ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О радиационной безопасности"
Рассмотрев проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О радиационной безопасности", принятый в первом чтении 25 декабря 2004 года, руководствуясь пунктом 4 статьи 43 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
постановляет:
1. Принять во втором чтении проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О радиационной безопасности".
2. Направить вышеназванный проект закона депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, прокурору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для внесения замечаний и предложений согласно прилагаемой форме.
3. Комиссии по региональной политике внести доработанный с учетом замечаний и предложений проект закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередное заседание Думы автономного округа для рассмотрения в третьем чтении.
Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
В.С.Сондыков
г.Ханты-Мансийск
28 января 2005 года
N 2078
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О радиационной безопасности"
Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 января 1999 года N 3-оз "О радиационной безопасности" (с изменениями, внесенными законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2000 года 107-оз, 18 сентября 2001 года N 59-оз, 5 июля 2004 года N 42-оз) (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 1999, N 12 от 25 января, ст.956; 2001, N 12 от 15 января, ст.1070; N 9, ст.1127; 2004, N 6, ст.818) следующие изменения:
1. В преамбуле слова "при обращении с источниками ионизирующего излучения" исключить.
2. Статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Законодательство автономного округа о радиационной безопасности
Законодательство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения радиационной безопасности состоит из настоящего Закона, иных нормативно-правовых актов автономного округа, принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.".
3. Статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Основные понятия и определения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:
доза облучения (аварийная, индивидуальная, накопленная, эквивалентная, эффективная) - величина воздействия ионизирующего излучения на организм человека или его ткани и органы за определенный промежуток времени;
ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;
пункты хранения (пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов в любом агрегатном состоянии;
работники (персонал) - физические лица, которые постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;
радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующих излучений;
радиационная обстановка - обобщенная характеристика пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в окружающей природной среде и доз облучения населения на определенной части территории;
радиационно опасный объект - объект использования атомной энергии, характеризующийся вероятностью нарушения нормальной деятельности, вследствие чего могут быть превышены пределы облучения персонала и населения, а также подвергнуты радиоактивному загрязнению объекты окружающей среды;
радиационное облучение (аварийное, медицинское, природное, профессиональное) - воздействие на людей ионизирующего излучения, которое может быть внешним - от источников, находящихся вне тела человека, и (или) внутренним - от источников, попавших внутрь его организма;
радиационный естественный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
радиационный контроль - получение информации о радиационной обстановке в организации, в окружающей среде и об уровнях облучения людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль);
радиационный мониторинг - система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования уровней содержания радионуклидов в окружающей среде и рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующих излучений на человека и объекты природы;
радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества;
радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается;
ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.".
4. Статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Задачи настоящего Закона
Основными задачами настоящего Закона являются:
1) обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с учетом региональных особенностей автономного округа, обусловленных наличием:
мест проведения мирных подземных ядерных взрывов;
участков территории, загрязненных естественными и искусственными радионуклидами вследствие трансграничных переносов;
лишайников, загрязненных искусственными и содержащих естественные радионуклиды, входящих в пищевую цепочку "лишайник - олень - человек";
значительного количества предприятий (организаций), использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения;
2) определение полномочий органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения радиационной безопасности;
3) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности.".
5. Статьи 5 и 7 исключить.
6. В статье 8:
1) абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:
"согласование места размещения на территории автономного округа ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение и находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное, межрегиональное значение;
согласование места размещения и сооружения радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности автономного округа.";
2) абзац пятый исключить.
7. Статью 9 исключить.
8. Статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Полномочия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения радиационной безопасности
К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
а) разработка нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;
б) разработка и обеспечение реализации региональных (территориальных) программ автономного округа в области радиационной безопасности;
в) принятие решений о месте размещения и о сооружении на территории автономного округа радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности автономного округа, после согласования с Думой автономного округа;
г) организация контроля за радиационной обстановкой на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
д) обеспечение разработки и ведения радиационно-гигиенического паспорта территории автономного округа;
е) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
ж) участие в проведении мероприятий по осуществлению учета индивидуальных доз облучения, полученных гражданами автономного округа при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном;
з) осуществление учета и контроля радиоактивных веществ на территории автономного округа, а также получение информации об их наличии и перемещении в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
и) участие в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
к) участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
л) осуществление контроля за готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объектах использования атомной энергии;
м) выполнение иных функций в области обеспечения радиационной безопасности.
Правительство автономного округа может возложить исполнение части своих полномочий в области обеспечения радиационной безопасности на специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа.".
9. Статьи 11 и 12 исключить.
10. В статье 14:
1) в абзаце первом слово "целевые" заменить словами "региональные (территориальные)";
2) в абзаце втором слова "совместно с территориальными подразделениями специально уполномоченных органов, действующих на территории автономного округа" исключить.
11. Статьи 15, 16 и 17 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Радиационно-гигиенический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. В целях оценки вредного воздействия источников ионизирующего излучения (техногенных и природных) на население, планирования и проведения мероприятий по обеспечению его радиационной безопасности, анализа эффективности данных мероприятий на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, использующих в своей производственной деятельности источники ионизирующего излучения, территории автономного округа и радиационно-гигиеническая паспортизация радиационно опасных объектов.
2. Ведение радиационно-гигиенического паспорта территории автономного округа осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Радиационно-гигиеническая паспортизация радиационно опасных объектов на территории автономного округа
1. В целях обеспечения контроля за состоянием окружающей среды на участках, загрязненных естественными и искусственными радионуклидами, мест захоронения радиоактивных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, проводится радиационно-гигиеническая паспортизация радиационно опасных объектов.
2. Утверждение формы и порядка ведения радиационно-гигиенического паспорта радиационно опасного объекта осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа.