Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры на 2006-2008 годы
27 октября 2005 года
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы государственной власти), объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Работодатели), объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2003 N 53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе" настоящее Трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) в 2006-2008 годах и совместные действия по их реализации.
Стороны Соглашения признают сохранение в предстоящий период в качестве главной цели социально-экономической политики в автономном округе:
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики автономного округа.
Стороны Соглашения намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
Соглашение распространяется и обязательно к исполнению органами государственной власти автономного округа, организациями, входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также организациями, не входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но присоединившихся к Соглашению.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, предусмотренные действующим в этот период Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, муниципальных образованиях и организациях, расположенных в автономном округе. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Участники Соглашения в рамках трехсторонней комиссии автономного округа по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) принимают необходимые решения по социально-трудовым вопросам, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, автономного округа, в Трехстороннюю комиссию Российской Федерации и добиваются их реализации.
Стороны Соглашения своевременно представляют друг другу полную и достоверную информацию по вопросам социально-экономического положения автономного округа, организаций, хода выполнения Соглашения.
Обязательства сторон
В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2006-2008 годах по следующим направлениям:
1. В области экономической политики
В области экономической политики Стороны считают приоритетными следующие направления:
увеличение объемов инвестиций не менее 1% ежегодно в сопоставимых ценах;
рост объемов производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) во всех отраслях экономики, ее продвижение на внутреннем и внешних рынках, развитие малого предпринимательства и крестьянских фермерских хозяйств;
улучшение производственной, транспортной, финансово-кредитной инфраструктуры;
создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг, осуществление мониторинга обоснованности установления цен предприятиями - монополистами;
согласованное проведение бюджетной, налоговой политики в соответствии с законодательством, снятие административных барьеров;
насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами.
В целях обеспечения реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
1.1. Обеспечивают ежегодный прирост объемов производства товаров, выполнения работ, оказания услуг на уровне не ниже 5% по сравнению с уровнем прошлого года, в том числе путем диверсификации производства, развития малого бизнеса, разрабатывают и внедряют методы повышения производительности труда.
1.2. Участвуют в подготовке предложений по совершенствованию налоговой системы, обеспечивающей социально - экономическое развитие автономного округа, и по распределению налоговых поступлений между различными уровнями бюджета.
1.3. Проводят согласованную политику, направленную на поддержку регионального товаропроизводителя, обеспечение максимальной занятости населения автономного округа и развитие предпринимательства, социальное ориентирование экономических реформ. Готовят предложения по финансовому оздоровлению предприятий.
1.4. Создают систему страхования инвестиционных рисков.
1.5. Осуществляют финансирование проектов, направленных на техническое перевооружение и реконструкцию организаций производственной сферы, строительство новых производств.
1.6. Способствуют развитию малого предпринимательства (сфера услуг, туризм, недропользование и т.д.) с тем, чтобы ежегодный прирост объемов производства продукции (работ, услуг) малыми предприятиями был не ниже 5%.
Органы государственной власти:
1.7. Систематически анализируют и прогнозируют социально-экономическую ситуацию в отраслях экономики и в муниципальных образованиях автономного округа.
1.8. При формировании бюджета автономного округа учитывают необходимые расходы на разработку и реализацию окружных комплексных и целевых программ. Ежегодно информируют Комиссию о ходе их реализации.
1.9. Формируют бюджет автономного округа, обеспечивающий социально - экономическое развитие региона и повышение жизненного уровня населения. В ходе подготовки проекта бюджета автономного округа рассматривают предложения Комиссии, информируют налогоплательщиков через средства массовой информации о доходах и расходах бюджета автономного округа.
1.10. В инвестиционной политике способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования для привлечения во все сферы и отрасли экономики округа средств отечественных и зарубежных инвесторов, производят размещение облигационных займов автономного округа, обеспечивают предоставление государственной поддержки инвесторам. Координируют действия по развитию и реализации инвестиционной политики.
1.11. Обеспечивают получение профессионального образования и профессиональную подготовку населения в соответствии с потребностями экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.12. В пределах предоставленных полномочий осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
1.13. Способствуют производству и внедрению в автономном округе энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов и дополнительно стимулируют организации, производящие эти технологии, приборы, системы.
1.14. Осуществляют поддержку лесопромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей. Способствуют развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции.
1.15. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства.
1.16. Создают условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.
1.17. Обеспечивают разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной и электрической сети.
1.18. Разрабатывают и контролируют исполнение регламентов согласований, выдачи разрешений, иной документации для предпринимателей, населения с целью снятия административных барьеров.
Работодатели:
1.19. Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики автономного округа, окружных программ социально - экономического развития, стабилизации и развития экономики, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.
1.20. Соблюдают налоговую дисциплину.
1.21. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства предприятий и роста безработицы.
1.22. Инвестируют прибыль в техническое переоснащение производства с целью увеличения объемов конкурентоспособной продукции, привлекают на эти цели средства из иных источников.
1.23. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций, внедрении целевых программ учитывают их социальные последствия, проводят с участием профсоюзных организаций и с учетом интересов трудовых коллективов соответствующие мероприятия.
1.24. Учитывают в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации мнение представителей профсоюзных организаций при принятии решений.
1.25. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключают коллективные договоры в организациях независимо от форм собственности, обеспечивают их представление на уведомительную регистрацию в соответствующие органы по труду.
1.26. Признают преимущественное право профсоюзов на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных данным Соглашением и коллективными договорами, на ознакомление с результатами финансово - хозяйственной деятельности.
1.27. Направляют Сторонам информацию о законах и иных нормативных правовых актах, препятствующих обеспечению устойчивого роста производства, снижающих деловую активность для формирования предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
Профсоюзы:
1.28. Способствуют устойчивой работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.
1.29. Принимают участие в рабочих группах и комиссиях по подготовке проектов бюджетов, целевых программ регионального и муниципального уровня.
1.30. Обеспечивают участие трудовых коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми, территориальными соглашениями и коллективными договорами мер по подъему экономики, осуществлению диверсификации производства.
1.31. Защищают социально - экономические и трудовые интересы работников.
1.32. Участвуют в организации трудового экономического соревнования.
1.33. Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих законодательству. Добиваются установления оплаты труда и социальных гарантий не ниже установленных данным Соглашением.
2. В области занятости населения и развития рынка труда
В области занятости населения и развития рынка труда Стороны считают приоритетными следующие направления:
максимальное обеспечение занятости населения, недопущение уровня регистрируемой безработицы выше 3,0%;
профессиональную подготовку работников в соответствии с потребностями экономики автономного округа, а также разработку планов повышения квалификации персонала предприятий и организаций при подготовке отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров;
участие в регулировании трудовой миграции и использовании иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права населения автономного округа, Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
разработка стимулирующих мер, направленных на трудоустройство молодежи, иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
создание новых рабочих мест.
В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
2.1. Принимают меры по обеспечению рабочими местами трудоспособное население.
2.2. В случаях угрозы массового высвобождения работников разрабатывают и осуществляют меры, направленные на сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку высвобождаемых работников, организацию временных и общественных работ.
2.2.1 Основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период.
К ним относятся:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
30 и более человек в течение 20 календарных дней;
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней;
в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в населенных пунктах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
2.2.2. В зависимости от территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы в отраслях, муниципальных образованиях автономного округа могут устанавливаться иные усиливающие социальную защищенность работников критерии для оценки массового высвобождения, определяемые в территориальных, отраслевых соглашениях.
2.3. При банкротстве предприятий содействуют трудоустройству высвобождаемых работников на предприятиях, вновь образуемых на базе имущества предприятий - банкротов.
2.4. Предусматривают при заключении отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций.