СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 января 2006 года № 16-ОЗ


О внесении изменений и дополнений в Закон
 Кемеровской области от 04.01.2001 № 1-ОЗ «Об особо охраняемых
 природных территориях в Кемеровской области
»

Принят Советом
 народных депутатов
 Кемеровской области
28 декабря 2005 года



Статья 1. Внести в Закон Кемеровской области от 04.01.2001 № 1-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области» (далее - Закон) («Кузбасс» от 24.01.2001, № 14; 21.12.2001, № 237) следующие изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:

«Кемеровская область


Закон

Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области


Настоящий Закон регулирует отношения в Кемеровской области по вопросам организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в природе и контроля за ее состоянием, экологического воспитания населения.

     

Глава I. Общие положения


     Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

особо охраняемая природная территория регионального или местного значения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления частично или полностью из хозяйственного использования и оборота и для которого установлен режим особой охраны;

режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям организации особо охраняемой природной территории;

охранная зона (округ) особо охраняемой природной территории - участок земли и водного пространства, прилегающий к особо охраняемой природной территории, предназначенный для защиты от негативного воздействия ее природных комплексов;

схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий - утверждаемая Коллегией Администрации Кемеровской области или органом местного самоуправления документация (план) по организации, размещению и развитию особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области, включающая графический и текстовой материалы;

резервируемые земли - земли, на которых предполагается организация особо охраняемой природной территории;

комплексное экологическое обследование территории - сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации особо охраняемой природной территории;

положение (паспорт) об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения - правовой акт, утверждаемый соответственно Коллегией Администрации Кемеровской области или органом местного самоуправления, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

Статья 2. Общие положения

1. Отнесение земель Кемеровской области к землям особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

2. Особо охраняемые природные территории регионального значения организуются на основании утвержденной Коллегией Администрации Кемеровской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области, а также по предложениям иных органов государственной власти Кемеровской области, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений.

Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий могут разрабатываться научными коллективами, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами по заказу Администрации Кемеровской области и органов местного самоуправления.

3. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий Коллегия Администрации Кемеровской области принимает решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

4. Установление на местности границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения и их охранных зон (округов) производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения и их охранные зоны (округа) обозначаются на местности специальными информационными знаками.

С учетом категории особо охраняемой природной территории, режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении (паспорте) об особо охраняемой природной территории.

5. Для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий могут создаваться государственные и муниципальные природоохранные учреждения.

Размещение объектов, обеспечивающих функционирование особо охраняемых природных территорий, осуществляется на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты.

6. В границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в соответствии с их категорией, положением (паспортом) и функциональным зонированием могут выделяться земельные участки с объектами инфраструктуры или без таковых, предназначенные для сдачи в аренду гражданам и юридическим лицам в целях организации регулируемого туризма и отдыха, иной деятельности, не противоречащей режиму особой охраны и целям особо охраняемой природной территории.

7. Земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий предоставляются в аренду в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

8. Создание особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется с изъятием земельных участков полностью или частично из хозяйственного использования у собственников, владельцев, пользователей этих участков.

При этом собственникам, владельцам и пользователям земельных участков выплачивается компенсация в связи с ограничением их прав в соответствии с действующим законодательством.

9. Ограничения прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков в связи с соблюдением режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения устанавливаются решением Коллегии Администрации Кемеровской области или органа местного самоуправления по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных решением Коллегии Администрации Кемеровской области или органа местного самоуправления в связи с соблюдением режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 3. Категории и виды особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области

1. С учетом особенностей режима охраны и использования природных территорий, статуса находящихся на них природоохранных, рекреационных и других учреждений определяются категории особо охраняемых природных территорий.

Категории особо охраняемых природных территорий регионального значения:

государственные природные заказники;

природные парки;

дендрологические парки и ботанические сады;

памятники природы;

лечебно-оздоровительные местности и курорты;

природные микрозаказники;

пригородные зеленые зоны;

природно-исторические комплексы.

Категории особо охраняемых природных территорий местного значения:

лечебно-оздоровительные местности и курорты;

особо охраняемые водные объекты;

городские леса;

городские парки.

2. Коллегия Администрации Кемеровской области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий в соответствии с действующим законодательством.

Глава II. Полномочия органов государственной власти Кемеровской области
 в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Кемеровской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

1. К полномочиям Совета народных депутатов Кемеровской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся:

утверждение программ в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

определение ежегодного размера финансирования особо охраняемых природных территорий регионального значения из областного бюджета и контроль за целевым использованием этих средств;

принятие решения об образовании дендрологических парков и ботанических садов;

иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области.

2. К полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области в сфере организации, управления и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся:

утверждение по согласованию с органами местного самоуправления схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения;

принятие решений о резервировании земель с целью последующей организации особо охраняемых природных территорий регионального значения и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

принятие решений об организации, ликвидации, изменении границ, о категории, режиме охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;

принятие решений об организации охранных зон (округов) особо охраняемых природных территорий, установлении режима, определении их границы в порядке, установленном законодательством;

утверждение положений (паспортов) об особо охраняемых природных территориях регионального значения;

принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации государственных природоохранных учреждений по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

3. К полномочиям Администрации Кемеровской области в сфере организации, управления и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся:

организация разработки схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения;

осуществление государственного управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;

организация ведения кадастра особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области;

организация разработки программ в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и обеспечение их реализации;

осуществление межрегионального сотрудничества по вопросам особо охраняемых природных территорий в Кемеровской области;

иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области.

     Статья 5. Экспертно-консультативный совет по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области

1. Экспертно-консультативный совет по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области (далее - экспертно-консультативный совет) создается для оказания содействия при решении вопросов по организации (изменению, ликвидации), управлению, функционированию, использованию и охране особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Деятельность экспертно-консультативного совета регулируется положением о нем, утверждаемым Коллегией Администрации Кемеровской области.

2. В состав экспертно-консультативного совета могут входить:

представители Совета народных депутатов Кемеровской области;

представители Администрации Кемеровской области, а также Коллегии Администрации Кемеровской области;

представители федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

специалисты по проблемам особо охраняемых природных территорий в области экологии, экономики, юриспруденции, географии, геологии, биологии, зоологии, этнографии, социологии и других областях;

представители научных учреждений.

Персональный и численный состав экспертно-консультативного совета утверждается Коллегией Администрации Кемеровской области. Члены экспертно-консультативного совета работают на общественных началах.

По отдельным вопросам экспертно-консультативный совет может дополнительно привлекать для участия в работе в качестве экспертов специалистов определенных категорий.

Работу экспертно-консультативного совета организует его председатель в соответствии с положением о нем.

3. Решения экспертно-консультативного совета обязательно учитываются при рассмотрении вопросов создания, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий.

Глава III. Образование и функционирование особо охраняемых
 природных территорий в Кемеровской области

Статья 6. Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения

1. Решение об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения принимает Коллегия Администрации Кемеровской области при наличии решения экспертно-консультативного совета.

В случаях, предусмотренных законом, решение об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения принимают представительные и исполнительные органы государственной власти Кемеровской области.

2. Предложения об организации особо охраняемых природных территорий регионального значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, ради сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади направляются инициаторами на рассмотрение органу государственной власти Кемеровской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

Орган государственной власти Кемеровской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения, рассматривает предложения и вносит их на обсуждение в экспертно-консультативный совет.

3. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы, материалов комплексного экологического обследования территорий и решения экспертно-консультативного совета Коллегия Администрации Кемеровской области принимает решение о придании территориям правового статуса особо охраняемых регионального значения и утверждает положения о них.

4. Особо охраняемые природные территории регионального значения могут образовываться на территориях одного, двух и более муниципальных образований. При этом расположение особо охраняемой природной территории в пределах границ двух и более муниципальных образований не может быть основанием для нарушения ее статуса или целостности.

Статья 7. Порядок образования особо охраняемых природных территорий местного значения

1. Решение об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения принимает орган местного самоуправления при наличии решения экспертно-консультативного совета.

2. Предложения об организации особо охраняемых природных территорий местного значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, ради сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади направляются инициаторами на рассмотрение органу государственной власти Кемеровской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»