ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1997 года N 88
Об утверждении программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа от 31 декабря 2003 года N 231
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 “О мерах по улучшению экологического образования населения” и с целью скоординированности усилий всех заинтересованных организаций в области экологического образования населения в Ханты-Мансийском автономном округе:
1. Утвердить программу “Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа” до 2000 года (программа прилагается).
2. Государственному комитету по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (В.А.Долингер) обеспечить лицензирование в сфере экологического обучения, повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров управления и производства юридическим лицам на всей территории округа согласно приказу Минприроды РФ от 18.06.96 N 282 “О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды”.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных образований округа, председателям советов экологических фондов рассмотреть возможность долевого участия в финансировании программы в 1997 году и последующие годы (смета прилагается).
4. Заместителям Главы Администрации автономного округа Л.И.Калашникову и Г.С.Корепанову обеспечить в 1998 году подготовку проекта окружного Закона “Об экологическом образовании в Ханты-Мансийском автономном округе”.
5. Опубликовать программу “Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа” в средствах массовой информации.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителей Главы Администрации округа Л.И.Калашникова и Г.С.Корепанова.
Губернатор автономного округа
А.В.Филипенко
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Исполнители:
Титов Ю.В. - доктор биологических наук
Еськов М.В. - доктор биологических наук
Бардин Г.И. - кандидат геофизических наук
Черкасова А.Г. - кандидат биологических наук
Захарова Л.С. - гл.специалист окркомприроды
г.Ханты-Мансийск, 1997 год
N п/п | Показатели | Содержание показателей |
1. | Наименование | Программа "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа" |
2. | Основание для разработки | Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", постановление Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" |
3. | Государственный заказчик | Минприроды РФ (Госкомэкологии), территориальные комитеты по охране окружающей природной среды, Администрация округа |
4. | Основные разработчики | Межведомственная комиссия (Координационный совет) по экологическому образованию населения Ханты-Мансийского автономного округа |
5. | Цели и задачи | Создание системы всеобщего непрерывного экологического образования населения. Формирование законодательных нормативно-правовых, организационных, научно-методиче-ских и информационных компонентов всеобщего непрерыв-ного экологического образования населения (ВНЭОН) |
6. | Сроки и этапы | 1996-2005 годы: первый этап - 1996-2000 годы; второй этап - 2000-2005 годы. |
7. | Основные программные мероприятия и подпрограммы | 1. Нормативно-правовое обеспечение ВНЭОН. 8. Подпрограмма "Экологическая литература для населения". |
8. | Исполнители | Учебно-методические, образовательные государственные и муниципальные, научные и общественные организации, учреждения культуры и предприятия Ханты-Мансийского автономного округа. |
9. | Объемы и источники финансирования | Общие затраты на реализацию Программы 1996-2000 годы составляют 18.0 млрд.рублей, в том числе: - экологический фонд округа: 8.0 млрд.рублей; Затраты на реализацию Программы в 1997 году составят 6.62 млрд.рублей, в том числе: - экологический фонд округа: 2.15 млрд.рублей; |
10. | Ожидаемые конечные результаты | 1. Формирование нормативно-правовой и законодательной базы системы ВНЭОН в регионе. |
|
| . Развитие элементов организационной инфраструктуры системы ВНЭОН в регионе. 4. Получение всесторонней научно-обоснованной информации об экологической, социально-экономической ситуации и здоровье населения в регионе. |
11. | Система организации контроля | Контроль за реализацией Программы в Ханты-Мансийском автономном округе возлагается на окркомприроды и его территориальные комитеты. |
Возникновение экологических проблем обусловливается, прежде всего, социально-экономическими факторами, и поэтому их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде. Речь идет о новом пути экологически безопасного и устойчивого развития общества, когда общественное экологическое сознание (как средство социального воздействия) при нормальном функционировании всех механизмов социального контроля обеспечивает приоритетность благоприятного качества окружающей среды.
Экология, как понятие, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Поэтому формы экологического образования должны соответствовать потребностям, интересам и ценностям различных возрастных групп с учетом их социально-профессиональной ориентации. Оно должно адаптироваться к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека, а также учитывать региональные, национальные и конфессиональные различия.
По своим конечным целям и функциям экологическое образование является учебной практикой, неизбежно связанной с социальной жизнью общества. Оно может быть эффективным лишь в том случае, если все члены общества - учащиеся, студенты, трудящиеся, специалисты, работники системы управления и руководители - будут участвовать в меру своих возможностей в решении сложных и требующих объединения усилий задач улучшения отношений между людьми и окружающей их средой. Это может быть выполнено лишь тогда, когда люди станут действовать в соответствии с принципами полученного ими экологического образования, осознавая свою роль и ответственность в процессе перехода России на модель экологически безопасного устойчивого развития.
Какова социально-экономическая ситуация в округе и состояние экологического образования населения?
На территории округа добывается более половины нефти в Российской Федерации, зачастую несовершенными технологиями, что привело к резкому ухудшению окружающей среды и здоровья населения. К неблагоприятным экологическим факторам, снижающим безопасность жизнедеятельности населения и имеющим антропогенное происхождение, можно отнести:
- загрязнение атмосферного воздуха, водоемов и почв канцерогенными, токсичными веществами, обусловленными промышленной деятельностью нефтедобычи, что приводит к эволюционным процессам в природных экосистемах;
- неудовлетворительное развитие в населенных пунктах объектов инфраструктуры, обеспечивающих санитарные нормы проживания;
- неудовлетворительная обеспеченность продуктами питания и высокая стоимость прожиточного минимума;
- значительное увеличение автотранспорта в городах и крупных населенных пунктах, работа которого приводит к локальным превышениям ПДК по оксидам углерода, азота, серы, тяжелым металлам и канцерогенным продуктам;
- снижение лесистости территории (40 %) в результате пожаров и вырубки лесов, что приводит к снижению кислорода в атмосфере и развитию гипоксии у населения.
Перечисленные факторы, действие которых усиливается неблагоприятным климатом, приводят к высокой заболеваемости населения и снижению средней продолжительности жизни.
Другой важной социально-экологической особенностью региона является резкое ухудшение среды проживания и социальной защищенности коренных малочисленных народов (ханты, манси, ненцы). Значительное сокращение территории для традиционного уклада жизни и несовершенная в недавнем прошлом политика в отношении этих народов поставили их на грань вымирания.
Уровень экологического образования населения в округе, как и по России в целом, можно охарактеризовать как совершенно недостаточный. Связанно это с тем, что развитие науки и образования в округе резко отставало от развития нефтегазового комплекса. Самому старому вузу в округе всего 5 лет. На всех уровнях образования ощущается недостаток профессиональных кадров, особенно в области экологического образования.
В последние 3 года ситуация с кадрами обеспечения экологического образования меняется к лучшему. В учебных заведениях округа на постоянной основе сейчас работают 3 доктора наук и 10 кандидатов наук, свыше 20 сотрудников учебных заведений учатся в аспирантуре по специальностям экологической направленности. Поддержка экофондом учебных структурных подразделений экологического профиля даст возможность быстро решить проблемы кадрового, материально-технического и учебно-методического обеспечения программы ВНЭОН в округе. Разработка и реализация программы ВНЭОН в округе могут и должны быть профессионально и эффективно решены местными кадрами, а не учеными из столиц, слабо разбирающимся в социально-экономической и экологической особенностях региона.
В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования населения в округе должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта и туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов и профессиональных союзов. При этом, с целью повышения уровня экологического образования до современных требований и создания на этой основе адекватной экологической ситуации в регионе, необходима стройная система непрерывного экологического образования, охватывающая все группы активной части населения, деятельность которой непосредственно связана с воздействием на окружающую среду. К ним относятся:
1. Должностные лица органов государственного и местного самоуправления, начальники управлений городской и районной администраций.
2. Муниципальные служащие: начальники отделов администраций городов и районов.
3. Актив территориальных органов общественного самоуправления.
4. Специалисты муниципальных служб жилищно-коммунального хозяйства.
5. Работники государственных и природоохранных органов.
6. Работники дошкольных учреждений, учителя школ, преподаватели среднего -специального и высшего образования.
7. Руководители и специалисты малых форм бизнеса.
8. Специалисты производственных предприятий.
9. Владельцы авто, - мото, - и водомоторных видов транспорта.
На уровне принятых законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня общественного экологического сознания данных групп населения. Приоритетность экологического образования официально закреплена Конституцией РФ, Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", Указом Президента РФ от 04.02.94 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
Однако отсутствие реальной нормативно-правовой базы механизма реализации Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", неразвитость материально-технической базы, несоответствие финансового и информационного обеспечения всеобщего непрерывного экологического образования населения не позволяет сегодня преодолеть в полной мере существующие отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании.
Цель региональной программы: организовать и реализовать всеобщее непрерывное экологическое образование населения (ВНЭОН) Ханты-Мансийского автономного округа с учетом социально-экономической ситуации в регионе.
Задачами Программы, на первом этапе до 2000 года, в формировании системы ВНЭОН являются: обеспечение нормативно-правовых, организационных, научно-методических, информационных компонентов и подготовки кадров в системе экообразования.
NN | Программные | Годы реализации | Испол | Финансирование | Ожидаемый | |||
пп | мероприятия | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год | нитель | результат | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. Нормативно-правовое обеспечение системы ВНЭОН. | ||||||||
1.1. | Нормативный акт о переподготовке учителей биологов, географов по специальности эколог | + |
|
|
| ГУО | экофонд округа, бюджет окружного и местного уровня | постановление Губернатора округа |
1.2. | Нормативный акт об обязательной организации на кафедрах естествознания и экологии вузов Ханты-Мансийского автономного округа курсов по переподготовке учителей - экологов | + |
|
|
| ректоры вузов | экофонд округа, межгоррайонные фонды | распоряжение Губернатора округа |
1.3. | Нормативный акт об обязательном предоставлении аналитических данных о состоянии окружающей среды и эксплуатации природных комплексов и природных ресурсов для образовательных целей | + | + |
|
| Окрком | экофонд округа | постановление Губернатора округа |
1.4. | Нормативный акт о привлечении представителей коренной национальности к обучению по программе "Эколог - наблюдатель" в области народного мониторинга окружающей среды | + | + |
|
| НИИ | Комитет по делам малочис-ленных народов Севера, экоотде-лы нефтянных предприятий | постановление Губернатора округа |
1.5 | Нормативный акт об обязательном дополнительном экологическом образовании кадров управления и производства | + |
|
|
| Окрком | местные экофонды и бюджеты | постановление Губернатора округа |
1.6. | Разработка экономического механизма стимулирования экологического образования в сфере производства | + | + |
|
| Окрком | средства предприятий | проект |