(с изменениями на 27 июня 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 11 ноября 2005 года N 103-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 27 ноября 2000 года N 99-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2002 года N 10-оз (Собрание законодательства ХМАО N 1, 17.02.2002);
Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 2 июля 2002 года N 42-оз (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа N 6 от 15 июля 2002 года);
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года N 40-оз;
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года N 46-оз.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе также учтено:
распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2002 года N 24-рп.
____________________________________________________________________
________________
* название в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года N 40-оз - см. предыдущую редакцию
Принят Думой
Ханты-Мансийского автономного округа
14 июня 2000 года
Статья 1. Утвердить программу Ханты-Мансийского автономного округа "Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе" (статья в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года N 40-оз - см. предыдущую редакцию).
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ханты-Мансийского автономного округа
А.В. Филипенко
г. Ханты-Мансийск
23 июня 2000 года
N 58-оз
УТВЕРЖДЕНА
Законом Ханты-Мансийского автономного округа
от 23 июня 2000 года N 58-оз
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА АВТОНОМНОГО ОКРУГА
"Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками
в Ханты-Мансийском автономном округе" *
(с изменениями на 27 июня 2003 года)
____________________________________________________________________
В состав мероприятий по реализации настоящей целевой программы включены дома с неблагоприятными экологическими характеристиками, находящиеся на балансе открытого акционерного общества "Сибур-Тюмень" (см. распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2002 года N 24-рп).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
* На основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003 года N 40-оз в наименовании, паспорте и тексте Программы слова "Ликвидация жилого фонда с неблагоприятными экологическими характеристиками" заменены словами "Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе".
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действие настоящей программы, за исключением главы 4 "Механизм реализации Программы", продлено на 2005 год - Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 07.12.2004 N 70-оз.
____________________________________________________________________
Наименование Программы | - целевая программа автономного округа ''Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе" |
Заказчик Программы | - Правительство Ханты-Мансийского автономного округа |
Основные разработчики Программы | - окружной целевой внебюджетный фонд развития жилищного строительства ''Жилище'' |
Цели и задачи Программы | - переселение граждан, проживающих в домах с неблагоприятными экологическими характеристиками, в жилые помещения, соответствующие санитарным требованиям; |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2000 - 2004 гг. |
Исполнители Программы | - администрации муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа |
Объёмы и источники финансирования | необходимое количество денежных средств для реализации программы- 1 633 275 360,0 рублей: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - улучшение жилищных условий лиц, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе; |
Система контроля за исполнением Программы | Правительство Ханты-Мансийского автономного округа |
Введение
Программа ''Экологизация жилья'' (далее именуется - Программа) подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-фз ''О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения'', региональной целевой программой ''Жилище'', утверждённой постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 12 марта 1997 года N 81.
Настоящая программа направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Разработка приоритетных направлений улучшения жилищных условий лиц, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе осуществлялась на основе систематизированных данных, полученных с территорий муниципальных образований, и оценок эффективности с учётом предотвращения нанесения санитарно-эпидемиологического и экологического ущерба.
В Ханты-Мансийском автономном округе в 1980-1985 годах активно велось строительство домов с использованием утеплителя стеновых панелей с высоким содержанием фенолформальдегидных смол, в результате чего стеновые панели выделяют большое количество ядовитых веществ и канцерогенов.
Развитие в округе нефтегазодобывающих месторождений вызвало стремительное строительство городов и вахтовых посёлков с использованием строительных материалов, содержащих вредные вещества. Использование таких домов подразумевалось как временное, но в связи с быстрым ростом численности населения и большой потребностью в жилье переселение граждан из ''фенольных'' домов не производилось.
В последнее десятилетие количество изделий из полимерных и синтетических материалов, используемых в жилище, чрезвычайно возросло (только в строительстве номенклатура полимерных материалов насчитывает около 100 наименований). Увеличилась и опасность для здоровья, связанная с их применением. Важной особенностью таких материалов является то, что они выделяют в окружающую среду различные химические вещества (формальдегид, фенол, акрилаты, фталаты, бензол, ксилол и т.д.), причем некоторые из этих веществ обладают сильнодействующими канцерогенными свойствами.
Проблема фенол-формальдегида в жилище - проблема международная, которая беспокоит специалистов многих стран мира. Формальдегид обладает выраженным токсическим действием, раздражает слизистые оболочки глаз, горла, верхних дыхательных путей, вызывает головную боль и тошноту. Наиболее опасно его воздействие на детей (особенно в возрасте до 5 лет) и лиц преклонного возраста. В помещениях, чрезмерно насыщенных полимерами, люди чаще болеют, чаще наблюдаются аллергические и простудные заболевания, неврастения и гипертония, чем в жилищах с меньшей “полимерной нагрузкой”. Особенно опасно проживание в таких домах в северных климатических зонах, где возможности вентилирования ограничены.
Неоднократные инструментальные исследования воздуха в квартирах таких домов на территории Ханты-Мансийского автономного округа, проводившиеся Центрами санитарноэпидемиологического надзора, выявили превышения предельно допустимых среднесуточных концентраций аммиака, фенола, формальдегида, сероводорода. Все перечисленные вещества являются нервными ядами, вызывают нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности, тахикардию и гипотонию, нарушение белкового и жирового обмена, дерматиты, расстройства пищеварения, ослабления зрения и слуха, отеки горла, языка, потерю зубов и многие другие специфические заболевания. Помимо этого все указанные вещества обладают суммарным действием, при котором перечисленные симптомы усиливаются, а также способны проявлять мутагенную и канцерогенную активность. Проживание в таких условиях допускается не более месяца. В жилом фонде проводились многочисленные ремонты, во время которых пытались изолировать плиты, закрыть швы, проводили мероприятия по дефенолизации, но и это не изменило ситуации. Высокие концентрации ядовитых веществ вновь отмечались.
По состоянию на 1 декабря 1999 года численность граждан, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками, в Ханты-Мансийском автономном округе составляет - всего 13037 чел, в том числе:
- в городах автономного округа - 8 149 человек;
- в районах автономного округа - 4 888 человек.
Всего в Ханты-Мансийском автономном округе, насчитывается 3 950 семей, проживающих в жилье с неудовлетворительными экологическими характеристиками.
Коэффициент размера семьи - 3,3.
На сегодняшний момент муниципальное жильё с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе находится в следующих регионах :
районы: Берёзовский, Кондинский, Нефтеюганский, Сургутский, Октябрьский;
города: Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нягань, Радужный, Сургут, Урай, Пыть-Ях, Югорск, Нижневартовск (приложение 1, таблица).
Общий объем жилого фонда с неудовлетворительными экологическими характеристиками составляет - всего 278 706,6 кв.м, в том числе:
- в городах автономного округа -150 664,4 кв.м,
- в районах автономного округа -128042,2 кв.м (данные администраций муниципальных образований).
Приватизированное жильё с неблагоприятными экологическими характеристиками составляет - всего 162277,5 кв.м (62% от объёма жилья с неблагоприятными экологическими характеристиками), в том числе:
- в городах автономного округа - 129393,9 кв.м (75% от объёма жилья с неблагоприятными экологическими характеристиками);
- в районах автономного округа - 32863,6 кв.м (50% от объёма жилья с неблагоприятными экологическими характеристиками).
Более 70% жилых помещений с неудовлетворительными экологическими характеристиками в округе как правило ветхие и аварийные. Возрастная характеристика "фенольного" жилого фонда имеет структуру от 15до20 лет.
В целом по округу доля данного жилого фонда в общем жилом фонде составляет 1,06 %.
На 1 декабря 1999 года рыночная оценка ''фенольного'' жилья составляет- 595731250 рублей из расчёта в среднем 2500 рублей за кв.м (данные администраций муниципальных образований).
Затраты по строительству капитального жилья взамен ''фенольного'' и переселению граждан на 1 декабря 1999 года составляют 1 633 275 360,0 руб.
Таким образом, для Ханты-Мансийского автономного округа проблема ликвидации "фенольного" жилого фонда с обеспечением экономного переселения жителей в фонд с благоприятными экологическими характеристиками является острейшей проблемой, требующей для её решения значительных финансовых затрат.
Основной целью Программы являются предоставление гражданам, проживающим в домах с неблагоприятными экологическими характеристиками, жилых помещений, соответствующих санитарным требованиям, а также ликвидация освободившегося ''фенольного жилья'' с возможным дальнейшим строительством на месте освободившихся земельных участков нового жилья или объектов социального назначения.
Предоставление жилья гражданам, проживающим в домах с неблагоприятными экологическими характеристиками, производится согласно социальной норме площади жилья в соответствии с законодательством (абзац в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 27 ноября 2000 года N 99-оз; в редакции, введенной в действие с 27 февраля 2002 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2002 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).
На основе системного анализа факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на достижение поставленной цели, был выявлен ряд задач, которые необходимо решить в период 2000 - 2004 гг: