КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 октября 2010 года N 844-р


Об утверждении Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки
 талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010-2015 гг.



В целях дальнейшего совершенствования системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Программу по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010-2015 гг.

1.2. Перечень мероприятий по реализации Программы по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010-2015 гг.

2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов), департаменту информационных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области Е.Л.Рудневу.


      И.о.Губернатора
     Кемеровской области В.П.Мазикин



 Утверждена
распоряжением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 21 октября 2010 г. N 844-р

Программа
по созданию региональной системы поиска и поддержки
талантливых детей и молодежи в Кемеровской области
на 2010-2015 гг.

     

1. Общие положения


Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. Именно такой подход к образованию способствует формированию у обучающихся инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Федеральная подпрограмма "Одаренные дети" (2007-2010 гг.) указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, на оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения. При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркивает, что в России "должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности". Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.

Сегодня речь идет о создании единой федеральной системы по выявлению, психолого-педагогической поддержке талантливых детей и молодежи, созданию единого научно-методического и информационного пространства. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению, создание целостной системы работы с талантливыми детьми и молодежью в каждом регионе. Система работы с талантливыми детьми и молодежью должна включать в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий для благоприятного психологического и психофизического развития детей на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара и в зрелом возрасте.

Настоящая Программа определяет основные приоритеты, цели и задачи формирования современной модели работы с талантливыми детьми и молодежью в регионе на период 2010-2015 гг.

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими федеральными законами, законами Кемеровской области и иными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере работы с талантливыми детьми. Настоящая Программа опирается также на положения проекта национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

2. Характеристика основных направлений работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в Кемеровской области


Социальная поддержка и поощрение талантливых детей и молодежи является важным направлением работы Администрации Кемеровской области.

В Кемеровской области накоплен определенный опыт работы с талантливыми детьми и молодежью. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования и повышения уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2008-2012 гг. реализуется подпрограмма "Одаренные дети", долгосрочной целевой программы "Культура Кузбасса" на 2008-2012 гг. реализуется подпрограмма "Образование в сфере культуры". Основной целью данных программ является оказание реальной помощи молодым дарованиям. Разработана система морального и материального стимулирования талантливых детей и молодежи.

В Кемеровской области разработан план мероприятий по развитию олимпиадного движения в Кемеровской области на 2009-2012 гг., утвержденный приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 22 октября 2009 г. N 1759, в который вошли мероприятия по распространению олимпиадного движения, совершенствованию методической базы, оказанию социальной поддержки участникам олимпиады.

В соответствии с распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 декабря 2004 г. N 1193-р "О плане мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, задач, обозначенных в выступлении Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации на XI съезде партии "Единая Россия", Бюджетного послания Губернатора Кемеровской области Совету народных депутатов Кемеровской области" осуществляется адресная социальная поддержка талантливых детей и молодежи:

губернаторская премия отличникам учебы: с 1-го по 4-й класс - по 600 рублей, с 5-го по 9-й класс - 900 рублей, с 10-го по 11-й класс - 1500 рублей;

губернаторская стипендия победителям и призерам регионального этапа всероссийской олимпиады школьников: за первое место - 500 рублей в месяц, за второе - 300 рублей, за третье - 200 рублей;

награды Кемеровской области и целевые премии выпускникам общеобразовательных учреждений, получившим на ЕГЭ 100 баллов, - по 5000 рублей каждому;

грант Губернатора Кемеровской области обучающимся учреждений начальной профессиональной подготовки (далее - НПО) и средней профессиональной подготовки (далее - СПО) за творческую инициативу, успешное обучение (100 человек по 5000 рублей);

ежемесячная именная стипендия в размере 300 и 500 рублей за отличную учебу обучающимся учреждений НПО, СПО и студентам высших учебных заведений (далее - вузы);

ежемесячная губернаторская стипендия студентам вузов Кузбасса, проявившим выдающиеся способности (600 человек по 600 рублей);

премия Губернатора Кемеровской области победителям конкурса "Достижения юных" (100 человек по 10000 рублей);

150 ежемесячных губернаторских стипендий "Юные дарования Кузбасса" по 1000 рублей;

100 ежегодных губернаторских премий в области культуры и искусства для талантливой молодёжи от 17 до 30 лет по 10000 рублей.

Адресная поддержка оказывается талантливым студентам, молодым ученым:

все студенты - отличники учреждений высшего и среднего профессионального образования получают губернаторские премии в связи с празднованием Дня российского студенчества;

в целях стимулирования научных исследований перспективными студентами, молодыми учёными, поддержки талантливых, активно работающих, перспективных аспирантов проводятся конкурсы "Лучший студент", "Лучший аспирант";

молодым учёным - кандидатам наук для внедрения научных и научно-педагогических достижений в экономику и социальную сферу Кемеровской области выплачиваются гранты Губернатора Кемеровской области;

молодым ученым, защитившим диссертации, а также их научным руководителям выплачиваются премии за защиту диссертационных работ.

Кроме того, в Кемеровской области реализуются мероприятия по организации отдыха, оздоровления одаренных детей и талантливой молодежи.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 26 декабря 2009 г. N 136-ОЗ "Об организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей" талантливым детям предоставляется возможность бесплатного проезда по железной дороге в составе организованных групп, направляемых на отдых, в соответствии с соглашением между Администрацией Кемеровской области и ОАО "Российские железные дороги".

Финансирование перечисленных мероприятий осуществляется за счет средств долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования и повышения уровня потребности в образовании населения Кемеровской области" на 2008-2012 гг., долгосрочных целевых программ "Молодежь Кузбасса. Развитие спорта и туризма в Кемеровской области" и "Культура Кузбасса" на 2008-2012 гг.

Для создания комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития талантливых детей и молодежи, постановлением Губернатора Кемеровской области от 25 августа 2009 г. N 47-пг создан областной межведомственный координационный совет по поддержке талантливой молодежи Кемеровской области при Губернаторе Кемеровской области.

3. Цель и основные задачи современной политики Кемеровской области в сфере организации работы с талантливыми детьми и молодежью


Цель современной политики Кемеровской области в сфере работы с талантливыми детьми и молодежью состоит в дальнейшем совершенствовании системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечения условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

отработать механизм межведомственного взаимодействия и координации работы учреждений образования, культуры и спорта с талантливыми детьми и молодежью на территории Кемеровской области;

оптимизировать процесс управления взаимодействием с муниципальными образованиями по созданию новых условий для развития талантливых детей;

создать единое правовое, научно-методическое и информационное пространство по работе с талантливыми детьми и молодежью;

сохранить и развить сеть учреждений, специализирующихся на работе со способными и талантливыми детьми, включая систему раннего развития детей;

создать систему непрерывного социально-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи;

обеспечить участие способных и одаренных детей, подростков, молодежи Кемеровской области в предметных школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей;

создать систему выявления талантливых сельских школьников и их привлечения к участию в мероприятиях программы;

создать необходимые условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, становления личности и развития природных задатков детей;

разработать и внедрить на территории Кемеровской области систему обязательной профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников (методистов, педагогов, психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений), а также работников альтернативных организационных форм дошкольного образования детей раннего возраста по вопросам детской одаренности;

создать условия для формирования профессиональных сообществ учителей, тренеров, специалистов и др., обладающих личностными и профессиональными качествами;

совершенствовать систему информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития талантливых детей, молодежи с использованием современных информационно - коммуникационных технологий;

привлекать общественные организации, бизнес-сообщества для выявления и поддержки талантливых детей и молодежи;

продолжать развивать меры социальной поддержки талантливых детей и молодежи.

4. Основные направления развития региональной системы организации работы с талантливыми детьми и молодежью


4.1. Совершенствование общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка

Данное направление включает:

расширение спектра работы с родителями, укрепление тенденции к созданию на базе образовательных учреждений "родительских школ" и консультационных пунктов;

дальнейшее совершенствование системы раннего развития детей от 0 до 3 лет (детские сады для детей раннего возраста, группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности в детских садах различных видов, группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя ("ребенок-родитель", "центр игровой поддержки ребенка", "адаптационные группы", "консультативные пункты для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи", "семейные детские сады");

внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста (детские сады для детей предшкольного возраста, группы общеразвивающей компенсирующей направленности в детских садах различных видов, группы кратковременного пребывания в детском саду, группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе культурно-образовательных центров и учреждений дополнительного образования детей и др.);

укрепление сети учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта;

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, в том числе в условиях общеобразовательного учреждения;

создание условий для полноценного развития природных склонностей и способностей всех категорий обучающихся независимо от их уровня успешности в учебе;

расширение возможностей педагогической организации свободного времени одаренных школьников в условиях образовательного учреждения, особенно для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

поддержку творческой среды и обеспечение возможности самореализации для каждого ребенка;

повышение организационно-методического уровня проведения и расширения системы олимпиад, конкурсов, соревнований, в том числе в условиях каждого учреждения образования, культуры, спорта;

расширение возможностей для участия детей в научно-исследовательской и проектной деятельности, в работе школьных научных обществ;

организацию для талантливых детей конкурсов, фестивалей, мастер-классов, летних и зимних школ, специализированных лагерных смен, конференций, семинаров и других мероприятий, поддерживающих сформировавшийся потенциал одаренности;

продолжение работы по обновлению современной школьной инфраструктуры с целью соответствия современным требованиям;

развитие системы заочных и очно-заочных школ для старшеклассников с использованием дистанционных форм обучения, позволяющих независимо от места их проживания осваивать программы профильного обучения по различным направлениям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»