Администрация Кемеровской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О распоряжении и использовании объектов нежилого фонда
федеральной и областной собственности на территории Кемеровской области

Заслушав и обсудив информацию председателя комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Жеваго В.П. о распоряжении и управлении объектами нежилого фонда федеральной и областной собственности, расположенными на территории области, и о ходе выполнения на территории Кемеровской области постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственностью в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей ... и муниципальную собственность", отмечено следующее:

На территории Кемеровской области имеется более 600 объектов нежилого фонда федеральной и областной собственности. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - комитет) наработал определенный опыт управления такими объектами. Проводится инвентаризация объектов и готовится реестр объектов нежилого фонда, расположенных на территории Кемеровской области.

В то же время в ходе инвентаризации указанных объектов выяснилось, что этими объектами без надлежащего юридического обоснования распоряжаются муниципальные комитеты. Имеются факты сдачи в аренду, включения в уставные капиталы создаваемых предприятий и продажи муниципальными комитетами имущества федеральной и областной собственности.

В целях усиления работы комитета по управлению государственным  имуществом Кемеровской  области  (Жеваго В.П.) в вопросах распоряжения и управления объектами нежилого фонда федеральной и областной собственности на территории Кемеровской области :

1. Информацию председателя комитета по управлению госимуществом  Жеваго В.П. по вопросам распоряжения и использования объектов нежилого фонда, отнесенных к федеральной и областной собственности, расположенных на территории Кемеровской области, принять к сведению.

2. Комитету по управлению государственным имуществом (Жеваго В.П.) в срок до 20.12.96:

а) завершить инвентаризацию объектов нежилого фонда, расположенных на территории Кемеровской области;

б) представить реестр объектов нежилого фонда федеральной и областной собственности на согласование и  утверждение Главы Администрации области.

3. Указать главам администраций городов и районов о недопустимости незаконного распоряжения объектами нежилого фонда федеральной и областной собственности.

4. В целях эффективного управления объектами государственной и муниципальной форм собственности, создании единого реестра собственности на территории области, а также для координации и согласованности действий в работе областного и муниципальных комитетов ориентировать на соподчинение председателей муниципальных комитетов заместителю Главы Администрации, председателю комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Жеваго В.П.

5. Утвердить Временное положение об управлении объектами государственной собственности на территории Кемеровской области до рассмотрения на Законодательном Собрании.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации, председателя комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Жеваго В.П.


Первый заместитель
Главы Администрации                          А.П.Пронин

ВРЕМЕННОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Временное положение (далее именуется - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации от 10.04.94 N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой", от 14.10.92 N 1231 "Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом края, области...", от 14.10.92 № 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду",  постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.94 № 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", Основными положениями государственной программы приватизации государственных      и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 № 1535, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.95, Положением о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области, обладающем правами территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденным распоряжением Администрации Кемеровской области от 14.05.96 № 397-р.

1.2. Положение определяет задачи, основные формы и порядок управления объектами государственной собственности на территории Кемеровской области.

1.3. Положение разработано в целях установления единого порядка владения, пользования, распоряжения объектами государственной собственности и повышения эффективности управления ими.  

1.4. Положение определяет порядок взаимодействия областных органов государственной власти с федеральными  государственными органами и органами местного самоуправления в сфере управления государственной собственностью.

1.5. Положение устанавливает процедуру определения состава и учета государственного имущества и контроля за его использованием.

2. Основные задачи управления государственной собственностью

2.1. Осуществление контроля за сохранностью и использованием объектов государственной собственности.

2.2. Повышение эффективности использования государственного имущества.

2.3. Создание благоприятной экономической среды для привлечения в производство инвестиций, в том числе иностранных.

2.4. Повышение ответственности руководителей государственных предприятий и учреждений за сохранность и эффективное использование государственного имущества.

2.5. Повышение уровня экономической и социальной эффективности функционирования государственной собственности, развитие свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства в рамках государственного сектора экономики.

2.6. Обеспечение условий для пополнения бюджета от использования государственного имущества.

2.7. Урегулирование режима использования государственной собственности, прав, обязанностей и ответственности государственных органов управления.

3. Объекты государственной собственности

Под управлением государственной собственностью понимается совокупность функций по учету, контролю, распоряжению, координации и регулированию объектами государственной собственности в интересах Кемеровской области.

Такими объектами являются:

3.1. Имущество государственных предприятий и учреждений, признанных в установленном законом порядке не подлежащими приватизации.

3.2. Имущество неприватизированных государственных предприятий и учреждений.

3.3. Имущество приватизированных предприятий, не вошедшее в уставный капитал и находящееся на балансе как государственная собственность.  

3.4. Имущество органов государственной власти.  

3.5. Нежилые встроенно-пристроенные помещения и отдельно стоящие здания, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области.  

3.6. Объекты исторического и культурного достояния Кемеровской области.  

3.7. Земельные участки, находящиеся под приватизированными предприятиями.  

3.8. Доли государственной собственности в созданных и вновь создаваемых обществах и компаниях.  

3.9. Акции акционерных обществ, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области.  

3.10. Средства областного бюджета, областных внебюджетных фондов, валютные ценности, государственные ценные бумаги, иные финансовые активы.  

3.11. Не завершенные строительством объекты, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области.  

3.12.    Доли Кемеровской области в имуществе общественных объединений.

3.13. Имущество, закрепленное за предприятиями различных форм собственности на правах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.14. Особо охраняемые природные территории областного значения.

3.15. Земельные участки, водные ресурсы, природные объекты, закрепленные в областной собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.16. Имущественные объекты, созданные или реорганизованные органами государственной власти области, а также приобретенные за счет средств области.

3.17. Доходы, полученные от хозяйственного использования объектов государственной собственности Кемеровской области.

3.18. Иное имущество, обеспечивающее самостоятельность Кемеровской области как субъекта Российской Федерации.

4. Органы, осуществляющие управление государственной собственностью

4.1. Законодательное Собрание Кемеровской области. Обеспечивает законодательное регулирование и контроль в сфере управления государственной собственностью. В его компетенцию входит: установление порядка управления государственной собственностью, утверждение Программы формирования и развития государственной собственности Кемеровской области и Программы приватизации, заслушивание отчетов об их исполнении, определение порядка учета государственной собственности Кемеровской области.

4.2. Глава Администрации Кемеровской области. Осуществляет нормативное регулирование процесса управления государственной собственностью, реализует полномочия по распоряжению ею в соответствии с законодательством. В его компетенцию входит: организация разработки и представление Законодательному Собранию Кемеровской области на утверждение программ формирования и развития государственной собственности, в том числе Программы приватизации, и обеспечение их выполнения, принятие решений о создании областных предприятий и учреждений с использованием государственного имущества и средств областного бюджета, принятие решений о приобретении имущества в собственность Кемеровской области, принятие решений о передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность городов и районов, внесение предложений в Правительство Российской Федерации о передаче объектов федеральной собственности в собственность Кемеровской области, осуществление иных полномочий в сфере управления государственной собственностью.

4.3. Уполномоченные органы по управлению государственной собственностью:

4.3.1. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, действующий в соответствии с Типовым положением о комитете по управлению имуществом края, области..., утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.92 № 1231, и Положением о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области, обладающем правами территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденным распоряжением Администрации Кемеровской области от 14.05.96 № 397-р. В его компетенции находятся следующие вопросы:

осуществление процедуры разграничения собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, проведение анализа эффективности использования государственного имущества, разработка, организация и контроль реализации программы приватизации объектов государственной собственности области, принятие решений о приватизации государственных предприятий, утверждение планов приватизации, уставов акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, анализ выполнения программы приватизации, участие в разработке и реализации мероприятий по поддержке приватизированных предприятий, участие в разработке и реализации инвестиционных программ, участие в развитии фондового рынка, контроль за деятельностью отдельных его субъектов (чековых инвестиционных фондов), участие в деятельности органов управления акционерных обществ со смешанной формой собственности. ведение учета акций, вкладов, иных ценных бумаг, находящихся в государственной собственности, контроль за поступлением дивидендов по ним в областной бюджет, контроль за работой представителей государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной собственности, обеспечение защиты имущественных прав и интересов области в пределах компетенции при решении вопросов приватизации, управления и распоряжения объектами государственной обственности, создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, утверждение уставов государственных предприятий и учреждений, заключение, изменение и расторжение контрактов с их руководителями, проведение инвентаризации государственного имущества, ведение реестра государственной собственности и приватизированных предприятий на территории Кемеровской области, проведение оценки государственного имущества, подготовка решений по продаже объектов государственной собственности, осуществление права арендодателя государственного имущества, закрепление государственного имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и пользования, принятие решений о сдаче государственного имущества в залог, принятие решений о передаче государственной собственности в доверительное управление.

4.3.2. Фонд имущества Кемеровской области, действующий на основании Положения о фонде имущества, утвержденного решением 12-й сессии Кемеровского областного Совета народных депутатов 06.02.92. В его компетенцию входят следующие вопросы: осуществление продажи переданных ему комитетом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пакетов акций предприятий в соответствии с утвержденными планами приватизации и планами-графиками проведения аукционов и конкурсов, осуществление от имени Кемеровской области полномочий собственника в отношении объектов приватизации до момента продажи, получение, распределение и перечисление выручки от приватизации объектов государственной собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, участие в разработке областной программы приватизации, отчет о выполнении программы в части поступления доходов от приватизации в федеральный и областной бюджеты, контроль за ходом выполнения инвестиционных программ, контроль за соблюдением действующего законодательства в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственных предприятий, осуществление приватизации (продажи) недвижимого имущества, в том числе земельных участков под приватизированными предприятиями, осуществление продажи активов действующих предприятий, а также имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий и учреждений, участие в создании рынка ценных бумаг и контроль за деятельностью его участников.

4.3.3. Территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) по Кемеровской области, действующее в соответствии с Положением о территориальном агентстве Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 04.03.94 № 460-р. В его компетенцию входят следующие вопросы: представление интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности федеральных государственных предприятий -должников, внесение в Арбитражный суд ходатайства о введении внешнего управления имуществом предприятия-должника, о проведении санации, принятие решения о добровольной ликвидации предприятия-должника, организация работы по оценке стоимости активов предприятия-должника, распоряжение средствами, выделенными из бюджета, для проведения реорганизации, санации неплатежеспособных предприятий, разработка и исполнение региональных программ, направленных на предотвращение несостоятельности (банкротстве)государственных предприятий различных уровней собственности,

4.3.4. Отраслевые управления, комитеты и департаменты Администрации Кемеровской области, действующие в соответствии с положениями о них. В их компетенцию входит: осуществление анализа состояния и перспектив развития соответствующих отраслей промышленности, подготовка предложений о приватизации предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства области, согласование вопросов создания, реорганизации и ликвидации государственных предприятий, согласование вопросов разграничения собственности, согласование уставов и контрактов с руководителями государственных предприятий и учреждений.

5. Формы управления государственной собственностью

5.1. Ведение Реестра государственной собственности по Кемеровской области. Имеет целью создание единой информационной базы по объектам государственной собственности, необходимой для осуществления учета имущества, формирования имущественного комплекса Кемеровской области и осуществления контроля за его движением и использованием. В Реестре государственной собственности по Кемеровской области представлены следующие разделы: "Учреждения", "Предприятия", "Встроенно-пристроенные помещения", "Отдельно стоящие здания", "Акционерные общества, имеющие государственную долю собственности". Включение объектов государственной собственности в Реестр, исключение из него, а также внесение изменений и дополнений осуществляется на основании: постановлений Правительства Российской Федерации и решений органов государственной власти, законов Законодательного Собрания Кемеровской области, решений комитета по управлению госимуществом Кемеровской области о разграничении собственности, передаточных актов, договоров купли-продажи имущества. Внесению в Реестр государственной собственности подлежат все сведения об объектах государственной собственности, включая принадлежащие области акции, вклады и доли. Порядок ведения и формы учета государственного имущества устанавливаются законодательством Российской Федерации и Кемеровской области. Перечни объектов государственной собственности, подготовленные для внесения в Реестр государственной собственности Кемеровской области, утверждаются Главой Администрации области.

5.2. Разграничение государственной собственности. Осуществляется в целях определения пообъектного состава государственного имущества различных уровней и производится в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, ... и муниципальную собственность", с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", решениями органа законодательной власти области. На основании проведенной процедуры разграничения формируется комплекс государственной собственности Кемеровской области, вносятся дополнения в Реестр.

5.3. Закрепление объектов государственной собственности во владение, пользование, распоряжение. Имеет целью законодательное оформление имущественных отношений с государством и создание рычагов контролирующего воздействия на объекты государственной собственности. Осуществляется путем: безвозмездной передачи государственного имущества, сдачи имущества в аренду, закрепления государственного имущества на праве пользования, оперативного управления и хозяйственного ведения, передачи имущества в доверительное управление, согласования сделок залога государственного имущества и т.д.

5.4. Приватизация государственного имущества. Осуществляется в процессе приватизации государственных предприятий в соответствии с программой приватизации области, а также путем продажи отдельных объектов государственной собственности с целью формирования оптимального баланса собственности в регионе, повышения эффективности использования государственного имущества, создания наиболее благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов. Реализуется в денежной форме путем: продажи акций, находящихся в государственной собственности, продажи имущества предприятий, продажи объектов не завершенных строительством, продажи земельных участков под приватизированными предприятими, продажи объектов государственной собственности на аукционах, конкурсах, инвестиционных торгах.

5.5. Управление акциями, долевой и совместной собственностью Кемеровской области. Осуществляется в целях координации хозяйственной деятельности, создания условий для реализации государственных заказов области в интересах социально-экономического развития региона, оказания государственного влияния на работу отраслей народного хозяйства в условиях изменившегося баланса собственности. Включает в себя: решение вопросов об учреждении юридических лиц с участием области и иных физических и юридических лиц, внесение долей государственной собственности в уставные капиталы юридических лиц, создаваемых с участием области, назначение представителей области в органы управления предприятий, созданных с участием области, определение полномочий этих представителей, учет акций, вкладов и долей, находящихся в государственной собственности, контроль за их использованием, проведение переоценок вложений и фиксация государственной доли в новом соотношении, принятие решения о досрочной продаже акций, закрепленных в государственной собственности, по согласованию с соответствующими отраслевыми органами управления Администрации Кемеровской области. Все сведения о находящихся в государственной собственности области акциях, вкладах, долях и паях в уставных капиталах юридических лиц, а также сведения о вкладах в уставных фондах государственных предприятий подлежат внесению в Реестр государственной собственности. Дивиденды по акциям, закрепленным в государственной собственности, а также доли прибыли, приходящиеся на вклады и паи государственной собственности в капиталах юридических лиц, направляются в областной бюджет или на иные цели, определенные законодательством области.

5.6. Управление государственными предприятиями и учреждениями области. Осуществляется в части полномочий органов управления государственной собственностью и направлено на оптимизацию отраслевой структуры, стабилизацию государственного сектора экономики, формирование менеджмента, соответствующего новым требованиям, создание прочных организационно-правовых основ функционирования предприятий. Включает в себя: создание, реорганизацию и ликвидацию государственных предприятий, утверждение уставов предприятий, заключение контрактов с руководителями предприятий и учреждений, установление порядка и условий использования предприятими государственного имущества, контроль за сохранностью и эффективностью использования государственного имущества.

6. Порядок управления государственной собственностью Раскрывает механизм реализации форм управления государственной собственностью и является основой для осуществления процедуры управления и операций с объектами государственной собственности.

6.1. Определение состава государственного имущества. Пообъектный состав и право собственности на государственное имущество формируется в результате разграничения собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области. Перечни объектов, отнесенных федеральным законодательством к областной собственности, готовит комитет по управлению госимуществом области и передает их на согласование Главе Администрации и Законодательному Собранию области для включения в областную собственность. В случае, если ранее объекты были учреждены областными органами власти, Глава Администрации области утверждает перечни объектов, находящихся в областной собственности для включения их в Реестр государственной собственности. В остальных случаях в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, перечни направляются на регистрацию в Госкомимущество России, на согласование с федеральными органами государственной власти (министерствами, ведомствами) и на утверждение в Правительство Российской Федерации. Если по истечении сроков регистрации и согласования, установленных федеральным законодательством, решения соответствующими федеральными органами не были приняты, то предложения области считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность области оформляется распоряжением Главы Администрации области. Документом, подтверждающим право собственности на включенные в перечни объекты, является постановление Правительства Российской Федерации либо распоряжение Главы Администрации области. Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечни объектов, отнесенных федеральным законодательством к муниципальной собственности, и направляют перечни в комитет по управлению госимуществом области. Комитет анализирует представленные перечни и свое заключение направляет в орган местной власти, направивший перечень. При положительном заключении комитет принимает решение о передаче объектов, указанных в перечне, в муниципальную собственность. При отрицательном заключении местный орган власти отменяет свое решение о включении объекта в муниципальную собственность, в противном случае вопрос о правомочности включения объекта в муниципальную собственность решается в судебном порядке. Передача объектов областной собственности в муниципальную собственность осуществляется на основе предложений и запроса главы администрации города или района. Предложения регистрируются в комитете по управлению госимуществом области, который согласовывает представленные перечни с отраслевыми органами исполнительной власти и направляет их на утверждение Главе Администрации области. Право муниципальной собственности на объекты, включенные в перечни объектов муниципальной собственности, возникает с момента подписания соответствующего распоряжения Главой Администрации области. Органы государственной власти области вправе вносить в федеральные органы государственной власти или местные органы власти предложения о передаче или продаже в собственность области объектов и иного имущества, находящегося в федеральной или муниципальной собственности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»