Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ
(Тюменская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 2010 г. № 159-п


Об окружной долгосрочной целевой программе «Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском
 автономном округе - Югре на 2010 - 2015 годы и на перспективу
до 2020 года»

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 10 июня 2016 года N 209-п

____________________________________________________________________

В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2010 года № 156-рп «О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры п о с т а н о в л я е т:

1.Направить в срок до 5 июля 2010 года для получения заключения проект программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года», в Министерство Регионального развития Российской Федерации (приложение 1).

2.Утвердить перечень исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственных за реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (далее проект программы) (приложение 2).

3.Департаменту экономической политики, Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании основных показателей социально-экономического развития автономного округа, разработке проекта бюджета автономного округа учесть проектные показатели программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года».

4.Отметить необходимость обеспечения в период рассмотрения проекта программы Министерством регионального развития Российской Федерации:

-согласование окружной с муниципальными проектами программ;

-урегулирования вопросов, связанных с методикой расчета основных показателей проекта программы, достижение которых зависит от деятельности нескольких субъектов Российской Федерации, с целью соответствия их требованиям государственной статистики, отраслевой отчетности.

5.Заместителю Губернатора автономного округа В.Ф. Новицкому:

а) в срок до 1 августа 2010 года внести в Правительство автономного округа предложения по механизму взаимодействия Правительства автономного округа с Правительством Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, организациями реального сектора экономики, финансовыми институтами в части консолидации источников финансирования проекта программы.

б) доработать проект программы с учетом замечаний Министерства регионального развития Российской Федерации и исполнительных органов власти автономного округа и внести ее в Правительство автономного округа в срок до 25 июля 2010 года.

6.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора автономного округа В.Ф. Новицкого.


Губернатор автономного округа
 Н.В.Комарова






Приложение 1
к постановлению Правительства
автономного округа
от 2 июля 2010 г. № 159-п



Долгосрочная целевая программа
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в
Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010 - 2015 годы

и на перспективу до 2020 года»

ПАСПОРТ
окружной долгосрочной целевой программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном
округе - Югре на период 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года»
(далее - Программа)

Наименование Программы

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2010--2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ);

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»;

Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2011 №579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2009 г. Пр-1802ГС от 15.07.2009;

«Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года №1715-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

приказ Министерства экономического развития РФ от 17.02.2011 №61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 года №491-рп»

распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2011 №89-рп «О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Государственные заказчики Программы

государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

инвестиций и инноваций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

Департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Разработчик Программы

ООО «Центр по эффективному использованию энергии»

Основная цель Программы

снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее ВРП) автономного округа за счет реализации мероприятий Программы в части повышения эффективности потребления энергии на 4% на первом этапе (к 2015 году) и на 8% на втором этапе (к 2020 году), а также обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по сокращению сжигания попутного нефтяного газа в факелах не менее чем на 11% на первом этапе (к 2015 г.) и на 12% на втором этапе (к 2020 г.), что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВРП округа на 40% в 2007-2020 гг., обеспечить повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики округа, рост уровня и качества жизни ее населения за счет реализации потенциала энергосбережения, перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергии

Основные задачи Программы

снижение энергоемкости ВРП округа как важнейшего условия обеспечения повышения эффективности его экономики при переходе на инновационный путь развития за счет широкомасштабной модернизации ее технологической базы на основе новейшего энергоэффективного оборудования;

существенное снижение доли энергетических издержек, расширение рыночной ниши для нового энергоэффективного оборудования, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения высококачественными энергетическими услугами по доступным ценам;

снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;

формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов и обеспечения современного нормативно-законодательного, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности;

запуск механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, реализацию пилотных проектов, долгосрочных целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала повышения энергоэффективности.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

обеспечение достижения цели снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г. за счет действия всех факторов;

обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по повышению эффективности потребления энергии не менее чем на 4% на первом этапе (к 2015 г.) и на 8% на втором этапе (к 2020 г.);

обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по сокращению сжигания попутного нефтяного газа в факелах не менее чем на 11% на первом этапе (к 2015 г.) и на 12% на втором этапе (к 2020 г.);

обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет мер Программы по повышению эффективности использования энергии в объеме не менее 2,8 млн. тут на первом этапе (в 2015 г.) и 5,4 млн. тут на втором этапе (в 2020 г.);

обеспечение сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах за счет мер Программы на уровне, эквивалентном годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 6,6 млн. тут в 2015-2020 гг.;

обеспечение суммарной экономии энергии за счет мер Программы в объеме не менее 42 млн. тут на первом этапе (2010-2015 гг.) и не менее 97 млн. тут за весь срок реализации программы (2010-2020 гг.);

обеспечение средствами учета потребителей энергии, а также проведение энергетических обследований и реализация программ повышения энергоэффективности на подавляющей части энергопотребляющих объектов;

вывод из оборота значительной части энергетических устройств и зданий низкого класса энергоэффективности

Сроки и этапы реализации Программы

     2010-2020 годы:
     I этап - 2011-2015 годы;
     II этап - 2016-2020 годы

Перечень разделов программы

нормативно-законодательное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности;

энергосбережение и повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы;

энергосбережение и повышение энергоэффективности в электроэнергетике;

энергосбережение и повышение энергоэффективности в теплоэнергетике и коммунальном хозяйстве;

энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном секторе;

энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности;

энергосбережение и повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве;

энергосбережение и повышение энергоэффективности на транспорте

Объемы и источники финансирования

всего на 2010-2020 годы     -     326413 млн. руб.,

1 этап (2011-2015 годы)     -     113237 млн. руб.,

2 этап (2016-2020 годы)     -     213176 млн. руб.,

в том числе: средства окружного бюджета:

2011 год
804
млн. руб.


2012 год
701
млн. руб.


2013 год
759
млн. руб.


2014 год
845
млн. руб.


2015 год
1035
млн. руб.


2016-2020 годы
9130
млн. руб.


2011-2020 годы
13274
млн. руб.



средства бюджетов муниципальных образований:

2011 год

1998
млн. руб.


2012 год

1323
млн. руб.


2013 год

1342
млн. руб.


2014 год

1529
млн. руб.


2015 год

1811
млн. руб.


2016-2020 годы

14243
млн. руб.


2011-2020 годы

22245
млн. руб.



внебюджетные источники:

2011 год

31030
млн. руб.


2012 год

17766
млн. руб.


2013 год

21300
млн. руб.


2014 год

16032
млн. руб.


2015 год

14964
млн. руб.


2016-2020 годы

189803
млн. руб.


2011-2020 годы

290894
млн. руб.


Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании окружного бюджета на соответствующий год. Все суммы показаны в ценах соответствующих лет

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1.      Повышение энергетической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО)

2. Обеспечение технической и экономической доступности энергии для устойчивого экономического развития

3. Существенное повышение конкурентоспособности промышленности округа

4. Нейтрализация инфляционных последствий повышения тарифов на энергоносители и на услуги ЖКХ

5. Снижение нагрузки по оплате энергоносителей на семейные, муниципальные и окружной бюджеты

6. Повышение экологической безопасности округа и снижение рисков для здоровья ее населения

7. Существенное ограничение выбросов парниковых газов (годовое снижение выбросов парниковых газов к 2015 г. - 19 млн. т экв. СО2; к 2020 г. - 26 млн. т экв. СО2). Суммарное снижение выбросов парниковых газов: в 2011-2015 гг. - на 84 млн. т экв. СО2; в 2011-2020 гг. - на 197 млн. т экв. СО2

8.      Годовая экономия средств на приобретение всеми потребителями округа энергоресурсов: в 2015 г. - 52 млрд. руб.; в 2020 г. - 90 млрд. руб. в текущих ценах. Суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2010-2015 гг. - 192 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 563 млрд. руб. в текущих ценах;

9. Годовая экономия средств населения на оплату энергоресурсов: к 2015 г. - 1,6 млрд. руб.; к 2020 г. - 3,7 млрд. руб. в текущих ценах. Суммарная экономия населения на оплату энергоресурсов: в 2010-2015 гг. - 5,4 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 19 млрд. руб. в текущих ценах

10. Годовая экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: к 2015 г. - 1,9 млрд. руб.; к 2020 г. - 3,9 млрд. руб. в текущих ценах. Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: в 2010-2015 гг. - 6,5 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 22,2 млрд. руб. в текущих ценах.

11. Поступление в бюджет дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства: в 2015 г. - 6,9 млрд. руб.; в 2020 г. - 11,6 млрд. руб. в текущих ценах.

12. Суммарное поступление в бюджет дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства: в 2010-2015 гг. - 25,2 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 71,7 млрд. руб. в текущих ценах.

13. Экономическая оценка стоимости снижения выбросов парниковых газов: в 2010-2020 гг. - 240 млрд. руб.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа

1.1. Для оценки энергоемкости ВРП ХМАО необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса. Однако органы государственной статистики такого баланса ни для России в целом, ни для ее регионов, включая ХМАО, не формируют. Более того, в отличие от многих субъектов Российской Федерации, органы государственной статистики не формируют даже баланса электроэнергии для ХМАО. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в ХМАО использовались экспертные оценки, которые базируются на данных форм государственной статистики, которая, однако, является неполной и противоречивой. Согласно этим оценкам, в 2008 г. в ХМАО было потреблено 60071 тыс. тут первичной энергии(1) (Приложение 1), или почти 6% от суммарного потребления первичной энергии в Российской Федерации и 35% от потребления первичной энергии в Уральском федеральном округе.

_________________________

(1) Формы статистической отчетности закрепляют за ХМАО потребление газа и электроэнергии на газопроводах и нефтепроводах, проходящих частично по территории ЯНАО и югу Тюменской области.

Формы статической отчетности относят потребление газа на газопроводной системе, расположенной в границах ЯНАО, к потреблению энергии в ХМАО - по месту расположения оператора газотранспортной системы (ООО «Газпромтрансгаз Югорск»). Вычет объемов расхода газа в газотранспортной системе ЯНАО может снизить оценку потребления первичной энергии в ХМАО в 2008 г. примерно на 10 млн. тут, или на 17%.

1.2. Энергоемкость ВРП ХМАО в 2008 г. была на 28% ниже средней по России и на 12% ниже средней по Уральскому федеральному округу, но в 2 раза выше, чем в развитых странах. По уровню энергоемкости ХМАО занимает среднее положение среди субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа. Относительно низкая энергоемкость в ХМАО - это не только результат высоких цен на основную продукцию округа в 2008 г., но и итог довольно существенного обновления мощностей. Степень износа основных фондов организаций (без субъектов малого предпринимательства) равна 55% в добыче полезных ископаемых, 36% в обрабатывающих производствах, 39% в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 60% на транспорте, 32% в образовании, 48% в здравоохранении. Это существенно ниже, чем в среднем по России и по Уральскому федеральному округу. Тем не менее, значительная часть энергопотребляющих объектов была возведена еще 15-30 лет назад и не соответствует современным требованиям по уровню энергоэффективности. Так, 79% площади всех жилых зданий было построено до 2001 г., когда были сформулированы окружные требования к уровню их энергоэффективности.

В 2000-2008 гг. энергоемкость ВРП ХМАО снизилась на 25%, то есть в среднем снижалась почти на 3,6% в год, что выше, чем во многих странах мира, но ниже, чем в среднем по России (соответственно 35% и 5% в год). Основное снижение энергоемкости ВРП произошло в ХМАО в 2000-2006 гг. за счет изменения структуры экономики на фоне быстрого роста добычи нефти и газа. Вклад структурного фактора снижения энергоемкости к 2007 г. был практически исчерпан. За счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации объектов энергоемкость ВРП снижалась в среднем только на 1% в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах. Технологический фактор определял стабильность или даже рост энергоемкости при выпуске ряда продуктов: производстве электроэнергии, добыче нефти, разведочном бурении нефтегазовых скважин, переработке нефти в 2000-2008 гг.

Сочетание факторов изменения структуры экономики, роста выработки электроэнергии, падения загрузки мощностей обрабатывающей промышленности в фазе кризиса 2008-2009 гг., а также более холодная погода, по предварительным оценкам, привели к росту энергоемкости ВРП округа на 3% в 2008 г. и еще на 1% в 2009 г. Таким образом, энергоемкость ВРП в 2009 г., по оценкам, оказалась на 4% выше уровня 2007 г. Для нейтрализации этого роста и для сокращения разрыва в уровне энергоэффективности с развитыми странами вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВРП в период до 2020 г. нужно довести, по меньшей мере, до 2% в год.

1.3. Коэффициент полезного использования топлива на электростанциях снизился с 41,2% в 2000 г. до 40,4% в 2008 г. На электростанциях ХМАО в 2008 г. было выработано 76,1 млрд. кВт-ч электроэнергии, а в 2009 г. - 77,9 млрд. кВт-ч. Три самых крупных электростанции ХМАО («Сургутская ГРЭС-1», ОАО «Сургутская ГРЭС-2» и ОАО «Нижневартовская ГРЭС»), общая мощность которых составляет 9680 МВт, а объём выработки электроэнергии в 2009 г. - 71,1 млрд. кВт-ч, - одни из самых эффективных в России. Удельный расход топлива на производство 1 кВт-ч электроэнергии составил в 2008 г. на Сургутской ГРЭС-2 306,9 гут/кВт-ч, на Сургутской ГРЭС-1 - 325,2 гут/кВт-ч, на Нижневартовской ГРЭС - 303,2 гут/кВт-ч при среднем по России уровне 338 гут/кВт-ч. Основным топливом для этих трех крупных электростанций является природный газ. Средний удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии на тепловых станциях ХМАО вырос с 317 гут/кВт-ч в 2000 г. до 320 гут/кВт-ч в 2008 г. Проблема отставания вводов новых генерирующих мощностей на электростанциях от роста потребности в электрической мощности и энергии в основном решалась за счет роста загрузки оборудования крупных станций. Ввод энергоблока № 2 мощностью 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС в 2003 г. лишь на треть компенсировал снижение паркового ресурса турбин с растущим физическим и моральным износом основного генерирующего оборудования электростанций. Необходима масштабная модернизация оборудования.

КПД выработки электроэнергии в 2000-2008 гг. составлял 40-42%, то есть был близок к среднему для развитых стран КПД электростанций на газе (41%), но существенно уступал уровням, определенным Международным энергетическим агентством (МЭА) в качестве нижней и верхней технологических границ КПД для новых станций на газе, равных соответственно 55% и 60%. В 2008 г. доля расходов на собственные нужды электростанций была невелика: только 3,3% при среднем по России значении для 2008 г. 6,6%.

39 сельских поселений не имеют централизованного электроснабжения. ДЭС работают на дорогом привозном дизельном топливе, которое доставляется преимущественно в летнюю навигацию водным путем, что негативно сказывается как на надежности энергоснабжения, так и на стоимости топлива. Техническое состояние большей части оборудования ДЭС плачевно. Ряд ДЭС выработали ресурс полностью. В Октябрьском районе ХМАО три из восьми дизель-генераторов выработали моторесурс, а через год-два он закончится еще у пяти. Удельный расход топлива на дизельных электростанциях в 1,75 раза больше, чем на крупных электростанциях.

Главные проблемы развития централизованной энергетики округа связаны с острым дефицитом пропускной способности сетей, особенно для передачи энергии на длинные расстояния; несоответствием между генерирующими мощностями и предельной загрузкой энергосетей.

В Ханты-Мансийском автономном округе имеется более 9,8 тыс. км высоковольтных линий электрических сетей напряжением 110-220-500 кВ; 510 центров питания (подстанций - ПС) напряжением 35-110-220-500 кВ с установленной мощностью более 40 ГВ·А; более 18 тыс. км воздушных и кабельных линий электрических сетей среднего и низкого напряжения (35-0,38 кВ); 6201 трансформаторных подстанций (ТП и КТП) с установленной мощностью 1244 МВ·А.

В 2008 г. объем потерь в системе электроснабжения ХМАО был равен 1913 млрд. кВт-ч (технические потери - 1873,9 млн. кВт-ч, коммерческие - 74,1 млн. кВт-ч). Доля потерь в электрических сетях по меркам России невелика: 3,2% в 2008 г. Это результат того, что основная часть электроэнергии потребляется в промышленности и на трубопроводном транспорте на высоком и среднем напряжении. На долю населения приходится лишь 3,2% всего потребления электроэнергии.

Физический износ магистральных и распределительных электрических сетей, находящихся на балансе и обслуживании ОАО «ФСК ЕЭС - МЭС Западной Сибири» (Центральный и Восточный РМЭС) и ОАО «Тюменьэнерго», составляет, в среднем, 27%. Физический износ подстанций (ПС) ОАО «ФСК ЕЭС - МЭС Западной Сибири» и ОАО «Тюменьэнерго» находится на уровне 43,9%.

Состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций предприятий коммунальной энергетики ХМАО также характеризуется высокой степенью физического износа и старения (износ электрических сетей среднего и низкого напряжения равен 51,6%; износ энергетического оборудования трансформаторных подстанций составляет более 56%).

В дальнейшем, по мере старения и физического износа электрических сетей, а также энергетического оборудования ПС, ТП и КТП, технические и коммерческие потери электроэнергии будут возрастать.

1.4. Теплоснабжение ХМАО осуществляют Сургутская ГРЭС-2, Сургутская ГРЭС-1, Нижневартовская ГРЭС, на которых вырабатывается 11,3% всей тепловой энергии, и 496 котельных, в т.ч. 410 муниципальных. На газе работают 367 котельных, на жидком топливе - 61, на твердом топливе - также 54 и еще 12 - на электроэнергии. Средний КПД котельных ХМАО равен 88-90% при 92-95% в странах Западной Европы. Однако в Ханты-Мансийском районе он составляет только 60%, в Октябрьском районе - 69%., а в Кондинском районе - 76%. По данным мониторинга услуг теплоснабжения, из 1885 установленных котлов имеют КПД: свыше 90% - 423 котла; от 80 до 90% - 846 котлов; от 70 до 80% - 417 котлов; от 60 до 70% - 151 котёл; от 50% до 60% - 48 котлов. На многих котельных удельные расходы топлива существенно выше нормативных, а на отдельных котельных достигают уровня 500 кгут/Гкал. Заявленные КПД котлов, работающих на природном газе, варьируют в пределах 70-93%; нефти и нефтепродуктах - 65-90%, угольных - 60-80%, дровяных - 30-65%. Однако даже для котельных, работающих на газе, КПД в ряде случаев не превышает 80% там, где используются самодельные котлы, устаревшие или неэффективные марки котлов. Основные проблемы на источниках тепловой энергии - высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии; низкая насыщенность приборным учетом потребления топлива и(или) отпуска тепловой энергии на котельных; низкий остаточный ресурс и изношенность оборудования; нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов; нарушение качества топлива, вызывающее отказы горелок; низкий уровень автоматизации, отсутствие автоматики или применение непрофильной автоматики; отсутствие или низкое качество водоподготовки; несоблюдение температурного графика; высокая стоимость топлива; нехватка и недостаточная квалификация персонала котельных. Практически во всех локальных системах теплоснабжения (за очень редким исключением) отмечается значительный избыток располагаемых мощностей, определенный с учетом нормативных требований по их резервированию.

Удельный расход электроэнергии на выработку и транспорт теплоты для большинства котельных существенно превышает нормативные значения, а для 60% котельных даже превышает максимальное нормативное значение для систем теплоснабжения с малой нагрузкой - 35 кВт-ч/Гкал. В среднем, для системы теплоснабжения ХМАО в 2006-2008 гг. он был равен 28-32 кВт-ч/Гкал. Высокие удельные расходы электроэнергии на производство тепла характерны для многих населенных пунктов, где очень дорогая электроэнергия вырабатывается на ДЭС. Помимо котельных, значительные объемы электроэнергии расходуются на 27 тепловых насосных станциях и 366 ЦТП.

Тепловые сети ХМАО имеют протяженность 3623 км, из которых 23% нуждаются в замене. Ежегодно заменяется 86-120 км сетей, или 2-3%. Средние потери в тепловых сетях в 2009 г., по данным статистики, составили 12,2%. Они сравнительно невелики за счет высокой доли промышленности в потреблении тепла. Фактические потери в муниципальных системах теплоснабжения находятся на уровне около 20%. Основные проблемы в тепловых сетях: заниженный по сравнению с реальным уровень потерь в тепловых сетях, включаемый в тарифы на тепло, что существенно занижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию тепловых сетей; высокий уровень фактических потерь в тепловых сетях; высокий уровень затрат на подпитку и на эксплуатацию тепловых сетей; высокая степень износа тепловых сетей и превышение в ряде населенных пунктов критического уровня частоты отказов; неудовлетворительное техническое состояние тепловых сетей, нарушение тепловой изоляции и высокие потери тепловой энергии; нарушение гидравлических режимов тепловых сетей и сопутствующие ему недотопы и перетопы зданий.

Избыточная централизация многих систем теплоснабжения порождает сверхнормативные потери в тепловых сетях (до 20-50%) и завышенные расходы электроэнергии и воды на эксплуатацию систем теплоснабжения. Более 75% систем теплоснабжения населенных пунктов автономного округа и отдельные зоны теплоснабжения имеют избыточный уровень централизации. Еще одна системная проблема - низкое качество эксплуатации тепловых сетей, что приводит к повышенному на 5-35% по сравнению с нормативным уровню потерь в сетях.

1.5. Промышленность является основной отраслью экономики ХМАО и важным потребителем энергоресурсов. Ее доля в ВРП равна 70%, в общем потреблении конечной энергии - 30%, а электроэнергии - 78%. В 2008 г. в промышленности было использовано 29879 тыс. тут. На долю потерь при выработке и передаче электрической и тепловой энергии пришлось 15507 тыс. тут, на долю производства нефти и газа и их переработки - 9102 тыс. тут.

На смену тенденции снижения энергоемкости промышленного производства (снижение на 11% - потребление энергии в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, соотнесенное с индексом промышленного производства), которая сложилась в 2000-2005 гг. за счет динамичного роста добычи нефти, пришла тенденция роста энергоемкости промышленного производства. В 2005-2008 гг. она выросла на 34%, а в 2009 г. снизилась на 5%. Удельный расход энергии на производство нефти после снижения в 2000-2004 гг. с 19,1 до 14,7 кгут/т вырос к 2008 г. до 19,6 кгут/т. Отчасти это объясняется снижением среднего дебита скважин в 2005-2008 гг. на фоне повышения доли более энергоемких методов добычи: водотеплового, паротеплового воздействия на пласт и газлифтного метода добычи. Вырос средний удельный расход энергии при разведочном бурении. Однако удельный расход энергии при эксплуатационном бурении снизился в 2000-2008 гг. с 28,7 до 20,5 кгут/м. Удельный расход на подготовку нефти на промыслах также снизился с 16,1 до 7,7 кгут/т. В сумме все расходы на добычу нефти выросли с 29,4 до 34,0 кгут/т. Значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки (3-4 стадия), которые характеризуются естественным снижением уровня добываемой нефти за счет истощения запасов и обводнения продукции. Вовлечение в разработку трудноизвлекаемых ресурсов ведет к росту удельных расходов энергии. Доля утилизации попутного газа выросла в 2009 г. до 86,4%. Удельный расход энергии на добычу природного газа вырос с 18 до 27 кгут/1000 м(3). Выросли удельные расходы энергии на переработку нефти и газового конденсата, термообработку металлов, сушку пиломатериалов.

1.6. Данные по потреблению энергии в сельском хозяйстве ХМАО очень ненадежны. Согласно им, удельный расход энергии и топлива на работу тракторов в расчете на 1 га вырос в 2000-2008 гг. в 2,6 раза.

1.7. На долю транспорта приходится около 6% ВРП. Транспорт является самым крупным потребителем энергии в ХМАО: на его долю приходится 64% потребления конечной и 46% потребления первичной энергии. Наибольший объем расхода энергии приходится на трубопроводный транспорт (Приложение 1). На его нужды в 2008 г. было израсходовано 25731 тыс. тут., в т.ч. 24792 тыс. тут пришлось на природный газ, который преимущественно используется на газоперекачивающих агрегатах. В 2008 г. транспортная работа магистральных газопроводов составила 870 трлн. м(3)-км и выросла на 2,3%. Удельный расход энергии снизился в 2000-2008 гг. с 33,1 до 29 кгут/млн. м(3)-км. Главной задачей отрасли является поддержание трубопроводов в рабочем состоянии, модернизация насосно-силового оборудования в целях снижения расходов на эксплуатацию и сбережения энергоресурсов. Транспортная работа магистральных нефтепроводов составила в 2008 г. 142 трлн. т-км, а удельный расход энергии - 1,9 кгут/тыс. т-км. Транспортная работа магистральных нефтепродуктопроводов составила в 2007 г. 2 млн. т-км. Магистральный транспорт нефти является одним из крупнейших потребителей ТЭР. За почти 30-летний период эксплуатации основное насосно-силовое оборудование НПС морально и физически устарело, работает с низким КПД и требует модернизации. Сроки эксплуатации нефтепроводов приближаются к предельным. На линейной части нефтепроводов имеют место отказы, которые приводят к негативным последствиям.

Вторым по значимости потребителем энергии является автомобильный транспорт. Потребление топлива автомобилями составило в 2008 г. 1713 тыс. тут. В последние годы динамично рос парк автомобилей, особенно легковых. Число личных автомобилей в 2004-2008 гг. выросло на 24%. Железнодорожный транспорт в 2008 г. потребил 187 тыс. тут. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2009 г. уменьшился на 3,7%, что связано с ростом стоимости проезда железнодорожным транспортом и увеличением протяженности автомобильных дорог общего пользования. Объемы отправления грузов в 2009 г. сократились на 5,6%. Прочие виды транспорта (в основном, воздушный и водный) в 2008 г. потребили 404 тыс. тут.

1.8. На цели водоснабжения используется 289 млн. кВт-ч, а на цели уличного освещения - еще около 70 млн. кВт-ч. В ХМАО насчитывается 233 водозаборов по всем видам собственности (в т.ч. 196 муниципальных образований); 144 насосные станции водопровода (в т.ч. 123 муниципальных образований); 106 очистных сооружений водопровода с пропускной способностью 565,0 тыс. м(3); 3860,0 км водопроводных сетей, в т.ч. 860 км - ветхих; 341 канализационная насосная станция; 70 очистных сооружений канализации пропускной способностью 502,0 тыс. м(3); 2520 км канализационных сетей, включая 262 км ветхих. Удельные расходы электроэнергии на подъем, очистку и транспорт воды во многих муниципальных образованиях выше среднероссийских значений. Расход электроэнергии на подъем воды составляет от 0,3 до 3,0 кВт-ч/м(3), что выше средних по России значений (0,33 кВт-ч/м(3)). В зависимости от технологической схемы, состава сооружений и их состояния удельные расходы на очистку воды изменяются в широких пределах. В гг. Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Когалым и Радужный удельные расходы электроэнергии на 1 м(3) очищенной воды варьируют от 0,18 до 0,67 кВт-ч, что ниже среднего по России значения 0,71 кВт-ч/м(3). В 2009 г. продолжалась работа по ремонту, замене сетей водоснабжения и канализационных. Тем не менее, они имеют износ около 50%, что сказывается на эффективности работы. Для улучшения ситуации с очисткой сточных вод в 2009 г. были введены в эксплуатацию сооружения водоочистки в Октябрьском и Сургутском районах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»