Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июля 2007 года N 192

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2013 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.08.2007 N 242, от 11.07.2008 N 273, от 10.09.2008 N 368, от 11.11.2008 N 477, от 25.12.2008 N 584, от 30.12.2008 N 606, от 20.02.2009 N 71, от 24.06.2009 N 284, от 16.11.2009 N 456, от 30.12.2009 N 548, от 10.08.2010 N 344, от 10.12.2010 N 548, от 29.12.2010 N 618, от 10.08.2011 N 378, от 21.12.2011 N 587, от 23.12.2011 N 608)

(признано утратившим силу Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 N 659)

В целях обеспечения права граждан на экологически благоприятную окружающую среду, улучшения качества жизни населения Кемеровской области Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1.Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008-2013 годы.

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.12.2010 N 548)

2.Управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И. Черемнов) опубликовать настоящее постановление в сборнике "Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю. Вашлаеву.

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.12.2011 N 587)

4.Постановление вступает в силу с 01.01.2008.

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.08.2007 N 242)

И.о. Губернатора

Кемеровской области

В. Мазикин

Утверждена
постановлением Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 04.07.2007 N 192
(в ред. Постановления Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 21.12.2011 N 587)

Долгосрочная целевая программа Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008-2013 годы

Паспорт долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008-2013 годы

(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.12.2011 N 587)


Наименование
 программы

Долгосрочная целевая программа "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008-2013 годы (далее - Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от  18.05.2007 N 98-рг "О разработке долгосрочной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кемеровской области" на 2008-2012 годы" (в редакции распоряжений Губернатора Кемеровской области от 28.07.2008 N 95-рг, от 12.10.2009 N 165-рг, от 22.10.2010 N 175-рг)

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы
 (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.12.2011 N 587 )

Заместитель Губернатора Кемеровской области  (по природным ресурсам и экологии) Н.Ю. Вашлаева

Основной разработчик Программы

Департамент природны х ресурсов и экологии Кемеровской области;

 департамент лесного комплекса Кемеровской области;

 департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области

Цели Программы

Обеспечение эффективности управления природоохранной деятельностью;

 сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, растений и грибов на территории Кемеровской области;

 обеспечение работ по ликвидации прошлого экологического ущерба;

 проведение мероприятий по геологоразведочным работам и обеспечению Кемеровской области остродефицитными строительными материалами;

 повышение эксплуатационной надежности водоподпорных гидротехнических сооружений, обеспечение их безопасности и снижение возникновения возможных рисков, связанных с техногенными катастрофами;

 предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод;

 сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды на основе рационального и неистощительного лесопользования;

 сохранение и воспроизводство объектов животного мира Кемеровской области, обеспечение биологического разнообразия и устойчивого существования животного мира, сохранение генетического фонда диких животных

Задачи Программы

Создание инструментов управления охраной окружающей природной среды и природопользованием;

 получение информации о видовом составе и состоян ии растительного и животного мира Кемеровской области для выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов;

 подготовка материалов по решению вопроса по прошлому экологическому ущербу;

 проведение геологоразведочных работ на строительные материалы по общераспространенным полезным ископаемым и завершение работ по редакции геолого-промышленной карты Кузбасса масштаба 1: 25000;

 проведение первоочередных ремонтно-восстановительных работ и капитального ремонта гидротехнических сооружений;

 ликвидация (консервация) бесхозяйных гидротехнических сооружений, строительство средств инженерной защиты и укрепление берегов рек от разрушения;

 сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;

 определение количественных и качественных характеристик лесных насаждений, определение точных границ земель лесного фонда с целью рационального использования и охраны лесов, поддержания состава и структуры лесов;

 проведение охотхозяйственных, воспроизводственных и биотехнических мероприятий;

 создание схем и карт территориального охотустройства охотничьих угодий;

 увеличение численности объектов животного мира Кемеровской области

Срок реализации Программы

2008-2013 годы

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм)

Подпрограммы:
 1. "Охрана окружающей среды".
 2. "Минерально-сырьевые ресурсы".
 3. "Охрана водных объектов".
 4. "Охрана, воспроизводство и использование лесов".
 5. "Охрана, воспроизводство и использование объектов животного мира"

Основные исполнители Программы

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области;

 департамент лесного комплекса Кемеровской области;

 департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области;

 государственное казенное учреждение Кемеровской области "Областной комитет природных ресурсов"
 (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.12.2011 N 587 )

Объемы и источники финансирования Программы
 (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.12.2011 N 608 )

Всего - 279 894,100  тыс. рублей, в том числе по годам:
 2008 год - 110 900,000 тыс. рублей;

 2009 год - 28 352,400 тыс. рублей;

 2010 год - 40 941,100 тыс. рублей;

 2011 год - 27 700,600 тыс. рублей;

 2012 год - 36 000,000 тыс. рублей;

 2013 год - 36 000,000 тыс. рублей.
 Из средств областного бюджета -
 208 893,000 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2008 год - 94 950,000 тыс. рублей;

 2009 год - 21 586,000 тыс. рублей;

 2010 год - 33 575,000 тыс. рублей;

 2011 год - 18 782,000 тыс. рублей;

 2012 год - 20 000,000  тыс. рублей;

 2013 год - 20 000,000 тыс. рублей.
 Из средств иных не запрещенных законодательством источников финансирования:
 из средств федерального бюджета (субсидии, выделяемые на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений) - 71 001,100 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2008 год - 15 950,000 тыс. рублей;

 2009 год - 6 766,400 тыс. рублей;

 2010 год - 7 366,100 тыс. рублей;

 2011 год - 8 918,600 тыс. рублей;

 2012 год - 16 000,000 тыс. рублей;

 2013 год - 16 000,000 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение качества управления охраной окружающе й среды;

 привлечение населения к решению экологических проблем;

 начало реализации организационного этапа по ликвидации прошлого экологического ущерба;

 создание минерально-сырьевой базы песков, пригодных для производства сухих строительных смесей, и известняков для производства высококачественного щебня в целях удовлетворения потребностей строительной индустрии Кемеровской области;

 обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и снижение возникновения возможных рисков, связанных с техногенными катастрофами, предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод;

 снижение средней площади лесных пожаров с 6,0 до  4,5 гектара, увеличение лесного дохода, приходящегося на  1 гектар земель лесного фонда, с 28 до 40 рублей;

 повышение качества управления землями лесного фонда, улучшение охраны лесов от самовольных вырубок и лесных пожаров на площади в 5423 тыс. га;

 повышение качества управления охотничьими ресурсами Кемеровской области, усиление охраны объектов животного мира;

 увеличение численности объектов животного мира Кемеровской области

Организация контроля за выполнением Программы

Контроль осуществляют:
 государственный заказчик Программы,
 Губернатор Кемеровской области

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Существующие проблемы управления охраной окружающей среды и природопользованием, а именно: отсутствие необходимых инструментов управления - достаточной нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию экологической политики Кемеровской области, экономических и информационных механизмов управления, необходимость развития и поддержки общественного экологического движения, формирования системы непрерывного экологического образования, воспитания и повышения уровня экологической культуры, а также исполнение отдельных полномочий в сфере охраны окружающей среды требуют решения программными методами.

Решение существующих проблем видится в усилении эффективности системы управления природоохранной деятельностью и природопользованием.

Основой принятия правильных управленческих решений в сфере природоохранной деятельности является наличие объективной комплексной информации о состоянии природных ресурсов, окружающей среды и ее изменениях с учетом антропогенных воздействий.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды невозможно без информационного обеспечения управления и экологического мониторинга. Решить эту проблему можно современными методами работы с пространственно распределенными наборами данных, а также созданием эффективной системы регионального мониторинга.

Реализация экологической политики требует радикального изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии экономики. Экологическое образование служит основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей.

Кроме этого, назрела острая необходимость решения проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Кемеровской области и прошлого экологического ущерба (это тысячи гектаров нарушенных земель, тысячи тонн накопленных опасных промышленных отходов и т.д.).

На территории Кемеровской области в разные годы было построено около 3 тысяч водоподпорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС), предназначенных для использования водных ресурсов (в основном для мелиоративных целей), предотвращения вредного воздействия вод и хранения жидких отходов. В настоящее время большая часть ГТС характеризуется высоким износом сооружений, что ежегодно усугубляет их техническое состояние и может привести к техногенным авариям и катастрофам.

Из-за наводнений в период паводков и другого вредного воздействия вод на территории Кемеровской области периодически происходят процессы и явления, связанные с негативным влиянием водных объектов:

затопление и подтопление городов, других населенных пунктов, промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий;

разрушение берегов водных объектов в черте населенных пунктов Кемеровской области.

Общими недостатками развития природно-ресурсного комплекса Кемеровской области в целом являются несовершенства законодательной базы и экономических механизмов. Передача части полномочий субъектам Российской Федерации требует незамедлительного создания эффективной нормативной правовой базы на региональном уровне.

В настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Также строительная индустрия области испытывает дефицит как в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, так и в заполнителях в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счет фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Таких месторождений в пределах области известно 30, суммарные запасы сырья по ним составляют около 189 млн. куб. метров.

Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в водоохранных зонах рек.

В связи с этим перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита за счет обнаружения месторождений качественного песка, пригодного для приготовления строительных растворов, а также путем увеличения объемов использования щебня из природного строительного камня.

С целью реализации указанных направлений необходимо:

совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на эффективное управление фондом недр в части общераспространенных полезных ископаемых;

проведение геологоразведочных работ для воспроизводства сырьевой базы востребованных промышленностью Кемеровской области строительных полезных ископаемых.

Леса Кемеровской области оказывают огромное положительное воздействие на экологическое состояние природных комплексов.

Общая площадь земель лесного фонда Кемеровской области составляет на 1 января 2007 г. 5519,3 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью - 5169,2 тыс. гектаров, из них ценными хвойными породами - 2360,1 тыс. га. Общий запас древесины составляет 521,2 млн. куб. метров, в том числе в спелых и перестойных лесах – 234,8 млн. куб. метров. Из не покрытых лесом земель лесного фонда на 47,1 тыс. га требуется проведение лесовосстановительных мероприятий.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов Кемеровской области.

Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства и охраны лесов от пожаров в предыдущие годы отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей лесохозяйственной деятельности, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы учреждений лесного хозяйства.

В последние годы сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, рационального непрерывного лесопользования, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесных участков и лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных естественному, техногенному и антропогенному воздействию.

Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:

обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда, сгоревших и вырубленных лесов;

обеспечение охраны лесов от пожаров;

повышение показателей использования основного лесного ресурса, запасов спелых и перестойных лесов.

Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъема лесопользования на более высокий современный уровень, нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применения новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления лесным хозяйством.

Площадь охотничьих угодий Кемеровской области составляет 8238 тыс. га, из них 5567 тыс. га передано в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании долгосрочных лицензий, 2193,8 тыс. га - общедоступные охотничьи угодья, 477,7 тыс. га - особо охраняемые природные территории регионального значения (12 государственных заказников).

В настоящее время в охотничьем хозяйстве Кемеровской области накопилось много проблем. В связи с неоднократной передачей полномочий в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира от одного федерального органа другому и, в конечном итоге, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с недостаточным финансированием материально-технической базы на территории Кемеровской области произошло резкое снижение численности охотничьих животных, в первую очередь, копытных.

В связи с этим требуется совершенствование управления охотничьими ресурсами, проведение охотхозяйственных, воспроизводственных и биотехнических мероприятий, создание схем и карт территориального охотустройства охотничьих угодий.

С целью исключения нецелевого использования бюджетных средств предусмотрены:

обязательное наличие проектов строящихся и реконструируемых объектов, имеющих положительные заключения государственной экспертизы;

разработка проектно-сметной документации в установленном порядке с перспективной проработкой финансирования будущего строительства.

2. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются:

обеспечение эффективности управления природоохранной деятельностью;

сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, растений и грибов на территории Кемеровской области;

обеспечение работ по ликвидации прошлого экологического ущерба;

проведение мероприятий по геологоразведочным работам и обеспечению Кемеровской области остродефицитными строительными материалами;

повышение эксплуатационной надежности водоподпорных гидротехнических сооружений, обеспечение их безопасности и снижение возникновения возможных рисков, связанных с техногенными катастрофами;

предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод;

охранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей среды на основе рационального и неистощительного лесопользования;

сохранение и воспроизводство объектов животного мира Кемеровской области, обеспечение биологического разнообразия и устойчивого существования животного мира, сохранение генетического фонда диких животных.

Выполнение мероприятий Программы ориентировано на решение следующих задач:

создание инструментов управления охраной окружающей среды и природопользованием;

получение информации о видовом составе и состоянии растительного и животного мира Кемеровской области для выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов;

подготовка материалов по решению вопроса по прошлому экологическому ущербу;

проведение геологоразведочных работ на строительные материалы по общераспространенным полезным ископаемым и завершение работ по редакции геолого-промышленной карты Кузбасса масштаба 1: 25000;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»