администрации г. Хабаровска (Веденяпина А.И.).

3. Управлению образования администрации г. Хабаровска (Веденяпина А.И.) совместно с администрациями районов, структурными подразделениями администрации города, общественными организациями, высшими учебными заведениями.

3.1. Ежегодно, до 15 декабря разрабатывать планы реализации Программы развития муниципальной системы образования и предоставлять их на утверждение Мэру города; план реализации Программы на 2001 год представить до 30 мая.

3.2. Обеспечить выполнение планов реализации Программы развития образования и ежегодно предоставлять информацию в администрацию города до 15 февраля.

3.3. Ежегодно, в феврале, информировать население города, педагогическую общественность о ходе выполнения Программы развития муниципальной системы образования.

4. Главам администрации районов (Ващишин С.А., Васильченко В.И., Иванов С.Н., Фокин А.М., Чмелев В.К.), руководителям управлений, комитетов и отделов администрации города (Пустовой С.Н., Паршин В.Г., Атаманона М.В., Ивлева И.М., Анисимов А.С., Егоров В.П., Младова А.П., Иванова Т.Н., Андрианова А.П., Сабитова Л.Г.), директору межрайонного отдела занятости населения (Шумейко В.Г.), главному врачу городского центра государственного санэпиднадзора (Гарбуз Ю.А.) обеспечить организаторскую работу по выполнению планов реализации Программы развития муниципальной системы образования. Ежегодно анализировать их исполнение, информировать администрацию города до 20 января 2001 года.

5 Финансовому департаменту администрации города (Соколов В.Е) ежегодно предусматривать ассигнования на выполнение мероприятий по реализации программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города по разделу  “Образование”.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города по социальным вопросам Шевченко С.И.

7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

     
     Мэр города     А.Н. Соколов



     Приложение
     к постановлению
     Мэра города
     От 18.05.2001 № 463

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г.ХАБАРОВСКА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР


ПРОГРАММА
развития муниципальной системы образования г. Хабаровска на период с 2001 по 2005 год
г. Хабаровск 2001


ВВЕДЕНИЕ

Программа развития муниципальной системы образования г. Хабаровска на период 2001-2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и является организационной основой муниципальной политики в области образования.

Решение о разработке Программы принято постановлением Главы администрации Хабаровского края №21 от 24.01.2000 г.

Программа разработана с учетом:

признания включенности городской системы образования в краевое и федеральное образовательное пространство;

осознания миссии школьного образования по обеспечению развития экономики и со-циокультурной сферы города и края;

понимания необходимости обеспечения управляемости городской образовательной системой;

интересов, особенностей собственных путей развития систем образования районов города;

ведущих концептуальных идей национальной доктрины образования в Российской Федерации, федеральной Программы развития образования. Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, проекта "Реформирование образования" Германа Грефа, Концепции стабилизации и развития общего образования в Хабаровском крае на период до 2005 года. Этапы работы над Программой:

1. Аналитический: был проведен анализ нормативно-правовых документов федеральных и региональных органов управления образованием, дан анализ состояния муниципального образования, выявлены и сформулированы проблемы, цель и задачи развития, установлены концептуальные ориентиры.

2. Проектный: были определены приоритеты развития муниципальной системы образования города, разработаны цели и средства их достижения.

3. Прогностический: были спрогнозированы ожидаемые результаты. В соответствии с концептуальной идеей целевого управления модель развития муниципальной системы образования ориентирована на результаты.

Программа развития муниципальной системы образования рассматривается нами как программа, направленная на совершенствование всех элементов системы и на реализацию идеи взаимодействия муниципальной системы образования с социокультурной средой города. Программа состоит из введения и 4-х частей.

Часть 1. Анализ состояния муниципальной системы образования.

Часть 2. Приоритеты развития муниципальной системы образования на период с 2001 год 2005 год.

Часть 3  Модель развития муниципальной системы образования.

Часть 4.  Информационное обеспечение Программы. Организация и контроль выполнения Программы.

     
     Экспертизы Программы:

Внешняя профессиональная экспертиза: Куликова Л.Н., доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПСН, Член-корреспондент МАН ВШ, заслуженный работник Высшей школы;

Внутренняя профессиональная экспертиза: члены коллегии Управления образования администрации города;

Общественная экспертиза: педагогическая общественность города, депутаты городской Думы Гаврилова А.А.. Волосников В.А.


Проект Программы одобрен решением Коллегии Управления образования администрации города от 21.12.2000 г.

     
Стратегическая цель программы:


проведение муниципальной системы образования в соответствие с образовательными потребностями личности, общества, государства в новых социокультурных  и экономических условиях.


Для  реализации цели необходимо:

создание системы мониторинга образовательных потребностей;

создание системы психолого-педагогической диагностики духовного, интеллектуального и профессионального роста личности;

развитие межведомственной деятельности органов управления образованием с целью формирования

а) новых представлений о роли социального института образования в современных со-циокультурных и экономических условиях;

б) социального заказа на образовательные услуги;

в системе обучения: организовать взаимодействие системы преподавания и системы учения таким образом, чтобы ученик стал субъектом саморазвития, профессионалом учения:

     в системе воспитания:

организовать взаимодействие систем воспитания и обучения в урочной и внеурочной деятельности для развития духовного потенциала личности;

в системе управления:

- орган топать взаимодействие гуманитарных систем обучения и воспитания с профессиональной кадровой системой для развития педагогического мастерства учителей;

- осуществить переход от функционального управления к целевому; организовать взаимодействие систем воспитания, обучения и управления как открытых систем, приведение их в равновесное состояние на основе энергетического подхода.

Организация синхронного взаимодействия систем должна осуществляться при адекватном выборе целей, методов, средств, форм образования.

     
Понятие системы образования


В ст.8 Закона Российской Федерации "Об образовании" понятие системы образования определяется следующим образом: "Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций".

Исходя из того, что федеральная система образования представляет собой совокупность региональных образований, в состав которых входят муниципальные образования, можно данное понятие «системы образования» взять за основу для определения понятия «муниципальная система общего образования».

Таким образом, развитие муниципальной системы общего образования связано с изменениями в следующих сферах системы образования:

содержании образования, которое рассматривается с позиций обновления программного и учебного обеспечения, форм и методов педагогической деятельности, в сети и структуре образовательных учреждений;

в подходах к управленческой деятельности, где особо рассматриваются кадровые проблемы, государственно-общественное управление, финансовая политика.

     Моделирование образовательной системы осуществляется:
     1. на основе современных образовательных программ:

федерального (обязательного) и регионального уровней;

дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;

для профильных классов и классов с углубленным изучением предметов;

вариативных образовательных программ, ориентированных на разный контингент учащихся и их разные индивидуальные возможности и способности;

реализующих цели общекультурного развития личности с учетом природных, социально-экономических и общественных потребностей города, региона;

2. через организацию мониторинговых исследований в области:

     а) анализа состояния образования;
     б) ценностных ориентаций участников образовательного процесса;

3. через организацию психолого-педагогической диагностики по изучению уровня достижения поставленных целей развития учащихся:

а) устойчивость мировоззренческой позиции;

б) действенность социально-нравственных мотивов;

4. на основе такого целевого взаимодействия элементов системы образования (образовательных систем и программ, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления отраслью), которое предполагает развитие таких положительных качеств личности, как

а) духовность (на основе свободы выбора из информационного поля общечеловеческих ценностей и моделирования созидательного поведения):

б) патриотизм и гуманизм (развитие гражданской мотивации поведения в демократическом обществе и правовом государстве):

     в) социальная активность (положительная мотивация творческой деятельности);
     г) коммуникативность (готовность к созидательному труду, аналогу и общению);
     д) культуросообразность (гармоничность встраивания поведения личности в основы миропорядка природы и общества)

Совершенствование процесса реализации образовательных целей с учетом различных организационно-правовых  форм, типов и видов образовательных учреждений - основа для изменений в структуре образовательного учреждения.

Обновление подходов к управленческой деятельности связано с формированием новой модели управления, основанной на целях и технологиях проектирования, экспертизы и других управленческих операциях (консультирование, исследование, мониторинг).

     
Часть 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

     

     1.1.Анализ современной социально-культурной ситуации.

Современное российское общество живет в эпоху социальных изменений, которые коснулись всех сфер жизни: социально-экономической, политической, духовной. Результатом таких перемен стали рыночная экономика, социальное расслоение общества, развитие государственных институтов власти на основе принципов демократизации и политического плюрализма, интеграция в мировое культурное пространство, становление новой системы ценностей.

Поэтому образование как социальный институт, ориентированный на удовлетворение таких важных жизненных потребностей, как получение знаний, развитие личности, социализацию подрастающего поколения и подготовку кадров, выстраивает свою стратегию с учетом новых социокультурных реалий. Изменения в идеологии развития общества, экономические преобразования в хозяйственном механизме страны повлекли изменения в содержании образования, методах  и  средствах  обучения. Новое содержание общего образования призвано создать условия для эволюционной смены менталитета современного общества, и ориентировано:

     на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
     на развитие гражданского общества;
     на укрепление правового государства.

Курс на радикальное обновление содержания образования диктуется, прежде всего, необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также международной образовательной практикой.

В настоящее время в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой реформы - изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей. Неслучайно, одними из основных принципов реформирования признаны гуманизация и гуманитаризация образования. Государство ориентирует преподавателей и учащихся на освоение мирового, в том числе и отечественного социально-гуманитарного знания. Самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с чувством солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества с природой, - ценности, ставшие основными мотивами поведения людей, живущих в современном мире.

Главная функция современного образования - сформировать навык самостоятельного практического действия, основанного на умении проектировать созидательное поведение и гармонично встраивать его н современную картину мира. Центральным звеном в деятельности учреждений образования должна стать работа по развитию целевых умений и навыков сообщения, безболезненному освоению выпускниками новых социальных ролей. К личности предъявляются новые требования: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация,, с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Огромный, казавшийся ранее необъятным мир, в котором около двух тысяч народов и более двухсот стран, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в "глобальную деревню". Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество, подготовка молодежи к жизни в много культурном мире названы в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. Таким образом, формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности, - еще одна важная задача временного образования, решение которой требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в учебном процессе должны занять технологии реализации образовательных и воспитательных целей уроков, в ходе которых идет формирование культуры субъектного саморазвития личности. Это активизирует познавательную, эмоциональную и волевую сферу, развивает навык самостоятельного действия.

Сохранение здоровья нового поколения - задача государства, общества и самого поколения. В России отмечается рост детей, потребляющих наркотики, безнадзорных детей. Криминализация подростковой среды - тоже явление сегодняшнего дня. Нравственное и психофизическое здоровье подрастающего поколения должно стать основным предметом педагогической заботы, что определит духовное и физическое здоровье нации.

Вектор современного образования должен быть направлен на формирование у подрастающего поколения собственной мировоззренческой позиции и устойчивых мотивов поведения. Неудовлетворенность современного школьника своими отношениями со сверстниками, средой, обществом, отсутствие положительных социальных мотивов - основания для осуществления взаимодействия системы образования с другими социальными системами - культурой, здравоохранением, экономикой, правом. Процесс реализации воспитательных целей в системе общего образования нуждается в упорядочении, четком целевом проектировании, обеспечивающем создание пространства созидания и развития, в котором происходит становление субъектной позиции учащихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»