ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проекте федерального закона № 63519-4 "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"



Рассмотрев проект федерального закона № 63519-4 "О внесении  изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", внесенный в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Собранием депутатов Ненецкого  автономного округа, руководствуясь статьей 26.4 Федерального  закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской Федерации", Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  постановляет:

1. Не поддерживать проект федерального закона № 63519-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе",  внесенный в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Собранием депутатов  Ненецкого автономного округа, по основаниям, указанным в прилагаемом отзыве.

2. Направить настоящее Постановление и отзыв в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К.А. Амирову, В.М. Асееву, А.В. Сарычеву, членам Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации П.С. Волостригову, Г.Д. Олейнику, в  Комитет Государственной Думы по экологии, Собрание депутатов  Ненецкого автономного округа.

 

Председатель Думы

Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры                               В.С. Сондыков




г. Ханты-Мансийск
13 сентября 2004 года
     № 1657

Отзыв

на проект федерального закона № 63519-4 "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"



Рассмотрев проект федерального закона № 63519-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", внесенный в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Собранием депутатов Ненецкого  автономного округа, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сообщает следующее.

Как указанно в пояснительной записке вышеназванного законопроекта, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и малочисленных этнических общностей относится к отдельной сфере правового регулирования в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации. Между тем  авторы законопроекта данные правоотношения предлагают также регулировать Федеральным законом "Об экологической экспертизе", имеющим  предметом соответственно иную сферу правоотношений - охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

1. Так, в преамбуле Федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливается, что настоящий Федеральный закон регулирует  отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Часть 1 статьи 1 рассматриваемого законопроекта предполагает  дополнить преамбулу вышеназванного Федерального закона словами "защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей", что по сути является сферой регулирования другого Федерального закона - "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в преамбуле которого совершенно четко установлена сфера его действия: правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Далее авторы законопроекта предлагают дополнить преамбулу Федерального закона "Об экологической экспертизе" нормой, устанавливающей, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности  коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни и занимающихся традиционными видами хозяйствования, в рамках экологической экспертизы проводится  этнологическая экспертиза, тогда как ни в законе "Об экологической  экспертизе", ни в предлагаемом к внесению законопроекте не содержится расшифровки понятия "этнологическая экспертиза", а также норм, устанавливающих порядок ее проведения.

Понятие "этнологическая экспертиза" дается в статье 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской  Федерации" - это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на  развитие этноса.

2. В части 2 статьи 1 рассматриваемого законопроекта дается понятие "проведение экологической экспертизы", в котором содержится, во-первых, противоречие определению "экологическая экспертиза", данному в  Федеральном законе "Об экологической экспертизе", а именно: при проведении экологической экспертизы авторы законопроекта предлагают ограничиться установлением соответствия требованиям защиты лишь исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей, тогда как Федеральный  закон устанавливает подобное соответствие экологическим требованиям вообще, не конкретизируя, требования защиты каких именно территорий имелись в виду. Дело в том, что у различных территорий различные требования их защиты (например, требования защиты заповедных территорий  отличаются от требований защиты селитебных территорий) и в каждом  конкретном случае при проведении экологической экспертизы берутся во внимание требования защиты той территории, на которой намечается  хозяйственная и иная деятельность.

Во-вторых, в интерпретации предлагаемого определения авторы  законопроекта объединяют два совершенно различных понятия "экологическая экспертиза" и "этнологическая экспертиза", которые регулируют  деятельность в отношении различных объектов. Так, статья 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" определяет, что экологическая  экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения  возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В соответствии же с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" этнологическая экспертиза - это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

3. В части 3 статьи 1 законопроект предусматривает норму, назначение которой не совсем понятно, а именно: "При проведении экологической экспертизы в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей и коренных малочисленных  народов в состав экспертной комиссии государственной экологической  экспертизы включаются эксперты для осуществления экспертных обязанностей, связанных с изучением влияния хозяйственной и иной деятельности на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных  этнических общностей и коренных малочисленных народов Российской  Федерации". Возможно, имелись в виду эксперты из числа представителей коренных малочисленных народов. Тогда это дублирует норму пункта 6  части 1 статьи 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", которая предусматривает, что  малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях  защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных  государственных программ освоения природных ресурсов и охраны  окружающей природной среды в местах традиционного проживания и  хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Также в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона  "Об экологической экспертизе" уже предусмотрена норма, устанавливающая, что экспертом государственной экологической экспертизы является  специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в соответствии со статьей 15  настоящего Федерального закона специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям  науки, техники, технологии.

4. Кроме вышеперечисленного, имеется замечание юридико-техни-ческого характера.

В приложении к законопроекту отсутствует перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный  закон "Об экологической экспертизе".

Таким образом, Дума Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры не поддерживает проект федерального закона № 63519-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе".


Председатель Думы                                                               В.С. Сондыков

 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»