СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2005 года № 879

О проекте № 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации


Рассмотрев проект № 136515- 4 Лесного кодекса Российской Федерации (новая редакция), внесенный Правительством Российской Федерации, и руководствуясь статьей 26.4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Совет народных депутатов Кемеровской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доработать проект № 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации (новая редакция), внесенный Правительством Российской Федерации, в рамках согласительной комиссии с обязательным участием представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Направить настоящее Постановление, замечания и предложения к проекту № 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Кемеровской области.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Н.М. Голянскую - заместителя председателя Совета народных депутатов Кемеровской области.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.



Председатель
 Совета народных депутатов
Кемеровской области
 Г.Т. Дюдяев



Замечания и предложения
к проекту № 136515-4
Лесного кодекса Российской Федерации,
 внесенному Правительством Российской Федерации


Проект № 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации не учитывает один из принципов федеративного устройства России, установленный статьей 72 Конституции Российской Федерации, о том, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, а равно природопользование, земельное, водное, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Полное отрешение исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от участия в лесных отношениях на территории субъекта Российской Федерации является глубоко ошибочным и может привести к пагубным последствиям для лесов России.

Реальная опасность дальнейшего распространения криминалитета при лесопользовании во многих регионах страны убеждает в том, что исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обладать широкими полномочиями для принятия решений, связанных с использованием, охраной, защитой лесного фонда на всей лесной территории субъекта Российской Федерации, не через размежевание лесной территории, как установлено в настоящее время Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ, а с передачей полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций (статья 47 Лесного кодекса Российской Федерации). При реализации новой редакции Лесного кодекса в России будет уничтожен эффективно действующий механизм хозяйствования в сельских лесах. Считаем необходимым сохранить существующую систему управления и ведения лесного хозяйства в сельских лесах и нормативно закрепить отдельную категорию лесов - сельские леса и институт безвозмездного пользования сельскими лесами для удовлетворения нужд сельскохозяйственных организаций и сельского населения.

Принцип «двух ключей» (администрация субъекта Российской Федерации плюс территориальный орган федерального органа по управлению лесным хозяйством), действовавший в рамках Лесного кодекса Российской Федерации в редакции 1997 года, при предоставлении прав пользования участками лесного фонда и организации лесопользования должен быть заложен в новой редакции Лесного кодекса.

Проектом в корне изменен порядок отнесения лесов к группам (статья 9), существующий на протяжении многих десятков лет. Пункт 4 определяет возможность эксплуатации лесов третьей группы по истечении 20 лет, что ни в коей мере не будет способствовать привлечению инвестиций в лесной сектор экономики. Кроме того, потребуется проведение глобального мониторинга лесов и изготовление материалов лесоустройства.

Ликвидация лесорубочных билетов, ордеров (статья 14) как документов, дающих право на лесопользование и транспортировку лесопродукции, приведет к потере контроля за происхождением и оборотом лесоматериалов, дальнейшему увеличению доли незаконных рубок, широкому внедрению криминалитета в лесопользование.

Учитывая социально-экономические особенности регионов Российской Федерации от Калининградской области до Камчатки, положения о правилах пользования лесным фондом для рекреационных целей, для ведения охотничьего хозяйства, побочного лесопользования целесообразно утверждать органами государственной власти субъектов Российской Федерации. За федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства сохранить утверждение рамочных регламентов.

Условие, при котором лицо, выигравшее аукцион и заключившее договор аренды лесного участка, обязано в пятидневный срок с момента заключения договора аренды внести годовую арендную плату (пункт 7 статьи 54), является неприемлемым для малого и среднего бизнеса, не имеющего производств по глубокой переработке древесины и финансовых ресурсов для авансового платежа, что приведет к закрытию лесозаготовительных предприятий с потерей рабочих мест в лесных поселках, где у населения нет другой работы, кроме занятия лесным промыслом.

Лесные отношения, обозначенные в статье 66 проекта (субаренда и перенаем), в настоящее время преждевременны. Потенциальному инвестору создаются благоприятные условия по освоению наиболее прибыльной части арендованного лесного участка, и сдача в субаренду части лесного участка с заведомо убыточной деятельностью приведет к возникновению правонарушений.

Своими положениями статья 72 «Договор купли-продажи деревьев на сруб» будет особенно неудобна для населения, проживающего в сельской местности и в отдаленных лесных поселках, поскольку создаст проблемы для населения по порядку подачи заявлений, срокам их разрешения, подписания договоров и так далее. Возникнут предпосылки для незаконной самовольной заготовки древесины для собственных нужд местными жителями.

Существующий баланс природоохранного законодательства, к которому относится Лесной кодекс, между экологическими и экономическими составляющими, предложенный проектом, явно смещен в сторону экономической составляющей. Отношение к лесу как к возобновляемому природному ресурсу неправильно. Лес - это средообразующий природный объект, основа благоприятной окружающей среды.

Проект № 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации нуждается в значительной корректировке и доработке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»