• Текст документа
  • Статус
Действующий


СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2005 года № 919

О запросе Совета народных депутатов Кемеровской области в Конституционный Суд Российской Федерации
о соответствии абзаца 3 пункта 6 Перечня услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 11.10.2001 № 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи»,
и пункта 5.3.1.30 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Конституции Российской Федерации


Рассмотрев представленные материалы по запросу Совета народных депутатов Кемеровской области в Конституционный Суд Российской Федерации и руководствуясь статьей 39 Устава Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о соответствии абзаца 3 пункта 6 Перечня услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи», и пункта 5.3.1.30 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Конституции Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Н.М. Голянскую - заместителя председателя Совета народных депутатов Кемеровской области.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель

Совета народных депутатов
Кемеровской области
Г.Т. Дюдяев




Заявитель:

Заинтересованное лицо:

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ



650000, г.Кемерово, пр.Советский, 58
тел. 58-41-42, 36-43-42, факс 58-54-51



“_______”_________________200__г. № _______

На №_________ от__________________________г.

В Конституционный Суд Российской
Федерации
103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21

Заявитель:

Совет народных депутатов
Кемеровской области
650099, г. Кемерово, пр. Советский, 58

Заинтересованное лицо:

Правительство Российской Федерации
103274, г. Москва, Краснопресненская
набережная, 2


ЗАПРОС

о соответствии абзаца 3 пункта 6 Перечня услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 715 “О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи”, и пункта 5.3.1.30 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Конституции Российской Федерации



Совет народных депутатов Кемеровской области является органом законодательной власти Кемеровской области, действует на основании Устава Кемеровской области, принятого Законом Кемеровской области от 05.06.97 № 10-О3.
В силу части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьи 84 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” Совет народных депутатов Кемеровской области наделен правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации.
Настоящим прошу рассмотреть вопрос о соответствии абзаца 3 пункта 6 Перечня услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 715 “О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи”, и пункта 5.3.1.30 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Конституции Российской Федерации.
Данный запрос подведомственен рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации в силу прямого указания части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также статьи 3, части 2 статьи 36 и статьи 85 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда от 27.01.2004 № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п.2 ч.1ст.27, ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 251. ч.ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ суды общей юрисдикции не могут разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в случаях, когда нормативный правовой акт Правительства РФ принят при осуществлении полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом по вопросам, не получившим содержательной регламентации в данном законе, и именно на основании этого уполномочия Правительство РФ осуществляет правовое регулирование соответствующих общественных отношений.
И в данных случаях, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, судебная проверка нормативных актов Правительства РФ может иметь место только в порядке конституционного судопроизводства.
Позиция заявителя о несоответствии оспариваемых им нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации основывается на следующих нижеизложенных доводах.
11.10.2001 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 715 “О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи”, которым утвердило прилагаемый Перечень услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Абзац 3 пункта 6 указанного Перечня определяет, что плата за предоставление местного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам при повременной системе оплаты услуг телефонной связи включает в себя абонентскую плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и переменную плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности в единицах тарификации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 715 “О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи” Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства издало Приказ от 14.05.2002 № 437, которым был утвержден Порядок расчета тарифов на предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг телефонный связи. Пункт 1.3 Порядка определяет, что плата за предоставление местного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам при повременной системе оплаты услуг телефонной связи включает абонентскую плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и переменную плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности в единицах тарификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 “О Федеральной службе по тарифам” (пункт 5.3.1.30) к компетенции Федеральной службы по тарифам отнесено установление тарифов (тарифных планов) на предоставление местного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам, плата за которое включает:
при абонентской системе оплаты услуг телефонной связи -абонентскую плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и предоставление местного телефонного соединения (разговора) вне зависимости от его продолжительности;
при повременной системе оплаты услуг телефонной связи -абонентскую плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и переменную плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности в единицах тарификации.
Руководствуясь указанными выше нормативными правовыми актами, 19.10.2004 Правление Федеральной службы по тарифам приняло решение № Р-27-с/3, которым изменило тарифы на услуги связи для абонентов Кемеровской области.
20.10.2004, во исполнение решения Правления Федеральной службы по тарифам от 19.10.2004 № Р-27-с/3, генеральный директор ОАО “СибирьТелеком” подписал приказ № 329 “О внесении изменений в прейскуранты региональных филиалов ОАО “СибирьТелеком”. Указанный приказ ввел в действие приложение № 3 к решению Правления Федеральной службы по тарифам от 19.10.2004 № Р-27-с/4. С 01.11.2004 на территории Кемеровской области (город Кемерово является ее административным центром) действуют новые тарифы на услуги местной связи, предоставляемые ОАО “СибирьТелеком”. Для повременной системы введена ежемесячная плата за предоставление линии - 150 рублей для организаций и 95 рублей для населения плюс 14 копеек за каждую минуту разговора.
Указанная выше юридическая конструкция определения размера оплаты за предоставление услуг телефонной связи основана на постановлении Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 715 “О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи” и постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 “О Федеральной службе по тарифам”. Данные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в указанной части противоречат Конституции Российской Федерации и федеральному закону в силу следующих оснований.
Статья 44 Федерального закона от 07.07.2003 “О связи” определяет, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона “О связи” оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента -гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 44 Федерального закона “О связи”). Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Постановление Правительства РФ от 26.09.97 (с последующими изменениями и дополнениями) № 1235 “Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи” установило, что повременная система оплаты услуг телефонной связи - это система оплаты, при которой сумма платежей абонента (клиента) за определенный (расчетный) период времени зависит от времени, в течение которого использовались линии и сооружения телефонной сети для передачи информации и получения других услуг телефонной связи. Плата за телефонное соединение определяется исходя из продолжительности телефонного разговора по числу единиц тарификации. Основанием для выставления счета абоненту (клиенту) при местном (при повременной системе оплаты услуг) телефонном соединении, предоставленном по автоматической системе обслуживания, являются данные аппаратуры учета стоимости, записанные на магнитном носителе.
Кроме того, п. 106 Правил установил, что при повременном учете стоимости услуг телефонной связи абоненту выставляется счет, который содержит:
наименование реквизитов оператора связи, контактный телефон;
расчетный период;
номер лицевого счета абонента (при предварительном платеже);
виды предоставленных услуг местной, междугородной и международной телефонной связи с указанием междугородных и международных кодов;
дату проведения телефонного разговора и его продолжительность (при выставлении счета за услуги междугородной и международной телефонной связи);
общее количество проведенных разговоров за расчетный период (при выставлении счета с использованием повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи);
сумму, предъявляемую к оплате по каждому виду услуг и каждой абонентской установке (абонентскому номеру);
общую сумму, предъявляемую к оплате;
сумму остатка на лицевом счете (при предварительном платеже);
дату выставления счета;
срок оплаты счета.
Указания на какую-либо абонентскую плату при повременной системе оплаты данные Правила оказания услуг телефонной связи не содержат.
Обязательный ежемесячный платеж (абонентская плата) при повременной системе оплаты услуг телефонной связи не соответствует статье 35 Конституции РФ, её части 2, согласно которой каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться им. Денежные средства населения также являются имуществом населения, но население лишается права свободно распоряжаться этим имуществом, что гарантируется Конституцией РФ и противоречит юридической природе повременного тарифа, что, в свою очередь, нарушает права граждан и организаций, обязывая их уплачивать не установленный Федеральным законом и Правилами оказания услуг телефонной связи дополнительный платеж при выборе именно повременной системы оплаты услуг телефонной связи, который в силу своей обязательности обладает признаками налога, которые также согласно статье 54 Конституции РФ должны быть законно установлены и не могут устанавливаться подзаконными нормативными правовыми актами.

Учитывая, что по данному вопросу не вынесено сохраняющего силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, считаем возможным вынесение решения по поставленному в запросе Совета народных депутатов Кемеровской области вопросу.

Руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 36, 84, 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”,

ПРОСИМ:


признать абзац 3 пункта 6 Перечня услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 715 “О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи”, и пункт 5.3.1.30 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, не соответствующими Конституции Российской Федерации, её пункту 2 статьи 34 и статье 54.


Председатель
Совета народных депутатов
Кемеровской области
Г.Т. Дюдяев

О запросе Совета народных депутатов Кемеровской области в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии абзаца 3 пункта 6 Перечня услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет

Название документа: О запросе Совета народных депутатов Кемеровской области в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии абзаца 3 пункта 6 Перечня услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет

Номер документа: 919

Вид документа: Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области

Принявший орган: Совет народных депутатов Кемеровской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 27 апреля 2005

Дата начала действия: 27 апреля 2005