• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
     

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 1997 года N 88

Об утверждении программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа от 31 декабря 2003 года N 231

____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 “О мерах по улучшению экологического образования населения” и с целью скоординированности усилий всех заинтересованных организаций в области экологического образования населения в Ханты-Мансийском автономном округе:

1. Утвердить программу “Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа” до 2000 года (программа прилагается).

2. Государственному комитету по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (В.А.Долингер) обеспечить лицензирование в сфере экологического обучения, повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров управления и производства юридическим лицам на всей территории округа согласно приказу Минприроды РФ от 18.06.96 N 282 “О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды”.

3. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных образований округа, председателям советов экологических фондов рассмотреть возможность долевого участия в финансировании программы в 1997 году и последующие годы (смета прилагается).

4. Заместителям Главы Администрации автономного округа Л.И.Калашникову и Г.С.Корепанову обеспечить в 1998 году подготовку проекта окружного Закона “Об экологическом образовании в Ханты-Мансийском автономном округе”.

5. Опубликовать программу “Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа” в средствах массовой информации.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителей Главы Администрации округа Л.И.Калашникова и Г.С.Корепанова.

Губернатор автономного округа
А.В.Филипенко


Приложение. ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Приложение
к постановлению Губернатора
от 25.02.97 N 88

Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения

ПРОГРАММА "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"


Исполнители:

Титов Ю.В. - доктор биологических наук

Еськов М.В. - доктор биологических наук

Бардин Г.И. - кандидат геофизических наук

Черкасова А.Г. - кандидат биологических наук

Захарова Л.С. - гл.специалист окркомприроды

г.Ханты-Мансийск, 1997 год

I. Паспорт программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

N п/п

Показатели

Содержание показателей

1.

Наименование

Программа "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

2.

Основание для разработки

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", постановление Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения"

3.

Государственный заказчик

Минприроды РФ (Госкомэкологии), территориальные комитеты по охране окружающей природной среды, Администрация округа

4.

Основные разработчики

Межведомственная комиссия (Координационный совет) по экологическому образованию населения Ханты-Мансийского автономного округа

5.

Цели и задачи

Создание системы всеобщего непрерывного экологического образования населения. Формирование законодательных нормативно-правовых, организационных, научно-методиче-ских и информационных компонентов всеобщего непрерыв-ного экологического образования населения (ВНЭОН)

6.

Сроки и этапы

1996-2005 годы: первый этап - 1996-2000 годы; второй этап - 2000-2005 годы.

7.

Основные программные мероприятия и подпрограммы

1. Нормативно-правовое обеспечение ВНЭОН.
2. Организация системы управления ВНЭОН.
3. Информационное обеспечение системы ВНЭОН.
4. Научно-методическое обеспечение системы ВНЭОН.
5. Кадровое обеспечение системы ВНЭОН.
6. Развитие форм и методов экологического образования населения.
7. Международное сотрудничество в области экологического образования населения

8. Подпрограмма "Экологическая литература для населения".

8.

Исполнители

Учебно-методические, образовательные государственные и муниципальные, научные и общественные организации, учреждения культуры и предприятия Ханты-Мансийского автономного округа.

9.

Объемы и источники финансирования

Общие затраты на реализацию Программы 1996-2000 годы составляют 18.0 млрд.рублей, в том числе:

- экологический фонд округа: 8.0 млрд.рублей;
- бюджетные средства: 5.0 млрд.рублей;
- средства территориальных экофондов: 5.0 млрд.рублей;

Затраты на реализацию Программы в 1997 году составят 6.62 млрд.рублей, в том числе:

- экологический фонд округа: 2.15 млрд.рублей;
- внебюджетные источники: 1.05 млрд.рублей;
- бюджет округа, городов и районов: 0.91 млрд.рублей;
- средства территориальных экологических фондов: 2.51 млрд.рублей.

10.

Ожидаемые конечные результаты

1. Формирование нормативно-правовой и законодательной базы системы ВНЭОН в регионе.
2. Определение экономических механизмов саморазвития системы ВНЭОН.

. Развитие элементов организационной инфраструктуры системы ВНЭОН в регионе.

4. Получение всесторонней научно-обоснованной информации об экологической, социально-экономической ситуации и здоровье населения в регионе.
5. Создание системы кадрового обеспечения экологического образования населения в регионе.
6. Обеспечение достаточной экологической информированности населения и формирования экологического сознания масс, а также их активного участия в процессе перехода региона на модель устойчивого развития.

11.

Система организации контроля

Контроль за реализацией Программы в Ханты-Мансийском автономном округе возлагается на окркомприроды и его территориальные комитеты.


II. Проблемы экологического образования в округе и необходимость их решения


Возникновение экологических проблем обусловливается, прежде всего, социально-экономическими факторами, и поэтому их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде. Речь идет о новом пути экологически безопасного и устойчивого развития общества, когда общественное экологическое сознание (как средство социального воздействия) при нормальном функционировании всех механизмов социального контроля обеспечивает приоритетность благоприятного качества окружающей среды.

Экология, как понятие, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Поэтому формы экологического образования должны соответствовать потребностям, интересам и ценностям различных возрастных групп с учетом их социально-профессиональной ориентации. Оно должно адаптироваться к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека, а также учитывать региональные, национальные и конфессиональные различия.

По своим конечным целям и функциям экологическое образование является учебной практикой, неизбежно связанной с социальной жизнью общества. Оно может быть эффективным лишь в том случае, если все члены общества - учащиеся, студенты, трудящиеся, специалисты, работники системы управления и руководители - будут участвовать в меру своих возможностей в решении сложных и требующих объединения усилий задач улучшения отношений между людьми и окружающей их средой. Это может быть выполнено лишь тогда, когда люди станут действовать в соответствии с принципами полученного ими экологического образования, осознавая свою роль и ответственность в процессе перехода России на модель экологически безопасного устойчивого развития.

Какова социально-экономическая ситуация в округе и состояние экологического образования населения?

На территории округа добывается более половины нефти в Российской Федерации, зачастую несовершенными технологиями, что привело к резкому ухудшению окружающей среды и здоровья населения. К неблагоприятным экологическим факторам, снижающим безопасность жизнедеятельности населения и имеющим антропогенное происхождение, можно отнести:

- загрязнение атмосферного воздуха, водоемов и почв канцерогенными, токсичными веществами, обусловленными промышленной деятельностью нефтедобычи, что приводит к эволюционным процессам в природных экосистемах;

- неудовлетворительное развитие в населенных пунктах объектов инфраструктуры, обеспечивающих санитарные нормы проживания;

- неудовлетворительная обеспеченность продуктами питания и высокая стоимость прожиточного минимума;

- значительное увеличение автотранспорта в городах и крупных населенных пунктах, работа которого приводит к локальным превышениям ПДК по оксидам углерода, азота, серы, тяжелым металлам и канцерогенным продуктам;

- снижение лесистости территории (40 %) в результате пожаров и вырубки лесов, что приводит к снижению кислорода в атмосфере и развитию гипоксии у населения.

Перечисленные факторы, действие которых усиливается неблагоприятным климатом, приводят к высокой заболеваемости населения и снижению средней продолжительности жизни.

Другой важной социально-экологической особенностью региона является резкое ухудшение среды проживания и социальной защищенности коренных малочисленных народов (ханты, манси, ненцы). Значительное сокращение территории для традиционного уклада жизни и несовершенная в недавнем прошлом политика в отношении этих народов поставили их на грань вымирания.

Уровень экологического образования населения в округе, как и по России в целом, можно охарактеризовать как совершенно недостаточный. Связанно это с тем, что развитие науки и образования в округе резко отставало от развития нефтегазового комплекса. Самому старому вузу в округе всего 5 лет. На всех уровнях образования ощущается недостаток профессиональных кадров, особенно в области экологического образования.

В последние 3 года ситуация с кадрами обеспечения экологического образования меняется к лучшему. В учебных заведениях округа на постоянной основе сейчас работают 3 доктора наук и 10 кандидатов наук, свыше 20 сотрудников учебных заведений учатся в аспирантуре по специальностям экологической направленности. Поддержка экофондом учебных структурных подразделений экологического профиля даст возможность быстро решить проблемы кадрового, материально-технического и учебно-методического обеспечения программы ВНЭОН в округе. Разработка и реализация программы ВНЭОН в округе могут и должны быть профессионально и эффективно решены местными кадрами, а не учеными из столиц, слабо разбирающимся в социально-экономической и экологической особенностях региона.

В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования населения в округе должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта и туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов и профессиональных союзов. При этом, с целью повышения уровня экологического образования до современных требований и создания на этой основе адекватной экологической ситуации в регионе, необходима стройная система непрерывного экологического образования, охватывающая все группы активной части населения, деятельность которой непосредственно связана с воздействием на окружающую среду. К ним относятся:

1. Должностные лица органов государственного и местного самоуправления, начальники управлений городской и районной администраций.

2. Муниципальные служащие: начальники отделов администраций городов и районов.

3. Актив территориальных органов общественного самоуправления.

4. Специалисты муниципальных служб жилищно-коммунального хозяйства.

5. Работники государственных и природоохранных органов.

6. Работники дошкольных учреждений, учителя школ, преподаватели среднего -специального и высшего образования.

7. Руководители и специалисты малых форм бизнеса.

8. Специалисты производственных предприятий.

9. Владельцы авто, - мото, - и водомоторных видов транспорта.

На уровне принятых законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня общественного экологического сознания данных групп населения. Приоритетность экологического образования официально закреплена Конституцией РФ, Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", Указом Президента РФ от 04.02.94 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

Однако отсутствие реальной нормативно-правовой базы механизма реализации Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", неразвитость материально-технической базы, несоответствие финансового и информационного обеспечения всеобщего непрерывного экологического образования населения не позволяет сегодня преодолеть в полной мере существующие отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании.

III. Цели и задачи

Цель региональной программы: организовать и реализовать всеобщее непрерывное экологическое образование населения (ВНЭОН) Ханты-Мансийского автономного округа с учетом социально-экономической ситуации в регионе.

Задачами Программы, на первом этапе до 2000 года, в формировании системы ВНЭОН являются: обеспечение нормативно-правовых, организационных, научно-методических, информационных компонентов и подготовки кадров в системе экообразования.

IV. Комплекс программных мероприятий на период 1997-2000 годов

NN

Программные

Годы реализации

Испол

Финансирование

Ожидаемый

пп

мероприятия

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

нитель

результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Нормативно-правовое обеспечение системы ВНЭОН.

1.1.

Нормативный акт о переподготовке учителей биологов, географов по специальности эколог

+

ГУО

экофонд округа, бюджет окружного и местного уровня

постановление Губернатора округа

1.2.

Нормативный акт об обязательной организации на кафедрах естествознания и экологии вузов Ханты-Мансийского автономного округа курсов по переподготовке учителей - экологов

+

ректоры вузов

экофонд округа, межгоррайонные фонды

распоряжение Губернатора округа

1.3.

Нормативный акт об обязательном предоставлении аналитических данных о состоянии окружающей среды и эксплуатации природных комплексов и природных ресурсов для образовательных целей

+

+

Окрком
при-
роды

экофонд округа

постановление Губернатора округа

1.4.

Нормативный акт о привлечении представителей коренной национальности к обучению по программе "Эколог - наблюдатель" в области народного мониторинга окружающей среды

+

+

НИИ
ВОУН

Комитет по делам малочис-ленных народов Севера, экоотде-лы нефтянных предприятий

постановление Губернатора округа

1.5

Нормативный акт об обязательном дополнительном экологическом образовании кадров управления и производства

+

Окрком
при-
роды

местные экофонды и бюджеты

постановление Губернатора округа

1.6.

Разработка экономического механизма стимулирования экологического образования в сфере производства

+

+

Окрком
при-
роды

средства предприятий

проект

1.7.

Подготовка проекта закона об экологическом образовании в округе на основе перечисленных нормативных актов

+

+

Окрком
при-
роды

окружной бюджет

проект закона

2. Организация системы управления ВНЭОН

2.1.

Создание структуры модели системы ВНЭОН в округе

+

Окрком
при-
роды

экофонд
округа

модель
ВНЭОН

2.2.

Формирование сети региональных центров экологического образования на основе имеющегося потенциала природоохранных органов, учреждений культуры и образования

+

+

+

+

г.Сургут
(госуни-
верситет и
педин-
ститут)
Ханты-
Мансийск
(фак-
т ЭПТПС
ТСХА)
г.Нижне
вартовск
(пед
институт и колледж)

экофонды, бюджеты, хозрасчет

действующие
центры

2.3.

Создание экологообразовательных площадок

+

+

факультет ЭПТПС
ТСХА
(п.Шапша)

экофонд округа, окружной и местные бюджеты

действующие
экологоо
бразова
тельные площадки

2.4.

Работа над созданием системы контроля эффективности экологического образования округа

+

+

Окрком
при-
роды, ГУО

система
контроля
эффективности

2.5.

Работа над организацией инновационного менеджмента и системой маркетинга эколого-образовательных услуг и научно-методической продукции

+

+

+

ГУО, экологи
ческие центры

внебюд
жетные,
хозрас
четные источники

информационный и научно-
методический
материал

3. Информационное обеспечение системы ВНЭОН

3.1.

Создание региональной автоматизированной информационно-поисковой системы "Экообразование"

+

+

+

Ханты-
Мансийск
(СЮН),
г.Сургут (госуни
верситет) г.Нижне
вартовск (педи
нститут

окружной и местные экофонды

сеть информационных центров

3.2.

Разработка программы и формирование регионального банка данных в области экологического образования населения

+

+

+

+

учреж
дения образо
вания

местные бюджеты

архив, видеотека и др. материалы

3.3.

Информационное обеспечение системы дистанционного экологического образования населения

+

+

+

+

СЮН

окружной и местные бюджеты

информационный материал

3.4.

Создание центра региональной информационной системы в области экообразования с выходом в систему "Интернет"

+

+

+

экоцентры округа

экофонд округа

действующий центр

4. Научно-методическое обеспечение системы ВНЭОН

4.1.

Научные исследования для поддержки уровней и направлений экологического образования

4.1.1

Организация сети НИИ стационаров на базе особоохраняемых территорий в округе для проведения экологического мониторинга и осуществления научно-методических разработок для экообразования населения

+

+

+

+

админи
страции
округа и
районов,
природо
охранные комитеты и службы
округа

окружной и местные бюджеты, экофонды округа и городов

действующий экологический мониторинг природных экосистем

4.1.2

Изучение урбанизированных экосистем для учебно-методического обеспечения экообразования населения в ВУЗах и послевузовском образовании

+

+

+

+

НИИ, вузы

окружной и местные бюджеты, экофонды округа и городов

улучшение экологии городов и поселков округа

4.1.3

Проведение эколого-валеологических исследований для целей экообразования

+

+

+

кафедры вузов
округа

окружной и местные бюджеты, экофонды округа и городов

информация об условиях проживания населения округа

4.1.4

Разработка концепции базисной экологической составляющей системы дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования

+

+

рабочая группа, специа
листы
вузов

экофонд округа

программный материал

4.1.5

Разработка новых педагогических методов и подходов, а также моделей дистанционного экообразования

+

+

+

+

рабочая группа, специа
листы
вузов

экофонд округа

программный материал

4.2.

Разработка учебно-методических материалов в области экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования

+

+

+

+

4.2.1

Разработка учебных программ, дисциплин в школах, вузах и для послевузовского образования с учетом базисной экологической составляющей

+

+

ГУО,
учреж
дения
образо
вания

бюджеты округа и районов

учебные программы

4.2.2

Создание научно-методической и учебно-методической литературы для всех уровней экологического образования населения

+

+

+

+

ГУО, вузы

бюджеты округа и районов, экофонды

учебные пособия

4.2.3

Разработка учебных компьютерных программ и методического обеспе-чения дистанционного экообразования

+

+

+

ГУНО, ВУЗы

бюджеты округа и районов

информацион-
но-компьютерные системы

5. Кадровое обеспечение системы.

5.1.

Создание системы кадрового обеспечения

5.1.1

Восстановить кафедру естествознания и экологии в ИПК ПК округа и содействовать развитию кафедр экологического и природоохранного профиля в вузах округа

+

+

ГУО, вузы

бюджеты округа и районов

подготовка квалифициро-
ванных специалистов

5.1.2

Организация лицензионной подготовки кадров в области экологии и рационального природопользования согласно существующим образовательным стандартам

+

+

+

+

ГУО,
учебные заведения

бюджеты округа и районов

кадры для экообразования

5.1.3

Формирование сети и обеспечение работы центров повышения квалификации и переподготовки кадров для всех уровней экообразования населения

+

+

+

+

ГУО,
админи
страции городов,
вузы

бюджеты округа и районов

повышение квалификации

5.1.4

Организация полготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру на кафедрах экологического профиля вузов округа

+

+

+

+

ГУНО, ВУЗы

бюджеты
округа и
районов

подготовка специалистов

5.2.

Организация и развитие системы обмена опытом в области экообразования

5.2.1

Организация научно-практических конференций, симпозиумов по проблемам экологического образования населения

+

+

+

ГУНО, ВУЗы

бюджеты округа и районов

обмен опытом

5.2.2

Организация студенческих научно-практических конференций по инновационным методам экообразования

+

+

+

ГУО,
комите-
ты по
делам
молодежи

бюджеты
округа и
районов

обмен опытом

5.2.3

Организация олимпиад (городских, региональных)для старшеклассников по экологии и биологии

+

+

+

ГУО, вузы, СЮН, ДЭЦ

бюджеты
городов и
районов, эко-
фонды
округа и
районов

обмен опытом

5.2.4

Организация региональных и окружных выставок работ и проектов по экологическим проблемам округа

+

+

+

ГУО, вузы, Комитет по делам молодежи

бюджеты городов и районов, экофонды округа и районов

обмен опытом

6. Развитие форм и методов экообразования населения

6.1.

Организация экологического образования

ГУО, вузы, Комитет по делам молодежи

бюджеты горо-
дов и районов, экофонды округа и районов

формирование экологического сознания населения

6.1.1

Создание модели экологического воспитания и образования на территории округа, города, микрорайона, а также на базе особо охраняемых природных территорий (на конкурсной основе)

+

+

ГУО, вузы, Комитет по делам молодежи

Экофонды округа городов и районов

модель эковоспитания

6.1.2

Создание базовых экологопросветительских полигонов для проведения летних экологических практикумов учащихся и студентов

+

+

СЮН, ДЭЦ, пед-
институт г.Ниж-
невартов-
ска (ле-
сопарковая
зона "Церковная грива")

бюджеты округа, городов, районов

повышение и закрепление экознаний

6.1.3

Содействие городским и поселковым библиотекам в приобретении литературы экологического профиля

+

+

+

+

Управление культуры

бюджеты и экофонды округа и районов, городов

экологическая информация населения

6.1.4

Освещение форм, методов экологического воспитания и просвещения населения средствами массовой информации

+

+

+

+

Телерадио
компания
"Югория", местные РТВ

бюджеты и экофонды округа и районов, городов

экологическая информация населения

6.1.5

Создание региональных экологических газет и журналов

+

+

админи
страции городов и районов

бюджеты и экофонды округа и районов, городов

экологическая информация населения

6.1.6

Развитие разнообразных форм просветительской работы в области экологии среди населения

+

+

+

+

Управление куль-
туры, Комитет по физкультуре и спорту, природо-
охранные службы, Комитет по делам молодежи

бюджеты и экофонды округа и районов, городов

экологическая информация населения

6.2.

Организация системы обязательной экологической подготовки кадров управления и производства

админи
страции горо
дов и рай-
онов, комитеты по охране окруж-
ающей среды, вузы

бюджеты и экофонды округа и районов, городов

повышение квалификации

6.2.1

Разработка учебных программ экологической подготовки кадров управления и производства в бюджетных и внебюджетных сферах экономики

+

+

вузы, экофонды городов, районов

экофонд округа, бюджеты горо-дов и районов

повышение квалификации

6.2.2

Проведение экологической подготовки кадров управления и производства

+

+

+

+

вузы, экоцентры

средства предпри
ятий

повышение квалификации

7. Международное сотрудничество в области экообразования населения

7.1.

Развитие международного сотрудни-чества в области экообразования населения

7.1.1

Участие экологических образователь-ных структур округа в международных программах по экообразованию

+

+

+

+

ГУО, вузы

бюджеты округа и районов, эко-
фонды, внебюд-
жетные средства

обмен опытом

7.1.2

Анализ обощения и внедрения между-народного опыта по экообразованию населения с учетом социально-экономической и экологической ситуации в округе

+

+

+

+

учебные заведения

бюджеты округа и районов, эко-
фонды, внебюд-
жетные средства

совершенство-
вание экообра-
зования населения

7.1.3

Использование зарубежных и международных программ и проектов для пропаганды экологических знаний и экологического сознания населения округа

+

+

+

+

окрком
природы, комитеты по ох-
ране окружающей среды, по делам молодежи

бюджеты округа и районов, эко-фонды, внебюд-
жетные средства

развитие форм и пропаганды знаний

7.2.

Обеспечение международного сотрудничества в области экообразования

+

+

+

+

окружная и районная админи
страции

_ " _

реализация международ-
ных контактов

8. Экологическая литература для населения

8.1.

Приобретение и издание научно-популярной и справочной экологической литературы для населения

+

+

+

+

ГУО

8.2.

Приобретение и создание аудио-видео-материалов, компьютерных программ, игр экологической направленности

+

+

+

+

ГУО

V. Объемы и источники финансирования Программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

N

Источник

1007 год.

ИТОГО (1996-2005 годы)

п/п

финансирования

млн.руб

I этап 1996-2000 годы

II этап 2001-2005 годы

1

2

3

4

5

1.

Экологический фонд округа

2,15

8,0

5,0

2.

Экологические фонды городов и районов

2,51

5,0

3,0

3.

Внебюджетные источники

1,05

-

2,0

4.

Окружной бюджет, бюджеты городов и районов

0,91

5,0

10,0

ИТОГО:

6,62

18,0

20,0


VI. Управление и механизм реализации Программы


1. Государственный комитет по охране окружающей среды Российской Федерации (государственный заказчик) обеспечивает реализацию Программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для Федеральных государственных нужд".

2. Текущее управление реализацией программных мероприятий в России осуществляется Научным и учебно-методическим центром Госкомэкологии России, на который возлагаются функции Дирекции Программы, а также координаторами разделов Программы, назначенными из членов Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения Российской Федерации.

3. Заказчиками Программы на региональном уровне являются территориальные органы Госкомэкологии России (Комитет по охране окружающей среды, Администрация Ханты-Мансийского автономного округа).

4. Функции Наблюдательного совета за реализацией программы в Ханты-Мансийском автономном округе осуществляет Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения, исполняющая функции Субдирекции Программы.

Субдирекция Программы округа является исполнительным органом, который на конкурсной основе среди исполнителей формирует проекты планов мероприятий Программы и выносит их на рассмотрение Межведомственного совета. В соответствии с планами мероприятий распределяет между исполнителями заданий Программы средства, направляемые на оплату работ регионального уровня и контролирует их целевое использование.

Субдирекция Программы обеспечивает:

- нормативно-правовое, научно-методическое, информационное и организационное сопровождение выполнения мероприятий Программы;

- определение годовых исполнителей проектов и тем, осуществляет их финансирование на контрактной основе за счет средств, привлеченных на реализацию Программы из разных источников;

- утверждение технических заданий по отдельным проектам и контроль за ходом выполнения заданий и показателей по срокам, содержанию, финансовым затратам и потребным ресурсам;

- приемку работ по разделам Программы и организует внедрение результатов в СВНЭОН.

Реализация Программы осуществляется на основе региональных контрактов (договоров) на закупку продукции для региональных нужд, заключаемых Субдирекцией Программы на основе генерального соглашения с государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.

Управление реализацией мероприятий, предусматривающих финансирование на региональном уровне за счет средств субъектов Российской Федерации, осуществляется в аналогичном порядке на основе соглашения между Госкомэкологией и администрациями субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы осуществляется силами учебно-методических и образовательных учреждений, учреждений культуры и общественных и государственных экологических организаций, средств массовой информации, находящихся в окружном ведении, а также создаваемых в рамках Программы организационных структур СВНЭОН.

VII. Социально-экономический эффект


В результате реализации окружной Программы предусматривается к 2005 году в рамках организационно-обеспеченной управляемой СВНЭОН создать условия максимального воздействия на общественное сознание и постоянное повышение уровня экологической культуры населения в процессе перехода региона на модель устойчивого развития.

Реализация Программы позволит получить ощутимый социально- эколого-экономический эффект, выражаемый как в сокращении прямых и косвенных экономических потерь общества, так и в улучшении состояния среды обитания и здоровья населения в округе. Программа обеспечит значительную экономию финансовых ресурсов через объединение усилий и устранение дублирования деятельности учреждений науки и образования, культуры и других заинтересованных организаций на региональном уровне для решения приоритетных проблем экологического образования населения, привлечение необходимого дополнительного финансирования и повышение отдачи инвестируемых в экологическое образование населения средств.

Приложение. Смета расходов по блокам Программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа" на 1997 год

Приложение
к постановлению Губернатора округа
от 25.02.97 N 88


 

N

Название проекта

Заявитель

Исполнитель

Место

Экологические

Цель,

Объемы финансирования на 1997 год

п/п

реализации проекта

проблемы, решаемые проектом

обоснование и график реализации проекта

эко-
фонд окру-га

экофонды городов и районов

бюд-
жет окру-
га горо
-дов и рай-в

вне-
бюд-
жет. источники

всего млн.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Разработка проекта программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

Хантымансийскокркомприроды

рабочая группа по договору

территория округа, г.Ханты-Мансийск, г.Сургут, г.Нижневар-товск

создание системы всеобщего непрерывного экологического образования и просвещения населения

Закон РФ "Об охране окружающей среды", постановление Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 "О мерах по улучшению экообразования 1997-2000 гг.", постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 25.10.96 N 364

100

100

1. Нормативно-правовое обеспечение системы ВНЭОН

1.1.

разработка региональных законодательных актов в области экологического образования кадров управления и производства

Ханты-мансийскоргком-
природы, Администрация округа

рабочая группа по договору

территория округа

Обеспечение эколо-
гического образо-
вания всех слоев на-
селения, его содер-
жание и обязан-
ность, стимулирова-
ние к приобретению экологических зна-
ний производствен-
ных кадров

11-97

5

20

20

45

1.2.

разработка экономичес-кого механизма стиму-лирования экологичес-кого образования

- " -

- " -

- " -

- " -

- " -

15

20

20

55

2. Организация системы управления ВНЭОН

2.1.

создание региональных центров экологичес-
кого образования

- " -

факультет
ЭТПС, гос-
университет, пединститут, колледж

г.Ханты-Мансийск, г.Сургут, г.Нижневар-товск

обеспечение экологической переподготовки кадров управления и производства

в течение 1997 года

300

400

200

300

1200

2.2.

создание экспериментальных площадок экообразования для школьников

шк. N 11, шк. N 4, Федоровская школа

г.Ханты-
Мансийск, г.Сургут

апробирование и внедрение новых программ по экообразованию школьников

V-97

- " -

100

100

50

250

3. Информационное обеспечение системы ВНЭОН

3.1.

создание открытого эко-
логического университе-
та с участием средств массовой информации и телекоммуникаций

Хантыман-
ский окр-
комприроды Администрация округа

телерадио-
компания "Югория"

г.Ханты-Мансийск

просвещение и экообразование населения

в течение года

20

50

50

50

170

3.2.

создание телерадиопро-
грамм по системе экологического образования с участием средств массовой информации

ГУО

Станция юных натура
-листов, гос
-университет,
пединститут

г.Ханты-Мансийск, г.Сургут, г.Нижневар-товск

обеспечение развития дистанционных форм обучения

снизить финансовые расходы и трудозатраты на поиск новых методик, программ, дидактических и интерактивных средств обучения

105

400

100

50

655

3.3.

создание регионального и межрегионального банка данных в области экологического образования

- " -

- " -

- " -

- " -

- " -

105

300

50

455

3.4.

подготовка доклада по результатам года по экологич. образованию в округе

окружной экофонд

ГУО, окркомпри-
роды

г.Ханты-Мансийск

анализ обеспечения системы ВНЭОН

- " -

4.

Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение системы ВНЭОН

ГУО

высшее учебное заведение

г.Ханты-Ман-сийск, г.Сургут, г.Нижневартовск

комплексное обеспечение на основе научных исследо-ваний учебными пособиями

- " -

50

400

50

250

750

4.1.

разработка концепции базовой экологической составляющей в учебных программах дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования

ГУО

НИИ, вузы округа

по договору

обеспечение системы экообразования

35

-

-

-

35

4.2.

издание учебно-методической литературы по экологии для системы ВНЭОН

ГУО, окркомпри-роды

учебные экоцентры, вузы округа

гг.Урай, Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск

обеспечение специ-
альной литературой всех учебных прог-
рамм по экообразо-
ванию и просве-
щению масс

- " -

300

70

200

570

5. Кадровое обеспечение системы ВНЭОН

5.1.

организация системы подготовки и переподготовки кадров в области непрерывного экологического образования: дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского (повышение квалификации)

Окркомпри-
роды, ГУО

учреждения образования

гг.Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск

обеспечение, подготовка специализирован-
ных педкадров

1997 г. постановление Минобра-
зования РФ от 30.03.94 N 4/1-6

300

100

100

100

600

5.2.

организация подготовки и переподготовки (повышение квалификации) кадров в области охраны окружающей среды

Хантыман-
сийскокр-
комприроды

учреждения образования

Экологический центр переподготовки кадров Госкомэкологии

повышение квалификации кадров комитетов охраны природы

1997 г. приказ Минприроды от 19.07.96 N 333

180

100

280

5.3.

организация ежегодных конференций, семинаров, симпозиумов по обмену опытом в области экообразования

ГУО, окркомпри-
роды

окрком-
природы, учрежде-
ния образова-
ния, СЮН

гг. Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск

осуществление обмена опытом по проблемам экообразования

постановление Минобразования РФ от 30.03.94 N 4/1-6

30

20

50

6. Развитие форм и методов экологического образования населения

6.1.

создание модели экологического воспитания, обучения на территории города, микрорайона, поселка на базах особоохраняемых территорий (на конкурсной основе)

Администрация округа, окркомпри-роды

горрайадми-
нистрации, межрайгор-
комитеты по охране окружающей среды

территория округа

повышение экологического сознания масс

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" с V-VI 1997 года

35

50

50

6.2.

организация общественных экологических лекториев, открытых университетов для образования и просвещения населения округа с помощью средств массовой информации

Комитеты по кинофикации, средствам массовой информации и полиграфии, Управление культуры

Газета "Новости Югры", РГТРК "Югория", окружная библиотека

территория округа

- " -

в течение года

80

50

30

50

210

6.3.

создание базовых эколо-
гопросветительских по-
лигонов для проведения летних экологических практикумов учащихся и студентов

ГУО

факультет
ЭТПС ТСХА, пединститут

гг. Хавнты-Мансийск, Нижневартовск

формирование практических навыков по экологическому мониторингу

Закон РФ
"Об охране окружающей природной среды"
ст.75

200

200

100

50

550

6.4.

организация конкурсов на экологическую тематику

ГУО

учреждения образования округа

территория округа

- " -

- " -

50

100

150

7.

Международное сотрудничество

7.1.

участие в международных программах по экологическому образованию

ГУО, Адми-нистрация округа, окр-комприроды

межрай
горкомитеты по ох
-ране окружа-
ющей среды

постановление Правительства от 03.11.94 N 1208

10

10

10

30

7.2.

развитие контактов и программ обмена кад-
рами с анализом, обоб-
щением и внедрением международного опыта по экообразованию населения

Администрация округа, ГУО, окркомприроды

методические отделы

- " -

- " -

- " -

30

20

30

80

8.

Подпрограмма "Эколо-гическая литература для населения"

8.1.

приобретение учебно-методической литера-туры по экологии для системы ВНЭОН

ГУО, окркомприроды

издательство "Россия"

- " -

- " -

- " -

100

100

100

300

ИТОГО:

2150

2510

910

1050

6620


Объемы финансирования по блокам программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа" на 1997 год

N

1997 год млрд.рублей 1997-2000 гг. млрд.рублей

п/п

Мероприятия

эко-
фонд округа

экофон-
ды городов и рай-в

внебюд
жетные источники

окруж
ной бюд-
жет

эко-
фонд округа

эко
фонды го-
родов и рай-в

внебюд
жетные
источ-
ники

окружной бюд-
жет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Нормативно-правовое обеспечение системы ВНЭОН

0,12

0,04

-

0,04

2.

Организация системы управления ВНЭОН

0,4

0,5

0,3

0,25

3.

Информационное обеспечение системы ВЭНОН

0,23

0,75

0,1

0,2

4.

Научно-методическое обеспечение системы ВНЭОН

0,385

0,47

0,45

0,05

5.

Кадровое обеспечение системы ВНЭОН

0,51

0,22

0,1

0,1

6.

Развитие форм и методов экологического образования населения

0,365

0,4

0,1

0,13

7.

Международное сотрудничество в области экообразования

0,04

0,03

-

0,04

8.

Подпрограмма "Эколитература"

0,1

0,1

-

0,1

ИТОГО:

2,15

2,51

1,05

0,91

Об утверждении программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа" (утратило силу на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 31.12.03 N 231)

Название документа: Об утверждении программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа" (утратило силу на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 31.12.03 N 231)

Номер документа: 88

Вид документа: Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Принявший орган: Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Статус: Недействующий

Опубликован: Сборник постановлений и распоряжений Губернатора автономного округа N февраль 1997 года от 28.02.1997
Дата принятия: 25 февраля 1997

Дата начала действия: 25 февраля 1997
Дата окончания действия: 24 января 2004