Недействующий

ЗАКОН ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
№ 50 от 29.07.98


О собрании (сходе) граждан в Хабаровском крае

(с изменениями на 28.01.04)

     ________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными
     Законом Хабаровского края от 28.01.04 № 167
     ________________________________________

___________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 28.12.05 № 2
___________________________________________________


     Настоящий закон устанавливает компетенцию собрания (схода) граждан, порядок его созыва и проведения, принятия и изменения его решений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Собрание (сход) как форма волеизъявления граждан

1. Собрание (сход) граждан - форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на определенной территории, по вопросам, отнесенным законодательством и уставом муниципального образования к его компетенции.

2. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования по вопросам местного значения, отнесенным к ведению соответствующего муниципального образования, данное собрание (сход) является формой осуществления местного самоуправления.

3. В случае проведения собрания (схода) граждан на определенной части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, данное собрание (сход) является формой осуществления территориального общественного самоуправления.

4. В случае проведения собрания (схода) граждан на всей территории муниципального образования или на его определенной части за исключением случаев, определенных пунктом 2 и 3 настоящей статьи, по вопросам, для решения которых требуются учесть мнение населения соответствующей территории, собрание (сход) является формой выявления мнения населения.

5. В отдельных муниципальных образованиях уставом муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Хабаровского края "Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае" может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан.

6.В случае невозможности проведения собрания (схода) граждан с одновременным охватом всего населения муниципального образования или его определенной части, собрания (сходы) граждан могут проводиться на частях соответствующей территории с суммированием их результатов при условии полного охвата такими собраниями (сходами) граждан всего муниципального образования или его определенной части.


     Статья 2. Правовая основа проведения собрания (схода)
     Правовую основу проведения собрания (схода) граждан составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав Хабаровского края, настоящий Закон, краевые законы, уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 3. Общие принципы проведения собрания (схода) граждан

1. Собрание (сход) граждан проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления.

2. Граждане участвуют в собрании (сходе) на равных основаниях по месту их жительства.

3. Граждане участвуют в собрании (сходе) лично и каждый из них обладает одним голосом.

4. Участие в собрании (сходе) граждан является добровольным и свободным.


Статья 4. Право граждан на участие в собрании (сходе) граждан

1. В собрании (сходе) имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории, на которой проводится собрание (сход), и достигший на день проведения собрания (схода) 18 лет.

2. В уставе муниципального образования, нормативных правовых актах органов местного самоуправления может быть предусмотрено участие в собрании (сходе), являющемся формой осуществления территориального общественного самоуправления, граждан, проживающих на территории, на которой проводится собрание (сход), достигших на день проведения собрания (схода) 16 лет.

3. В собрании (сходе) не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в собрание (сходе) граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются.


     Статья 5. Компетенция собрания (схода) граждан

1. На собрание (сход) граждан, являющихся формой осуществления местного самоуправления, могут вноситься вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования.

В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления его предметы ведения и компетенция определяются в соответствии со статьями 6, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьями 15, 31 Закона Хабаровского края "Об организации местного самоуправления в Хабаровском крае".

2. На собрание (сход) граждан, являющихся формой осуществления территориального общественного самоуправления, могут вноситься вопросы,  относящиеся к компетенции соответствующего территориального общественного самоуправления.


ГЛАВА II. ПОРЯДОК СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ (СХОДА)
ГРАЖДАН



Статья 6. Созыв собрания (схода) граждан

1. Собрание (сход) граждан, являющихся формой осуществления местного самоуправления, созывается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а при его отсутствии главой муниципального образования.

2. Собрание (сход) граждан, являющихся формой осуществления территориального общественного самоуправления, созывается в порядке установленном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления либо главы муниципального образования.

3. Собрание (сход) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может созываться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, либо главой муниципального образования, либо Законодательной Думой Хабаровского края и Губернатором Хабаровского края, либо инициативной группой граждан, проживающих на данной территории, мнение которых должно быть выявлено, зарегистрировано в установленном законом порядке.



Статья 7. Инициатива созыва собрания (схода) граждан

1. Собрание (сход) граждан, являющихся формой осуществления местного самоуправления, проводится по инициативе:

- не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;

- главы муниципального образования;

- граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе) и проживающих на соответствующей территории.

2. Количество жителей муниципального образования, от имени которых может быть исходить инициатива о созыве  собрания (схода) граждан, определяется уставом муниципального образования и может равняться от 2 до 10 процентов от числа жителей, имеющих право участвовать в собрании (сходе) граждан. Если уставом муниципального образования не определено указанное количество жителей, то оно равняется 5 процентам от числа жителей, имеющих право участвовать в собрании (сходе).

3. Собрание (сход) граждан, являющихся формой выявления мнения населения, может созываться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, либо главой муниципального образования, либо Законодательной Думой Хабаровского края и Губернатором Хабаровского края, либо инициативной группой граждан, проживающих на данной территории, мнение которых должно быть выявлено, зарегистрировано в установленном законном порядке.

4. Собрание (сход) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может проводиться по инициативе:

- граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе), проживающих на соответствующей территории. Количество жителей муниципального образования или его части, от имени которых может вноситься предложение о созыве собрания (схода), определяется в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

- не менее одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;

- главы муниципального образования;

- Законодательной Думы Хабаровского края;

- Губернатора Хабаровского края.

5. Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования о созыве собрания (схода) граждан оформляется в письменной форме с указанием вопросов, которые предполагается рассмотреть на собрании (сходе) граждан, и направляется  в представительный орган местного самоуправления.

Инициатива граждан о созыве собрания (схода) должна быть оформлена в виде подписных листов, в которых должны быть указаны:

- вопросы, вносимые на собрание (сход) граждан;

- ориентировочные сроки его проведения;

- фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего инициативу о созыве собрания (схода), адрес места жительства, его подпись и дата внесения подписи.

Подписные листы подписываются инициаторами созыва собрания (схода) и заверяются лицом, осуществляющим сбор подписей с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, номера и серии паспорта или заменяющего его документа, адреса места жительства и направляются в представительный орган местного самоуправления.

Бланки подписных листов изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.


Статья 8. Принятие решения о созыве собрания (схода) граждан

1. В случае проведения собрания (схода), являющегося формой осуществления местного самоуправления представительный орган местного самоуправления обязан принять в течение 10 дней со дня поступления инициативы с требованием о созыве схода (собрания) граждан одно из следующих решений:

- об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан в случае нарушений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и краевых законов, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

- о созыве собрания (схода) и назначении комиссии по подготовке и проведению собрания (схода) граждан.

в случае принятия решения об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан, оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

В случае принятия решения о созыве собрания (схода) граждан представительный орган местного самоуправления определяет время и место проведения собрания (схода) граждан.

2. Решение о созыве собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

3. Решение о созыве собрания (схода) граждан, являющегося формой выявления мнения населения, принимается соответствующим представительным органом местного самоуправления, Законодательной Думой Хабаровского края, либо Губернатором Хабаровского края.

    

 Статья 9. Периодичность проведения собраний (сходов) граждан

Периодичность проведения собраний (сходов) граждан определяется возникновением обстоятельств созыва и регулируется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда собрание (сход) осуществляет полномочия представительного органа. В этом случае собрания (сходы) проводятся не реже одного раза в три месяца.

Статья 10. Организация подготовки и проведения собрания (схода) граждан

1. Подготовку и проведение собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления местного самоуправления и выявления мнения населения, подведение его итогов проводит комиссия, члены которой назначаются соответственно представительным органом местного самоуправления либо Законодательной Думой Хабаровского края, либо Губернатором края одновременно с принятием решения о созыве собрания (схода) граждан.

2. Подготовка и проведение собрания (схода) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.



Статья 11. Оповещение населения о проведении собрания (схода) граждан

Организаторы собрания (схода) граждан заблаговременно, не позднее чем за пять дней, оповещают всех жителей, проживающих на территории муниципального образования или части его территории, о времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства.

   Статья 12. Правомочность собрания (схода) граждан

Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более двадцати пяти процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в собрании (сходе), за исключением случаев осуществления собранием (сходом) полномочий представительного органа местного самоуправления. В этом случае собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

 Статья 13. Порядок проведения собрания (схода) граждан

Перед открытием собрания (схода) граждан проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства.

Регистрацию участников и открытие собрания (схода) осуществляет уполномоченное комиссией по подготовке и проведению собрания (схода) граждан лицо.

Для ведения собрания (схода) граждан избираются председатель, секретарь и, в случае необходимости, счетная комиссия.

Вопросы повестки дня собрания (схода) граждан определяются инициаторами созыва и утверждаются большинством голосов от числа присутствующих.

Регламент работы собрания (схода) граждан и порядок голосования (открытое или тайное) определяются собранием (сходом).



  Статья 14. Протокол собрания (схода) граждан

На собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания (схода), общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе) граждан, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии собрания (схода), повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.

Протокол составляется в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Закону, и подписывается председателем и секретарем собрания (схода). К протоколу прикладывается список граждан, принявших участие в собрании (сходе).

     Статья 15. Решение собрания (схода) граждан

Решение собрания (схода) граждан принимается открытым или тайным голосованием.

Решение собрания (схода) граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на собрании (сходе).

Изменения и дополнения в принятое решение могут вноситься исключительно собранием (сходом) граждан.

Решение, принятое собранием (сходом) граждан, может быть отменено только собранием (сходом) граждан.

Решение собрания (схода) граждан, противоречащее законодательству, может быть обжаловано в суд.

Статья 16. Установление общих результатов собраний (сходов) граждан, проведенных с единой повесткой дня по отдельным частям территории, установленной для проведения собрания (схода) граждан

В случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 1 настоящего Закона, организаторы собрания (схода) граждан, на основании представленных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных определяют результаты в целом на территории, установленной для проведения собрания (схода) граждан, которые заносятся в итоговый протокол, составленный в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Закону, и подписанный председателем, секретарем и членами комиссии. В итоговый протокол вносятся следующие данные:

- число проведенных собраний (сходов) граждан;

- число представленных протоколов собраний (сходов) граждан;

- общее число граждан, проживающих на территории, установленной для проведения собрания (схода), и имеющих право участвовать в их работе;

- число граждан, принявших участие в работе собраний (сходов);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»