• Текст документа
  • Статус
Недействующий



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(Тюменская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2006 года N 77-п
г.Ханты-Мансийск

О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 19 апреля 2004 года N 171-п

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 14 января 2011 года N 5-п

____________________________________________________________________


В целях приведения нормативных правовых актов автономного округа в соответствие с федеральным законодательством, а также заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации, для обеспечения безопасности населения и территорий, максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Правительство автономного округа

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 апреля 2004 года N 171-п "О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следующие изменения:

1.1. Преамбулу постановления после слов "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации" дополнить словом "аварийных".

1.2. Дополнить постановление новыми пунктами 2, 3 следующего содержания:

"2. Управлению по охране окружающей природной среды автономного округа (Пикунов С.В.) обеспечить создание и ведение реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей природной среды автономного округа.

3. Департаменту по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа (Панов В.Ф) по согласованию с организациями независимо от форм собственности и организационных правовых форм, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти и газа, а также их переработку, транспортировку и хранение, разработать единые, не предусмотренные федеральными актами, формы отчетности по представлению указанными организациями информации о фактическом состоянии объектов производственной инфраструктуры для создания и ведения базы данных автономного округа и осуществления мониторинга за состоянием объектов производственной инфраструктуры.".

2. Пункты 2, 3 постановления считать соответственно пунктами 4, 5.

3. Пункт 5 постановления изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства автономного округа Новицкого В.Ф. и заместителя Председателя Правительства автономного округа Карасева В.И.".

4. Внести изменения в приложение к постановлению "Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

5. Внести изменения в приложения к Требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

6. Дополнить Требования приложениями 3-8 согласно приложениям 3-8 к настоящему постановлению.

7. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства автономного округа Новицкого В.Ф. и заместителя Председателя Правительства автономного округа Карасева В.И. соответственно курируемым направлениям.

Председатель Правительства
автономного округа
А.В.Филипенко

Приложение 1. Изменения, вносимые в приложение к постановлению Правительства автономного округа от 19 апреля 2004 года N 171-п

Приложение 1
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п


1. Пункт 1.2. изложить в следующей редакции:

"1.2. Разработанные Планы для объектового и местного уровня представляются организациями один раз в три года, территориального уровня - один раз в четыре года, регионального и федерального уровней - один раз в 5 лет на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Департамент гражданской защиты населения автономного округа, Управление по охране окружающей природной среды автономного округа, Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа и на утверждение в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в указанной очередности.

Согласование Планов уполномоченными органами государственной власти осуществляется в срок не позднее 1 марта первого календарного года нового периода действия Плана в течение тридцати календарных дней с момента представления их организациями.

Для согласования Планов, с целью создания и ведения реестров загрязненных нефтью, нефтепродуктами, газовым конденсатом, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа, а также для определения причиненных размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды организации одновременно с Планами, разработанными в соответствии с приложением 3 к настоящим Требованиям, представляют материалы по формам согласно приложению 1 к настоящим Требованиям.

Планы, согласованные до вступления в силу настоящего постановления, подлежат обязательной корректировке и согласованию в уполномоченных исполнительных органах государственной власти в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в срок до 1 октября 2006 года.

Согласованные Планы подлежат корректировке (переработке) в случае изменения исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на чрезвычайную ситуацию, при изменении существенных производственных показателей организаций (увеличение объемов добычи углеводородного сырья; развитие новой производственной инфраструктуры, связанной с добычей, подготовкой, транспортировкой, хранением нефти, нефтепродуктов; изменение производственной структуры предприятия и другие существенные условия), изменении условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации разливов; изменении действующих требований (норм и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности, с обязательным уведомлением исполнительных органов государственной власти, указанных в приложении 5 к настоящим Требованиям, в срок до 1 марта текущего календарного года.

Откорректированный (переработанный) План утверждается в соответствии с порядком, установленным федеральными нормативными правовыми актами.

Организации ежегодно не позднее 1 марта текущего календарного года представляют в Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа и Управление по охране окружающей природной среды автономного округа на согласование:

1)программу природоохранных и природовосстановительных мероприятий. Программа предварительно согласовывается с Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и включает в себя запланированные мероприятия по:

а) рекультивации нарушенных и загрязненных земель, очистке засоренных и загрязненных водных объектов, рекультивации нефтешламовых амбаров;

б) профилактике загрязнения окружающей среды;

в) обращению с отходами; охране земель, водных объектов и атмосферного воздуха;

г) повышению технической оснащенности;

д) ведению производственного экологического мониторинга;

а также другие организационные мероприятия;

2) программу работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, включающую все работы по реконструкции, капитальному, текущему ремонту, консервации и демонтажу трубопроводов и площадных объектов, в соответствии с перечнем объектов, указанных в приложении 8 к настоящим Требованиям, в разрезе каждого лицензионного участка недр;

3) отчет с результатами фактического выполнения запланированных мероприятий согласно Плану за прошедший календарный год (в том числе согласно программе природоохранных и природовосстановительных мероприятий, программе работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры), с обоснованием причин невыполнения, если таковые имели место. К отчету прилагаются сведения по всем фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, повлекших загрязнение земель и водных объектов нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, и их последствиям за прошедший календарный год по каждому лицензионному участку недр. Материалы представляются на бумажных и магнитных носителях в соответствии с приложением 4 и формами, указанными в приложении 2 к настоящим Требованиям.

Отчет о выполнении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды на территории автономного округа представляется после окончания работ в порядке, установленном федеральными нормативными правовыми актами.

Информация представляется в разрезе каждого лицензионного участка недр.".

2. Подпункт 1.3.5. изложить в следующей редакции:

"1.3.5. Организация управления, связи и оповещения включает схему оповещения о разливах нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды согласно приложению 7 к настоящим Требованиям.".

3. Пункт 1.4. изложить в следующей редакции:

"1.4. Для своевременной локализации и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды проводятся:

1.4.1. Мероприятия по локализации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, включающие:

а) остановку сброса нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в окружающую среду;

б) сбор разлившихся нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых технических средств;

в) размещение собранных нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, рекультивация мест разливов, очистка загрязненных водных объектов осуществляются в соответствии с проектами рекультивации загрязненных земель, очистки, восстановления засоренных и загрязненных водных объектов, утвержденных в установленном порядке. Засыпка мест разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды грунтами до проведения этапа технической рекультивации исключается.

1.4.2. Определяются:

а) местоположения карьеров грунта (песка и т.д.), используемого для прокладки временных подъездов к месту аварии в труднодоступных местах и обваловки места разлива;

б) необходимое количество автотранспортной и специальной техники для обеспечения эффективной работы по устранению разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды;

в) места установки боновых заграждений, нефтеловушек на водоемах;

г) местоположение полигонов промышленных отходов, предназначенных для размещения почв и земель, загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, установок по переработке и очистке загрязненных почв и земель.".

4. Пункт 1.5. изложить в следующей редакции:

"1.5. Рекультивация загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой почв и земель, восстановление и очистка загрязненных водных объектов осуществляются в соответствии с проектами рекультивации земель и восстановления водных объектов, согласованными в установленном порядке и получившими положительное заключение государственной экологической экспертизы, на основании установленных нормативных требований и с обязательным учетом следующего:

1.5.1. Технический этап рекультивации (техническая рекультивация) является подготовкой земель для последующего целевого использования их в хозяйстве. Техническая рекультивация проводится преимущественно механическими методами и может включать в себя такие виды работ как планировочные работы, создание рекультивационного почвенного слоя, землевание, нанесение плодородного слоя, строительство подъездных дорог, устройство гидротехнических сооружений, коренную мелиорацию и другое.

1.5.2. Биологический этап рекультивации (биологическая рекультивация) представляет собой комплекс биомелиора- тивных мероприятий (агротехнических, фитомелиоративных, гидромелиоративных) по восстановлению плодородия нарушенных (загрязненных) земель.".

5. В пункте 2 приложения к постановлению:

5.1. В подпункте 2.1.1. слово "разливов" заменить словами "фактов разливов".

5.2. Подпункт 2.1.2. изложить в следующей редакции:

"2.1.2. Топографическую карту участка местности с нанесением мест разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды и границ (площади) загрязнения с привязкой к основным объектам инфраструктуры лицензионного участка недр, с указанием:

источника разлива - площадного объекта, трубопровода;

точки (места) разлива на данном объекте-источнике разлива.".

5.3. Пункт 2.6. изложить в следующей редакции:

"2.6. Уровень остаточного содержания нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в почвах территорий и в донных отложениях акваторий после выполнения работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, подтвержденный результатами химико-физического анализа.".

6. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Дополнительно к Плану и отчету прилагаются топографические карты территорий каждого лицензионного участка с обозначением техногенных объектов: сети трубопроводов - нефтепроводов, газопроводов, водоводов системы поддержания пластового давления; линий электропередач; автодорог; нефтешламовых амбаров; мест размещения карьеров, полигонов для временного хранения нефтешламов, загрязненной земли, полигонов по утилизации нефтешламов; мест размещения шламовых амбаров, площадных объектов - кустов скважин, одиночных скважин, УПН, ДНС, КСП, ЦПС, КНС, УПСВ, БПО, жилых поселков и т.д., а также их технических характеристик в масштабе 1:25000 или 1:50000 (в форматах Arcinfo либо Mapinfo или совместимых с ними). Карты представляются на бумажных и магнитных носителях.

На топографические карты, прилагаемые к Плану, дополнительно:

наносятся все места разливов, земли и водные объекты, загрязненные нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, на дату составления Плана;

выделяются источники разливов - площадные объекты, трубопроводы, с указанием точки (места) разлива на данном объекте-источнике разлива;

обозначаются места, на которых запланированы мероприятия по очистке, рекультивации, восстановлению и реабилитации земель и водных объектов;

перечисляются мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, включая демонтаж трубопроводов, с указанием на карте конкретного места запланированных работ.

Топографическая карта, предоставляемая к отчету, является идентичной карте Плана, с нанесением дополнительной информации по выполненным мероприятиям за отчетный год.".

7. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Согласованные и утвержденные в установленном порядке Планы, а также корректировки к Планам, включая все приложения к ним, в одном экземпляре (оригинал) направляются каждой согласующей стороне. В Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа Планы, корректировки к Планам, отчеты и приложения к ним представляются на бумажных и магнитных носителях, с соблюдением идентичности материалов.

Ежегодные согласованные отчеты в соответствии с пунктом 2 настоящих Требований в одном экземпляре (оригинал) направляются в Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам автономного округа, Управление по охране окружающей природной среды автономного округа, со всеми соответствующими приложениями к ним, на бумажных и магнитных носителях, с соблюдением идентичности материалов.".

Приложение 2. Изменения, вносимые в приложения к Требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ...

Приложение 2
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п



ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в приложения к Требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Изменения, Требования)


1. В приложении 1 к Требованиям "Формы материалов, представляемых организациями при согласовании планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

дополнить приложение таблицей 2а "Таблица 2а "Сведения о фактах разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварных вод, буровых сточных вод, отработанных буровых растворов, повлекших загрязнение земель";

таблицы 3, 4, 6 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящим Изменениям.

2. Внести следующие изменения в приложение 2 к Требованиям "Формы материалов, входящих в состав отчета о проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, представляемого организациями":

2.1. В таблице 1 название графы 15 изложить в следующей редакции: "Сведения о рекультивации".

Разъяснения по заполнению таблицы 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"В графе 15 указываются площадь рекультивированных и требующих рекультивации нефтезагрязненных земель по каждому разливу, сроки планируемой рекультивации.

Сведения по таблице 1 составляются независимо от того, были или нет составлены акты технического расследования аварий.".

2.2. Дополнить таблицами 1а, 7 согласно приложению 2 к настоящим Изменениям.

Приложение 1.

Приложение 1
к Изменениям, вносимым
в приложения к Требованиям
к разработке планов по
предупреждению и ликвидации
разливов нефти, нефтепродуктов,
газового конденсата, подтоварной
воды на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры

Таблица 2а

Сведения о фактах разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварных вод, буровых сточных вод, отработанных буровых растворов, повлекших загрязнение земель

Регистрационный номер факта разлива

Дата факта разлива нефти, нефтепродуктов, подтоварных вод, буровых сточных вод, отработанных буровых растворов

Вид приоритетного загрязняющего вещества

Сведения об акте технического расследования факта разлива нефти, нефтепродуктов, подтоварных вод, буровых сточных вод, отработанных буровых растворов

Тип трубопровода, диаметр, другое оборудование

Местонахождение участка разлива нефти, нефтепродуктов, подтоварных вод, буровых сточных вод, отработанных буровых растворов

Причина, повлекшая за собой факт разлива нефти, нефтепродуктов и загрязнение земель

Категория чрезвычайной ситуации при разливе нефти, нефтепродуктов, подтоварных вод, буровых сточных вод, отработанных буровых растворов

Масса разлитой нефти, нефтепродуктов, подтоварных вод, буровых сточных вод, отработанных буровых растворов (тонн)

Площадь загрязненного земельного участка (га)

Масса изъятого загрязненного грунта (тонн)

Категория земель

Расстояние до ближайшей особо охраняемой природной территории и до ближайшего водного объекта (км)

Сведения о почвах

Плановый срок рекультивации земель (по этапам), сведения о подрядной организации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Примечание.

В таблицу включаются сведения о фактах разливов загрязняющих веществ, указанных в названии данной таблицы, в том числе произошедших в результате хозяйственной деятельности прошлых лет.

Примечания:

В графу 1 включается порядковый регистрационный номер факта разлива нефти и нефтепродуктов, т.е. реестровый номер (факту разлива нефти и нефтепродуктов присваивается особый реестровый номер, который другому факту разлива нефти и нефтепродуктов не присваивается).

В графу 2 включается дата факта разлива, зафиксированная в технических документах (журналах регистрации событий на промыслах).

В графу 3 включается вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты, газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды, отработанные буровые растворы и т.д.).

В графу 4 включаются сведения об акте технического расследования факта разлива нефти и нефтепродуктов (дата составления, номер акта; если не составлялся, - причина отсутствия акта технического обследования).

В графу 5 включаются сведения о типе и диаметре трубопровода, другого оборудования, разгерметизация которого повлекла за собой факт разлива нефти и нефтепродуктов. Указываются сведения о начальной и конечной точках врезки трубопровода, газопроводы (низкого, высокого давления), нефтепроводы и водоводы (низкого и высокого давления) и т.д.

В графу 6 включается информация о местонахождении участка разлива нефти и нефтепродуктов с указанием названия лицензионного участка, привязка к существующим и легко опознаваемым объектам на местности, географические координаты, название экотопа (суходол (балка, верхняя часть склона, водораздел с более сухими почвенно-грунтовыми условиями, чем окружающая местность), пойма, водоем, водоток, болото, лес), название ближайшего населенного пункта, расстояние (км) и румбы от ближайшего населенного пункта.

В графу 7 включаются сведения о причине, повлекшей за собой факт разлива загрязняющих веществ (разгерметизация труб, оборудования и др.).

Графа 8:

категория ЧС при разливе нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с критериями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".

В графе 9 указывается масса разлитой нефти и нефтепродуктов (тонн).

В графе 10 указывается площадь загрязненного земельного участка (га).

В графе 11 указывается масса загрязненного грунта, собранного, изъятого и вывезенного с места разлива (тонн).

В графе 12 указывается категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий и т.д.).

В графу 13 включаются сведения о размещении участка разлива относительно ближайших особо охраняемых территорий и ближайших водных объектов, включая их название и расстояние до них в километрах.

В графу 14 включаются сведения о почвах (органогенные, органо-минеральные, минеральные грунты и земли).

В графе 15 указывается плановый срок рекультивации нефтезагрязненных земель в соответствии с утвержденными Планами; дополнительно включаются сведения о подрядной организации, ее наименование и юридический адрес, сведения о наличии договоров с подрядными организациями; в случае отсутствия заключенных договоров указываются планируемые с пометкой "План".

Таблица 3

Наружный осмотр и рекультивация земель, загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварными водами, буровыми сточными водами, отработанным буровым раствором

Регистрационный номер факта разлива

Тип трубопровода

Дата проведения, результат осмотра

Причина загрязнения (разгерметизации оборудования и т.д.)

Дата оформления акта технического расследования

Площадь земель, предназначенных для проведения

Срок сдачи земель

Название подрядной организации, осуществляющей работы по рекультивации

N акта о принятии рекультивируемых земель

Ф.И.О., должность ответственного лица, проводившего наружный осмотр

Стоимость работ по проведению рекультивации земель

технического этапа рекультивации

биологического этапа рекультивации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Примечения:

Таблица заполняется по планируемым к рекультивации землям, загрязненным нефтью, нефтепродуктами, газовым конденсатом, подтоварными водами, буровыми сточными водами, отработанными буровыми сточными водами, отработанными буровыми растворами и т.д.

Данные представляются по каждому лицензионному участку и в целом по организации.

В графу 2 заносится тип трубопровода (начальная и конечная точки врезок): газопроводы (низкого, высокого давления), нефтепроводы и водоводы (низкого и высокого давления) и т.д., диаметр трубопровода.

Нефтепроводы должны подразделяться на внутрипромысловые и межпромысловые.

Таблица 4

Сведения о техническом состоянии и рекультивации шламовых амбаров

Регистрационный номер факта

Дата приемки в

Местонахождение шламового

Площадь земель,

Наличие водоохранных

Категория земель

Год и период рекультивации

Объем шламового

Классификация и паспортные

Объем содержащихся отходов в неликвидированном шламовом амбаре

Наличие проекта

Наличие договоров с

Сроки рекультивации

разлива

эксплуатацию, год строительства

амбара

занятых под шламовый амбар, кв.м

зон, других особо охраняемых природных территорий

(ликвидации) шламового амбара

амбара

данные отходов, содержащихся в шламовом
амбаре

общий объем отходов, куб.м

соотношение объема жидкой фазы отходов и объема твердой фазы отходов в м

(3)
объем содержащейся нефти и нефтепродуктов, куб.м.

наличие другого определяемого загрязнения: сульфатов, хлоридов и соединений

рекультивации земель (ликвидации шламового амбара)

подрядными организациями, название их и юридические адреса

земель (ликвидации шламового амбара)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


Примечания:

Таблица заполняется по планируемым к ликвидации шламовым амбарам и рекультивации земель на их площади.

В графу 1 включается порядковый регистрационный номер шламового амбара, т.е. реестровый номер (шламовому амбару присваивается особый реестровый номер, который другому шламовому амбару не присваивается; шламовые амбары регистрируются вне зависимости от срока давности его устройства).

В графу 2 включаются сведения о годе строительства шламового амбара либо дата акта приемки его в эксплуатацию и номер куста, для бурения которого строился шламовый амбар.

В графу 3 включается информация о местонахождении земельного участка с устроенным на нем шламовым амбаром, с указанием названия лицензионного участка; привязка к существующим и легко опознаваемым объектам на местности; географические координаты; название экотопа (суходол (балка, верхняя часть склона, водораздел с более сухими почвенно-грунтовыми условиями, чем окружающая местность), пойма, водоем, водоток, болото, лес), название ближайшего населенного пункта, расстояние (км) и румбы от ближайшего населенного пункта.

В графе 4 указывается площадь земельного участка, занятого шламовым амбаром в кв.м.

В графе 5 указывается наличие водоохранных зон (указывается где размещен шламовый амбар: в водоохраной зоне (ВОЗ) водного объекта, вне ВОЗ, на границе ВОЗ; если в ВОЗ, - указать полное географическое название ближайшего водного объекта); в таком же порядке указывается название особо охраняемой территории (заказники, природные парки и т.п.).

В графе 6 указывается категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий и т.д.).

В графе 7 указываются год и период рекультивации шламового амбара.

В графе 8 указывается объем земельной выемки под шламовый амбар в куб.м (по строительной документации).

В графу 9 включается классификация отходов, содержащихся в шламовом амбаре, согласно Федеральному классификационному каталогу, утвержденному приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года N 786 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (зарегистрирован в Минюсте от 9 января 2003 года N 4107), и другим правоустанавливающим документам, включая данные паспорта опасного отхода.

В графах 10, 11, 12, 13 указывается общий объем отходов в куб.м, и объем отходов, содержащихся в шламовом амбаре по общим признакам отходов, поддающихся определению.

В графу 14 включаются сведения о проекте на ликвидацию шламового амбара и рекультивацию земель, о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. При отсутствии соответствующего проекта в данной графе указываются планируемые даты разработки проекта и даты прохождения государственной экологической экспертизы.

В графу 15 включаются сведения о наличии договоров с подрядными организациями, их наименование и юридический адрес, в случае отсутствия заключенных договоров указываются планируемые с пометкой "План".

В графе 16 указываются планируемые сроки рекультивации.


Таблица 6

Методы защиты трубопроводов

N п/п

Тип трубопровода

Диаметр (толщина стенки) (мм)

Протяженность (км)

Применяемый ингибитор

Объем использованного ингибитора (кг, л, куб.м)

Стоимость затрат на выполнение работ по защите трубопроводов

(тыс. руб.)

Дата применения ингибитора коррозии

1

2

3

4

5

6

7

8


Примечение.

В таблице указываются сведения не только по ингибиторной защите трубопроводов, но и по другим способам защиты (антикоррозийные покрытия, электрохимическая защита, в том числе с использованием магнитоактиваторов и т.д.).

Приложение 2.

Приложение 2
к Изменениям, вносимым
в приложения к Требованиям
к разработке планов по
предупреждению и ликвидации
разливов нефти, нефтепродуктов,
газового конденсата, подтоварной
воды на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры

Таблица 1а

Сведения о рекультивированных землях, загрязненных при фактах разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды

Регистрационный номер факта разлива

Дата факта разлива нефти, нефтепродуктов

Вид приоритетного загрязняющего вещества

Сведения об акте технического расследования факта разлива нефти, нефтепродуктов

Местонахождение участка разлива нефти, нефтепродуктов

Категория земель до и после рекультивации

Наличие водоохранных зон и других особо охраняемых природных территорий

Площадь загрязненного земельного участка (га)

Рекультивиро-ванная площадь загрязненного земельного участка (га)

Уровень остаточного загрязнения почв и земель нефтью, нефтепродуктами

Уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти и нефтепродуктов/уровень содержания нефти в поверхностных водах водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти

Наличие проекта рекультивации земель (ликвидации шламового амбара)

Сведения о подрядной организации

Сроки рекультивации (по этапам)
Акт передачи земель другому землепользователю

технический этап

биологический этап

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Примечания:

В таблицу включаются сведения по каждому лицензионному участку в отдельности и в целом по предприятию только по фактически рекультивированным землям.

В графу 1 включается порядковый регистрационный номер факта разлива нефти и нефтепродуктов, т.е. реестровый номер (факту разлива нефти и нефтепродуктов присваивается особый реестровый номер, который другому факту разлива нефти и нефтепродуктов не присваивается, разливы нефти и нефтепродуктов регистрируются вне зависимости от срока давности).

В графу 2 включается дата факта разлива, зафиксированная в технических документах (журналах регистрации событий на промыслах).

В графе 3 указывается вид приоритетного загрязняющего вещества (нефть, нефтепродукты (что именно)), газовый конденсат, подтоварные воды, буровые сточные воды, отработанные буровые растворы и т.д.

В графу 4 включаются сведения об акте технического расследования факта разлива загрязняющих веществ, (дата составления, если не составлялся,- причина отсутствия акта технического обследования).

В графу 5 включается информация о местонахождении участка разлива нефти и нефтепродуктов, с указанием названия лицензионного участка, привязка к существующим и легко опознаваемым объектам на местности, географические координаты, название экотопа (суходол (балка, верхняя часть склона, водораздел с более сухими почвенно-грунтовыми условиями, чем окружающая местность), пойма, водоем, водоток, болото, лес), название ближайшего населенного пункта, расстояние (км) и румбы от ближайшего населенного пункта.

Графа 6: категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий и т.д.) до и после проведения работ по рекультивации и сдаче земельного участка землепользователям.

Графа 7: наличие водоохранных зон (указывается, где размещен шламовый амбар: в водоохраной зоне (ВОЗ) водного объекта, вне ВОЗ, на границе ВОЗ, если в ВОЗ, - указать полное географическое название ближайшего водного объекта), в таком же порядке указывается название особо охраняемой природной территории (заказники, природные парки и т.п.).

Графа 8: площадь загрязненного земельного участка (га).

Графы 9, 10: рекультивированная площадь загрязненного земельного участка на этапе очистки земель (технический этап) и этапе восстановления плодородия (биологический этап), га.

Графа 11: уровень остаточного загрязнения почв и земель нефтью и нефтепродуктами, тип почвы в соответствии с критериями, определенными в т.ч. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 декабря 2004 года N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Графа 12: уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды/уровень содержания нефти в поверхностных водах водных объектов, подвергшихся влиянию разлива нефти в соответствии с критериями, определенными в т.ч. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 ноября 2004 года N 441-п "Об утверждении регионального норматива "Предельно допустимый уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Графа 13: сведения о проекте на ликвидацию шламового амбара и рекультивацию земель, о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Графа 14: сведения о подрядных организациях, их наименование и юридический адрес, номера договоров с подрядными организациями.

Графа 15:фактические сроки проведения рекультивации, номер и дата акта передачи земель другому землепользователю.

Таблица 7

Сведения о техническом состоянии и рекультивации шламовых амбаров

Регистрационный номер факта разлива

Дата приемки в эксплуатацию, год строительства

Местонахождение шламового амбара

Площадь земель, занятых под шламовый амбар, кв.м

Категория земель до рекультивации

Наличие водоохранных зон, других особо охраняемых природных территорий

Объем шламового амбара, кв.м

Классификация и паспортные данные отходов, содержащихся в шламовом амбаре

Год и период рекультивации (ликвидации) шламового амбара

Характеристики ликвидированного, рекультивированного шламового амбара

Категория земель после рекультивации

Акт передачи земель другому землепользователю

метод, ликвидации шламового амбара, рекультивации земель

наименование организации, осуществляющей ликвидацию шламового амбара и рекультивацию земель

характеристики экологического состояния

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


Примечания:

Таблица заполняется только по фактически ликвидированным шламовым амбарам и рекультивированным землям на их площади.

В графу 1 включается порядковый регистрационный номер шламового амбара, т.е. реестровый номер (шламовому амбару присваивается особый реестровый номер, который другому шламовому амбару не присваивается, шламовые амбары регистрируются вне зависимости от срока давности его устройства).

Графа 2: дата акта приемки его в эксплуатацию и номер куста, для бурения которого строился шламовый амбар или сведения о годе строительства шламового амбара.

Графа 3: информация о местонахождении земельного участка с устроенным на нем шламовым амбаром, с указанием названия лицензионного участка; привязка к существующим и легко опознаваемым объектам на местности; географические координаты; название экотопа (суходол (балка, верхняя часть склона, водораздел с более сухими почвенно-грунтовыми условиями, чем окружающая местность), пойма, водоем, водоток, болото, лес); название ближайшего населенного пункта, расстояние (км) и румбы от ближайшего населенного пункта.

Графа 4: площадь земельного участка, занятого шламовым амбаром (кв.м).

Графа 5: категория земель (земли промышленности, земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий и т.д.).

Графа 6: наличие водоохранных зон (указывается, где размещен шламовый амбар: в водоохраной зоне (ВОЗ) водного объекта, вне ВОЗ, на границе ВОЗ, если в ВОЗ, - указать полное географическое название ближайшего водного объекта); в таком же порядке указывается название особо охраняемой природной территории (заказники, природные парки и т.п.).

Графа 7: объем выемки под шламовый амбар, м(3).

Графа 8: классификация отходов, содержащихся в шламовом амбаре, согласно Федеральному классификационному каталогу, утвержденному Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года N 786 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (зарегистрирован в Минюсте от 9 января 2003 г. N 4107), и другим правоустанавливающим документам, включая данные паспорта опасного отхода.

Графа 9: год и период рекультивации шламового амбара.

Графа 10: методы ликвидации отходов, содержащихся в шламовом амбаре и рекультивации земель, занятых шламовыми амбарами.

Графа 11: наименование организации, осуществляющей ликвидацию шламового амбара и рекультивацию земель, занятых шламовыми амбарами.

Графа 12: сведения, характеризующие экологическое состояние территории шламового амбара, включая состояние дамб, обвалования, наличие эрозионных процессов, фиксируемые нарушения природоохранных требований, подтверждающие акты обследования и приемки земель с участием природоохранных органов, остаточное содержание нефти.

Графа 13: категория земель и рекомендуемое их использование после рекультивации.

Графа 14: номер и дата акта передачи земель другому землепользователю.

Приложение 3.

Приложение 3
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п



Типовая структура
плана по предупреждению ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



Приложение 3
к Требованиям к разработке
планов по предупреждению
и ликвидации разливов нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата,
подтоварной воды на территории
Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры

I. Общие положения

1.1. Цель и задачи.

1.2. Перечень руководящих документов.

1.3. Разработчик Плана (наименование научного, проектного института, другой организации, разрабатывающей план на основе договора с организацией, или самой организации в случае разработки плана самостоятельно).

II. Характеристика объектов организации и прогнозируемых зон загрязнения при разливе нефти и нефтепродуктов

2.1. Организационная структура, основные характеристики, местонахождение организации. Наибольшая работающая смена.

2.2. Наличие собственных аварийных формирований и специальных технических средств, предназначенных для проведения работ по ликвидации разливов.

2.3. Зона действия Плана, готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.

2.4. Тип и характеристика нефти, нефтепродуктов (плотность, вязкость, содержание парафина, смол, температура потери текучести и другие свойства).

2.5. Тип и характеристика подтоварной воды (добываемой вместе с нефтью), физико-химическая характеристика. Методы утилизации подтоварной воды.

2.6. Основные операции, проводимые с нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой.

2.7. Максимальный объем нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды на объектах организации.

2.8. Расчетный максимальный разлив нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды на объектах организации.

2.9. Географические и навигационно-гидрологические характери-стики территории производственной деятельности организации.

2.10. Гидрометеорологические и экологические особенности районов возможных разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.

2.11. Прогнозируемые зоны загрязнения в случае разлива, площадь разлива, направления движения, размеры разлива, предполагаемое значение разлива по установленной классификации, влияние и возможные последствия разлива для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей среды.

2.12. Самые неблагоприятные гидрометеорологические условия возможного разлива нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды.

III. Мероприятия по предупреждению разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды

3.1. Прогнозирование:

3.1.1. Предполагаемых (вероятных) источников и причин разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды по объемам и площадям, максимально возможных объемов разлитых нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды.

3.1.2. Наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории, построение моделей таких ситуаций.

3.2. Расчет:

3.2.1. Вероятных границ зон возможных чрезвычайных ситуаций с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов, подтоварной воды.

3.2.2. Потребности состава сил и средств (технических и финансовых) на локализацию и ликвидацию разливов и их последствий, включая привлечение подразделений пожарной охраны, подразделений противофонтанной службы при вероятности возгорания нефти и нефтепродуктов, открытых фонтанов на скважинах, с учетом их места дислокации.

3.2.3. Соответствия имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимости привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований.

3.2.4. Времени доставки специализированных подразделений к местам аварий.

3.2.5. Необходимого количества и видов транспортных средств; разработка схемы доставки специализированных подразделений и оборудования к вероятным местам аварий с обозначением вида транспорта, включая воздушный, автомобильный, водный, вездеходный.

3.3. Организация:

3.3.1. Экспертизы промышленной безопасности, диагностики, испытания, освидетельствования технических устройств.

3.3.2. Служб технического надзора за магистральными, межпромысловыми и промысловыми трубопроводами (включая нефтепроводы, продуктопроводы, газопроводы, водоводы, используемые для поддержания пластового давления при закачке подтоварной и сеноманской воды), резервуарами товарных парков и другим оборудованием.

3.3.3. Аттестованных лабораторий дефектоскопии оборудования, в сферу деятельности которых должны быть включены работы по дефектоскопии трубопроводов, резервуаров и другого оборудования.

3.3.4. Заключения договоров на проведение работ по дефектоскопии оборудования с другими организациями, имеющими такие аттестованные лаборатории.

3.3.5. Подготовки и аттестации работников организации в области промышленной и экологической безопасности.

3.4. Обеспечение готовности сил и средств на ликвидацию разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды:

3.4.1. Организация взаимодействия органов управления всех уровней (местного, регионального, федерального) реагирования.

3.4.2. Создание специализированных подразделений, аварийных бригад в подразделениях организации для выполнения работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

3.4.3. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных формирований других организаций при недостаточности собственных сил и средств.

3.4.4. Подготовка и поддержание в постоянной готовности аварийно-спасательных формирований и специальных технических средств, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, подтоварной воды.

3.4.5. Дислокация и организация доставки в зону чрезвычайной ситуации сил и средств.

3.4.6. Перечень организаций, ответственных за поддержание установленной степени готовности.

3.4.7. Зоны ответственности аварийно-спасательных формирований и подразделений пожарной охраны.

3.5. Организация управления, система связи и оповещения:

3.5.1. Структура органов управления и общие принципы управления.

3.5.2. Состав и функциональные обязанности членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

3.5.3. Организация взаимодействия с вышестоящим координирующим органом по предупреждению и ликвидации разливов.

3.5.4. Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств.

3.5.5. Система связи, схема оповещения и порядок их функционирования. Схема оповещения организациями контролирующих органов по фактам (угрозе) разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС (в соответствии с приложением 6 к настоящим Требованиям).

3.5.6. Организация передачи управления при изменении категории чрезвычайной ситуации.

3.5.7. Система взаимного обмена информацией между организациями-участниками ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.

3.6. Мероприятия по повышению готовности органов управления, сил и средств к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с разливами.

3.7. Определение местоположений карьеров грунта (песка, щебня, гравия и т.д.) для использования в строительстве временных подъездов к труднодоступным местам вероятных аварий, дамб (обваловок) места разлива.

3.8. Расчет необходимого количества автотранспортной и специальной техники для обеспечения эффективной работы по устранению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

3.9. Вероятные места установки боновых заграждений, нефтеловушек на водоемах.

3.10. Определение мест расположения полигонов:

3.10.1. Хранения нефтезагрязненных почв, загрязненного снега, льда, наличие и месторасположения установок по переработке нефтешламов, очистке загрязненных почв.

3.10.2. Временного хранения демонтированных (бывших в эксплуатации) трубопроводов.

3.11. Организационно-технические мероприятия по предупреждению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды, связанные с обеспечением надежности используемого оборудования при производстве работ:

3.11.1. Мониторинг технологического оборудования:

3.11.1.1. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

3.11.1.2. Диагностика (включая определение толщины стенок трубопроводов, резервуаров) оборудования, испытание, освидетельствование технических устройств, применяемых при производстве работ.

3.11.1.3. Осмотр (объезд, обход, облет) объектов производственной инфраструктуры, включая трубопроводы (в том числе находящиеся в консервации и бездействии), скважины, в том числе находящиеся в бездействии, консервации и ликвидации и вне имеющихся автодорог, в соответствии с утвержденными графиками осмотра, разработанными в соответствии с правилами промышленной и экологической безопасности.

3.11.1.4. Осмотр и ревизия резервуарного парка и парка очистных сооружений установок по подготовке, перекачке и хранению нефти.

3.11.1.5. Освидетельствование технических средств.

3.11.2. Ревизия и замена оборудования, включая запорную арматуру, в том числе задвижек на гидроциклонах; ревизия запорной арматуры и подводных трубопроводов, проведение планово-предупредительных ремонтов.

3.11.3. Разработка и выполнение ежегодных программ по строительству, капитальному и текущему ремонту, реконструкции трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры, предусматривающих применение при строительстве только сталей повышенной эксплуатационной надежности или коррозионно-стойких материалов, включая замену тех аварийных участков, на которых были аварии (в том числе свищи, проколы, разгерметизация и т.д.) в отчетном году.

3.11.4. Контроль за текущим состоянием обваловок (каре) кустовых площадок, установок подготовки и перекачки нефти, резервуаров товарных парков и нефтебаз, своевременное восстановление нарушенных обваловок.

3.11.5. Разработка и выполнение ежегодных программ природоохранных и природовосстановительных мероприятий.

3.11.6. Обеспечение надежной работы противовыбросного оборудования при бурении разведочных и эксплуатационных скважин.

3.11.7. Осуществление отработки при освоении законченных бурением нефтяных скважин, капитальным и подземным ремонтом скважин в нефтесборный коллектор или специальную емкость, исключая отработку скважин в шламовый амбар.

3.11.8. Защита от коррозии (внешней и внутренней) трубопроводов, резервуаров и другого оборудования.

3.11.9. Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по предотвращению разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды:

3.11.9.1. Приобретение необходимого оборудования и приборов для организации работы лабораторий дефектоскопии и промышленной санитарии.

3.11.9.2. Обеспечение подразделений, ведущих мониторинг состояния технологического оборудования:

а) моторными лодками, катерами и другими видами водного транспорта для ведения мониторинга за состоянием трубопроводов, скважин, технологического оборудования, трубопроводов (подводных переходов), целостности обваловок кустовых оснований, резервуаров и нефтехранилищ, находящихся в затопляемой зоне во время весенне-паводкового периода, в недоступных местах;

б) высокопроходимой (болотоходной) техникой;

3.11.9.3. Обеспечение постоянного необходимого аварийного запаса солевого (бурового) раствора для аварийного глушения скважин, химических реагентов для его приготовления.

3.12. Создание резервов финансовых и материальных средств для ликвидации разливов на всех уровнях.

IV. Организация действий, сил и средств при обнаружении чрезвычайной ситуации, которая может привести к разливу

4.1. Оповещение органов управления и сил, порядок доведения информации о факте разлива.

4.2. Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи.

4.3. Мониторинг обстановки и окружающей среды. Оценка объемов разлива, определение границ зоны разлива и его влияние на природные и объекты производственной инфраструктуры. Прогнозирование возможных последствий разлива.

4.4. Принятие решения о локализации разлива.

4.5. Остановка сброса нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды в окружающую среду. Отсечение (перекрытие) аварийного трубопровода, резервуара и другого элемента технологической схемы производственного процесса.

4.6. Типовой ситуационный календарный план проведения работ по восстановлению работоспособности поврежденных технологических объектов.

4.7. Выдвижение сил и средств в зону разлива.

4.8. Порядок обеспечения доступа в зону разлива.

4.9. Контроль за состоянием окружающей среды в районе разлива и обстановкой на аварийном объекте производственной инфраструктуры (по добыче, переработке, транспортировке и хранению нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды), осуществляющем дальнейшую деятельность.

V. Организация действий сил и средств при ликвидации разливов

5.1. Алгоритм (последовательность) проведения операций по ликвидации чрезвычайной ситуации.

5.2. Оценка объемов работ по ликвидации разлива.

5.3. Тактика реагирования на разливы нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей.

5.4. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара).

5.5. Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов.

5.6. Принятие решения о ликвидации разлива. Технологии ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

5.7. Материально-техническое обеспечение специализированных подразделений по ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, газового конденсата необходимым оборудованием и снаряжением.

5.8. Распределение сил и специальных технических средств по участкам и объектам работ.

5.9. Практические действия сил и специальных технических средств по локализации и ликвидации разлива.

5.10. Технологии и способы сбора разлитой нефти, нефтепродуктов и порядок их применения на разных видах местности и при различных временных погодных условиях (лето, зима).

5.11. Организация временного хранения собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы и отходов. Размещение собранных нефти, нефтепродуктов в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды; определение применяемых технологий и способов утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы и отходов.

5.12. Меры безопасности при проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

5.13. Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне разлива.

5.14. Документирование и порядок учета затрат на ликвидацию последствий разлива.

5.15. Организация приведения в готовность к использованию специальных технических средств и пополнение запасов финансовых и материальных ресурсов.

VI. Мероприятия по временному хранению и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, а также отработанных исходных материалов


Определяются:

6.1. Ответственные лица за проведение работ по временному хранению и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. Порядок финансирования данных работ.

6.2. Места расположения полигонов (мест) временного хранения и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. Согласование мест расположения полигонов (мест) с природоохранными органами и противопожарными службами.

6.3. Способы утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов. Способы очистки загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой.

6.4. Специализированные организации, привлекаемые для этих работ.

6.5. Применяемые специальные технологии и технические средства.

6.6. Сроки выполнения работ по утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, по очистке загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой.

6.7. Учет собранной и утилизированной нефти, нефтепродуктов. Ведение отчетности по результатам работ по утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, отработанных исходных материалов, по очистке загрязненной почвы нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой.

VII. Мероприятия по реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды


Определяются:

7.1. Последовательность работ по реабилитации загрязненных территорий (акваторий) и объектов.

7.2. Проекты рекультивации и восстановления нарушенных и загрязненных земель, засоренных и загрязненных водных объектов

7.3. Технологии и способы рекультивации, реабилитации загрязненных нефтью, нефтепродуктами почв и земель.

7.4. Этапы рекультивации загрязненных нефтью, нефтепродуктами почв и земель, восстановление и очистка загрязненных водных объектов с применением физико-механических, физико-химических методов и их комбинаций:

7.4.1. Технический этап рекультивации (проводится преимущественно механическими методами), включая:

7.4.1.1. Устройство гидротехнических сооружений (плотин, дамб, заграждений), экранирующих устройств, путей подъезда используемой техники.

7.4.1.2. Работы по очистке почв и земель от нефти, нефтепродуктов, обломков производственных конструкций и отходов путем сбора их с поверхности и последующего организованного складирования или захоронения.

7.4.1.3. Селективную выемку сильнозагрязненного грунта и отправка его на полигон промышленных отходов.

7.4.1.4. Планировочные работы, рыхление, фрезерование, землевание (покрытие слоем потенциально плодородных пород или почв).

7.4.1.5. Мелиоративные работы по обезвреживанию загрязненных почв и земель (включая биомелиорацию с использованием микробиологических препаратов).

7.4.1.6. Другие мероприятия, принятые в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации.

7.4.2. Биологический этап рекультивации.

Биологический этап рекультивации проводится после проведения мелиоративной подготовки, включая биолесомелиорацию, до восстановления плодородия земель, характеризующегося восстановлением живого напочвенного покрова.

7.5. Способы восстановления и очистки загрязненных и засоренных водных объектов.

7.6. Порядок привлечения организаций, имеющих соответствующие лицензии, к проведению работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.

7.7. Порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.

VIII. Мероприятия, проводимые на территориях (акваториях) и объектах с хроническими загрязнениями нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой

8.1. Разработка программ по реабилитации территории (акватории) и объектов с хроническими загрязнениями нефтью и нефтепродуктами, подтоварной водой.

8.2. Согласование с уполномоченными исполнительными органами государственной власти.

8.3. Проведение государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз.

IX. Перечень приложений к планам по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды и рекомендации по их разработке


Каждое приложение к Плану должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться соответствующим руководителем.

Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстовом видах в зависимости от характера содержащейся в них информации.

Формат документов, масштабы карт (планов) должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.

1. Схема управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов (приложение 6 к настоящим Требованиям) должна отображать органы управления и силы, привлекаемые к работам по Планам, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схему вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д.

2. Схема дорог для доставки сил и специальных технических средств в район разлива, изготовленная на топографической карте; должны быть представлены наиболее приемлемые пути движения сил в район разлива.

3. Расчет достаточности сил и средств с учетом их дислокации.

4. Расчет доставки сил и специальных технических средств в район разлива: представляется в табличном виде с текстовым пояснением; указываются наименование сил и средств, организации, предоставляющие транспортные средства, порядок взаимодействия с ними, маршруты движения, время поставки транспорта.

5. План взаимодействия привлекаемых сил и средств: разрабатывается в текстовом и графическом виде; указываются участники взаимодействия и способ связи с ними, перечень вопросов, по которым организуется взаимодействие, порядок организации взаимодействия.

6. Программа природоохранных и природовосстановительных мероприятий; должна быть согласована на планируемый год Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управлением по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Департаментом по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и утверждена руководителем организации. Должна включать в себя рекультивацию нефтезагрязненных земель (земель, загрязненных нефтью, нефтепродуктами, газовым конденсатом, подтоварной водой) и очистку водных объектов.

7. Программа работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры в соответствии с перечнем объектов, указанных в приложении 7 к настоящим Требованиям в разрезе каждого лицензионного участка недр.

8. План-график проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается в табличной форме: должны отображаться в хронологическом порядке весь перечень мероприятий и работ по локализации разлива нефти с временными показателями их выполнения и ответственными за их проведение, а также график движения личного состава и техники по времени и этапам работ по Планам.

9. Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы и отработанных расходных материалов: разрабатывается графически на топографической карте с указанием мест временного хранения и утилизации, возможного объема емкостей для временного хранения, маршрутов движения к ним и других необходимых данных.

10. Обеспеченность работников и населения средствами индивидуальной защиты отображается (в форме таблицы): указываются виды средств защиты, их количество, сроки годности и порядок выдачи.

11. Договоры (копии договоров) с:

11.1. Профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на комплексное (абонентское) обслуживание.

11.2. Транспортными предприятиями по обеспечению специального транспорта для работ по предупреждению и ликвидации разливов.

11.3. Специализированными предприятиями по проведению реабилитационных работ на загрязненных участках.

11.4. Организациями, обслуживающими речной транспорт.

11.5. Специализированными предприятиями на выполнение работ по обезвреживанию нефтешламов и нефтезагрязненных земель.

12. Топографическая карта территории лицензионного участка с обозначением техногенных объектов (сети трубопроводов, автодорогами, площадными объектами, населенными пунктами и т.д.) в масштабе 1:25000 или 1:50000 (в форматах Arcinfo либо Mapinfo или совместимых с ними) на бумажных и магнитных носителях, с соблюдением идентичности: должна включать месторасположение карьеров грунта (песка, щебня, гравия и т.д.) для использования в строительстве временных подъездов к труднодоступным местам вероятных аварий, дамб (обваловок) разлива, полигонов утилизации промышленных отходов.

13. Экспертное заключение на План на предмет соответствия требованиям нормативных правовых актов, использованных при разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в области защиты населения и территорий от ЧС.

14. Расчет необходимых финансовых и материальных средств (резерв).

15. Документ, подтверждающий аттестацию собственного аварийно-спасательного формирования организации или договор (копия такого договора) на обслуживание с аварийно-спасательным формированием других организаций, с учетом их дислокаций.

16. Лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти (для организаций).

17. Перечень организаций согласно их отраслевой принадлежности, разрабатывающих Планы соответствующего уровня (для территориальных и функциональных подсистем РСЧС).

18. Заполненные формы материалов согласно приложению 1 к настоящим Требованиям.

19. График осмотра и ревизии резервуарного парка и парка очистных сооружений установок по подготовке и перекачке нефти.

20. Освидетельствование технических средств.

21. План-график осмотра (обхода, объезда, облета) трубопроводов.

22. Приказы по организации:

22.1. О создании комиссии по чрезвычайным ситуациям.

22.2. О создании аварийно-спасательной команды для ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при возникновении ЧС с разливом нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

23. План проведения комплексных учений по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

Приложение 4.

Приложение 4
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п



Типовая структура
отчета по выполнению плана по предупреждению ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



Приложение 4
к Требованиям к разработке
планов по предупреждению
и ликвидации разливов нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата,
подтоварной воды на территории
Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры

ОТЧЕТ
о проведении работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды в соответствии с федеральным законодательством и настоящими Требованиями должен содержать следующие сведения:


1. Причины и обстоятельства разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, которые включают:

1.1. Сведения об источнике разлива, развитии ситуации, ее трансформации, принятии решения о начале, временном и окончательном прекращении операции по ликвидации разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата и подтоварной воды.

1.2. Акты технического расследования разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

1.3. Топографическую карту участка местности с нанесением мест аварий и границ (площади) загрязнения, с привязкой к основным объектам инфраструктуры лицензионного участка недр.

1.4. Расчеты потерь нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, попавших в окружающую среду вследствие аварии.

2. Описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

3. Оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе принятые меры по ликвидации последствий разливов, включая откачку и сбор нефти, нефтяной эмульсии, обваловку грунтом загрязненного участка, обработку реабилитируемой территории биосорбентами, бакпрепаратами, отсыпку загрязненного участка торфом.

4. Организация временного хранения собранной нефти, нефтепродуктов, загрязненной почвы, снега, льда, демонтированных (бывших в эксплуатации) трубопроводов и отходов. Размещение собранных нефти, нефтепродуктов в местах, исключающих вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей среды, описание мест временного хранения, с нанесением их на топографической карте.

5. Затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды и последующую реабилитацию территории, в том числе объем собранных нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды при ликвидации последствий разлива.

6. Расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам.

7. Учет собранной и утилизированной нефти, нефтепродуктов.

8. Уровень остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах территорий и в донных отложениях акваторий после выполнения работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды.

8.1. Последствия разлива для населения, окружающей среды и объектов экономики.

8.2. Состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности.

9. Предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

10. Рекомендации по предотвращению возникновения подобных источников разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, приемам и технологиям ликвидации разливов, а также необходимость внесения изменений и дополнений в Планы и календарные планы организаций.

11. Выполнение программ:

11.1. Природоохранных и природовосстановительных мероприятий.

11.2. Работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов инфраструктуры.

12. Заполненные формы материалов согласно приложению 2 к настоящим Требованиям.

Каждое приложение к Отчету должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться соответствующим руководителем.

Приложения разрабатываются в графическом, табличном или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации.

Формат документов, масштабы карт (планов) должны обеспечивать удобство в работе с ними в любых условиях.

Отчет представляется на бумажных и магнитных носителях.

Приложение 5.

Приложение 5
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п



Лист согласования
План по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды  

___________________________________________
(наименование организации)
___________________________________________
(наименование города)
___________________________________________
(год)



Приложение 6
к Требованиям к разработке
планов по предупреждению
и ликвидации разливов нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата,
подтоварной воды на территории
Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры

УТВЕРЖДАЮ
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
или Начальник Департамента территориальной политики МЧС России (в зависимости от уровня разлива нефти и нефтепродуктов) __________ __________________

(подпись) (Ф.И.О.)

____________________________

(дата)

СОГЛАСОВАНО
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре
__________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.)

___________________________

(дата)

СОГЛАСОВАНО
Руководитель Управления по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
__________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.)

___________________________

(дата)

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации
__________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
_____________________________

(дата)

СОГЛАСОВАНО
Директор Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
__________ __________________

(подпись) (Ф.И.О.)

_____________________________

(дата)

СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
__________ __________________

(подпись) (Ф.И.О.)

____________________________

(дата)

СОГЛАСОВАНО
Директор Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
__________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
____________________________

(дата)

     
     

Приложение 6.

Приложение 6
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п



Лист согласования
Отчет по выполнению плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды

____________________________________________
(наименование организации)
____________________________________________
(наименование города)
____________________________________________
(год)


Приложение 5
к Требованиям к разработке
по предупреждению и ликвидации
разливов нефти, нефтепродуктов,
газового конденсата, подтоварной
воды на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры

СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
__________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.)

___________________________

(дата)

СОГЛАСОВАНО
Директор Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
__________ __________________

(подпись) (Ф.И.О)

____________________________

(дата)

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель организации
__________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.)

___________________________

(дата)

     
     

Приложение 7.

Приложение 7
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п



Схема оповещения
организациями контролирующих органов о фактах разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды, об аварийных ситуациях на предприятиях, в том числе, которые могут привести к ЧС



Приложение 7*
к Требованиям к разработке
планов по предупреждению
и ликвидации разливов нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата,
подтоварной воды на территории
Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры


Представление информации по запросу департамента

________________
* Приложение 7 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

     
     

Приложение 8.

Приложение 8
к постановлению Правительства
автономного округа
от 17 апреля 2006 года N 77-п



Перечень объектов,
включаемых организациями в программу работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту трубопроводов и площадных объектов производственной инфраструктуры планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



Приложение 8
к Требованиям к разработке
планов по предупреждению
и ликвидации разливов нефти,
нефтепродуктов, газового конденсата,
подтоварной воды на территории
Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры

Площадные объекты

1. Кусты добывающих и нагнетательных скважин, а также отдельно расположенные площадки одиночных эксплуатационных и разведочных скважин (включая групповые замерные установки, блок-гребенки системы поддержания пластового давления, внутриплощадочные нефтепроводы и водоводы высокого давления).

2. Производственные объекты:

сбора и частичной подготовки добываемой продукции скважин и транспорта сырой (обводненной) нефти (дожимные насосные станции - ДНС, установки предварительного сброса воды - УПСВ, комплексные сборные пункты - КСП, УПН - установки подготовки нефти);

системы поддержания пластового давления (кустовые насосные станции закачки воды (других реагентов) - КНС (мини КНС), водозаборные скважины, водозаборные пункты);

подготовки и транспорта попутного нефтяного газа (компрессорные станции - КС);

подготовки, хранения, транспортировки и сдачи товарной нефти (центральные пункты сбора - ЦПС, центральные товарные парки - ЦТП).

3. Другие технологические и вспомогательные площадные объекты и сооружения, расположенные на территории лицензионного участка.

Трубопроводы

1. Нефтепроводы:

внутриплощадочные (обвязка от устья эксплуатационной скважины до групповой замерной установки или до точки врезки во внутрипромысловый нефтепровод);

магистральные (системы транспорта товарной нефти);

внутрипромысловые (системы сбора нефти и нефтяного газа);

напорные межпромысловые (системы транспорта нефти и нефтяного газа, подготовки и перекачки нефти).

2. Водоводы:

внутриплощадочные водоводы высокого давления (обвязка от устья нагнетательной скважины до блок-гребенки или до точки врезки во внутрипромысловый водовод высокого давления, обвязка блок-гребенок кустовых насосных станций);

низконапорные и высоконапорные (системы поддержания пластового давления, включая водоводы по перекачке подтоварной нефти от установки подготовки нефти до кустовой насосной станции системы поддержания пластового давления).

3. Газопроводы:

высокого давления (системы газлифтной добычи углеводородов);

до потребителя на внутрипромысловые и технологические нужды (котельные, газовые электростанции и т.д.);

магистральные (системы транспорта товарного газа);

газопроводы факельного хозяйства.

О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 19 апреля 2004 года N 171-п (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 N 5-п)

Название документа: О внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 19 апреля 2004 года N 171-п (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 N 5-п)

Номер документа: 77-п

Вид документа: Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Принявший орган: Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Статус: Недействующий

Опубликован: Новости Югры, N 49, 06.05.2006

Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, N 4, 28.04.2005

Дата принятия: 17 апреля 2006