Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2004 ГОДЫ"

Количество вакансий и коэффициент напряженности на официальном рынке труда

(на конец периода)

1

Однако на рынках труда ряда особо напряженных территорий нагрузка на вакансию многократно превысила областной показатель. В Ижморском районе коэффициент напряженности достиг 305 человек на место, в Чебулинском - 197 претендентов на вакансию, Крапивинском - 121 человек на место. Необходимо учесть и то обстоятельство, что информированность о наличии количества вакансий и их перечне не ограничивается клиентами службы занятости, поскольку эти данные доступны всем нуждающимся в трудоустройстве. Следовательно, нагрузка на каждую заявленную вакансию автоматически возрастает.

Все большей популярностью среди клиентов пользовалось профессиональное обучение как одно из направлений активной политики занятости. Численность безработных, ежегодно обучавшихся по направлению службы занятости, достигла в 2001 году максимального значения за четырехлетний период - 9,8 тыс. человек, что превысило показатель 1998 году в 2,3 раза.

Только в течение отчетного года направление на профессиональное обучение получили 7,4 тыс. клиентов. Таким образом, возможность повысить свою конкурентоспособность была предоставлена 95 безработным из каждой 1000 человек (в 1999 году - лишь 60, год назад - 87 клиентам).

Таким образом, в результате активизации мероприятий активной политики за четыре года удалось существенно увеличить охват безработных различными формами активной политики занятости. Так, в 2001 году в мероприятиях задействовано 29% безработных, тогда как в 1998 году - лишь каждый десятый. В целом результативный выход из безработицы (нашли работу или получили образовательные услуги) состоялся практически у каждого второго безработного клиента в 2001 году и для сравнения лишь у 29% безработных в начале отчетного периода.

Распределение безработных на официальном рынке труда

(человек)


     В результате движения на официальном рынке труда к концу года все еще имели безработного от 43 до 33% безработных, состоявших на учете в течение года. В их за отчетный период отмечены позитивные изменения (по состоянию на конец года):

уменьшался удельный вес безработных, ранее уволенных с предприятий по сокращению штатов. В 1998 году представителем этой категории был каждый третий клиент, спустя два года - каждый четвертый, а в 2001 году - уже каждый пятый безработный;

постепенно увеличивался удельный вес граждан, не приступавших к трудовой деятельности, и достиг пика в 1999 году (16%, или каждый шестой безработный), после чего была отмечена противоположная динамика (2001 год - каждый десятый);

оставалась практически неизменной структура безработных по образовательному уровню. Так, в 2001 году среди безработных каждый восьмой имел профессиональное высшее образование, каждый седьмой - неполное среднее, остальные группы распределились практически пропорционально. В целом отмечено преобладание профессионально образованных граждан (60%). Среди нашедших работу безработных только каждый одиннадцатый искал подходящий вариант более года и большинство (59%) трудоустроились в течение 4 месяцев (год назад - каждый девятый и 58% соответственно);

" в 2001 году (по состоянию на конец периода) зафиксирована наименьшая за четыре года продолжительность безработицы (5,6 месяца). Тем не менее существуют по-прежнему, территории, где отмечено традиционное превышение среднеобластного показателя. Например, в Мариинском районе и г. Мариинске в 2001 году период безработицы был больше в полтора раза (8,3 мес. и 8,7 мес. соответственно);

уменьшилась доля долговременно безработных: (более 8 месяцев состоящих на учете) с 37% в 1999 году до 24% в 2001 году. При этом удельный вес "хронической" безработицы (более года) характеризовался тенденцией постепенного снижения с 22 до 11%.

Однако при этом по-прежнему высоким остается удельный вес женщин и молодежи в числе безработных (64 и 30% соответственно).

Высокая социальная напряженность на рынке труда до 1998 года понижалась в последующие два года, когда уровень безработицы удерживался на величине 1,3% (к численности трудоспособного населения). Введение нового порядка финансирования и региональных законов внесло существенные коррективы в технологию деятельности службы занятости и ситуацию на рынке труда.

1.4. Ключевые проблемы на рынке труда

В целях восстановления системы государственного регулирования движения свободной рабочей силы широко применялся программно-целевой подход. Программирование процессов занятости осуществлялось на федеральном, региональном, территориальном уровнях. Начиная с 1994 года, в рамках Федеральной государственной программы содействия занятости населения были разработаны и последовательно реализованы меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынках труда субъектов Федерации, сконцентрированные в территориальных средне срочных программах содействия занятости населения.

Объектами программирования являлись как процессы трудоустройства и переобучения безработных граждан, в т.ч. отдельных групп населения, испытывающих трудности при трудоустройстве, так и различного рода услуги (информационные, юридические, социальные, страховые и др.). В роли субъектов программирования выступают органы службы занятости и другие социальные партнеры рынка труда. Совместные мероприятия разрабатывались в рамках программ: местного развития (угольная отрасль); содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта; экономического и социального развития коренных и малочисленных народов Севера; "Дети России" и целого ряда других. За последние пять лет сформировался определенный круг организаций, корпоративно с которыми органы службы занятости разрабатывают и реализуют государственную политику содействия занятости населения.

Практика последних лет показала, что на рынке труда существуют управляемые и неуправляемые сегменты рынка труда. Одним из доказательств служит наличие и разрастание теневой занятости, которая работодателю в условиях несовершенного законодательства уходить от социальных налогов, абы теневой занятости по области экспертно оцениваются до 250 тыс. чел. Учитывая оценку данной службы, границы этого явления расширяются еще на 60-90 тыс. человек. Вытеснение ояства в сектор теневой экономики обусловлено рядом обстоятельств: высокий уровень жения, неэффективная государственная регламентация деятельности рынков, невыгодность институциональных норм и правил, высокий уровень коррупции. В Кемеровской области/богатой альными ресурсами, данный процесс развивается достаточно интенсивно.

В целом на рынке труда одновременно отмечаются процессы, которые существенно снижают степень управляемости:

расширение масштабов теневой занятости и скрытой безработицы в неформальной экономике; усиление диктата работодателей, особенно частных хозяев;

резкое ограничение возможностей получения бесплатного среднего и высшего профессионального образования;

нарастание неоправданной дифференциации в оплате труда;

формирование трудоизбыточной конъюнктуры (рабочей силы больше, чем вакансий); ; аннулирование большого количества экономически привлекательных рабочих мест;

сохранение неплатежеспособности у большинства предприятий;

увеличение емкости рынка труда за счет ранее благополучных слоев населения (занятых в финансовом бизнесе, банковском деле, туризме, консалтинге).