ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 1999 года N 209
Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации программ социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 25 мая 2006 года N 63
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единого методологического подхода, унификации способов и принципов формирования программ социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа, на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, в соответствии с практикой Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных программ Российской Федерации Минэкономики Российской Федерации:
1. Утвердить Положение о порядке разработки и реализации программ социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа (прилагается).
2. Возложить на Комитет по экономической политике Администрации автономного округа (Г.В.Шубин) координацию работ по разработке, экспертизе программ социально-экономического развития округа, формированию их перечня и анализу реализации.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации автономного округа по вопросам экономики и финансов О.Л.Чемезова.
Губернатор
автономного округа
А.В.Филипенко
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и реализации программ социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа
1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения единого методологического подхода, унификации способов и принципов формирования программ социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа (далее - программ). Положение определяет общий порядок разработки, согласования, финансирования и реализации программ.
1.2. Положение разработано на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа.
1.3. Положение предназначено для исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, а также для предприятий (организаций) - разработчиков и исполнителей программ.
2.1. Программы являются важнейшим средством государственного воздействия на экономику, эффективным способом решения приоритетных социально-экономических, научно-технических, инновационных и экологических задач, проблем развития отраслей, народно-хозяйственных комплексов, отдельных территорий.
2.2. Приоритетными направлениями социально-экономического развития округа являются:
- совершенствование территориальной и отраслевой структуры экономики, обеспечение самодостаточности;
- стабилизация производства в отраслях материальной сферы;
- обеспечение занятости, создание новых рабочих мест, осуществление адресной и социальной поддержки населения;
- развитие и поддержка отраслей социальной сферы - образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта;
- поддержка производителей сельскохозяйственной продукции;
- достижение экологического равновесия, снижение техногенного влияния на природную среду;
- поддержание научно-технического потенциала и стимулирование инновационной деятельности;
- возрождение, сохранение, развитие коренных малочисленных народов Севера;
- становление и развитие рыночной инфраструктуры, создание конкурентной среды, содействие предпринимательству, возрождение традиционных народных ремесел и промыслов;
- расширение строительства жилья;
- преодоление последствий стихийных бедствий;
- укрепление правопорядка.
2.3. Программы классифицируются по государственному статусу, по функциональной ориентации и срокам реализации.
По статусу программы подразделяются на:
- федеральные, утверждаемые Правительством Российской Федерации и реализуемые с привлечением средств федерального бюджета;
- межрегиональные, реализуемые и финансируемые Ханты-Мансийским автономным округом совместно с другими субъектами Российской Федерации;
- общеобластные, реализуемые на экономическом пространстве трех субъектов Российской Федерации (Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область) и финансируемые на основании соглашений и договоров между ними, постановлений Совета губернаторов;
- окружные и территориальные, утверждаемые Думой Ханты-Мансийского автономного округа и финансируемые из бюджета округа, местных бюджетов, внебюджетных фондов.
Наиболее актуальным окружным программам постановлением Губернатора автономного округа может придаваться статус губернаторских программ.
По функциональной ориентации выделяются программы:
- социальные, формирующие целенаправленное преобразование социальных отношений общества, предусматривающие меры социальной поддержки населения, а также научно-техническое и структурное преобразование здравоохранения, образования, культуры, услуг и т.д;
- научно-технические, направленные на решение прикладных проблем в науке, технике и технологии;
- инновационные, обеспечивающие внедрение научно-технических достижений в производстве;
- производственные, реализующие отраслевые и межотраслевые структурные изменения;
- экологические, направленные на осуществление природоохранных мероприятий.
При определении типа программы, обладающей несколькими из указанных признаков, выделяется ведущий, определяющий основную цель программы.
По срокам реализации программы подразделяются на:
- краткосрочные (продолжительностью до 2 лет);
- среднесрочные (от 3 до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
2.4. Программы должны обладать строгой целевой направленностью, точной адресностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным эффектом (конечным результатом).
2.5. Предусматриваются следующие этапы разработки и реализации окружных программ:
- принятие решения о разработке программы (распоряжение Губернатора автономного округа или постановление Думы автономного округа);
- разработка программы;
- экспертиза программы;
- утверждение программы;
- реализация программы.
Средства из бюджета округа, предусмотренные на финансирование программ, в законе "О бюджете округа" на очередной финансовый год указываются отдельной строкой.
2.6. Финансовое обеспечение реализации программ осуществляется за счет различных источников: бюджетных ассигнований, кредитов, налоговых и тарифных льгот, внебюджетных источников, собственных средств предприятий, частных инвестиций (отечественных и иностранных) и т.д.
Для реализации программ постановлением или распоряжением Губернатора автономного округа могут создаваться дирекции программ и специальные фонды.
2.7. Координационно-методические функции в процессе формирования программ, сбор и обобщение информации об их выполнении осуществляет Комитет по экономической политике Администрации автономного округа.
3.1. Инициаторами на разработку программ могут выступать: органы государственной власти и их структурные подразделения, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.
3.2. Предложения о разработке программ направляются в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа. Могут представляться готовые программные разработки (бизнес-планы, титульные списки и т.д.), отвечающие требованиям программ. Предложение на разработку программы должно содержать основания для разработки программы, анализ актуальности и исходного состояния проблемы, описание цели и задач программы, предлагаемые мероприятия, возможные сроки их реализации, предварительную оценку потребности в финансовых ресурсах и предполагаемые источники их обеспечения, ожидаемую оценку социально-экономической эффективности, перечень возможных государственных заказчиков, разработчиков и исполнителей программ.
3.3. Комитет по экономической политике Администрации автономного округа с привлечением при необходимости структурных подразделений Администрации автономного округа или органов государственной власти и местного самоуправления, других заинтересованных организаций проводит экспертизу заявок на разработку программ, обобщает и представляет рекомендуемый перечень программных разработок Губернатору автономного округа для принятия решения.
Перечень заявок ежегодно уточняется.
3.4. Администрация автономного округа как государственный заказчик принимает решение о разработке конкретных программ, объемах и источниках их финансирования, утверждает разработчиков программы с определением в необходимых случаях координатора программы. Государственный заказчик и разработчик программы несут ответственность за своевременную и качественную разработку программы. Государственным заказчиком программы может выступать соответствующий разрабатываемой проблеме государственный орган исполнительной власти автономного округа, структурное подразделение Администрации автономного округа, являющееся в дальнейшем заявителем бюджетных ассигнований.
3.5. Государственный заказчик организует и проводит работу по подготовке технических заданий на разработку программы, заключает от имени Администрации автономного округа или от своего имени договор с организацией-разработчиком по установленной форме, организует и координирует действия разработчиков.
3.6. Разработчиками программы могут являться научно-исследовательские, проектно-конструкторские предприятия и организации, высшие учебные заведения, технологические и другие специализированные организации, а также временные творческие коллективы (ВТК).
3.7. Программа должна быть разработана в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных программ Российской Федерации, принятых Минэкономики России, и содержать:
- основание для разработки программ;
- анализ актуальности и исходного состояния проблемы;
- цели и задачи программы, сроки и этапы реализации;
- перечень мероприятий и работ по реализации программы;
- механизм осуществления программы;
- предприятия, организации-участники реализации программы;
- финансовое обеспечение программы;
- координацию программных мероприятий;
- оценку эффективности осуществления программы;
- организацию, формы и методы управления программой.
Разделы программы содержат необходимые обоснования, расчеты и пояснения.
3.8. Показатели конечных результатов программы включают оценки экономического, социального, научно-технического, экологического и других эффектов в результате осуществления программы. К числу показателей программных результатов относятся: производство важнейших видов конечной продукции (оказание услуг) в натуральном и стоимостном выражении, ввод в действие производственных мощностей и объектов непроизводственной сферы (в соответствующих единицах), показатели, характеризующие развитие науки, техники и степень их технологического применения, повышение качества продукции, ресурсо- и импортозамещение, энергосбережение, создание новых рабочих мест, оздоровление окружающей среды и другие.
Показатели эффективности программы могут быть абсолютными и сравнительными, рассчитываться в целом по программе в разрезе этапов реализации программы, отдельных подпрограмм, мероприятий.
3.9. Государственный заказчик направляет программу на экспертизу в Комитет по экономической политике Администрации автономного округа.
3.10. Комитет по экономической политике Администрации автономного округа с привлечением при необходимости структурных подразделений Администрации автономного округа или специализированных организаций подготавливает по результатам экспертизы заключение и передает государственному заказчику.
3.11. Государственный заказчик при необходимости обеспечивает доработку программы и направляет Губернатору автономного округа.
3.12. После принятия соответствующего решения (утверждения программы) государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетную заявку для включения программы в перечень целевых программ развития на очередной финансовый год.