• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры для целей разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, а также для
строительства и эксплуатации подземных сооружений местного
значения, не связанных с добычей полезных ископаемых"



Рассмотрев проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых", принятый в первом чтении 24 мая 2005 года, руководствуясь пунктом 4 статьи 29 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Принять во втором чтении проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых".

2. Направить вышеназванный проект закона депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, прокурору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в Центр правовых проблем северных территорий, органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для внесения замечаний и предложений согласно прилагаемой форме.

3. Комиссии по региональной политике внести доработанный с учетом замечаний и предложений проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередное заседание Думы автономного округа для рассмотрения в третьем чтении.

Председатель Думы

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры В.С. Сондыков


г. Ханты-Мансийск
24 июня 2005 года
№ 2403



Проект
принят Думой
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
во втором чтении
24 июня 2005 года

ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры для целей разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, а также
строительства и эксплуатации подземных сооружений местного
значения, не связанных с добычей полезных ископаемых


Глава 1. Общие положения

     
     Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством о недрах и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О недропользовании" устанавливает порядок предоставления права пользования участками недр и правила пользования недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

2. Порядок пользования недрами собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков без применения взрывных работ в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в границах принадлежащих им земельных участков устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство автономного округа).

3. Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых, связанная с использованием водных объектов, осуществляется с учетом требований федерального законодательства и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

     Статья 2. Подземные сооружения местного значения, не связанные
    с добычей полезных ископаемых

1. К подземным сооружениям местного значения, не связанным с добычей полезных ископаемых, для целей настоящего Закона относятся размещаемые на участках недр местного значения и используемые для обеспечения нужд населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подземные сооружения, в том числе:
1) линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи и другие инженерные объекты коммунально-бытового назначения, предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий местного значения;
2) транспортные сооружения местного значения - путепроводы, подземные переходы, иные сооружения;
3) подземные сооружения глубиной до пяти метров - погреба, подвалы и другие виды небольших хранилищ, используемые для собственных нужд (для хранения продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства, для иных целей), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.

2. Отнесение конкретных подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, к категории местного значения осуществляется на основании решения Правительства автономного округа по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

     Статья 3. Участки недр местного значения

1. Участки недр, используемые при строительстве и эксплуатации подземных сооружений для обеспечения нужд населения автономного округа, могут быть отнесены к участкам недр местного значения на основании совместного решения Правительства автономного округа и уполномоченного федерального органа государственной власти в порядке, определяемом федеральными законами.

2. Предложения по отнесению конкретных участков недр к участкам недр местного значения разрабатываются уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа, согласовываются с органами местного самоуправления муниципальных образований, в административно-территориальных границах которых расположен участок недр, иными заинтересованными органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Согласованный перечень участков недр, предлагаемых к отнесению к участкам недр местного значения, направляется в Правительство автономного округа для утверждения. Утвержденный Правительством автономного округа перечень участков недр, предлагаемых к отнесению к участкам недр местного значения, направляется в уполномоченный федеральный орган государственной власти.

     Статья 4. Общераспространенные полезные ископаемые,
         содержащиеся в недрах на территории автономного округа


К общераспространенным полезным ископаемым, содержащимся в недрах на территории автономного округа, относятся полезные ископаемые, включенные в региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых, утверждаемый в установленном федеральным законодательством порядке.
Те или иные виды подземных вод в соответствии с федеральным законодательством могут быть отнесены к общераспространенным полезным ископаемым только в случае, если они включены в региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых, утвержденный в установленном федеральным законодательством порядке.

     Статья 5. Подготовка и утверждение перечней
     общераспространенных полезных ископаемых,
     содержащихся в недрах на территории
            автономного округа

1. Уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа, а также органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на основании имеющейся геологической информации и с учетом потребностей социально-экономического развития муниципальных образований разрабатывают предложения по формированию региональных перечней общераспространенных полезных ископаемых, которые направляются в Правительство автономного округа.

2. Утвержденный Правительством автономного округа перечень полезных ископаемых, располагающихся на территории автономного округа и предлагаемых к включению в региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, направляется на согласование и утверждение в федеральный орган управления государственным фондом недр (его территориальный орган).
В случае поступления предложений от федеральных органов исполнительной власти по формированию регионального перечня общераспространенных полезных ископаемых Правительство автономного округа рассматривает соответствующие предложения в течение 45 календарных дней с даты поступления предложений с учетом заключений уполномоченного органа исполнительной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

     Статья 6. Месторождения общераспространенных полезных
            ископаемых окружного значения

1. Отдельные месторождения общераспространенных полезных ископаемых, уникальные по составу общераспространенных полезных ископаемых либо по размерам запасов общераспространенных полезных ископаемых, а также имеющие значение для социально-экономического развития автономного округа, могут получать в соответствии с решением Правительства автономного округа статус окружного значения.

2. Предоставление права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых окружного значения, осуществляется по результатам конкурса или аукциона.

Статья 7. Ограничение пользования отдельными участками недр


Правительство автономного округа на землях особо охраняемых территорий и объектов в пределах своих полномочий может вводить ограничения на предоставление в пользование отдельных участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также на землях иных категорий по представлениям уполномоченного органа по охране окружающей среды автономного округа, соответствующего органа местного самоуправления.

     Статья 8. Полномочия Правительства автономного округа в сфере
           регулирования отношений, возникающих в связи с
           пользованием недрами на территории автономного округа
           для целей разработки месторождений
           общераспространенных полезных ископаемых, а также
           строительства и эксплуатации подземных сооружений

местного значения

1. К полномочиям Правительства автономного округа в сфере регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением и пользованием недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений относятся:
1) определение совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным;
2) определение совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечней участков недр, относимых к участкам недр местного значения;
3) определение перечней месторождений общераспространенных полезных ископаемых окружного значения, а также разработка и утверждение критериев отнесения месторождений общераспространенных полезных ископаемых к категории окружного значения;
4) отнесение в установленном законодательством Российской Федерации порядке подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, к категории местного значения;
5) установление в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений, в том числе порядка:
пользования недрами собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков без применения взрывных работ в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в границах принадлежащих им земельных участков;
проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами на территории автономного округа с целью разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения;
оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр (далее также - лицензия), содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
учета предоставленных в пользование участков недр для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения;
6) установление порядка представления отчетности пользователями недр о выполнении норм настоящего Закона и условий пользования недрами, установленных лицензией на пользование недрами и заключенными с пользователями недр договорами об условиях пользования недрами;
7) установление процедуры досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения;
8) иные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа.

2. Правительство автономного округа для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением и пользованием недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, определяет уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа и его полномочия. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти автономного округа могут быть отнесены:
1) подготовка предложений по отнесению тех или иных видов полезных ископаемых, выявленных на территории автономного округа, к категории общераспространенных полезных ископаемых;
2) подготовка предложений по включению участков недр в перечни участков недр, относимых к участкам недр местного значения;
3) организация и ведение учета предоставленных и не предоставленных в пользование участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных в пользование для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, ведение территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, реестра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, а также кадастра участков недр местного значения;
4) подготовка предложений о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
5) осуществление согласования условий пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
6) принятие решений о предоставлении, ограничении, приостановлении, прекращении права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения;
7) выдача лицензий на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения;
8) осуществление в соответствии с установленным порядком контроля за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, в том числе за выполнением пользователем недр условий пользования недрами, закрепленных лицензией на пользование недрами;
9) иные полномочия в соответствии с законодательством автономного округа.

     Статья 9. Предоставление земельных участков для целей
             пользования недрами при разработке месторождений
             общераспространенных полезных ископаемых, а также
             строительстве и эксплуатации подземных сооружений
             местного значения

1. Предоставление земельных участков для целей пользования недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительстве и эксплуатации подземных сооружений местного значения осуществляется в порядке, предусмотренном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.
В случае, если на земельном участке, в границах которого предполагается разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, расположены территории традиционного природопользования (родовые угодья коренных малочисленных народов), пользователь недр обязан согласовать с уполномоченными представителями коренных малочисленных народов схему размещения производственных объектов в границах земельного участка.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами автономного округа, вправе вводить ограничения на пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения.

Глава 2. Пользование недрами на территории автономного округа в
целях разработки месторождений общераспространенных полезных
ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных
сооружений местного значения

     
     Статья 10. Виды и сроки пользования недрами

1. Недра в соответствии с настоящим Законом предоставляются в пользование для целей:
1) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых);
2) строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения.

2. Участок недр может быть предоставлен в пользование одновременно для нескольких видов пользования недрами.

3. Участки недр для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются на срок отработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, устанавливаемый в проектной документации на разработку месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

4. Пользователь недр имеет исключительное право на продление срока пользования недрами, установленного проектной документацией, на срок, необходимый для завершения работ по разработке месторождения общераспространенных полезных ископаемых и выполнения работ по ликвидации (консервации) объектов, связанных с разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых, по рекультивации земель, если им выполняются условия пользования недрами, установленные законодательством Российской Федерации и лицензией на пользование недрами.

5. Исчисление сроков пользования недрами осуществляется с момента регистрации лицензии на пользование недрами в уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа в соответствии с требованиями настоящего Закона.

6. Участки недр для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения могут быть предоставлены без ограничения срока.

     Статья 11. Участки недр, предоставляемые в пользование для целей
                разработки месторождений общераспространенных
                полезных ископаемых, а также строительства и
                эксплуатации подземных сооружений местного значения

1. В соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом недра предоставляются в пользование для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения в виде горного отвода, представляющего собой геометризованный блок недр.
Порядок предоставления горных отводов при пользовании недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения определяется нормативными правовыми актами органов государственного горного надзора.

2. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После составления технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, получения на него положительного заключения экологической экспертизы, согласования указанного проекта с уполномоченными органами государственной власти документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию на пользование недрами в качестве неотъемлемой составной части.

3. Пользователь недр, получивший в пользование участок недр для целей настоящего Закона в виде горного отвода, имеет исключительное право в его границах осуществлять деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Деятельность других лиц, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия владельца лицензии.

     Статья 12. Пользователи недр

1. Пользователями недр в соответствии с федеральным законом для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, имеющие лицензии (разрешения) на соответствующий вид деятельности или договоры с организациями, имеющими такие лицензии (разрешения), если федеральными законами не установлены ограничения на предоставление права пользования недрами.

2. Нормативными правовыми актами автономного округа, а также условиями конкурсов или аукционов на право пользования недрами могут быть установлены квалификационные требования к пользователям недр для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения.

     Статья 13. Основания пользования участками недр для целей
         разработки месторождений общераспространенных
         полезных ископаемых, а также строительства и
        эксплуатации подземных сооружений местного значения

1. Участки недр для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения предоставляются в пользование на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти автономного округа.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа принимает решение о предоставлении права пользования недрами на территории автономного округа для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения при условии наличия разрешения на пользование недрами в названных целях органа местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен соответствующий участок недр.

3. Решение уполномоченного органа исполнительной власти автономного округа о предоставлении либо об отказе в предоставлении права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения может быть обжаловано заинтересованными лицами в Правительство автономного округа либо в ином установленном федеральным законодательством порядке.

4. В соответствии с федеральным законодательством для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов недра могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

5. Лица из числа коренных малочисленных народов, объединения этих народов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов вправе пользоваться недрами без получения разрешения, оформления лицензии на пользование недрами при использовании общераспространенных полезных ископаемых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами коренных малочисленных народов в порядке, определяемом Правительством автономного округа.

     Статья 14. Подача заявки на получение права пользования
      недрами для целей разработки месторождений
      общераспространенных полезных ископаемых,
      а также строительства и эксплуатации подземных
      сооружений местного значения


Лица, претендующие на получение права пользования участками недр для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, подают в орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен соответствующий участок недр, заявку по утвержденной настоящим Законом форме (приложение к настоящему Закону), а также следующие документы:
1) справка о деятельности заявителя, включая данные о руководителях или владельцах предприятия-заявителя, о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, о технических и технологических возможностях заявителя;
2) копии учредительных документов заявителя и свидетельства о государственной регистрации заявителя, в том числе нотариально заверенная копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
3) копии лицензий на соответствующие виды деятельности, если данные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо копии договоров с организациями, имеющими такие лицензии;
4) предложения заявителя, подтвержденные технико-экономическими расчетами, по условиям пользования недрами (с учетом характеристики, степени разведанности и геологического строения испрашиваемого участка недр, ранее выполненных горных работ в пределах участка недр), в том числе в части геологоразведочных работ, способов и сроков разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых (при пользовании недрами для целей разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых), назначения намечаемого к строительству подземного сооружения, объемов, способов и сроков планируемых работ (при пользовании недрами для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения), мероприятий по рекультивации земельного участка, предоставленного для целей недропользования, мероприятий по обеспечению требований экологической безопасности при пользовании недрами;
5) копия заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (при наличии таковых на данном участке недр);
6) сведения, подтверждающие условия получения геологической информации.

     Статья 15. Рассмотрение заявок на получение права пользования
      недрами для целей разработки месторождений
      общераспространенных полезных ископаемых,
      а также строительства и эксплуатации подземных
      сооружений местного значения

1. Заявка на получение права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения считается принятой после ее регистрации органом местного самоуправления муниципального образования, в административно-территориальных границах которого расположен испрашиваемый участок недр.

2. Орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен участок недр, на который подана заявка, не позднее десяти рабочих дней с даты подачи заявки обязан рассмотреть заявку и поданные документы и принять решение о предоставлении разрешения на пользование недрами либо о мотивированном отказе в предоставлении разрешения.

3. Не позднее десяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении разрешения на пользование недрами либо об отказе в предоставлении разрешения орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа направляет уполномоченному органу исполнительной власти автономного округа поступившую от заявителя заявку с приложенными документами, указанными в статье 14 настоящего Закона, и копию принятого решения.

4. Уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа не позднее десяти рабочих дней со дня получения от органа местного самоуправления муниципального образования автономного округа документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, рассматривает поданную заявку и принимает решение о предоставлении права пользования недрами либо об отказе в предоставлении права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, которое направляется заявителю.
Копия решения о предоставлении права пользования недрами либо об отказе в предоставлении права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения направляется в орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен участок недр.

     Статья 16. Основания отказа в предоставлении права пользования
            участками недр для целей разработки месторождений
            общераспространенных полезных ископаемых,
            а также строительства и эксплуатации подземных
            сооружений местного значения


Отказ в предоставлении права пользования участками недр для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление права пользования недрами подана с нарушением установленных настоящим Законом требований;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) предлагаемые заявителем условия пользования недрами противоречат требованиям федерального законодательства и законодательства автономного округа;
5) при предоставлении данному заявителю права пользования недрами не соблюдены антимонопольные требования.

     Статья 17. Проведение конкурсов или аукционов на право
              пользования недрами для целей разработки
       месторождений общераспространенных полезных
              ископаемых, а также строительства и эксплуатации
              подземных сооружений местного значения
     

1. В случае поступления двух и более заявок на право пользования одним и тем же участком недр для целей настоящего Закона, а также при предоставлении в пользование участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых окружного значения, право пользования недрами предоставляется на конкурсной или аукционной основе, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. Предоставление права пользования недрами в соответствии с настоящим Законом осуществляется без проведения конкурса или аукциона, если:
1) испрашиваемый участок недр находится в границах ранее предоставленного заявителю (пользователю недр) участка для иных целей в соответствии с федеральным законодательством либо для разработки иного вида полезных ископаемых;
2) пользователь недр дает свое согласие на добычу заявителем (третьим лицом) общераспространенных полезных ископаемых в границах своего участка недр, предоставленного для иных целей, чем разработка месторождения общераспространенных полезных ископаемых, либо для целей добычи иного вида полезного ископаемого.

3. За участие в конкурсе или аукционе на право пользования недрами всеми участниками конкурса или аукциона уплачивается соответствующий сбор. Сумма сбора за участие в конкурсе или аукционе поступает в доход бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право пользования недрами на территории автономного округа с целью разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, в том числе порядок формирования конкурсных или аукционных комиссий, требования к содержанию заявки на участие в конкурсе или аукционе и технико-экономическому обоснованию условий пользования недрами, критерии выявления победителей конкурса или аукциона, определяются Правительством автономного округа.

5. В условия конкурсов или аукционов на право пользования недрами с целью разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения могут включаться кроме основных условий пользования недрами условия:
1) о необходимости обязательных согласований размещения объектов в границах выставляемого на конкурс или аукцион участка недр с уполномоченными представителями коренных малочисленных народов, если выставляемый на конкурс или аукцион участок недр находится в границах территории традиционного природопользования (родового угодья);
2) о компенсации лицам из числа коренных малочисленных народов за причиненный ущерб территориям традиционного природопользования (родовым угодьям) в процессе пользования недрами с определением форм и объемов такой компенсации;
3) о требованиях к опыту ведения работ, связанных с пользованием недрами участниками таких конкурсов или аукционов, наличию лицензий на соответствующие виды работ, связанных с пользованием недрами, либо заключенных договоров о проведении специализированных видов работ с организациями, имеющими разрешения на их осуществление, а также требованиях к наличию трудовых, финансовых и производственных ресурсов, необходимых для пользования недрами;
4) об осуществлении природоохранных программ и программ экологического мониторинга.

6. Экспертиза заявок и технико-экономических обоснований условий пользования недрами осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа.

7. В случае, если на конкурс на право пользования участком недр подана одна заявка, такой участок недр может быть предоставлен в пользование заявителю на условиях данного конкурса.

8. В случае, если на аукцион на право пользования участком недр подана одна заявка, такой аукцион считается несостоявшимся.

     Статья 18. Оформление права пользования недрами для целей
       разработки месторождений общераспространенных
       полезных ископаемых, а также строительства и   
       эксплуатации подземных сооружений местного значения

1. Предоставление недр в пользование на территории автономного округа для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения оформляется в соответствии с федеральным законодательством специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк и текстовые, графические, иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

2. Лицензия на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения выдается уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа.

3. За выдачу лицензии на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения взимается сбор в размере, определяемом уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа исходя из затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.
Сумма сбора за выдачу лицензии поступает в доход бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

4. Включаемые в лицензию на пользование недрами условия пользования недрами должны быть согласованы уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа, иными заинтересованными органами исполнительной власти автономного округа, органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен соответствующий участок недр, и не должны противоречить условиям конкурса или аукциона в случае, если участок недр был предоставлен по их результатам. Включение в лицензию на пользование недрами несогласованных условий пользования недрами не допускается.

5. С владельцем лицензии на пользование недрами для названных в настоящем Законе целей с учетом требований федерального законодательства может быть заключен договор об условиях пользования предоставленным участком недр, земельным участком, иными природными ресурсами, расположенными в границах предоставленного в пользование участка недр.

     Статья 19. Содержание лицензии на пользование недрами для
             целей разработки месторождений общераспространенных
             полезных ископаемых, а также строительства и
            эксплуатации подземных сооружений местного значения

1. В соответствии с федеральным законодательством лицензия на пользование недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения и ее неотъемлемые части в зависимости от вида пользования недрами должны содержать:
1) данные о пользователе недр, которому предоставлено право пользования недрами, а также основание предоставления лицензии;
2) данные об органе, предоставившем право пользования недрами;
3) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, вид пользования недрами и сроки действия лицензии;
4) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование, и статус участка недр;
5) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами в границах предоставляемого в пользование участка недр (если земельные участки или акватории выделяются для соответствующего вида пользования недрами);
6) наименование муниципального образования, в границах которого расположен предоставляемый в пользование участок недр;
7) перечень неотъемлемых составных частей лицензии.

2. Неотъемлемыми частями лицензии на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения являются:
1) заявка на получение права пользования недрами с приложением документов, поданных в соответствующий орган местного самоуправления, в том числе пояснительной записки с характеристикой участка недр;
2) горноотводный акт (после его оформления);
3) копия решения главы муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен участок недр, о предоставлении разрешения на пользование недрами;
4) копия решения о предоставлении права пользования недрами;
5) копии документов, удостоверяющих предоставление в пользование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами (после их оформления);
6) копии документов, удостоверяющих регистрацию пользователя недр в качестве субъекта предпринимательской деятельности, налогоплательщика, а также его постановку на учет в иных органах государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) топографический план испрашиваемого участка масштаба 1:25 000 с надписью установленного образца;
8) заключения государственной экологической экспертизы на проектные документы (после ее проведения), в том числе по рекультивации земель;
9) проектные документы на пользование недрами;
10) обязательные условия пользования недрами, прилагаемые к условиям проводимого конкурса или аукциона на право пользования недрами (в случае предоставления права пользования недрами по результатам конкурса или аукциона);
11) копии протоколов территориальной комиссии по запасам при Правительстве автономного округа по утверждению запасов предоставленного в пользование участка недр (при наличии таковых на данном участке недр);
12) текстовые приложения об условиях пользования недрами, включающие в себя:
данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
определение объекта промышленной эксплуатации и его границ на момент предоставления права пользования недрами;
объем и сроки геологоразведочных работ;
сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу);
сроки представления в территориальный фонд геологической информации и уполномоченные органы исполнительной власти автономного округа геологической информации;
сроки государственной экспертизы выявленных (вновь обнаруженных) запасов общераспространенных полезных ископаемых, постановки на территориальный баланс разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых;
сроки сдачи ежегодных геологических отчетов и отчетов о выполнении условий лицензии на пользование недрами;
порядок досрочного возврата неиспользуемых частей участка недр в государственный нераспределенный фонд недр;
права на полученную пользователем недр в процессе пользования недрами геологическую информацию и условия ее использования либо сделок с ней;
порядок использования информации о недрах, полученной за счет бюджетных средств, а также порядок пользования промысловыми объектами, построенными за счет бюджетных средств;
согласованный уровень добычи общераспространенных полезных ископаемых, форму собственности на добытые общераспространенные полезные ископаемые;
порядок определения общего объема добытых общераспространенных полезных ископаемых, условий и места перехода права собственности на добытые общераспространенные полезные ископаемые, а также обоснование величины нормативных потерь при пользовании недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого;
порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель, условия текущей консервации (ликвидации) горных выработок и иных промысловых объектов, а также при прекращении пользования недрами;
условия финансирования работ по рекультивации нарушенных и загрязненных земель и восстановления загрязненных и засоренных водных объектов;
условия использования (утилизации) и захоронения отходов горного производства и сброса сточных вод;
сроки оценки уровня загрязнения окружающей среды в границах участка недр на дату выдачи лицензии на пользование недрами;
условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и охране окружающей среды, безопасному ведению работ, ограничению хозяйственной деятельности.

3. Лицензия на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения может быть дополнена иными условиями, не противоречащими федеральному законодательству и законодательству автономного округа.

     Статья 20. Регистрация лицензий на пользование недрами для
      целей разработки месторождений общераспространенных
      полезных ископаемых, а также строительства и
      эксплуатации подземных сооружений местного значения

1. Выданная лицензия на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения подлежит регистрации в течение одного месяца с даты выдачи лицензии в реестре, ведение которого осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа.

2. Лицензия на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения вступает в силу с даты государственной регистрации в уполномоченном органе исполнительной власти автономного округа.

3. После регистрации лицензии на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа один экземпляр лицензии выдает пользователю недр (владельцу лицензии), а второй экземпляр направляет в архив уполномоченного органа исполнительной власти автономного округа.

4. Уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа не позднее десяти календарных дней с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения направляет копии титульного листа лицензии в орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, предоставивший разрешение на пользование участком недр, и в территориальный орган федерального органа управления государственным фондом недр.

     Статья 21. Изменение условий пользования недрами,
           закрепленных в лицензии на пользование недрами
                        для целей разработки месторождений
            общераспространенных полезных ископаемых, а также
            строительства и эксплуатации подземных сооружений
            местного значения

1. Условия пользования недрами, закрепленные в лицензии на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, сохраняют свою силу в течение срока действия лицензии и могут быть пересмотрены лишь в следующих случаях:
1) по соглашению пользователя недр и уполномоченного органа исполнительной власти автономного округа, предоставившего право пользования недрами;
2) по решению Правительства автономного округа, согласованному с органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен участок недр, в связи с:
изменением запасов общераспространенных полезных ископаемых и геологических условий пользования недрами, в том числе при открытии новых залежей по результатам геологоразведочных работ и пересчета запасов общераспространенных полезных ископаемых;
отказом пользователя недр от части предоставленного в пользование участка недр;
угрозой наступления техногенных аварий в связи с пользованием участком недр.

2. Возможность изменения условий действующей лицензии на пользование недрами для целей, изложенных в настоящем Законе, рассматривается уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа на основании обращения пользователя недр (владельца лицензии), органа местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен участок недр, информации уполномоченных органов исполнительной власти автономного округа, федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих на территории автономного округа государственный геологический, экологический, налоговый контроль и горный надзор.

     Статья 22. Переход права пользования недрами для целей
              разработки месторождений общераспространенных
              полезных ископаемых, а также строительства и
              эксплуатации подземных сооружений местного значения.
              Переоформление лицензии на пользование
              недрами
     

1. Право пользования участками недр на территории автономного округа для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом.

2. Правительство автономного округа вправе отказать в переходе права пользования недрами и переоформлении лицензии при несоответствии субъекта предпринимательской деятельности, к которому переходит право пользования недрами, требованиям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом.

3. При переходе права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения при изменении наименования юридического лица - пользователя недр, а также при изменении условий лицензии на пользование недрами в случаях, предусмотренных настоящим Законом, лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению органом, выдавшим первоначальную лицензию.

4. В случае утраты лицензии на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения по письменному заявлению пользователя недр на основании копий документов органом, выдавшим первоначальную лицензию, выдается дубликат лицензии. При этом сохраняется регистрационный номер прежней лицензии, а в правом верхнем углу бланка лицензии проставляется слово "Дубликат". За выдачу дубликата лицензии на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения взимается сбор в размере, определяемом органом, выдавшим первоначальную лицензию.

     Статья 23. Ограничение, приостановление или прекращение права
             пользования недрами для целей разработки
             месторождений общераспространенных полезных
             ископаемых, а также строительства и эксплуатации
             подземных сооружений местного значения

1. Право пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения может быть ограничено, приостановлено или досрочно прекращено в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

2. Орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, предоставивший разрешение на пользование недрами, при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, вправе приостановить работы, связанные с пользованием недрами, с направлением не позднее трех календарных дней в уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа информации о приостановлении работ, причинах и сроках приостановления работ и необходимости ограничения, приостановления или досрочного прекращения права пользования недрами.

3. Процедура ограничения, приостановления или досрочного прекращения права пользования недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения определяется Правительством автономного округа.

4. Требования к проведению ликвидационных работ определяются в соответствии с нормативными правовыми актами органа государственного горного надзора.

5. В случае досрочного прекращения права пользования недрами пользователь недр должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на пользование недрами, до установленного срока прекращения права пользования недрами.

6. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение или приостановление права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое право было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.

7. При несогласии с решением об ограничении, приостановлении или досрочном прекращении права пользования недрами пользователь недр может обжаловать его в административном или судебном порядке.





Глава 3. Промышленная разработка месторождений
общераспространенных полезных ископаемых.
Строительство и эксплуатация подземных сооружений
местного значения

     
     Статья 24. Рациональное использование и охрана недр при
             разработке месторождений общераспространенных
             полезных ископаемых, а также строительстве и
        эксплуатации подземных сооружений местного значения.    
        Права и обязанности пользователей недр
     

1. Требования к рациональному использованию и охране недр при геологическом изучении и разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительстве и эксплуатации подземных сооружений местного значения определяются федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа, а также условиями лицензии на пользование недрами.

2. Права и обязанности пользователя недр в зависимости от вида пользования недрами и правового режима недропользования определяются федеральным законодательством и законодательством автономного округа, условиями лицензии на пользование недрами, а также условиями заключаемого с пользователем недр договора.

3. Пользователь недр в соответствии с федеральным законодательством имеет право:
1) использовать предоставленный ему участок недр в установленных границах для деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, включая принадлежащие ему на праве собственности по условиям лицензии общераспространенные полезные ископаемые;
3) использовать по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии);
4) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленных ему горных отводов;
5) проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр, связанные с видом пользования недрами, за счет собственных средств в пределах предоставленных ему участков недр в виде горных отводов;
6) привлекать на договорных условиях исполнителей отдельных видов работ, имеющих выданные в установленном порядке разрешения и лицензии на ведение конкретных работ;
7) обращаться в органы, предоставившие право пользования недрами, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено;
8) обжаловать в установленном законодательством порядке решения органов исполнительной власти и местного самоуправления;
9) осуществлять иные права.

4. Пользователь недр имеет иные права, определенные в лицензии, не противоречащие действующему федеральному законодательству и законодательству автономного округа.

5. Пользователь недр в соответствии с федеральным законодательством обязан:
1) соблюдать условия лицензии на пользование недрами, а также заключенного договора об условиях пользования недрами;
2) соблюдать требования проектной документации;
3) соблюдать требования законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр и охране окружающей среды, по технологии и безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами;
4) обеспечивать своевременное и правильное внесение налогов, сборов и иных платежей, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
5) выполнять предписания государственных контрольных и надзорных органов;
6) обеспечивать ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность в соответствии с установленными требованиями;
7) представлять в уполномоченные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ежегодную геологическую информацию о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами автономного округа формами;
8) представлять информацию о добыче подземных вод в пределах района действия лицензии;
9) обеспечивать сохранность разведочных горных выработок, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок, не подлежащих использованию;
10) обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
11) выполнять иные обязанности.



     Статья 25. Геологическое изучение недр на территории автономного
             округа

1. Пользователь недр в границах горного отвода до начала промышленной добычи общераспространенных полезных ископаемых обязан в сроки, определенные программой геологоразведочных работ, являющейся неотъемлемой частью технического проекта, провести геологоразведочные работы с целью определения запасов общераспространенных полезных ископаемых, представления запасов общераспространенных полезных ископаемых на экспертизу запасов полезных ископаемых, постановки общераспространенных полезных ископаемых на баланс в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

2. Лица, открывшие и (или) разведавшие имеющее промышленную ценность неизвестное ранее месторождение общераспространенных полезных ископаемых (с запасами общераспространенных полезных ископаемых, по количеству соответствующими уровню не ниже среднего месторождения, согласно принятым классификациям для соответствующего полезного ископаемого), а также выявившие дополнительные запасы общераспространенных полезных ископаемых (в объеме свыше 50 процентов от ранее утвержденных балансовых запасов) или новое полезное ископаемое, отнесенное впоследствии к категории общераспространенных, добыча которого имеет промышленное значение, имеют право на государственное или поощрительное денежное вознаграждение.

3. Порядок выплаты и размеры государственных и поощрительных денежных вознаграждений за выявление месторождений общераспространенных полезных ископаемых определяются нормативными правовыми актами Правительства автономного округа.

     Статья 26. Экспертиза запасов общераспространенных полезных
                        ископаемых. Баланс запасов общераспространенных
                        полезных ископаемых

1. Разведанные запасы общераспространенных полезных ископаемых на территории автономного округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа подлежат экспертизе в экспертном органе, определяемом Правительством автономного округа, с целью определения их объема, качества, возможности их промышленного освоения, а также постановки на территориальный баланс общераспространенных полезных ископаемых.

2. Постановка запасов общераспространенных полезных ископаемых на территориальный баланс осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа в случае, если они соответствуют критериям и требованиям, установленным федеральным органом управления государственным фондом недр, а их количество и качество подтверждены заключениями территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Правительстве автономного округа в соответствии с ее полномочиями.

3. В территориальном балансе запасов общераспространенных полезных ископаемых отражаются изменения запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых по результатам поисковых, оценочных и разведочных работ, а также разработки месторождения с учетом объемов добытых общераспространенных полезных ископаемых и технологических потерь текущего года по результатам пересмотра параметров ранее учтенных запасов общераспространенных полезных ископаемых территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых, образованной в порядке, установленном Правительством автономного округа.

4. Экспертиза разведанных (выявленных) на территории автономного округа запасов и прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых и их месторождений, а также утверждение этих запасов, постановка запасов на территориальный баланс и их списание с территориального баланса осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа не позднее 30 дней с даты постановки запасов общераспространенных полезных ископаемых на территориальный баланс направляет информацию об указанных запасах в федеральный орган управления государственным фондом недр (его территориальный орган).

     Статья 27. Промышленная разработка месторождений
           общераспространенных полезных ископаемых на
           территории автономного округа. Строительство и
           эксплуатация подземных сооружений местного значения

1. Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и пользование недрами в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения осуществляются в соответствии с согласованными в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа техническими проектами.

2. Технический проект разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых разрабатывается с учетом заключений территориальной комиссии по запасам при Правительстве автономного округа и должен содержать:
1) топографический план месторождения общераспространенных полезных ископаемых с указанием границ горного отвода, контуров разведанных запасов (для действующих карьеров указывается граница землепользования);
2) схему расположения производственных объектов с изображением контура испрашиваемого горного отвода и указанием координат центра участка и его угловых точек;
3) состав и характеристику полезного ископаемого;
4) ведомость подсчета запасов;
5) геологическую карту участка разработки;
6) геологические разрезы по всем профилям;
7) программу геологоразведочных работ;
8) гидрологические условия разработки участка недр;
9) мероприятия по рекультивации земельного участка;
10) мероприятия по ликвидации и (или консервации) горных выработок и объектов производственной инфраструктуры при прекращении права пользования недрами;
11) природоохранные мероприятия;
12) пояснительную записку, в которой кратко освещаются характеристика, степень разведанности и геологическое строение испрашиваемого участка недр, способы, сроки разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, сроки выхода на проектную мощность, использование вскрышных пород, ранее выполненные горные работы в пределах месторождения.

3. Технический проект строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения должен содержать:
1) топографический план с изображением контура испрашиваемого участка и нанесением ближайших технологических объектов;
2) инженерно-геологическую карту участка;
3) геологические разрезы по всем профилям;
4) мероприятия по рекультивации земельного участка;
5) мероприятия по ликвидации и (или) консервации горных выработок при прекращении права пользования недрами и объектов производственной инфраструктуры;
6) природоохранные мероприятия;
7) пояснительную записку, в которой кратко описываются географическое и административное положение испрашиваемого участка, его размеры, степень разведанности и геологическое строение, цель, объем, способы и сроки планируемых работ, назначение намечаемого к строительству объекта.

4. Согласование проектной документации на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа после согласования проектной документации пользователем недр в соответствии с федеральным законодательством с органом государственного горного надзора (его территориальным органом) и при наличии положительного заключения государственной геологической и экологической экспертизы.

     Статья 28. Отчетность, представляемая пользователями недр,
                        в связи с геологическим изучением, разработкой
           месторождений общераспространенных полезных
           ископаемых, а также строительством и эксплуатацией
                     подземных сооружений местного значения
     

1. После окончания геологоразведочных работ по конкретному техническому проекту пользователь недр в течение шести месяцев представляет в уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа, а также в соответствии с требованиями федерального законодательства в соответствующие федеральные органы исполнительной власти полученную геологическую информацию, отчет о результатах выполненных работ и подсчет запасов общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с утвержденными требованиями к представляемой отчетности.

2. Лицензией на пользование недрами может быть установлен иной срок представления геологической информации и отчета о результатах подсчета (пересчета) запасов общераспространенных полезных ископаемых.

3. Владельцы лицензий на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых ежегодно не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим годом, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа, территориальный фонд геологической информации, а также орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен участок недр, отчетный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых по установленным формам статистической отчетности, применяемым для твердых полезных ископаемых.

4. Владельцы лицензий на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых ежегодно не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим годом, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа информацию об объемах геологоразведочных работ в натуральных и стоимостных показателях, объемах выполненных работ по текущей консервации и (или) ликвидации горных выработок и иных промысловых объектов, а также работ по рекультивации нарушенных и загрязненных земель, восстановлению загрязненных и засоренных водных объектов по формам, устанавливаемым уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа.

5. Информация об объемах добычи и использования добытых общераспространенных полезных ископаемых представляется пользователем недр ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

     Статья 29. Особенности пользования недрами на территории
           автономного округа в целях  разработки месторождений
           отдельных видов общераспространенных полезных
           ископаемых


Нормативными правовыми актами автономного округа могут быть предусмотрены особые условия разработки месторождений отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых, а также особые условия разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых двумя или более пользователями недр, осуществляющими разработку одного месторождения или участка.

Глава 4. Контроль за рациональным использованием и охраной недр
при пользовании недрами в целях разработки месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства
и эксплуатации подземных сооружений местного значения

     
     Статья 30. Контроль органов местного самоуправления
           муниципальных образований автономного округа за
           рациональным использованием и охраной недр при
           пользовании недрами в целях разработки месторождений
           общераспространенных полезных ископаемых, а также
           строительства и эксплуатации подземных сооружений
           местного значения

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в административно-территориальных границах которых расположен участок недр, предоставленный в пользование для целей, указанных в настоящем Законе, осуществляют в пределах своих полномочий, предусмотренных федеральными законами и законами автономного округа, контроль за использованием и охраной недр при пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения.

2. Орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа, в административно-территориальных границах которого расположен участок недр, имеет право:
1) проводить проверки деятельности пользователей недр на предмет ее соответствия требованиям федерального законодательства, законодательства автономного округа и условиям лицензии;
2) при проведении контрольных проверок осуществлять взаимодействие со специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за рациональным использованием и охраной недр;
3) направлять материалы по выявленным нарушениям в уполномоченные органы исполнительной власти;
4) при проведении проверок запрашивать у пользователей недр необходимые сведения и документы;
5) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
6) выносить решения, обязывающие пользователей недр устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
7) выносить предупреждения пользователям недр;
8) выносить решения о приостановке работ, связанных с пользованием недрами, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами автономного округа;
9) вносить в уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа предложения об ограничении, приостановлении или досрочном прекращении права пользования недрами в случаях, установленных федеральным законом.

3. Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в административно-территориальных границах которых расположены предоставляемые в пользование для названных в настоящем Законе целей участки недр, представляют в срок не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, в Правительство автономного округа ежегодную информацию о пользовании недрами на территории соответствующего муниципального образования.

     Статья 31. Контроль органов исполнительной власти автономного
           округа за рациональным использованием и охраной недр
           при пользовании недрами в целях разработки
           месторождений общераспространенных полезных
           ископаемых, а также строительства и эксплуатации
           подземных сооружений местного значения

1. Контроль за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения осуществляют органы исполнительной власти автономного округа в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа при всех видах пользования недрами и на всех стадиях геологического изучения и эксплуатации недр и направлен на обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

3. При осуществлении контроля за рациональным использованием и охраной недр при пользовании недрами на территории автономного округа в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения уполномоченный орган исполнительной власти автономного округа:
1) в рамках своих полномочий принимает решения по вопросам проведения контроля за выполнением пользователями недр условий выданных лицензий на пользование недрами, договоров об условиях пользования недрами, проектной документации, требований федерального законодательства и законодательства автономного округа о недрах и охране окружающей среды;
2) осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), в том числе с органами государственного горного надзора, государственного геологического, санитарного и экологического контроля, а также с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

     Статья 32. Ответственность за нарушение требований
           по рациональному использованию и охране недр

при пользовании недрами для целей разработки
месторождений общераспространенных полезных
ископаемых, а также строительства и эксплуатации
подземных сооружений местного значения


За нарушение требований по рациональному использованию и охране недр при пользовании недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения виновные лица несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа.

Глава 5. Переходные и заключительные и положения

     
     Статья 33. Переходные положения

1. Поручить органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа совместно с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа провести инвентаризацию месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных сооружений на соответствующих территориях муниципальных образований автономного округа.

2. Правительству автономного округа на основании результатов проведенной инвентаризации утвердить реестр подземных сооружений на территории автономного округа и представить для утверждения в федеральный орган управления государственным фондом недр обновленный перечень общераспространенных полезных ископаемых на территории автономного округа.

3. Правительству автономного округа в течение одного года со дня вступления настоящего Закона в силу принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом.

4. Выданные до вступления настоящего Закона в силу разрешения на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения переоформлению не подлежат и сохраняют свою юридическую силу до истечения указанного в них срока действия, за исключением разрешений, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

5. Разрешения на пользование недрами для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, выданные после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и до вступления в силу настоящего Закона, подлежат переоформлению уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа в порядке, предусмотренном Правительством автономного округа.

     Статья 34. Вступление Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Положение "О порядке пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа", утвержденное решением Малого Совета Окрсовета от 10 февраля 1993 года № 21.

г. Ханты-Мансийск

"___" _______________ 2005 года

№______

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры


А.В. Филипенко

О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуат

Название документа: О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуат

Номер документа: 2403

Вид документа: Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Принявший орган: Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Статус: Действующий

Дата принятия: 24 июня 2005