Очевидно, что на смену концепции механического расширения передаваемого объема знаний должна прийти концепция их постоянного обновления в течение всего периода профессиональной деятельности, причем с решением проблемы устранения разрывов между этапами получения новых знаний, проведения организационных преобразований, которые превращают разрозненные структуры образования в единую систему непрерывного образования. Для региона переход к концепции непрерывного образования Предполагает:
формирование преемственности программ общего, начального, среднего и высшего профессионального образования как звеньев единой системы непрерывного образования;
обеспечение многовариантности содержания общего и профессионального образования при сохранении единства регионального образовательного пространства;
обеспечение открытости и гибкости непрерывного образования, его способности чутко реагировать на процессы развития производства, изменения потребностей личности и рынка труда;
ориентацию образовательной системы на потребности рынка труда, обеспечение своевременного обновления содержания профессиональной подготовки и интенсивных технологий обучения.
Объектами специального воздействия, направленного на повышение качества рабочей силы, должны стать следующие категории людей: молодежь, выходящая на рынок труда; занятые работники; безработные.
Для молодежи, выходящей на рынок труда, актуальными являются следующие проблемы:
обеспечение получения первичной профессиональной подготовки подавляющей частью молодежи, выходящей на рынок труда;
обеспечение регулярного пересмотра набора специальностей и содержания профессиональной подготовки в соответствии с требованиями рынка труда;
расширение возможностей получения через систему дополнительного образования смежных профессий;
усиление контактов бизнеса и образовательных учреждений в вопросах подготовки специалистов, обновления содержания программ обучения;
стимулирование создания на предприятиях (в том числе и малого бизнеса) ученических рабочих мест.
Для занятых работников необходимо создать систему поддержания и повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для этого потребуется:
восстановить на предприятиях систему внутрипроизводственного обучения и повышения квалификации кадров;
содействовать развитию отраслевых систем повышения квалификации кадров;
развить системы переподготовки и повышения;
расширить доступ к современным системам подготовки специалистов на базе дистанционного образования.
Для безработных граждан и лиц, попавших под угрозу сокращения, наиболее актуальными становятся Проблемы повышения квалификации и переподготовки. Интенсификация структурных сдвигов в экономике региона может потребовать расширения системы переподготовки и реализации более масштабных программ. Основными задачами в данном направлении являются:
вовлечение в систему повышения квалификации и переподготовки безработных граждан наиболее
авторитетных образовательных учреждений области;
стимулирование создания учебными заведениями оригинальных образовательных программ
переподготовки безработных граждан;
вовлечение в эту систему малого бизнеса, использование его материально-технической базы для подготовки необходимых ему кадров из числа безработных граждан; создание и повышение эффективности функционирования учебных центров службы занятости на 1 основе расширения и углубления контактов с органами образования области. Качество рабочей силы Кемеровской области характеризуется более низким, по сравнению со среднероссийским, образовательным уровнем населения, преобладанием ионных индустриальных квалификаций. В отношении социальной квалификации отметить высокий уровень сплоченности и солидарности в отстаивании своих, а также конфликтности в решении проблем, возникающих между работниками и работодателями. Эти характеристики качества рабочей силы создают кадровые ограничения. Во-первых, по формированию и развитию в Кузбассе современного наукоемкого производства.
Во-вторых, по профессиональной мобильности работника, обусловленной традиционной индустриальной подготовкой работников, ориентирующей на стабильность индустриальных отношений.
В-третьих, связанные с отсутствием многих элементов социальной квалификации: готовности работника вести индивидуальный торг за лучшие условия применения труда; навыка партнерских отношений; готовности к постоянному обновлению своих знаний и Профессиональных навыков.
В связи с этим резко возросла актуальность разработки комплекса мероприятий по повышению качества рабочей силы, учитывающих особенности региона.
Решение проблем повышения качества рабочей силы ставит перед политикой занятости следующие задачи:
Формирование новой системы трудоустройства выпускников учебных заведений, способствующей созданию условий для продвижения выпускника на рынке труда, решающей проблемы: