ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 1999 года N 5-263П

О Концепции региональной национальной
политики Красноярского края


Законодательное Собрание Красноярского края

постановляет:

1. Одобрить основные положения Концепции региональной национальной политики Красноярского края (прилагается).

2. Предложить администрации края подготовить и внести на утверждение Законодательного Собрания края программу региональной национальной политики Красноярского края.

Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС


Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания края
от 21 января 1999 года N 5-263П

КОНЦЕПЦИЯ
Региональной национальной политики
Красноярского края


Концепция региональной национальной политики Красноярского края представляет собой систему современных научно обоснованных теоретических положений, определяющих принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления региона в сфере национальных отношений.

Концепция региональной национальной политики Красноярского края основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов Российской Федерации и Красноярского края, на общепринятых нормах международного права. Она разработана в соответствии с основными положениями Концепции государственной политики Российской Федерации.

Концепция региональной национальной политики - это документ, призванный учитывать интересы всех народов Красноярья, а также отстаивать интересы края как субъекта Федерации в федеративных отношениях на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина.

1. Современная этнополитическая ситуация в Красноярском крае

Красноярский край является самостоятельным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители свыше ста национальностей. Нерусское население составляет 12,4 процента жителей края. В 15 городах и районах региона их удельный вес достигает либо превышает пятнадцатипроцентный уровень. А значит, эти города и районы относятся к категории полиэтнических территорий.

Русское население на протяжении почти четырех веков живет вместе с коренными (аборигенными) народами в бассейне реки Енисей мирно, по-соседски, совместно осваивая природные богатства края, обмениваясь трудовым опытом, помогая друг другу. После победы Октябрьской революции 1917 г. осуществилось право коренного населения на самоопределение. В результате чего в 1930 году на территории Красноярского края были образованы Хакасская автономная область и два автономных округа: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский.

В Красноярье соединились судьбы многих народов и этнических групп. Совместными усилиями они поднимали экономику и культуру родного края, добиваясь больших успехов.

Вместе с тем, наряду с достижениями в экономическом, политическом и культурном развитии народов Красноярского края противоречивость и непоследовательность национальной государственной политики стали причиной сохранения национальных проблем, не получивших разрешения в должной мере до настоящего времени.

Форсирование темпов социально-экономического и культурно-национального переустройства региона в конце 20-х и 30-е годы, осуществлявшегося в русле общей политики страны, имело и негативные последствия. Были ликвидированы национальные сельсоветы, репрессированы тысячи граждан, включая руководителей и видных общественных деятелей. Стало проявляться пренебрежительное отношение к культурному наследию народов, объявленному феодально-клерикальным и отсталым, дважды необоснованно менялась графическая основа национальных алфавитов. Гонениям подвергались традиционные верования: православие, ислам, католицизм и шаманизм. Со временем сузилась сфера применения национальных языков.

Однако взаимоотношения народов Красноярья не утратили своего позитивного характера. Свою роль в этом сыграли такие совместно выработанные компоненты народного характера, как сдержанность, терпимость, открытость, доброжелательное отношение к своим соседям. Представители разных национальностей вместе защищали свою Родину в годы Великой Отечественной войны, вместе занимались созидательным трудом в послевоенные десятилетия.

Изменения, начавшиеся в стране со второй половины восьмидесятых годов, способствовали росту национального самосознания, активизации усилий по наполнению новым содержанием межнациональных и федеративных отношений. В 1991 году Хакасская АО конституировалась как Республика Хакасия и вышла из состава Красноярского края. Оставшиеся в составе региона Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа стали самостоятельными субъектами Федерации и строят свои взаимоотношения с краем на договорных основаниях.

В настоящее время в Красноярском крае межнациональные отношения носят в целом стабильный характер. Однако социально-экономический кризис, связанный с переходом хозяйства страны на рыночные отношения, и резкое ухудшение экономической ситуации осложнили социальное положение населения. А это, в свою очередь, негативно отражается на сфере национальных отношений, политизируя в отдельных случаях этнические процессы. Устранение причин, порождающих национальные проблемы, осложняется не только тяжелым хозяйственно-финансовым положением региона, но и отсутствием соответствующей правовой базы.

На межнациональные отношения оказывают непосредственное влияние такие общие для всей страны взаимосвязанные тенденции общественного развития, как:

стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества;

стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность при одновременном процессе интеграции культур, формировании общих духовно-нравственных ценностей.

Неразрешенные проблемы характерны не только для межнациональных отношений в целом, но и для каждого народа из числа проживающих в крае.

У русского этноса проблемы связаны в первую очередь с последовательно проводившейся в государстве подменой русской культуры наднациональной "общечеловеческой" культурой, отсутствием комплексных программ ее развития. В современных условиях актуальны вопросы сохранения национального самосознания и духовности в противовес усиливающемуся влиянию западных моделей культуры. Национальная политика в Красноярском крае должна учитывать доминирование русского этноса по численности, его особую роль в решении задач укрепления межнационального согласия, стабилизации этнополитической обстановки в регионе.

Самобытная традиционная культура и религиозные верования этноконфессиональной группы русского населения региона - старообрядцев, а также этнокультурной группы - енисейского казачества подверглись притеснениям в предыдущие годы. Их возрождение требует особого внимания со стороны руководства и государства, и края.

Крайне острая ситуация сложилась с коренными малочисленными народами Севера Красноярья. Она связана с вопросом выживания этих этносов и вбирает в себя целый комплекс демографических, социальных, экономических, правовых и культурных проблем. Первоочередное значение в ряду этих задач имеет восстановление традиционных промыслов и природопользования северных этносов. Сходная ситуация имеет место и у коренных народов юга края, заявивших о себе как о самостоятельных этносах.

Проживающие на территории Красноярского края другие национальности стремятся к сохранению своей культуры, языка, традиций и национальной идентичности. Эти проблемы возникают из-за малочисленности этих диаспор и их оторванности от мест компактного проживания соотечественников.

Неблагоприятное воздействие на этнополитическую ситуацию в крае оказывают затянувшийся общероссийский кризис и неэффективные реформы в экономике, а также сложившийся характер федеративных отношений, при котором не всегда учитываются социально-экономические, политические и национальные особенности субъектов Федерации.

Необходимо дальнейшее совершенствование отношений между органами государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, которые должны последовательно строиться на принципах подлинного федерализма, охватывающего вопросы экономического, бюджетного, социального и культурного развития.

Нуждаются в упрочении традиционные культурные и экономические связи Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономными округами и Республикой Хакасия. Требует углубления и расширения сотрудничество с другими субъектами Федерации "по горизонтали", в особенности с соседними регионами - Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областями, Республиками Саха (Якутия) и Тыва.

Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал Красноярского края, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития Красноярья.

2. Основные цели и задачи региональной национальной политики Красноярского края


Основной целью региональной национальной политики Красноярского края является обеспечение таких условий в обществе, которые позволили бы достигнуть полноправного социально-экономического, культурного и национального развития народов региона. Для этого важно создать базовую основу для достижения единой духовной, нравственной и социально-политической общности народов Красноярья. Данная Концепция может стать ориентиром для движения в этом направлении.

Сложность претворения в жизнь Концепции определяется тяжелым экономическим кризисом, противоречивым процессом перехода от административно-командной системы к правовому демократическому, гражданскому обществу, к эффективной рыночной экономике. На фоне постоянно меняющейся политической и социально-экономической обстановки Концепция может и должна подвергаться детализации, уточнению или корректировке.

Выделим следующие приоритетные задачи в различных областях жизнедеятельности общества:

в политической сфере


- активное участие в формировании и развитии федеративных отношений на основе положительного исторического опыта становления государственности России как евроазиатского континентального феномена;

- укрепление и развитие Красноярского края как самостоятельного субъекта Федерации, совершенствование системы государственной власти и органов самоуправления в целях обеспечения свободного и полноправного развития ее народов;

- формирование региональной модели развития Красноярского края, в основу которой должны быть положены идеи территориальной целостности и многовекового полиэтнического единства России и края;

- обеспечение мер по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами положений и статей законов Красноярского края, отражающих национальные вопросы;

- создание соответствующей правовой базы, организационных и материальных условий для регулирования национальных отношений в крае и взаимоотношений с федеральными властями;

- создание органами государственной власти и местного самоуправления совместно с общественными, политическими и религиозными организациями условий межнационального согласия;

- совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, который позволит этническим сообществам влиять на принятие решений, затрагивающих их интересы;

- заключение договоров и соглашений с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, а также Республикой Хакасия на предмет выработки единых подходов к решению вопросов, возникающих в сфере национальной политики;

- поддержка ратификации и претворение в жизнь международных правовых актов на территории России, в первую очередь Конвенции 169 МОТ (о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах), направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов Севера, живущих в Красноярском крае;

- содействие созданию в рамках действующих законов общественных организаций, способствующих сохранению национальных культур, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни Красноярского края;

- изучение сложившейся ситуации в межнациональных отношениях силами научно-исследовательских организаций и вузов с последующей разработкой ими практических рекомендаций;

в социально-экономической сфере


- регулирование региональной экономической политики в части отстаивания национальных интересов народов Красноярского края на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

- специализация экономики края исходя из создавшейся экологической ситуации, норм традиционного природопользования и землепользования, особенностей расположения на обширной территории бассейна реки Енисей;

- осуществление программ социально-экономического развития районов Красноярского края с целью вывода их из числа депрессивных территорий;

- активное участие в создании и развитии региональной ассоциации экономического взаимодействия, обеспечивающей комплексное решение социально-экономических и национальных проблем Восточной Сибири;

- отработка системы подготовки высококвалифицированных кадров различных национальностей, способных работать в новых политических и социально-экономических условиях;

в культурно-духовной сфере


- формирование и культивирование идей духовного сотрудничества населения Красноярского края, создание обстановки межнационального согласия, чувства любви к малой родине как основы общероссийского патриотизма;

- выдвижение в число первоочередных проблемы консолидации многонационального населения Красноярья, объединенного общей целью процветания родного края, создания экономически мощного и культурно развитого его потенциала, социального и национального мира;

- создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям, дальнейшее развитие духовно-культурного обмена и использование исторического опыта взаимовлияния народов России и Красноярского края в рамках евразийского пространства;

- включение языков коренных народов и диаспор региона в программу учебных заведений в районах их компактного проживания;

- воссоздание и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития национальной культуры и языка, воспитание уважения к культуре, истории, языку народов Красноярского края и России, мировым культурным ценностям;

- поддержка миротворческой деятельности всех конфессий Красноярского края, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, признание роли традиционных религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами;

деятельность за пределами Красноярского края


- заключение соглашений с субъектами Федерации по вопросам сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена, защиты национальных культурных интересов граждан Красноярского края;

- заключение договоров со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеющими диаспоры на территории Красноярского края, о культурном и экономическом сотрудничестве;

- содействие национально-культурным объединениям Красноярья в установлении творческих контактов с национально-культурными объединениями в других субъектах Российской Федерации и за ее пределами.

3. Принципы региональной национальной политики


Принципы региональной национальной политики Красноярского края основываются на положениях Конституции Российской Федерации, законах Красноярского края, а также принципах, заложенных в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Они определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к той или иной национальности.

Основными принципами региональной национальной политики Красноярского края являются:

1) равенство прав и свобод человека независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и объединениям;

2) защита правового статуса Красноярского края, его территориальной целостности, обеспечение конституционных прав его народов;

3) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»