Недействующий


ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
(Тюменская область)

ГУБЕРНАТОР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июня 1996 года N 206
г.Ханты-Мансийск

О совершенствовании системы
информационного обеспечения органов государственной
власти Ханты-Мансийского автономного округа

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 29 августа 2014 года N 96

____________________________________________________________________


В целях упорядочения   развития процесса информатизации Ханты-Мансийского автономного округа и совершенствования системы информационного обеспечения органов государственной власти, информатизации процессов управления и реализации реформ:

1.Утвердить Концепцию информатизации Ханты-Мансийского автономного округа.

2. В качестве основных направлений деятельности по реализации Концепции в 1996-1997 г.г. определить:

2.1. создание информационной системы округа для формирования информационного  пространства, обеспечивающей информационную поддержку деятельности органов власти Ханты-Мансийского автономного округа,

2.2.создание комитета по      информационным ресурсам  при Администрации округа,

2.3. разработку комплекта нормативно-правовых документов и экономических механизмов, регламентирующих создание и использование информационных ресурсов округа,

2. 4. организацию системы повышения квалификации работников аппарата управления в области использования новых информационных технологий.

3. Организовать и провести конкурс проектов по реализации основных направлений информатизации Ханты-Мансийского автономного округа для формирования Программы информатизации Ханты-Мансийского автономного округа на 1996-1997 г. г.

4. Контроль за реализацией постановления возложить на заместителя Главы Администрации округа М. В. Хархардина.


 Губернатор автономного округа
       А. В. Филипенко




К О Н Ц Е П Ц И Я  
ИНФОРМАТИЗАЦИИ  ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО   ОКРУГА




Настоящая концепция  разработана Западно-Сибирским отделением Международной ассоциации по информатизации социальной сферы и территориального управления (г. Томск) с привлечением специалистов Комитета по экономике и прогнозированию Администрации  Ханты-Мансийского автономного округа, фирмы “Стек” (г. Томск), и принята к исполнению постановлением Губернатора ХМАО №  206   от   05.06.1996 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА     
1.2. СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИМ АВТОНОМНЫМ ОКРУГОМ     
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА     
2.1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ     
2.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ОКРУГА     
2.3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ     
2.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОКРУГА     
2.5. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ  ПРОЦЕССОВ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ     
2.6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ     
3. ОРГАНИЗАЦИЯ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ     
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ     
3.2. СИСТЕМЫ И СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ     
3.3. СИСТЕМЫ БАЗ ДАННЫХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ     
3.4. КАДРОВАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ     
4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ     
4.1. ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОТРАСЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ     
4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА     
4.3. СОЦИАЛЬНАЯ  И  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ     
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     

ВВЕДЕНИЕ

Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важности и первостепенности задачам  разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления,  эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить,  что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов - залог  успешного решения проблемы в целом. Предложения авторов концепции по системе  и структуре управления регионом в новых условиях хозяйствования достаточно подробно описаны в [2],  поэтому рассматривать эти вопросы в концепции не имеет смысла. В дальнейшем упор будет сделан на выбор и обоснование  основных  направлений  информатизации территориального  управления  с учетом специфических особенностей  округа.

При этом информатизация не должна рассматриваться только как информационный и технологический процесс управления регионом. Немаловажное значение имеют и ее политические, социальные, экономические, организационно-правовые аспекты.

В политическом и правовом  аспекте  процессы  информатизации позволят:

· создать необходимые условия для доступа широких слоев  населения к информационным ресурсам;

· способствовать организации интеллектуального досуга,  реализации процессов гласности и демократизации общества;

· реализовать мониторинг общественного мнения населения по основным проблемам жизнедеятельности.

Экономические аспекты  информатизации  ориентированы  прежде всего на повышение эффективности общественного производства,  использования природных ресурсов и собственности территории,  улучшение социально-экономических условий жизни населения.

И, наконец,  использование информационных технологий в социальной сфере позволит:

· гибко реагировать на изменение спроса населения на товары и услуги;

· способствовать реализации принципа социальной справедливости при распределении общественных благ;

· способствовать эффективному  функционированию отраслей социальной инфраструктуры;

· повысить интеллектуальный потенциал общества,  развивать новые формы досуга, отдыха и развлечения населения.

Несмотря на объективную очевидность и актуальность  проведения  работ по информатизации регионального управления имеющиеся в России и странах СНГ наработки,  в этом направлении разработка концепции для конкретного региона позволяют отразить существующую специфику организации региональной экономики,  учесть имеющиеся заделы и опыт по информатизации  в  других  регионах,  определить собственную стратегию и тактику решения этой проблемы в целом.

В предлагаемой концепции определяются:

· основные цели  и  направления  по  информатизации управления Ханты-Мансийским автономным округом как субъектом территории;

· стратегия и  тактика  проведения  работ с учетом имеющихся в России заделов в этом направлении,  привлечения для решения проблемы различных научно-производственных коллективов;

· основные направления по развитию инфраструктуры информатизации с учетом современного состояния средств вычислительной техники;

· система управления отраслью информатизации округа, основные этапы реализации концепции, экономические и социальные последствия от внедрения новых технологий.

В целом содержание концепции ориентировано на формирование общей стратегии проведения политики информатизации ХМАО, единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий для всех уровней и структур органов власти и управления. Предложенные в концепции варианты технических решений реализации отдельных проектов носит рекомендательный характер и в процессе проведения конкурса и формирования программы могут дополняться, уточняться.


Разработанные концептуальные  предложения базируются на концепции информатизации общества, проекте федеральной целевой программы информатизации  России,  материалах  тематических сборников "Информационные технологии  территориального  управления",  опыте решения этих проблем в других регионах России и Томской области в частности.


     1.     ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
1.1.      ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Ханты-Мансийский  автономный   округ   является   субъектом Российской Федерации. Административный центр округа - город Ханты-Мансийск.

В округе 22 административно-территориальных образования,  в том числе районов - 9,  городов окружного подчинения - 13, городов районного подчинения - 2.

Округ занимает площадь 534,8 тыс. кв. км. С юга на север он простирается на 900 км, с запада на восток на 1400 км.  Климат резко континентальный с долгой суровой зимой,  средняя  температура  июля 18,1 градуса тепла,  осадков 400-550 мм в год.

Свыше одной трети территории округа покрывают леса в основном хвойных пород (сосна,  кедр,  ель).  Леса богаты дикоросами.  Разнообразен и животный мир,  который представляют 50 видов млекопитающих, около 200 видов птиц.

Среди болот и лесов расположено 25,3 тысячи  озер.  Главные речные магистрали - Обь, Иртыш, Конда, Сосьва, Казым, Вах, Аган, Большой Юган.

Из-за большого  количества  рек,  озер,  болот транспортная схема округа очень сложна.  На территории округа  развит  авиатранспорт. общая  протяженность железных дорог -1286 км,  автомобильных дорог - 16970 км.

     Телефонную связь имеют 223 населенных пункта.

Коренное население округа относится к обско-угорской группе финно-угорских народов (ханты,  манси, ненцы). На территории округа их проживает около 27,8 тыс.  человек, что составляет около 2% населения.

Социальные параметры Ханты-Мансийского автономного  округа, как и его экономика, отличны от среднероссийских стандартов. Демографические процессы здесь вплоть до конца 80-х годов развивались по  сценарию,  характерному  для  большинства районов интенсивного хозяйственного освоения.  Основной прирост  населения (82%) приходился на миграцию, интенсивность которой была чрезвычайно высокой:  валовой миграционный оборот достигал  в  среднем около 20%.  Однако  эффективность миграции была невысокой - 20%.  Это означает,  что только 20 человек из 100 прибывших оставались в регионе.

Численность населения округа с конца 50-х годов выросла более чем  в 10 раз,  на месте небольших поселков возникли молодые "нефтяные" города - Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и другие.

Численность наличного населения округа по городам
и районам (на конец 1995 года)

Название

Кол-во (тыс.чел)

Ханты-Мансийский автономный округ

1332,2

городское население

1218,2

сельское население

113,8

г.Ханты-Мансийск

34,7

г.Белоярский

16,6

г.Когалым

51,8

г.Лангепас

35,8

г.Мегмон

49,0

г.Нефтеюганск

96,9

г.Нижневартовск

236.3

г.Нягань

65,7

г.Покачи

13,6

г.Пыть-Ях

41,5

г.Радужный

46,7

г.Сургут

266,5

г.Урай

37,4

Белоярский район

9,7

Березовский район

27,9

Кондинский район

35,9

Нефтеюганский район

29,4

Нижневартовский район

31,8

Октябрьский район

32,5

Советский район

73,8

Сургутский район

79,9

Ханты-Мансийский район

18,6


Традиционными отраслями экономики округа  являются  лесная, рыбная промышленность, охотничий промысел, оленеводство.

Специфика экономики и  социальной  сферы  Ханты-Мансийского автономного округа  связана с резким поворотом в судьбе территории, вызванным открытием здесь богатейших  нефтяных  месторождений. Округ  в краткие сроки превратился в район интенсивного индустриального освоения,  высокой концентрации трудовых ресурсов, добывающих, строительных, транспортных предприятий.

На территории,  где проживает менее 1%  населения россиян в 1995 году произведено 3,7% промышленной продукции страны, добыто 54% российской нефти. Доля Ханты-Мансийского автономного округа в  промышленном  производстве и нефтедобыче Тюменской области составила соответственно 64 и 84%.

Современное  состояние   экономики  округа  характеризуется рядом  факторов  и  проблем,  имеющих  общее  для области, Сибири и всей России значение,  но, вместе с тем, здесь налицо значительная местная специфика, определяемая пропорциями промышленного производства, составом населения, климатическими факторами, взаимоотношениями  с Центром,  новыми топливными концернами и другими факторами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»