Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 1996 года N 749-П

О Концепции организации государственного
регулирования в лесном комплексе
Красноярского края

____________________________________________________________________
Утратил силу с 12 июля 2005 года на основании
постановления Совета администрации Красноярского края от 4 июля 2005 года N 172-п
____________________________________________________________________

Для координации действий органов государственного управления края в вопросе регулирования деятельности лесного комплекса, а также в целях формирования условий его устойчивого развития, в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, Законом Красноярского края "Об управлении государственной собственностью Красноярского края" и Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440,

постановляю:

1. Утвердить Концепцию организации государственного регулирования в лесном комплексе Красноярского края, разработанную комитетом по развитию лесопромышленного комплекса администрации края (прилагается).

2. Главному управлению экономики (Черезова), комитету по развитию лесопромышленного комплекса (Кириллов), комитету по экологии и природным ресурсам (Распопин) администрации края разработку программ развития и размещения производительных сил лесопромышленного комплекса края и передачу участков лесного фонда в пользование осуществлять в соответствии с утвержденной Концепцией.

3. Предложить комитету по лесу Красноярского края (Векшин) организацию управления процессами охраны, защиты, использования, воспроизводства лесов, а также передачу участков лесного фонда в пользование осуществлять в соответствии с утвержденной Концепцией.

4. Поручить Главному управлению экономики, комитету по развитию лесопромышленного комплекса администрации края сформировать краевой государственный заказ на продукцию предприятий лесопромышленного комплекса для нужд бюджетных организаций края.

5. Во исполнение резолюции публичных слушаний Законодательного Собрания края по вопросу "О социально экономическом положении лесной отрасли края, эффективности приватизации и управления государственной собственностью" от 30 мая 1996 года внести на рассмотрение Законодательного Собрания края Концепцию организации государственного регулирования в лесном комплексе Красноярского края.

Поручить представлять интересы администрации края при рассмотрении Концепции председателю комитета по развитию лесопромышленного комплекса администрации края Кириллову О.И.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора края Кузьмина В.Д.

7. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Первый заместитель
Губернатора края
В.Д.КУЗЬМИН

 
Утверждена
постановлением
администрации края
от 10 декабря 1996 года N 749-П


КОНЦЕПЦИЯ
Организации государственного регулирования
в лесном комплексе Красноярского края


Введение


Смена системы производственных отношений в России привела к ревизии всех принципов существования лесного комплекса. Следствием этого явился глубочайший кризис, поразивший все субъекты лесного комплекса и сказавшийся на всех показателях и сторонах его деятельности.

В этой тяжелейшей ситуации первостепенным является осознание важнейших проблем и задач лесного комплекса, определение ответа на вопрос: "В чем его будущее?", а также формирование принципов действия для всех участников этого процесса.

При разработке данной концепции авторы исходили из представления о лесном комплексе края как о единой системе, призванной обеспечить сохранение, использование и воспроизводство одного из важнейших природных ресурсов Красноярского края - лесов в условиях рыночных отношений, а также из понимания необратимости преобразований в России в области частной собственности на средства производства.

Проблемы лесного комплекса рассматривались всесторонне, однако настоящая концепция, прежде всего, отражает позицию администрации Красноярского края как органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При разработке концепции были использованы предложения акционерной компании "Енисейлес", разработанные в соответствии с распоряжением главы администрации края от 30.04.93 г. N 177-р, результаты исследований Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (г. Новосибирск), Международного института леса (г. Москва), положения Федеральной программы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации, концепции Федеральной целевой программы "Сибирь", резолюции публичных слушаний в Законодательном Собрании края по вопросу "О социально - экономическом положении лесной отрасли края, эффективности приватизации и управления государственной собственностью" от 30 мая 1996 года, предложения предприятий и организаций лесного комплекса края.

Настоящая концепция разработана комитетом по развитию лесопромышленного комплекса администрации Красноярского края.

I. Содержание проблемы

 

Необходимость разработки концепции организации государственного регулирования в лесном комплексе края и принятия срочных антикризисных мер диктуется следующим:

1. Глубина и относительные размеры падения экономических показателей в лесном комплексе края более значительны, чем в других секторах экономики. Усилились негативные процессы в сохранении, использовании и воспроизводстве лесных ресурсов. Они общеизвестны (приложение 1*).

______________________

* Текст приложения 1 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

2. Кризис в лесной отрасли предопределил низкий социальный уровень жизни каждого десятого жителя края. Находятся в стадии развала и обнищания около 250 поселков, градообразующими предприятиями которых, как правило, являются леспромхозы.

3. Достигнутые объемы заготовки древесного сырья могут обеспечить только около 30 процентов загрузки существующих мощностей лесопереработки. Наметилась четкая тенденция импорта продукции лесного комплекса и ее завоза из других регионов страны, что приведет к негативным последствиям в социально - экономическом развитии края.

4. Процессы уничтожения лесов приобрели угрожающий характер для нарушения экологического баланса и перспектив существования лесопромышленных предприятий и лесных поселков. Так, в последние годы выгорает лесов по площади существенно больше, чем вырубается. Огромные массивы уничтожены шелкопрядом (приложение 2*).

______________________

* Текст приложения 2 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

5. Активное развитие лесного комплекса даст мощный импульс развитию машиностроительных, химических, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других предприятий края.

Следует отметить, что в советский период концепция промышленного освоения лесов края базировалась прежде всего на принципе организации лесной отрасли, как сырьевой базы для развития лесопереработки в западной части страны. Это привело к недостатку в крае мощностей по комплексному, эффективному использованию всей заготовленной древесины.

Структура внутрикраевого размещения лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств была построена с учетом специализации каждого предприятия внутри лесного комплекса края, централизации и перераспределения финансовых ресурсов. В условиях централизованного планирования и государственной собственности это обеспечивало координацию и эффективную работу комплекса в целом.

С переходом к рыночной экономике и разрушением сложившейся системы связей важным фактором, во многом обусловившим развал лесного комплекса, явилось то, что в период реформ не была выработана новая концепция рыночного развития лесного комплекса. Это предопределило хаос в управлении - проведение конъюнктурных безрезультативных мероприятий (съездов, создание Совета отрасли, Сибирского лесопромышленного собрания, "немощных" холдинговых компаний и т.п.).

Оценивая состояние лесного комплекса края в настоящее время, следует особо внимательно учитывать следующие обстоятельства:

1. Наиболее существенный ущерб для последующего развития отрасли сформировался в лесозаготовительном производстве, где практически потеряно более 60 процентов мощностей. Создание новых потребует триллионов рублей. Большинство леспромхозов края были совершенно не способны развиваться в условиях обособленности и формирующихся новых рыночных отношений. При ликвидации объединений нужно было создать новую рыночную производственную структуру лесопользования. Это не было сделано своевременно, но еще можно и нужно срочно делать сейчас.

2. Полностью потеряна для отрасли производственная инфраструктура. Ныне существующие проектные, конструкторские, научные организации, потеряв лучшие кадры, будут неспособны осуществлять комплексную проработку вопросов создания новых высокоэффективных производственных мощностей лесного комплекса даже при получении заказов. Сложно сегодня возродить ремонтно строительную, дорожно - строительную и т.п. производственную базу лесного комплекса. Все это нужно будет создавать практически заново на новой рыночной основе.

3. Отсутствие контроля со стороны государства и собственников за работой руководителей лесных предприятий, отсутствие реального механизма их ответственности за результаты руководства сформировали проблему острого недостатка в отрасли высококвалифицированных кадров, способных к большой самоотдаче. Менеджеров, способных умело руководить производством в условиях перехода к рынку в отрасли, работает мало. Проблема подбора, расстановки и воспитания кадров для лесного комплекса всегда стояла остро, сейчас это еще более важная и первостепенная задача.

4. В условиях возросших транспортных тарифов еще более остро стоит вопрос использования лиственной и низкокачественной древесины и приближения производств по ее переработке к местам лесозаготовок.

5. В лесном фонде края к проблеме истощенных интенсивными рубками качественных древостоев добавились проблемы горельников и шелкопрядников. За период с 1990 года поражено пожарами около 840 тыс. га, шелкопрядом - порядка 45 млн. куб. м, древесины - на площади более 740 тыс. га, а пройдено рубками около 430 тыс. гектаров (приложение 2*). Это требует создания новых технологий в лесопользовании и лесопереработке, а также в организации сохранения и воспроизводства лесных ресурсов. Здесь нужен принципиально новый подход.

______________________

* Текст приложения 2 не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

6. Осуществляемые в стране реформы сформировали новую группу субъектов в отрасли - класс собственников, причем собственников активных, владеющих контрольными пакетами акций лесопредприятий и намеренных укреплять и развивать свою собственность. Пришло время решать вопросы развития этой отрасли не только с директорским корпусом, а с собственниками предприятий. Ибо они в конечном счете принимают основные решения, а не наемный директор - менеджер.

7. Полностью изменилась система инвестирования производства. Старый принцип централизованных капитальных вложений ныне не существует. Появилась новая категория инвесторов, которые при принятии решений руководствуются реальной эффективностью инвестиций, сроками их окупаемости и обязательной системой гарантий.

8. За последние годы в лесном комплексе края не сформированы объединения предприятий новой рыночной формы. Между тем, мировая практика показывает, что глубоко эшелонированные отрасли промышленности могут существовать и нормально развиваться только в структуре крупных объединений (концерны, корпорации, группы и т.п.).

II. Основные целевые задачи и пути их достижения


Учитывая, что заказчиком и разработчиком концепции является администрация края, настоящая концепция должна на основе общекраевых интересов сформировать целевые задачи развития лесного комплекса и определить возможные пути их практического осуществления.

Эти задачи в некоторой части сформулированы выше. В более обобщенном виде они заключаются в следующем:

1. Работа предприятий лесного комплекса должна обеспечивать высокий жизненный уровень работающих на них жителей края. Основной путь решения этой задачи - обеспечение высокой производительности труда. Эта аксиома известна, низкая производительность - низкий уровень жизни. Другого не дано.

2. Вывод лесного комплекса в разряд одного из основных налогоплательщиков, обеспечивающего значительные суммы платежей в бюджет края и районов, развитие территориальной инфраструктуры и активный приток инвестиций.

3. Организация неистощительного лесопользования, прекращения колоссальных потерь лесных ресурсов от пожаров, фитовредителей и других последствий несовершенной организации лесовладения.

4. Рост за счет развития предприятий лесного комплекса внутрикраевой потребности на продукцию предприятий других отраслей, расположенных в крае - машиностроения, химии, строительства, торговли, сельского хозяйства и т.п.

Соответствующая организаторская и финансово - экономическая деятельность краевых органов государственной власти должна быть направлена на практическое достижение вышеуказанных общекраевых целей развития лесного комплекса.

Оценивать работу лесопредприятий следует не только по объемам производства, а прежде всего по уровню производительности труда, рентабельности и экологичности производства, созданию необходимых рабочих мест, конкурентоспособности выпускаемой продукции, глубине переработки сырья.

Взаимоотношения администрации края и районов с предприятиями лесного комплекса в этом случае должны строиться по известной схеме:

                         ┌══════════════‰
           ┌═════════════┤Формы и методы├════════════════‰
           │             │ воздействия  │                │
           │             └══════════════…                │
    ┌══════┴══════‰                            ┌═════════┴══════════‰
    │Администрация│                            │Предприятия и лесные│
    │как субъект  │                            │ресурсы как объект  │
    │регулирования│                            │регулирования       │
    └══════┬══════…                            └═════════┬══════════…
           │            ┌══════════════‰                 │
           │            │Формы и методы│                 │
           └════════════┤обратной связи├═════════════════…
                        └══════════════…

Результативность влияния краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления на развитие лесного комплекса будет зависеть в определяющей мере от качественного построения четырех блоков данной системы. В связи с этим, необходимо:

1. Доработать структуру и схему взаимодействия органов администрации, выполняющих функции государственного регулирования в лесном комплексе. Это прежде всего касается координации действий владельцев леса и лесопользователей. Именно их взаимное понимание друг друга, скоординированность действий и интересов являются важнейшими условиями достижения лесным комплексом вышеуказанных целевых задач.

2. Структурировать понятие "лесной комплекс" края прежде всего для понимания субъектами регулирования сущности системы, на которую они оказывают регулирующие воздействия. Подробнее эти вопросы проработаны ниже.

3. Формы и методы воздействия администрации края и районов на развитие лесного комплекса следует базировать на принципах программно - целевого метода как наиболее результативного. Категории "цель" и "средства" должны стать основными при решении всех вопросов деятельности лесного комплекса края.

4. Существенно доработать формы и методы передачи органам, осуществляющим функцию регулирования, информации (обратную связь) о состоянии лесного комплекса и эффективности осуществления каких-либо мер (воздействий).

III. Рынки товаров и услуг лесного комплекса


При анализе рынков сбыта товаров и услуг лесного комплекса следует выделять следующие их виды:

рынок края, включающий в себя:

рынок промузла (как правило, эти рынки должны формироваться на базе лесных поселков);

рынок района;

краевой рынок;

рынок России;

рынок стран ближнего зарубежья;

рынок стран дальнего зарубежья.

Каждый сектор рынка обладает своей спецификой, которую необходимо учитывать при развитии лесного комплекса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»