Недействующий

ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Об общих принципах организации местного самоуправления
в Ханты-Мансийском автономном округе  

(с изменениями на 13 февраля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 16 апреля 2001 года N 31-оз
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 1998 года N 66-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 23 декабря 1999 года N 75-оз;
     Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 13 февраля 2001 года N 13-оз.
____________________________________________________________________

Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа 20 декабря 1995 года

Настоящий Закон устанавливает общие принципы организации и функционирования местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Местное самоуправление


Местное самоуправление в автономном округе - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов  местного  значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа, правовыми актами органов государственной власти автономного округа.

    Статья 2. Правовая основа местного самоуправления


1. Правовую основу местного самоуправления составляют:

Конституция Российской Федерации;

законы Российской Федерации;

Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа;

-  законы Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Система организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляется в уставе муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление.

     Статья 3. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане автономного округа осуществляют свое право на местное  самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с гарантиями федерального и окружного законодательства,  избирательных прав граждан путем референдума,  выборов,  других форм прямого волеизъявления,  а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно,  так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного положения,  отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Граждане   имеют равный  доступ  к  муниципальной  службе.

5. Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина,  а также возможность получения гражданами  и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

     Статья 4. Специфика организации местного самоуправления в местах проживания коренных малочисленных народов Севера

1. Коренное население автономного округа (коренные малочисленные народы Севера), ведущее традиционный образ жизни, имеет право организовывать на территории своего проживания в соответствии с законами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа территориальное общественное самоуправление коренных малочисленных народов Севера.

2. Население, объединенное общими интересами с целью решения вопросов сохранения и развития традиционных отраслей хозяйствования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, составляет этническое местное сообщество - общину.

3. Территорией общественного самоуправления коренного населения автономного округа является территория их проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности, закрепленная за членами  общины органами местного самоуправления и органами государственной власти Российской Федерации и и являющаяся частью территории муниципального образования.

     Статья 5. Полномочия органов государственной власти автономного округа в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти автономного округа в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов Ханты-Мансийского автономного округа, определяющих основы деятельности местного самоуправления на территории округа, и осуществление контроля за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия актов органов местного самоуправления законам Ханты-Мансийского автономного округа автономного округа  о местном самоуправлении, Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;

3) регулирование  порядка  передачи и передача объектов собственности Ханты-Мансийского автономного округа в муниципальную собственность;

4) регулирование  отношений  между окружным  бюджетом и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, социальных стандартов;

6) наделение  органов  местного самоуправления законом отдельными полномочиями автономного округа, передача материальных  и финансовых средств,  необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие  региональных программ становления, поддержки развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение в соответствии с законами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление  и  изменение  порядка образования,  объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению  дополнительных  расходов, возникших  в  результате  решений,  принятых  органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа;

13) регулирование  законами Ханты-Мансийского автономного округа в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенностей организации местного   самоуправления с учетом  исторических и иных местных традиций;

14) законодательство о муниципальной службе;

15)  принятие и изменение законов Ханты-Мансийского автономного округа об административных правонарушениях по вопросам,  связанным с осуществлением местного  самоуправления;

16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

     Статья 6. Территории местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены в осуществлении его.

2. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законом автономного округа "О муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа".

3. Территории муниципальных образований составляют земли  в  установленных границах  муниципальных образований.

     Статья 7. Предметы ведения местного самоуправления

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, отнесенные настоящим Законом к предметам ведения местного самоуправления.

3. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение,  пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета,  установление местных налогов и сборов,  решение других финансовых вопросов местного значения;

4) планирование и организация комплексного социально-экономического  развития  муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных  жилищного  фонда  и нежилых помещений;

6) организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование  использования  водных объектов местного значения,  месторождений общераспространенных полезных ископаемых,  а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения  и  муниципальных  учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство  и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест  захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания  населения  и  муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание  условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального  образования;

30) обеспечение  противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;

31) осуществление регистрации уставов территориального общественного самоуправления.

Муниципальные образования вправе принимать к своему  рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Ханты-Мансийского автономного округа, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

4. Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными полномочиями органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа осуществляется только Законом Ханты-Мансийского автономного округа с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти автономного округа. Условия и порядок контроля, а также ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных полномочий органов государственной власти автономного округа определяется законом округа.

5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа вправе отказаться от осуществления отдельных полномочий органов государственной власти автономного округа, переданных им в соответствии с настоящим Законом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»