• Текст документа
  • Статус
Действующий


СОВЕТ  НАРОДНЫХ  ДЕПУТАТОВ  КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ


ЗАКОН  КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

от 6 декабря 2000 года № 100-ОЗ


О внесении поправок в Устав Кемеровской области  


Принят Советом
народных депутатов
Кемеровской области
29.11.2000 № 816



Статья 1. Внести в Устав (Основной Закон) Кемеровской области (далее- Устав) ("Кузбасс" от 11.06.97, № 102; 26.06.97, № 111; 13.01.98, № 5; 29.05.98, № 96; 22.10.99, № 201; 17.05.2000, № 88) следующие поправки:

Поправка 1. Исключить из названия Устава Кемеровской области слова "(Основной Закон)".

Поправка 2. Главу 1 Устава Кемеровской области изложить в следующей редакции:

ГЛАВА 1. СТАТУС КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


"ГЛАВА 1. СТАТУС КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Кемеровская область как субъект Российской Федерации

1. Кемеровская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации является субъектом Российской Федерации, равноправным с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. Законы и иные акты, принимаемые в Кемеровской области, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и настоящему Уставу.
4. Устав Кемеровской области является основным правовым актом Кемеровской области в системе нормативного регулирования, осуществляемого органами государственной власти Кемеровской области с участием населения, органов местного самоуправления на территории Кемеровской области, имеет прямое действие и применяется на всей территории Кемеровской области.
5. Статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом и может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Кемеровской области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 2. Административно-территориальное устройство Кемеровской области

1. Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43 "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР", Кемеровская область занимает территорию общей площадью 95,5 тыс. кв. километров.
2. В системе государственного территориального устройства Российской Федерации Кемеровская область граничит с Новосибирской и Томской областями, республиками Алтай, Хакасия, Красноярским и Алтайским краями.
3. Территория Кемеровской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.
4. Границы Кемеровской области не могут быть изменены без учета мнения населения Кемеровской области.
5. Административно - территориальное устройство Кемеровской области и порядок его изменения устанавливаются законом Кемеровской области.
6. Административным центром Кемеровской области является город Кемерово.
7. Статус города Кемерово как административного центра Кемеровской области, особенности отношений между органами государственной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления города Кемерово определяются законом Кемеровской области.

Статья 3. Символика Кемеровской области

1. Кемеровская область имеет свой герб, гимн и флаг, утверждаемые законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области.
2. Описание и порядок использования символики Кемеровской области определяются законом Кемеровской области.

Статья 4. Международные и внешнеэкономические связи Кемеровской области

1. Кемеровская область осуществляет международные, внешнеэкономические связи в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Договоры Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области подлежат ратификации законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области. Ратификация договоров Кемеровской области осуществляется путем принятия соответствующих законов Кемеровской области.

Статья 5. Отношения Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации

Кемеровская область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.

Статья 6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области

1. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и Кемеровской области находятся:
а) обеспечение соответствия Устава Кемеровской области, законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно - процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных, правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области, Кемеровская область вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

     
     Статья 7. Предметы ведения и полномочия Кемеровской области


1. В ведении Кемеровской области находятся:
а) принятие и изменение Устава Кемеровской области, законов и других нормативных правовых актов Кемеровской области;
б) установление системы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кемеровской области, порядка их формирования, организации и деятельности; разграничение компетенции этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
в) обеспечение организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;
г) разработка и утверждение символики Кемеровской области;
д) решение вопросов административно-территориального устройства Кемеровской области, согласование изменения статуса и границ Кемеровской области;
е) разработка и утверждение программ социально-экономического развития Кемеровской области;
ж) установление порядка управления и распоряжения собственностью Кемеровской области, в том числе долями (паями, акциями) Кемеровской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) разработка, утверждение и исполнение бюджета Кемеровской области;
и) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Кемеровской области, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;
к) установление налогов и сборов, порядка их взимания, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации;
л) утверждение заключения и расторжения договоров Кемеровской области;
м) экономические, научно - технические и культурные связи Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации;
н) областная государственная служба в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
о) учреждение и присвоение наград Кемеровской области, почетных званий и премий;
п) регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области к ведению и полномочиям Кемеровской области.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области Кемеровская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области.
3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Кемеровской области, изданным по предметам ведения Кемеровской области, действует нормативный правовой акт Кемеровской области.

Статья 8. Народовластие

1. Граждане, проживающие на территории Кемеровской области, осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области.
2. Государственная власть в Кемеровской области осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти на основе разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и в соответствии с настоящим Уставом.
3. Высшим непосредственным выражением народовластия являются референдум, свободные выборы.
4. Депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области представляют интересы граждан и ответственны перед ними.

Статья 9. Система органов государственной власти Кемеровской области

1. В систему органов государственной власти Кемеровской области входят:
а) Совет народных депутатов Кемеровской области - законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области;
б) Администрация Кемеровской области - высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области (далее - высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области);
в) иные органы государственной власти Кемеровской области, образуемые в соответствии с законами Кемеровской области и (или) схемой управления Кемеровской областью.
2. В Кемеровской области устанавливается должность высшего должностного лица - Губернатора Кемеровской области, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.
3. Взаимодействие органов государственной власти Кемеровской области осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 10. Местное самоуправление в Кемеровской области

1. На территории Кемеровской области осуществляется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Кемеровской области.

Статья 11. Формы непосредственной демократии

На территории Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивается использование всех форм непосредственной демократии: референдумов, демонстраций, шествий, митингов, пикетирований, собраний (сходов) граждан по месту жительства, участия в выборах депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области, коллективных обращений (петиций), опросов, народных обсуждений, народных инициатив и других форм.

Статья 12. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области

1. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области принадлежит Губернатору Кемеровской области, депутатам Совета народных депутатов Кемеровской области, представительным органам местного самоуправления, избирательной комиссии Кемеровской области, Кемеровскому областному суду, Арбитражному суду Кемеровской области, Уставному суду Кемеровской области, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области, прокурору Кемеровской области, общественным объединениям в соответствии с законом Кемеровской области.
2. Законопроекты, внесенные в Совет народных депутатов Кемеровской области Губернатором Кемеровской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Кемеровской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Кемеровской области, рассматриваются Советом народных депутатов Кемеровской области по представлению Губернатора Кемеровской области либо при наличии его заключения.
4. Срок подготовки данного заключения не должен превышать 30 календарных дней с момента поступления законопроекта Губернатору Кемеровской области.".

Поправка 3. Главу 2 Устава Кемеровской области исключить.

Поправка 4. Главу 3 Устава Кемеровской области считать главой 2 и изложить ее в следующей редакции:

ГЛАВА 2. ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ГЛАВА 2. ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 13. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

1. На территории Кемеровской области обеспечиваются гарантированные Конституцией Российской Федерации равные права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного и социального положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области.
3. Нормативные правовые акты Кемеровской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Статья 14. Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области

1. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления Кемеровской области и должностными лицами учреждается должность уполномоченного по правам человека в Кемеровской области.
2. Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области назначается на должность и освобождается от должности Советом народных депутатов Кемеровской области.
3. Деятельность и статус уполномоченного по правам человека в Кемеровской области регулируются законом Кемеровской области.

Статья 15. Избирательные права граждан

Граждане, проживающие на территории Кемеровской области, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области, а также участвовать в референдуме.

Статья 16. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Право граждан на осуществление местного самоуправления включает в себя:
а) право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;
б) право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
в) право состоять на муниципальной службе;
г) право получения информации о деятельности органов местного самоуправления;
д) судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.
2. Формами реализации права граждан на осуществление местного самоуправления являются собрания (сходы) граждан по месту жительства, местные референдумы, народные правотворческие инициативы, опросы, обсуждения и другие формы.

Статья 17. Право на судебную защиту и юридическую помощь

1. В Кемеровской области обеспечивается защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина на судебную защиту и на квалифицированную юридическую помощь.
2. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 18. Право на труд и отдых

1. В Кемеровской области обеспечивается конституционное право человека и гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области осуществляют контроль за безопасными и благоприятными условиями труда.
3. Органы государственной власти Кемеровской области защищают право человека и гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.
4. В Кемеровской области признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.
5. В Кемеровской области обеспечивается право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 19. Право на социальную защиту

В Кемеровской области осуществляется социальная защита населения на основе:
а) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;
б) предотвращения снижения реальных доходов слабо защищенных групп населения за счет создания системы социальной адресной помощи;
в) развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;
г) поддержки малообеспеченных групп населения в приобретении и содержании жилья;
д) создания условий и развития социальной инфраструктуры;
е) материального и финансового обеспечения законодательно закрепленных социальных льгот;
ж) поощрения благотворительной деятельности;
з) установления пособий и пенсий в дополнение к государственным.

Статья 20. Право на образование

В Кемеровской области гарантируется право на образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Кемеровской области.

     Статья 21. Право на охрану здоровья


1. В Кемеровской области обеспечивается и защищается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в областных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно в соответствии с устанавливаемыми стандартами.
2. В Кемеровской области охрана и укрепление здоровья населения области осуществляются в соответствии с государственными, областными и муниципальными программами. Принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, по развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Статья 22. Гарантия прав в сфере семейных отношений

В Кемеровской области обеспечиваются:
а) условия для создания семьи, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
б) условия для рождения и воспитания детей, защиты их прав;
в) охрана материнства, отцовства, детства;
г) поддержка экономической самостоятельности каждой семьи.

Статья 23. Право на доступ к духовным ценностям

В Кемеровской области обеспечиваются:
а) свободный доступ к духовным ценностям;
б) сохранение и приумножение исторического, культурного и духовного наследия народов, проживающих на территории Кемеровской области;
в) содействие творческой деятельности и защите прав и интересов творческих работников;
г) создание условий для международного сотрудничества в сфере образования, культуры и науки.

Статья 24. Право на свободу вероисповедания

В Кемеровской области обеспечивается свобода совести и вероисповедания.

Статья 25. Право на благоприятную окружающую среду

1. В Кемеровской области обеспечивается контроль за соблюдением федеральных и областных законов по охране окружающей природной среды.
2. В целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду органы государственной власти Кемеровской области:
а) обеспечивают условия для производственной деятельности и проживания, соответствующие государственным нормативам и стандартам;
б) осуществляют контроль за состоянием атмосферы, почв, водного бассейна, использованием недр и лесного фонда;
в) принимают меры к предотвращению пагубных техногенных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
г) устанавливают статус особо охраняемых природных территорий областного и по согласованию с органами местного самоуправления Кемеровской области местного значения и режим охраны редких растений и животных;
д) осуществляют иную деятельность в пределах, установленных законом.

Статья 26. Права коренных малочисленных народов

1. В Кемеровской области коренным малочисленным народам в полной мере гарантируются права и свободы, установленные общепризнанными нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.
2. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти Кемеровской области:
а) разрабатывают областные программы возрождения, сохранения и развития коренных малочисленных народов;
б) создают условия для участия коренных малочисленных народов в работе органов государственной власти Кемеровской области;
в) способствуют развитию традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов;
г) устанавливают льготы по землепользованию, природопользованию и квоты на занятие традиционными промыслами коренными малочисленными народами;
д) разрабатывают механизмы компенсации за использование природных ресурсов и ущерб, причиненный природной среде в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;
е) создают условия для развития национальной культуры, возрождения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов;
ж) способствуют организации и подготовке национальных кадров, оказывают содействие в их трудоустройстве;
з) выделяют территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
и) осуществляют иные полномочия и меры.
3. В целях реализации прав, указанных в пункте 1 настоящей статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области могут формировать советы представителей коренных малочисленных народов, действующие на общественных началах.

Статья 27. Право на общественную деятельность

1. В Кемеровской области обеспечивается право на свободное объединение граждан в общественные объединения. Вмешательство в деятельность общественных объединений не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
2. В соответствии с федеральным законодательством на территории Кемеровской области запрещаются создание и деятельность общественных объединений, нарушающих права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и правопорядок, призывающих к насилию, разжигающих расовую, национальную, религиозную и иную нетерпимость.
3. Политические общественные объединения имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области в соответствии с законодательством.

Статья 28. Право на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
Кемеровской области


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области осуществляют свою деятельность гласно, регулярно информируя население о своей деятельности.
2. Органы государственной власти Кемеровской области обеспечивают опубликование законов Кемеровской области.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области обязаны опубликовывать все свои нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.

Статья 29. Право на свободу средств массовой информации

Свобода средств массовой информации на территории Кемеровской области обеспечивается:
а) беспрепятственным получением средствами массовой информации сведений от органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области, правоохранительных органов, учреждений, организаций, объединений, должностных лиц и граждан, кроме информации, составляющей охраняемую законом тайну;
б) недопустимостью цензуры;
в) запретом на вмешательство в профессиональную деятельность журналистов и средств массовой информации;
г) другими гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.

Статья 30. Иные права и свободы человека и гражданина

Иные права и свободы человека и гражданина обеспечиваются и гарантируются в Кемеровской области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.".

Поправка 5. Главу 4 Устава Кемеровской области считать главой 3 и изложить ее в следующей редакции:

ГЛАВА 3 . СОБСТВЕННОСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ГЛАВА 3 . СОБСТВЕННОСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 31. Собственность Кемеровской области

1. Собственность Кемеровской области является государственной собственностью.
2. В собственности Кемеровской области находятся земельные участки, водные объекты, участки лесного фонда, объекты животного мира и другие природные объекты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В собственности Кемеровской области находятся объекты инженерной инфраструктуры и иные объекты областного значения, имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, созданными органами государственной власти Кемеровской области, средства областного бюджета, иное имущество, созданное или приобретенное за счет средств областного бюджета или в ином, установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 32. Использование земель и других природных ресурсов

1. Земля, ее недра, леса, водоемы, атмосфера, растительный и животный мир, другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности населения Кемеровской области.
2. В Кемеровской области земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в соответствии с федеральным законодательством.
3. Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
4. Условия использования природных ресурсов, находящихся в собственности Кемеровской области, устанавливаются областным законодательством в соответствии с федеральным законодательством.
5. На территории Кемеровской области могут создаваться особо охраняемые природные территории.

Статья 33. Финансовые ресурсы Кемеровской области

1. Финансовые ресурсы Кемеровской области составляют средства бюджета Кемеровской области, областных внебюджетных и валютных фондов, ассигнования, выделяемые из федерального бюджета, кредитные ресурсы, средства, полученные от областных государственных займов и другие средства, привлекаемые в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Для финансирования межрегиональных программ социально - экономического и культурного развития, совместных инвестиционных проектов и других мероприятий, требующих координации действий, финансовые ресурсы области могут объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации.

Статья 34. Бюджет Кемеровской области

1. Бюджет Кемеровской области и отчет о его исполнении утверждаются законом Кемеровской области. Порядок рассмотрения проекта закона о бюджете Кемеровской области и его утверждения определяется законом Кемеровской области.
2. Доходы бюджета Кемеровской области формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
3. Доходы бюджета Кемеровской области формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
4. В доходы бюджета Кемеровской области полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности Кемеровской области, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Кемеровской области.
5. Иные неналоговые доходы поступают в бюджет Кемеровской области в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами Кемеровской области.

Статья 35. Внебюджетные и валютные фонды Кемеровской области

1. Внебюджетные и валютные фонды Кемеровской области представляют собой обособленную часть финансовых ресурсов Кемеровской области.
2. Законом Кемеровской области устанавливается порядок образования и расходования денежных средств, образуемых вне бюджета Кемеровской области, а также порядок деятельности, связанной с управлением указанными фондами.

Статья 36. Налоги и сборы в Кемеровской области

1. На территории Кемеровской области взимаются налоги и сборы, установленные федеральным законодательством.
2. Законами Кемеровской области устанавливаются областные налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законодательством к ведению Кемеровской области, а также порядок их взимания.

Статья 37. Контрольно - счетная палата Кемеровской области

1. В целях контроля за расходованием финансовых ресурсов Кемеровской области и распоряжением собственностью Кемеровской области Советом народных депутатов Кемеровской области формируется контрольно-счетная палата.
2. Контрольно - счетная палата состоит из председателя и аудиторов.
3. Члены контрольно - счетной палаты не могут быть депутатами и служащими иных государственных органов.
4. Правовой статус контрольно - счетной палаты, порядок ее организации и деятельности, гарантии аудиторов определяются законом Кемеровской области.".

Поправка 6. Главу 5 Устава Кемеровской области считать главой 4 и изложить ее в следующей редакции:

ГЛАВА 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


"ГЛАВА 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 38. Совет народных депутатов Кемеровской области

1. Законодательная (представительная) власть в Кемеровской области осуществляется Советом народных депутатов Кемеровской области.
2. Совет народных депутатов Кемеровской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Кемеровской области.
3. Совет народных депутатов Кемеровской области состоит из 35 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Кемеровской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
4. Порядок организации и проведения выборов в Совет народных депутатов Кемеровской области устанавливается законом Кемеровской области о выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области.
5. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается Советом народных депутатов Кемеровской области самостоятельно.
6. Совет народных депутатов Кемеровской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
7. Совет народных депутатов Кемеровской области самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
8. Расходы на обеспечение деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области утверждаются самим Советом народных депутатов Кемеровской области и предусматриваются отдельной строкой в бюджете Кемеровской области.
9. Совет народных депутатов Кемеровской области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
10. Правомочность заседания Совета народных депутатов Кемеровской области определяется его Регламентом, принятым данным органом и устанавливающим порядок деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области.
11. Заседания Совета народных депутатов Кемеровской области являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, настоящим Уставом, законами Кемеровской области, а также Регламентом Совета народных депутатов Кемеровской области.
12. Кроме настоящего Устава деятельность Совета народных депутатов Кемеровской области регулируется федеральным и областным законодательством.

Статья 39. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Совет народных депутатов Кемеровской области:
1) устанавливает систему органов государственной власти Кемеровской области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и федеральными законами;
2) принимает Устав Кемеровской области и поправки к нему;
3) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
4) законами Кемеровской области:
а) утверждает бюджет Кемеровской области и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Кемеровской области;
б) устанавливает в соответствии с настоящим Уставом основы своей организации и деятельности;
в) устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, порядок проведения местного референдума на территории Кемеровской области, в пределах своих полномочий определяет порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждает программы социально - экономического развития Кемеровской области, представленные Губернатором Кемеровской области;
д) устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Кемеровской области, утверждает отчеты о расходовании средств этих фондов;
ж) устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью Кемеровской области, в том числе долями (паями, акциями) Кемеровской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;
з) утверждает заключение и расторжение договоров Кемеровской области;
и) устанавливает порядок назначения и проведения референдума Кемеровской области;
к) устанавливает порядок проведения выборов в Совет народных депутатов Кемеровской области, а также выборов Губернатора Кемеровской области;
л) устанавливает административно - территориальное устройство Кемеровской области и порядок его изменения;
м) утверждает схему управления Кемеровской областью, определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области;
н) регулирует иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации, а также вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Уставом и законами Кемеровской области к полномочиям Кемеровской области;
5) постановлениями Совета народных депутатов Кемеровской области:
а) определяет структуру и порядок деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области и его аппарата;
б) назначает на должность и освобождает от должности отдельные должностные лица Кемеровской области, а также оформляет согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом;
в) назначает дату выборов в Совет народных депутатов Кемеровской области, а также дату выборов Губернатора Кемеровской области;
г) назначает референдум Кемеровской области в случаях, предусмотренных законом Кемеровской области;
д) оформляет решение о недоверии (доверии) Губернатору Кемеровской области, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти Кемеровской области, в назначении которых на должность Совет народных депутатов Кемеровской области принимал участие в соответствии с настоящим Уставом;
е) утверждает соглашение об изменении границ Кемеровской области;
ж) назначает на должность судей Уставного суда Кемеровской области;
з) оформляет иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Совет народных депутатов Кемеровской области в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законами Кемеровской области:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Кемеровской области, исполнением бюджета Кемеровской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Кемеровской области;
б) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Кемеровской области.
3. Порядок принятия Советом народных депутатов Кемеровской области нормативных правовых актов устанавливается федеральными законами и законами Кемеровской области.

Статья 40. Структура Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Работу Совета народных депутатов Кемеровской области возглавляет председатель Совета народных депутатов Кемеровской области.
2. Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области и его заместитель (заместители) избираются из числа депутатов на первом заседании Совета народных депутатов Кемеровской области тайным голосованием большинством голосов от общего числа избранных депутатов и подотчетны Совету народных депутатов Кемеровской области.
3. Порядок избрания, отставки и освобождения от должности председателя Совета народных депутатов Кемеровской области и его заместителя (заместителей) определяется Регламентом Совета народных депутатов Кемеровской области.
4. Совет народных депутатов Кемеровской области избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты (комиссии), а для решения отдельных задач - временные комиссии.
5. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов и комиссий определяются Советом народных депутатов Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области.
6. Для организационного, правового и материально - технического обеспечения деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области, его комитетов и комиссий, депутатов Совет народных депутатов Кемеровской области образует аппарат, работающий на постоянной основе.

Статья 41. Статус депутата Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Депутатом Совета народных депутатов Кемеровской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
2. Депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области на его первом заседании приносят избирателям Кемеровской области следующую присягу:
"Клянусь добросовестно, с использованием всех своих возможностей осуществлять возложенные на меня избирателями и законом депутатские обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Кемеровской области, добиваться повышения безопасности и жизненного уровня населения, всемерно охранять права и свободы человека и гражданина. Никакие частные интересы не будут для меня выше интересов Кемеровской области и Российского государства".
3. Статус депутата Совета народных депутатов Кемеровской области (права и обязанности, условия, гарантии и ограничения деятельности, неприкосновенность), срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.

Статья 42. Основы организации и деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Основной формой работы Совета народных депутатов Кемеровской области являются сессии, пленарные заседания, депутатские слушания, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих законов, постановлений, нормативных правовых актов.
2. Внеочередные заседания Совета народных депутатов Кемеровской области созываются по инициативе его председателя, Губернатора Кемеровской области или депутатов в количестве не менее одной трети от числа избранных депутатов.
3. Заседание Совета народных депутатов Кемеровской области правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области. Порядок принятия решений определяется законом Кемеровской области.
4. Совет народных депутатов Кемеровской области собирается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день после избрания; открывает и ведет это заседание, до избрания председателя Совета народных депутатов Кемеровской области, старейший по возрасту депутат.
5. Со дня начала работы Совета народных депутатов Кемеровской области нового созыва полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области прежнего созыва и его депутатов прекращаются.

Статья 43. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Кемеровской области

1. Законы Кемеровской области, принятые Советом народных депутатов Кемеровской области, в течение 14 календарных дней направляются указанным органом для обнародования Губернатору Кемеровской области.
2. Губернатор Кемеровской области в течение 14 календарных дней с момента поступления закона Кемеровской области обязан обнародовать его, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить этот закон.
3. В случае отклонения Губернатором Кемеровской области закона Кемеровской области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
4. Закон Кемеровской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Кемеровской области и подлежит обнародованию в семидневный срок.
5. Законы Кемеровской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок не предусмотрен федеральным законодательством.

Статья 44. Порядок досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия указанным органом решения о самороспуске не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области;
б) роспуска указанного органа Губернатором Кемеровской области по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;
в) вступления в силу решения Кемеровского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным в пункте 5 настоящей статьи.
2. Губернатор Кемеровской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области в случае принятия данным органом устава и закона Кемеровской области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены судом, а Совет народных депутатов Кемеровской области не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
3. Решение Губернатора Кемеровской области о досрочном прекращении полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области принимается в форме постановления.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области назначаются внеочередные выборы в Совет народных депутатов Кемеровской области. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области.
5. В случае, если судом установлено, что Советом народных депутатов Кемеровской области приняты устав, закон Кемеровской области или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а Совет народных депутатов Кемеровской области в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения Совета народных депутатов Кемеровской области от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, в соответствии с федеральным законодательством Президент Российской Федерации выносит предупреждение, принимаемое в форме указа.
6. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения Совету народных депутатов Кемеровской области указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в соответствии с федеральным законодательством Президент Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске Совета народных депутатов Кемеровской области.
7. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске Совета народных депутатов Кемеровской области.".

Поправка 7. Главу 6 Устава Кемеровской области считать главой 5 и изложить ее в следующей редакции:

ГЛАВА 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ГЛАВА 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 45. Губернатор Кемеровской области

1. Губернатор Кемеровской области является высшим должностным лицом Кемеровской области.
2. Губернатор Кемеровской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.
3. Губернатор Кемеровской области избирается гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории Кемеровской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
4. Исчисление срока, на который избран Губернатор Кемеровской области, начинается со дня его избрания.
5. Вступление в должность Губернатора Кемеровской области осуществляется на десятый день после официального опубликования избирательной комиссией Кемеровской области общих итогов выборов.
6. При вступлении в должность Губернатор Кемеровской области в торжественной обстановке на заседании Совета народных депутатов Кемеровской области приносит присягу:
"Вступая в должность Губернатора Кемеровской области, торжественно клянусь добросовестно исполнять свои обязанности, защищать интересы Кемеровской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Кемеровской области".
7. Губернатор Кемеровской области приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором Кемеровской области.
8. Одно и то же лицо не может занимать должность Губернатора Кемеровской области более двух сроков подряд.
9. Порядок проведения выборов Губернатора Кемеровской области устанавливается законом Кемеровской области о выборах Губернатора Кемеровской области.
10. В случае признания выборов Губернатора Кемеровской области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей Губернатора Кемеровской области осуществляется действующим Губернатором Кемеровской области до момента вступления в должность вновь избранного Губернатора Кемеровской области. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального обнародования результатов предыдущих выборов.
11. Губернатором Кемеровской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом и законом Кемеровской области пассивным избирательным правом, достигший на день выборов 30 - летнего возраста.
12. Губернатор Кемеровской области не может быть одновременно депутатом Совета народных депутатов Кемеровской области, депутатом представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

Статья 46. Полномочия Губернатора Кемеровской области

1. Губернатор Кемеровской области:
а) представляет Кемеровскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Кемеровской области;
б) обнародует законы Кемеровской области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые Советом народных депутатов Кемеровской области;
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области в соответствии с законодательством Кемеровской области;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета народных депутатов Кемеровской области, а также созывать вновь избранный Совет народных депутатов Кемеровской области на первое заседание ранее срока, установленного для этого указанному органу настоящим Уставом;
д) вправе участвовать в работе Совета народных депутатов Кемеровской области с правом совещательного голоса;
е) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами Кемеровской области.
2. В качестве лица, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области, Губернатор Кемеровской области:
а) представляет высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, населением области, трудовыми коллективами, организациями, общественными объединениями;
б) разрабатывает схему управления Кемеровской областью и представляет ее на утверждение Совету народных депутатов Кемеровской области;
в) назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области и определяет их полномочия;
г) назначает и освобождает от должности руководителей иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области;
д) рассматривает постановления Совета народных депутатов Кемеровской области о выражении недоверия должностным лицам высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области и принимает по ним окончательные решения;
е) вносит в Совет народных депутатов Кемеровской области в установленные сроки проект бюджета Кемеровской области и отчет о его исполнении;
ж) осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Кемеровской области, за исключением средств, предусмотренных на содержание Совета народных депутатов Кемеровской области;
з) в соответствии с законом Кемеровской области распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности Кемеровской области;
и) принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
к) руководит разработкой и осуществлением программ социально - экономического, культурного и иного развития Кемеровской области;
л) вносит в Совет народных депутатов Кемеровской области проекты законов Кемеровской области;
м) обращается к Совету народных депутатов Кемеровской области с ежегодным посланием о положении дел в Кемеровской области;
н) предлагает вопросы в повестку дня сессии Совета народных депутатов Кемеровской области;
о) дает заключения на проекты нормативных правовых актов Совета народных депутатов Кемеровской области в случаях, предусмотренных законодательством;
п) выступает с докладами и содокладами по вопросам, включенным в повестку дня сессии Совета народных депутатов Кемеровской области;
р) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предложения по принятию актов, издание которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
с) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды в порядке, установленном законодательством;
т) назначает и освобождает половину членов избирательной комиссии Кемеровской области;
у) в случае наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти Кемеровской области передает им материальные и финансовые средства для осуществления этих полномочий, контролирует их реализацию;
ф) издает в пределах своей компетенции акты;
х) осуществляет иные полномочия, необходимые для реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области, предусмотренные статьей 53 настоящего Устава.
3. Губернатор Кемеровской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, настоящий Устав и законы Кемеровской области.

Статья 47. Акты Губернатора Кемеровской области

1. Губернатор Кемеровской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Кемеровской области издает постановления и распоряжения.
2. Акты Губернатора Кемеровской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Кемеровской области.
3. Акты Губернатора Кемеровской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Кемеровской области.

Статья 48. Досрочное прекращение полномочий Губернатора Кемеровской области

1. Полномочия Губернатора Кемеровской области прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Советом народных депутатов Кемеровской области;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации.
2. Совет народных депутатов Кемеровской области вправе выразить недоверие Губернатору Кемеровской области в случае:
а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу и законам Кемеровской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Кемеровской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
б) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Кемеровской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
3. Решение Совета народных депутатов Кемеровской области о недоверии Губернатору Кемеровской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
4. Решение Совета народных депутатов Кемеровской области о недоверии Губернатору Кемеровской области влечет за собой немедленную его отставку и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области.
5. Президент Российской Федерации выносит предупреждение Губернатору Кемеровской области в случае:
а) издания Губернатором Кемеровской области нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены судом, а Губернатор Кемеровской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
б) уклонения Губернатора Кемеровской области в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта Губернатора Кемеровской области либо нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока Губернатор Кемеровской области не обратился в суд для разрешения спора.
6. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения Губернатору Кемеровской области указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент Российской Федерации отрешает Губернатора Кемеровской области от должности.
7. Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить Губернатора Кемеровской области от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
8. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора Кемеровской области от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области.
9. В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области, предусмотренной пунктами 4 и 6 настоящей статьи, он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области.
10. Во всех случаях, когда Губернатор Кемеровской области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет первый заместитель Губернатора Кемеровской области. В полномочия временно исполняющего обязанности Губернатора Кемеровской области входит в числе других обязанность по подписанию и обнародованию законов Кемеровской области.
11. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Кемеровской области внеочередные выборы Губернатора Кемеровской области назначаются и проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области о выборах Губернатора Кемеровской области.
12. Отставка по собственному желанию Губернатора Кемеровской области осуществляется путем направления соответствующего заявления в Совет народных депутатов Кемеровской области. Решение об отставке по собственному желанию Губернатора Кемеровской области принимается Советом народных депутатов Кемеровской области не позднее двух недель со дня подачи Губернатором Кемеровской области заявления об отставке по собственному желанию. В случае принятия отставки Губернатора Кемеровской области его полномочия прекращаются с даты, указанной Советом народных депутатов Кемеровской области в решении о принятии отставки.
13. Во всех остальных случаях, кроме отставки по собственному желанию, полномочия Губернатора Кемеровской области прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо совершения указанных действий.

Статья 49. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области

1. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области является постоянно действующим органом исполнительной власти Кемеровской области.
2. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области на ее территории.

Статья 50. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области

1. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально - экономического развития Кемеровской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, экологии и иных сферах общественных отношений.
2. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
б) разрабатывает для представления Губернатором Кемеровской области в Совет народных депутатов Кемеровской области проект бюджета Кемеровской области, а также проекты программ социально-экономического развития Кемеровской области;
в) обеспечивает исполнение бюджета Кемеровской области, готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально - экономического развития Кемеровской области для представления их Губернатором Кемеровской области в Совет народных депутатов Кемеровской области;
г) формирует иные органы исполнительной власти Кемеровской области;
д) управляет и распоряжается собственностью Кемеровской области в соответствии с законами Кемеровской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Кемеровской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Кемеровской области, а также вправе обратиться в суд;
ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Статья 51. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области

1. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области (постановления, распоряжения), принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Кемеровской области.
2. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Кемеровской области.
3. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области подписывает Губернатор Кемеровской области.".

Поправка 8. Главу 7 Устава Кемеровской области считать главой 6 и изложить ее в следующей редакции:

ГЛАВА 6. УСТАВНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"ГЛАВА 6. УСТАВНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 52. Уставный суд Кемеровской области


1. Уставный суд Кемеровской области осуществляет судебную власть путем рассмотрения и проверки нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления Кемеровской области, распоряжений и постановлений Губернатора Кемеровской области и Совета народных депутатов Кемеровской области на предмет их соответствия настоящему Уставу; дает официальное толкование настоящему Уставу.
2. Уставный суд Кемеровской области является органом государственной власти и обладает статусом юридического лица.
3. Уставный суд Кемеровской области является постоянно действующим органом, состоящим из шести судей, назначаемых на паритетных началах Советом народных депутатов Кемеровской области и Губернатором Кемеровской области сроком на 5 лет.
4. Судьи Уставного суда Кемеровской области в своей деятельности независимы, самостоятельны, действуют на основании закона об Уставном суде Кемеровской области, подчиняются Конституции Российской Федерации, иному федеральному законодательству, настоящему Уставу.
5. Решения, принятые в пределах компетенции Уставного суда Кемеровской области, обязательны для исполнения всеми на территории Кемеровской области, являются окончательными, обжалованию не подлежат.".

Поправка 9. Главу 8 Устава Кемеровской области считать главой 7 и изложить ее в следующей редакции:

ГЛАВА 7. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


"ГЛАВА 7. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 53. Принципы организации местного самоуправления


1. Местное самоуправление в Кемеровской области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление в Кемеровской области гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти Кемеровской области, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Российской Федерации.
3. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статья 54. Муниципальные образования в Кемеровской области

1. Основой местного самоуправления в Кемеровской области является муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
2. Муниципальные образования принимают свои уставы, которые подлежат регистрации в порядке, установленном законом Кемеровской области.
3. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами Кемеровской области с учетом исторических и иных местных традиций. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Кемеровской области.
4. Изменение границ муниципальных образований возможно только с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 55. Система местного самоуправления Кемеровской области

1. Система местного самоуправления Кемеровской области включает в себя:
а) муниципальные образования в городах, поселках, сельских поселениях или на территориях, объединяющих несколько поселений;
б) территориальное общественное самоуправление в частях муниципальных образований (поселения, не имеющие статуса муниципальных образований, внутригородские и внутрипоселковые территории).
2. Взаимоотношения между муниципальными образованиями и органами территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом Кемеровской области.

Статья 56. Органы местного самоуправления в Кемеровской области

1. К органам местного самоуправления относятся:
а) выборные органы, образуемые в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством и уставами муниципальных образований;
б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
3. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
4. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти Кемеровской области и государственными должностными лицами не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 57. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области

1. Органы государственной власти Кемеровской области содействуют развитию местного самоуправления, обеспечивают ему гарантии финансовой самостоятельности, оказывают организационную и иную поддержку, создают условия для осуществления прав граждан на участие в самоуправлении.
2. Органы государственной власти Кемеровской области не вправе принимать акты и совершать действия, ограничивающие установленные законодательством права местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Кемеровской области.
3. Федеральным законом и законом Кемеровской области на органы местного самоуправления может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий с одновременной передачей достаточных материальных и финансовых ресурсов в порядке, предусмотренном законом. Осуществление этих полномочий подконтрольно соответствующим государственным органам.
4. Органы государственной власти Кемеровской области учитывают мнение органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов Кемеровской области и иных решений, затрагивающих интересы муниципальных образований.
5. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления разрешаются путем согласительных процедур и в судебном порядке.

Статья 58. Бюджеты муниципальных образований

1. Муниципальные образования Кемеровской области имеют самостоятельные бюджеты.
2. Органы государственной власти Кемеровской области обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
3. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законом Кемеровской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Статья 59. Компенсация дополнительных расходов местных бюджетов

1. Финансовые средства на компенсацию дополнительных расходов органов местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти Кемеровской области, ежегодно предусматриваются в бюджете Кемеровской области.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления Кемеровской области, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Кемеровской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсаций определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

Статья 60. Ответственность органов местного самоуправления перед органами государственной власти Кемеровской области

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед органами государственной власти Кемеровской области наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, иного федерального законодательства, настоящего Устава, иного законодательства Кемеровской области, устава муниципального образования в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены органами государственной власти Кемеровской области материальными и финансовыми средствами.
3. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, настоящему Уставу, закону Кемеровской области, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
4. В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, настоящему Уставу, закону Кемеровской области, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
5. В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то Совет народных депутатов Кемеровской области по собственной инициативе или по обращению Губернатора Кемеровской области письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а Губернатор Кемеровской области письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом.
6. В случае, если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.
7. Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Уставом, распускается законом Кемеровской области либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности постановлением Губернатора Кемеровской области.
8. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Советом народных депутатов Кемеровской области не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с федеральным законом Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.
9. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Губернатором Кемеровской области не приняты предусмотренные федеральным законом меры, то в соответствии с федеральным законом Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности.
10. Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом Кемеровской области либо федеральным законом назначаются новые выборы.
11. Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются в соответствии с указанным федеральным законом постановлением Губернатора Кемеровской области либо указом Президента Российской Федерации.
12. В случае отрешения главы муниципального образования от должности в соответствии с федеральным законодательством Губернатор Кемеровской области либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.
13. Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы муниципального образования от должности в соответствии с указанным федеральным законом могут быть внесены Советом народных депутатов Кемеровской области, Губернатором Кемеровской области, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.
14. Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в соответствующий суд (Кемеровский областной суд либо Верховный Суд Российской Федерации) в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).
15. Кемеровский областной суд, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.".

Поправка 10. Ввести в Устав Кемеровской области главу 8 следующего содержания:

ГЛАВА 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕРЕД ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ

"ГЛАВА 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕРЕД ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ


Статья 61. Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области и их должностные лица за ненадлежащее исполнение своих полномочий несут ответственность перед юридическими лицами и гражданами в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований.".

Поправка 11. Заключительные и переходные положения Устава Кемеровской области изложить в следующей редакции:

ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


"ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 62. Порядок вступления настоящего Устава в силу

1. Настоящий Устав вступает в силу на всей территории Кемеровской области по истечении 10 дней после его официального опубликования.
2. В течение года со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним все нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области.
3. Нормы о сроке полномочий депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области вступают в силу после истечения срока полномочий действующих на момент вступления в силу настоящего Устава, депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области, а в случае досрочного прекращения их полномочий - после прекращения указанных полномочий.

Статья 63. Внесение поправок в Устав Кемеровской области

1. Предложения о внесении поправок в Устав Кемеровской области могут вносить:
а) группа граждан, проживающих на территории Кемеровской области и обладающих избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек;
б) группа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области в количестве не менее одной трети от установленного числа депутатов;
в) Губернатор Кемеровской области;
г) группа представительных органов местного самоуправления, муниципальных образований, на территориях которых проживает в совокупности не менее одной трети граждан, проживающих на территории Кемеровской области и обладающих избирательным правом.
2. Предложения о внесении поправок в Устав Кемеровской области направляются в Совет народных депутатов Кемеровской области с обязательным представлением законопроекта об изменении Устава Кемеровской области.
3. Поправки в Устав Кемеровской области могут быть внесены на референдуме Кемеровской области.
Повторное внесение отклоненного предложения о поправках в Устав Кемеровской области допускается не ранее чем через год после его отклонения.

Статья 64. Порядок принятия настоящего Устава и поправок к нему

Устав Кемеровской области и поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области.".

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.Тулеев



О внесении поправок в Устав Кемеровской области

Название документа: О внесении поправок в Устав Кемеровской области

Номер документа: 100-ОЗ

Вид документа: Закон Кемеровской области

Принявший орган: Совет народных депутатов Кемеровской области

Статус: Действующий

Опубликован: газета "Кузбасс" от 15.12.00г. № 235
Дата принятия: 06 декабря 2000

Дата начала действия: 25 декабря 2000