АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 09 июля 2002 года № 480-р


Об утверждении Концепции ценовой (тарифной) политики
Администрации Кемеровской области на 2002-2005 годы


     В целях проведения единой ценовой (тарифной) политики в области, а также регламентирования деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области:      

1. Утвердить прилагаемую Концепцию ценовой (тарифной) политики Администрации Кемеровской области на 2002-2005 годы.

     

2. Рекомендовать главам городов и районов, главам администраций городов и районов разработать и утвердить территориальные концепции ценовой (тарифной) политики на 2002-2005 годы.

     
     3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Ю.В.Кима.

     4. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.

 И.о.Губернатора
Кемеровской области
                  В.Мазикин




 

   УТВЕРЖДЕНА
                                                           распоряжением
 Администрации  области
от 09.07.2002 года  № 480-р



КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНОВОЙ (ТАРИФНОЙ) ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2002-2005 годы

Концепция ценовой (тарифной) политики Администрации Кемеровской области (далее - Концепция) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов, а также правил и методов в деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области в сфере регулирования цен (тарифов), отнесенной к компетенции исполнительных органов государственной власти Кемеровской области.

Концепция направлена на решение основных проблем:

устойчивого экономического развития предприятий и организаций энергетического комплекса, пассажирского транспорта и промышленного железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, обеспечения модернизации, повышения качества и надежности (бесперебойности) в их работе;

формирования тарифов на услуги, оказываемые населению, с учетом суммарной нагрузки на потребителя, их реальной платежеспособности и возможностей бюджетов области и муниципальных образований, недопущения необоснованного завышения цен (тарифов) для потребителей и исключение влияния субъективных, в том числе и политических, факторов на формирование платежей граждан.

I. Основные термины и определения

Ценовая (тарифная) политика - система определенных последовательных действий, мероприятий, организационных и управленческих решений, направленных на обеспечение согласования экономических интересов предприятий-производителей продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию, и их потребителей.

Цена (тариф) - выраженная в валюте Российской Федерации стоимость единицы продукции (товара, работ, услуг). Цена может выражаться в валюте иностранных государств только в случаях, определяемых законом либо международным договором или в установленном ими порядке.

Тарифная группа - категория потребителей продукции, работ, услуг, объединенная общими технологическими, экономическими, социальными условиями, определяющими единство в формировании цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), реализуемые для этой категории потребителей конкретным поставщиком (группой поставщиков).

Период регулирования - временной интервал, принимаемый для расчетов показателей, включаемых в предложения по установлению (изменению) цен (тарифов, размера платы за услуги).

Договорная цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции (работ, услуг).

Норматив потребления услуг населением - объем услуги, измеряемый в соответствующих единицах установленной номенклатуры, используемый как оценочный достаточный уровень потребления того или иного вида услуг населением, из расчета на одного человека в месяц или на один квадратный метр жилой (общей) площади.

Ставка платы населения - плата населения за конкретно предоставляемую жилищно-коммунальную услугу в объемах, обусловленных нормативом потребления за определенный временной интервал (месяц), по тарифам для данного вида услуги.

Жили щно-коммунальный комплекс - комплекс предприятий, осуществляющих содержание жилищного фонда и эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры территорий, оказывающих жилищные и коммунальные услуги.

Расходы - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Инвестиционная составляющая - сумма амортизационных отчислений, включаемых в расходы, и части прибыли, направляемой на развитие и модернизацию производства.

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Предприятие (хозяйствующий субъект) - юридическое лицо, гражданин, занимающийся деятельностью по производству, реализации или приобретению продукции (работ, услуг).

Экономико-математическое моделирование (экономико-математическая модель) - описание взаимосвязи экономических объектов математическими методами с целью определения влияния того или иного объекта на определенный результат.

Базовые расходы - расходы производства продукции (работ, услуг), сформированные на основании проведения комплексных аудитов предприятий с учетом выявленных возможностей оптимизации и резервов хозяйственной деятельности, а также нормативных затрат.

Жилищно-коммунальные услуги - услуги по содержанию и оплате жилья, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению.

Регулирующий орган - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование цен, тарифов на территории области в соответствии с действующим законодательством

Общественность - общество или передовая его часть, выражающая его мнение.

II. Область регулирования

В соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование и согласование цен (тарифов), надбавок, сборов, ставок плат по следующему перечню:

электроэнергия и тепловая энергия;

услуги систем водоснабжения и канализации;

газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет бюджета Кемеровской области;

перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях;

оплата населением жилья и коммунальных услуг;

топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

ритуальные услуги;

торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания;

ставки платы за паспортизацию и плановую техническую инвентаризацию жилых строений и жилых помещений, проводимую ГУП "Центр технической инвентаризации Кемеровской области";

сборы, взимаемые органами ГИБДД;

сборы, взимаемые органами Гостехнадзора Кемеровской области;

услуги, оказываемые комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Кемеровской области;

услуги, оказываемые ГУ "Областной комитет по охране окружающей природной среды";

услуги, оказываемые государственными семенными инспекциями Кемеровской области;

услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Кемеровской области;

наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

III. Цель и задачи ценовой (тарифной) политики

Общей долгосрочной целью проводимой в области ценовой (тарифной) политики является обеспечение сбалансированности интересов региональных, местных производителей и потребителей продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию.

Под сбалансированностью интересов понимается существование механизма ценового (тарифного) регулирования, позволяющего:

регулирующим органам оценивать и принимать обоснованные решения в области регулирования цен (тарифов), обеспечивать устойчивое состояние и условия для развития предприятий, приемлемый уровень цен (тарифов) на их продукцию (работы, услуги) для потребителей, создавать благоприятный инвестиционный климат в регионе, строить прогнозируемую инвестиционную, бюджетную и социальную политику;

хозяйствующим субъектам проводить экономически обоснованную инвестиционную политику, строить долгосрочные прогнозы развития, заключать долгосрочные контракты и договоры, формировать перспективу своего развития с учетом, проводимой Администрацией ценовой (тарифной) политики;

общественности достигнуть понимания о целях и задачах проводимой в области ценовой (тарифной) политики, активно участвовать в процессе обсуждения принимаемых решений, использовать институт социального партнерства и систему согласительных процедур.

Достижение поставленной цели возможно только путем решения трех взаимоувязанных задач:

1. Формирование централизованной скоординированной системы управления ценовой (тарифной) политикой в области и единого порядка ценового (тарифного) регулирования.

2. Разработка единых методологических принципов формирования цен (тарифов) в области.

3. Последовательная и скоординированная реализация управленческих и организационных мероприятий в соответствии со стратегическими направлениями и базовыми принципами ценовой (тарифной) политики Кузбасса.

Реализация поставленных задач будет осуществляться поэтапно:

на первом этапе (первое полугодие 2002 г.) - принятие Концепции ценовой (тарифной) политики Кемеровской области.

на втором этапе (второе полугодие 2002 г.) - изменение действующей нормативно-правовой базы ценового регулирования в области, формирование предложений по совершенствованию федерального законодательства.

на третьем этапе (2002-2005 гг.) - последовательное выполнение мероприятий реализации Концепции ценовой (тарифной) политики Администрации области в соответствии со сроками, приведенными в приложении.

IV. Базовые принципы ценовой (тарифной) политики и методы их реализации

4.1. Базовые принципы ценовой (тарифной) политики

Достижение основной цели ценовой (тарифной) политики осуществляется путем установления и последовательной реализации следующих основных принципов:

4.1.1. Принцип централизации:

скоординированное формирование цен (тарифов), единая централизованная методологическая основа согласования и утверждения цен (тарифов) по всей области регулирования;

координация хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий со стратегическими интересами развития области и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма и т. д.);

обеспечение согласованности ценовой (тарифной) политики Кемеровской области и основных направлений развития и модернизации экономики Российской Федерации. Согласование интересов федеральных, региональных и территориальных органов власти в области ценовой (тарифной) политики на основе четкого разделения обязанностей, прав и ответственности.

4.1.2. Принцип развития:

обеспечение экономической устойчивости предприятий, условий для развития и модернизации производства, обновления основных производственных фондов.

4.1.3. Принцип социальной справедливости:

оценка суммарной нагрузки на потребителя по всей области регулирования, адекватное формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, их реальной платежеспособности и возможности областного бюджета;

эффективная адресная социальная помощь незащищенным категориям граждан.

4.1.4. Принцип обоснованности:

оптимизация расходов производства продукции (работ, услуг);

осуществление контроля за правильностью формирования и применения регулируемых цен (тарифов), то есть проведение контроля за соблюдением государственной дисциплины цен;

осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ и проектов в соответствии с утвержденными графиками их проведения.

4.1.5. Принцип предсказуемости:

обеспечение предсказуемости условий хозяйственной деятельности и экономической политики на территории региона и общего социально-экономического развития;

создание необходимых условий для привлечения долгосрочных инвестиций в область;

обеспечение инвестиционной привлекательности Кузбасса.

4.1.6. Принцип развития конкуренции:

создание условий развития конкурентной среды на рынке продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию;

создание и развитие новых предприятий и организаций в сфере производства продукции (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию.

4.1.7. Принцип оптимизации бюджетных расходов:

сокращение расходов консолидированного бюджета, связанных с обеспечением потребителей коммунальными услугами, бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан.

4.1.8. Принцип полной окупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования:

поэтапная ликвидация системы перекрестного субсидирования между различными тарифными группами и между различными видами деятельности предприятий;

поэтапное доведение уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги до полной стоимости предоставляемых услуг (в соответствии с графиком проведения жилищно-коммунальной реформы и федеральными стандартами).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»