КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2011 года N 45

Об утверждении комплексной программы "Развитие жилищного строительства
в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы     

(с изменением на 6 июля 2012 года, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 241)          

          

В целях реализации протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 16 августа 2010 г. N ВП-П9-43пр "О развитии жилищного строительства" Коллегия Администрации Кемеровской области   п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области" на 2011 - 2015 годы.

2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по строительству) М.А. Макина.

(п.3 с изменением, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 241)          



 Губернатор
Кемеровской области
 А.М.Тулеев


Утверждена
постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 8 февраля 2011 г. N 45

Комплексная программа "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области"
на 2011-2015 годы

     

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

    

Наименование программы

Комплексная программа "Развитие жилищного строительства в Кемеровской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 16 августа 2010 г. N ВП-П9-43пр

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы
(позиция с изменением, внесенным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 241)          

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по строительству)  М.А.Макин

Разработчик Программы

Департамент строительства Кемеровской области

Цели Программы



Формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям современных стандартов качества, безопасности и энергоэффективности;

стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве;

поддержка платежеспособного спроса;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных федеральным законодательством и законами Кемеровской области;

обеспечение безопасных условий проживания граждан

Задачи Программы

Создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, с пороговым значением стоимости квадратного метра согласно приказу Минрегиона России;

увеличение объемов жилищного строительства, в том числе реализация проектов комплексного освоения и развития территорий;

развитие финансово-кредитных институтов рынка жилья, в том числе государственное стимулирование ипотечного жилищного кредитования;

создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

создание условий для развития сектора арендного жилья экономического класса;

создание условий реализации программы поддержки заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;

повышение устойчивости жилых домов в сейсмических районах и переселение граждан из жилых домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, а также из зон максимального риска;

обеспечение потребностей строительного комплекса основными строительными материалами, произведенными на внутреннем рынке региона;

повышение конкурентоспособности внутреннего рынка промышленности строительных материалов;

повышение качества кадрового потенциала и производительности труда в отрасли

Важнейшие целевые показатели Программы

Годовой объем ввода жилья (кв.м общей площади, жилых единиц), в том числе жилья экономического класса, малоэтажного и многоэтажного жилья;

обеспеченность населения жильем (кв. м общей площади на 1 человека, жилых единиц на 1000 жителей);

коэффициент доступности жилья для населения (лет);

доля семей, имеющих возможность приобрести жилье за счет собственных и заемных средств (в процентах);

доля объектов, обремененных ипотекой, в общем количестве сделок купли-продажи за период (в процентах);

количество выданных ипотечных жилищных кредитов (за год);

сумма выданных ипотечных жилищных кредитов (за год);

число семей, улучшивших жилищные условия;

доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде (процентов от общей площади жилищного фонда, процентов от числа жилых единиц в жилищном фонде);

создание жилищного фонда коммерческого использования в объемах, необходимых для обеспечения жильем заемщиков, на жилые помещения которых обращено взыскание, а также иных категорий граждан для временного проживания

Сроки реализации Программы

2011 - 2015 годы

Перечень подпрограмм

Подпрограммы:

"Обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных законодательством Кемеровской области" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;

"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период, включающей реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в части содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;

"Обеспечение жилыми помещениями участников федеральной подпрограммы" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;

"Обеспечение жильем молодых семей" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;

"Развитие ипотечного жилищного кредитования" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период;

"Комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства" в рамках долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период и долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения населения Кемеровской области" на соответствующий период

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах за счет всех источников финансирования - 148 906,8 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 27 176,5 млн.рублей;

2012 год - 28 964,2 млн. рублей;

2013 год - 29 639,7 млн. рублей;

2014 год - 30 598, 2 млн. рублей;

2015 год - 32 528,2 млн. рублей

Из общего объема:

средства областного бюджета - 13 251,8 млн. рублей,

в том числе по годам:

2011 год - 2 762,1 млн. рублей;

2012 год - 2 717,2 млн. рублей;

2013 год - 2 714,1 млн. рублей;

2014 год - 2 664,3 млн. рублей;

2015 год - 2 394,2 млн. рублей;

иные не запрещенные законодательством источники:

средства федерального бюджета - 12 331,6 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 2 975,7 млн. рублей;

2012 год - 2 905,4 млн. рублей;

2013 год - 3 063,1 млн.рублей;

2014 год - 1 844,6 млн. рублей;

2015 год - 1 542,9 млн. рублей;

средства местных бюджетов -

1 882,7 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 460,1 млн. рублей;

2012 год - 460,1 млн. рублей;

2013 год - 362,6 млн. рублей;

2014 год - 300,0 млн. рублей;

2015 год - 300,0 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 121 440,7 млн. рублей, в том числе по годам:  2011 год - 20 978,7 млн. рублей;

2012 год - 22 881,5 млн. рублей

2013 год - 23 500,0 млн. рублей;

2014 год - 25 789,3 млн. рублей;

2015 год - 28 291,2 млн. рублей;

из них средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 3 000,0 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 1 500,0 млн. рублей;

2012 год - 1 500,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):

рост жилищной обеспеченности с 21,3 кв. м на человека (в 2009 году) до 23,5 кв. м на человека;

обеспечение доступности приобретения жилья на уровне не ниже среднероссийского;

сохранение доли семей, имеющих возможность приобретения жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, не ниже 30 процентов;

достижение годового объема ввода жилья 0,60 кв. метра на человека;

увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономического класса, до 60 процентов;

улучшение жилищных условий 130 900 семей, в том числе по годам:

2011 год - 21 900 семей;

2012 год - 23 200 семей;

2013 год - 24 500 семей;

2014 год - 28 300 семей;

2015 год - 33 000 семей;

создание условий для улучшения демографической ситуации;

реализация эффективной миграционной политики;

снижение социальной напряженности в обществе;

наличие жилищного фонда коммерческого использования в объемах, необходимых для обеспечения жильем заемщиков, на жилые помещения которых обращено взыскание, а также иных категорий граждан для временного проживания

Организация контроля за выполнением Программы

Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области

I. Характеристика проблемы


В результате преобразований, проведенных на федеральном уровне, сформированы рыночные механизмы жилищной политики при сохранении государственных гарантий обеспечения жильем социально незащищенных и иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

Информация, характеризующая жилищный фонд, его техническое состояние, распределение по формам собственности и ввод в эксплуатацию, приведена в приложении N1 к Программе.

Успешной реализации государственной жилищной политики препятствует ряд нерешенных проблем:

отсутствие части документов территориального планирования и градостроительного зонирования в большинстве муниципальных районов, городских и сельских поселений, связанное с нехваткой средств местных бюджетов для разработки вышеуказанной документации (состояние разработки градостроительной документации и необходимый объем средств указаны в приложении N2 к Программе);

ограниченные возможности точечной застройки с использованием существующих инженерной, социальной и транспортной инфраструктур;

отсутствие сформированных и обеспеченных инженерной инфраструктурой площадок комплексной жилищной застройки;

сложность в получении кредитных ресурсов юридическими лицами в целях комплексного освоения земельных участков;

недостаточная платежеспособность населения, в том числе молодых семей;

отсутствие резерва снижения рыночной стоимости жилья (в приложении N3 к Программе приведены данные о стоимости строительства и рыночных ценах на рынке жилья в Кемеровской области);

высокая доля (4,7 процента) ветхого и аварийного жилья в общей площади жилого фонда (на 01.01.2010 - 2,8 млн. кв. м) (приложение N4 к Программе);

неудовлетворительные темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (срок ожидания в очереди - 10 лет);

высокий износ производственных мощностей промышленности строительных материалов, в первую очередь, машин и оборудования (характеристика промышленности строительных материалов Кемеровской области приведена в приложении N5 к Программе);

нехватка профессиональных подготовленных кадров, в первую очередь, среди рабочих специальностей, низкая производительность труда (характеристика трудового потенциала отрасли представлена в приложении N6 к Программе).

Кроме того, территория Кемеровской области находится в районе с расчетной сейсмической интенсивностью от 6 до 8 баллов. Сложные сейсмические условия усиливаются техногенным воздействием предприятий угольно-добывающей промышленности. Подземные выработки в непосредственной близости от населенных пунктов оказывают негативное влияние на безопасность проживания в городах - угольных центрах области. В ряде случаев решение данной проблемы возможно путем сейсмоусиления существующих зданий (г. Прокопьевск, г. Киселевск, г. Калтан, г. Осинники). Однако в некоторых поселениях необходимо строительство жилых домов с целью переселения граждан из зон максимального риска (г. Полысаево) или в случаях, когда реконструкция и сейсмоусиление объектов экономически нецелесообразно (г. Новокузнецк).

Оценка потребности и платежеспособного спроса населения

По результатам выборочного обследования населения городских округов потребность в улучшении жилищных условий по различным причинам (как объективного, так и субъективного характера) испытывает от 50 до 60 процентов населения (в зависимости от населенного пункта). Вместе с тем лишь 40 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют возможность приобрести жилье за счет собственных и заемных средств.

По данным Кемеровостата, по состоянию на 1 января 2010 г. 73 378 семей и одиноко проживающих граждан состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из них:

18 015 проживающих в ветхом и аварийном жилфонде;

9 738 молодых семей;

3 275 инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

2 133 многодетных семьи;

614 участников и инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним;

граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, - 573 человека;

граждан, подвергшихся воздействию радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, - 52 человека;

малоимущих граждан - 37 115 семей.

В большинстве это семьи, не имеющие возможности улучшить жилищные условия, исходя из собственных доходов и имущества. Для выполнения государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися, необходимо строительство около 3 млн. кв. м общей площади жилья за счет бюджетных средств. Расчетная потребность населения в жилье в целом составляет 20 млн. кв. м. Из них, по оценкам, платежеспособным спросом может быть обеспечено строительство порядка 8 млн. кв. м общей площади жилья.

Потребность в строительстве жилья для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Категория граждан

Площадь жилых помещений, тыс.кв.м

Малоимущие граждане

1 490

Семьи, проживающие в ветхом и аварийном жилфонде

721

Молодые семьи

390

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов

131

Многодетные семьи

85

Ветераны боевых действий

51

Вынужденные переселенцы

23

Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и семьи, приравненные к ним

16

Семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий

12

Участники Великой Отечественной войны

9

Военнослужащие - ветераны Афганистана

9

Лица, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

2

Инвалиды боевых действий

2

Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"

0,5

Военнослужащие, уволенные в запас или отставку

0,3

ИТОГО:

2 935


Результаты, достигнутые в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Жилище" на соответствующий период, свидетельствуют о необходимости применения программно-целевого метода, позволяющего повысить эффективность использования бюджетных средств в ходе выполнения мероприятий Программы. Государственная жилищная политика направлена на эффективное функционирование рынка жилья, улучшение условий и качества жизни населения, способствует обеспечению социальной стабильности в обществе. Данное направление носит комплексный характер и не может быть осуществлено в пределах одного финансового года.

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми.

II. Основные цели и задачи Программы. Сроки ее реализации


Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики и направлены на комплексное решение проблемы развития жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Основными целями Программы являются:

обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищной сферы;

формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям современных стандартов качества, безопасности и энергоэффективности;

стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве;

поддержка платежеспособного спроса;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленных федеральным законодательством и законами Кемеровской области;

обеспечение безопасных условий проживания граждан.

Основными задачами Программы являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»