Недействующий


ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 1997 года N 88

Об утверждении программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа от 31 декабря 2003 года N 231

____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 “О мерах по улучшению экологического образования населения” и с целью скоординированности усилий всех заинтересованных организаций в области экологического образования населения в Ханты-Мансийском автономном округе:

1. Утвердить программу “Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа” до 2000 года (программа прилагается).

2. Государственному комитету по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (В.А.Долингер) обеспечить лицензирование в сфере экологического обучения, повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров управления и производства юридическим лицам на всей территории округа согласно приказу Минприроды РФ от 18.06.96 N 282 “О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды”.

3. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных образований округа, председателям советов экологических фондов рассмотреть возможность долевого участия в финансировании программы в 1997 году и последующие годы (смета прилагается).

4. Заместителям Главы Администрации автономного округа Л.И.Калашникову и Г.С.Корепанову обеспечить в 1998 году подготовку проекта окружного Закона “Об экологическом образовании в Ханты-Мансийском автономном округе”.

5. Опубликовать программу “Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа” в средствах массовой информации.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителей Главы Администрации округа Л.И.Калашникова и Г.С.Корепанова.

Губернатор автономного округа
 А.В.Филипенко


Приложение
 к постановлению Губернатора
 от 25.02.97 N 88

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Межведомственная комиссия по экологическому образованию населения

ПРОГРАММА
"Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

            

Исполнители:

     

Титов Ю.В. - доктор биологических наук

Еськов М.В. - доктор биологических наук

Бардин Г.И. - кандидат геофизических наук

Черкасова А.Г. - кандидат биологических наук

Захарова Л.С. - гл.специалист окркомприроды

г.Ханты-Мансийск, 1997 год

I. Паспорт программы "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

N п/п

Показатели

Содержание показателей

1.

Наименование

Программа "Экологическое образование населения Ханты-Мансийского автономного округа"

2.

Основание для разработки

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", постановление Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения"

3.

Государственный заказчик

Минприроды РФ (Госкомэкологии), территориальные комитеты по охране окружающей природной среды, Администрация округа

4.

Основные разработчики

Межведомственная комиссия (Координационный совет) по экологическому образованию населения Ханты-Мансийского автономного округа

5.

Цели и задачи

Создание системы всеобщего непрерывного экологического образования населения. Формирование законодательных нормативно-правовых, организационных, научно-методиче-ских и информационных компонентов всеобщего непрерыв-ного экологического образования населения (ВНЭОН)

6.

Сроки и этапы

1996-2005 годы: первый этап - 1996-2000 годы; второй этап - 2000-2005 годы.

7.

Основные программные мероприятия и подпрограммы

1. Нормативно-правовое обеспечение ВНЭОН.
2. Организация системы управления ВНЭОН.
3. Информационное обеспечение системы ВНЭОН.
4. Научно-методическое обеспечение системы ВНЭОН.
5. Кадровое обеспечение системы ВНЭОН.
6. Развитие форм и методов экологического образования населения.
7. Международное сотрудничество в области экологического образования населения

8. Подпрограмма "Экологическая литература для населения".

8.

Исполнители

Учебно-методические, образовательные государственные и муниципальные, научные и общественные организации, учреждения культуры и предприятия Ханты-Мансийского автономного округа.

9.

Объемы и источники финансирования

Общие затраты на реализацию Программы 1996-2000 годы составляют 18.0 млрд.рублей, в том числе:

- экологический фонд округа: 8.0 млрд.рублей;
- бюджетные средства: 5.0 млрд.рублей;
- средства территориальных экофондов: 5.0 млрд.рублей;

Затраты на реализацию Программы в 1997 году составят 6.62 млрд.рублей, в том числе:

- экологический фонд округа: 2.15 млрд.рублей;
- внебюджетные источники: 1.05 млрд.рублей;
- бюджет округа, городов и районов: 0.91 млрд.рублей;
- средства территориальных экологических фондов: 2.51 млрд.рублей.

10.

Ожидаемые конечные результаты

1. Формирование нормативно-правовой и законодательной базы системы ВНЭОН в регионе.
2. Определение экономических механизмов саморазвития системы ВНЭОН.

  

  

. Развитие элементов организационной инфраструктуры системы ВНЭОН в регионе.

4. Получение всесторонней научно-обоснованной информации об экологической, социально-экономической ситуации и здоровье населения в регионе.
5. Создание системы кадрового обеспечения экологического образования населения в регионе.
6. Обеспечение достаточной экологической информированности населения и формирования экологического сознания масс, а также их активного участия в процессе перехода региона на модель устойчивого развития.

11.

Система организации контроля

Контроль за реализацией Программы в Ханты-Мансийском автономном округе возлагается на окркомприроды и его территориальные комитеты.



II. Проблемы экологического образования в округе и необходимость их решения


Возникновение экологических проблем обусловливается, прежде всего, социально-экономическими факторами, и поэтому их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде. Речь идет о новом пути экологически безопасного и устойчивого развития общества, когда общественное экологическое сознание (как средство социального воздействия) при нормальном функционировании всех механизмов социального контроля обеспечивает приоритетность благоприятного качества окружающей среды.

Экология, как понятие, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Поэтому формы экологического образования должны соответствовать потребностям, интересам и ценностям различных возрастных групп с учетом их социально-профессиональной ориентации. Оно должно адаптироваться к различным социально-экономическим и культурным условиям, особенностям жизни современного человека, а также учитывать региональные, национальные и конфессиональные различия.

По своим конечным целям и функциям экологическое образование является учебной практикой, неизбежно связанной с социальной жизнью общества. Оно может быть эффективным лишь в том случае, если все члены общества - учащиеся, студенты, трудящиеся, специалисты, работники системы управления и руководители - будут участвовать в меру своих возможностей в решении сложных и требующих объединения усилий задач улучшения отношений между людьми и окружающей их средой. Это может быть выполнено лишь тогда, когда люди станут действовать в соответствии с принципами полученного ими экологического образования, осознавая свою роль и ответственность в процессе перехода России на модель экологически безопасного устойчивого развития.

Какова социально-экономическая ситуация в округе и состояние экологического образования населения?

На территории округа добывается более половины нефти в Российской Федерации, зачастую несовершенными технологиями, что привело к резкому ухудшению окружающей среды и здоровья населения. К неблагоприятным экологическим факторам, снижающим безопасность жизнедеятельности населения и имеющим антропогенное происхождение, можно отнести:

- загрязнение атмосферного воздуха, водоемов и почв канцерогенными, токсичными веществами, обусловленными промышленной деятельностью нефтедобычи, что приводит к эволюционным процессам в природных экосистемах;

- неудовлетворительное развитие в населенных пунктах объектов инфраструктуры, обеспечивающих санитарные нормы проживания;

- неудовлетворительная обеспеченность продуктами питания и высокая стоимость прожиточного минимума;

- значительное увеличение автотранспорта в городах и крупных населенных пунктах, работа которого приводит к локальным превышениям ПДК по оксидам углерода, азота, серы, тяжелым металлам и канцерогенным продуктам;

- снижение лесистости территории (40 %) в результате пожаров и вырубки лесов, что приводит к снижению кислорода в атмосфере и развитию гипоксии у населения.

Перечисленные факторы, действие которых усиливается неблагоприятным климатом, приводят к высокой заболеваемости населения и снижению средней продолжительности жизни.

Другой важной социально-экологической особенностью региона является резкое ухудшение среды проживания и социальной защищенности коренных малочисленных народов (ханты, манси, ненцы). Значительное сокращение территории для традиционного уклада жизни и несовершенная в недавнем прошлом политика в отношении этих народов поставили их на грань вымирания.

Уровень экологического образования населения в округе, как и по России в целом, можно охарактеризовать как совершенно недостаточный. Связанно это с тем, что развитие науки и образования в округе резко отставало от развития нефтегазового комплекса. Самому старому вузу в округе всего 5 лет. На всех уровнях образования ощущается недостаток профессиональных кадров, особенно в области экологического образования.

В последние 3 года ситуация с кадрами обеспечения экологического образования меняется к лучшему. В учебных заведениях округа на постоянной основе сейчас работают 3 доктора наук и 10 кандидатов наук, свыше 20 сотрудников учебных заведений учатся в аспирантуре по специальностям экологической направленности. Поддержка экофондом учебных структурных подразделений экологического профиля даст возможность быстро решить проблемы кадрового, материально-технического и учебно-методического обеспечения программы ВНЭОН в округе. Разработка и реализация программы ВНЭОН в округе могут и должны быть профессионально и эффективно решены местными кадрами, а не учеными из столиц, слабо разбирающимся в социально-экономической и экологической особенностях региона.

В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования населения в округе должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта и туризма, научных учреждений, средств массовой информации, трудовых коллективов и профессиональных союзов. При этом, с целью повышения уровня экологического образования до современных требований и создания на этой основе адекватной экологической ситуации в регионе, необходима стройная система непрерывного экологического образования, охватывающая все группы активной части населения, деятельность которой непосредственно связана с воздействием на окружающую среду. К ним относятся:

1. Должностные лица органов государственного и местного самоуправления, начальники управлений городской и районной администраций.

2. Муниципальные служащие: начальники отделов администраций городов и районов.

3. Актив территориальных органов общественного самоуправления.

4. Специалисты муниципальных служб жилищно-коммунального хозяйства.

5. Работники государственных и природоохранных органов.

6. Работники дошкольных учреждений, учителя школ, преподаватели среднего -специального и высшего образования.

7. Руководители и специалисты малых форм бизнеса.

8. Специалисты производственных предприятий.

9. Владельцы авто, - мото, - и водомоторных видов транспорта.

На уровне принятых законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня общественного экологического сознания данных групп населения. Приоритетность экологического образования официально закреплена Конституцией РФ, Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", Указом Президента РФ от 04.02.94 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

Однако отсутствие реальной нормативно-правовой базы механизма реализации Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", неразвитость материально-технической базы, несоответствие финансового и информационного обеспечения всеобщего непрерывного экологического образования населения не позволяет сегодня преодолеть в полной мере существующие отрицательные тенденции в общественном экологическом сознании.

III. Цели и задачи

Цель региональной программы: организовать и реализовать всеобщее непрерывное экологическое образование населения (ВНЭОН) Ханты-Мансийского автономного округа с учетом социально-экономической ситуации в регионе.

Задачами Программы, на первом этапе до 2000 года, в формировании системы ВНЭОН являются: обеспечение нормативно-правовых, организационных, научно-методических, информационных компонентов и подготовки кадров в системе экообразования.

IV. Комплекс программных мероприятий на период 1997-2000 годов

NN

Программные

Годы реализации

Испол

Финансирование

Ожидаемый

пп

мероприятия

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

нитель

результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Нормативно-правовое обеспечение системы ВНЭОН.

1.1.

Нормативный акт о переподготовке учителей биологов, географов по специальности эколог

+

  

  

  

ГУО

экофонд округа, бюджет окружного и местного уровня

постановление Губернатора округа

1.2.

Нормативный акт об обязательной организации на кафедрах естествознания и экологии вузов Ханты-Мансийского автономного округа курсов по переподготовке учителей - экологов

+

  

  

  

ректоры вузов

экофонд округа, межгоррайонные фонды

распоряжение Губернатора округа

1.3.

Нормативный акт об обязательном предоставлении аналитических данных о состоянии окружающей среды и эксплуатации природных комплексов и природных ресурсов для образовательных целей

+

+

  

  

Окрком
при-
роды

экофонд округа

постановление Губернатора округа

1.4.

Нормативный акт о привлечении представителей коренной национальности к обучению по программе "Эколог - наблюдатель" в области народного мониторинга окружающей среды

+

+

  

  

НИИ
ВОУН

Комитет по делам малочис-ленных народов Севера, экоотде-лы нефтянных предприятий

постановление Губернатора округа

1.5

Нормативный акт об обязательном дополнительном экологическом образовании кадров управления и производства

+

  

  

  

Окрком
при-
роды

местные экофонды и бюджеты

постановление Губернатора округа

1.6.

Разработка экономического механизма стимулирования экологического образования в сфере производства

+

+

  

  

Окрком
при-
роды

средства предприятий

проект

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»