ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 1995 года N 603-П
Об утверждении краевых целевых программ
"Планирование семьи", "Безопасное
материнство" на 1995 - 1997 гг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1698 "О президентской программе "Дети России", постановлением Законодательного Собрания края от 6 октября 1994 года N 3-58П "О концепции семейной политики в Красноярском крае" и в целях стимулирования рождаемости, дальнейшего совершенствования медицинской помощи женщинам и детям, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности
постановляю:
1. Утвердить краевые целевые программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 гг. (прилагаются).
2. Финансовому управлению администрации края (Астраханцев) обеспечить финансирование затрат на реализацию мер по социальной защите охраны здоровья матери и ребенка в рамках бюджета.
3. Главному управлению экономики (Черезова), управлениям: здравоохранения (Маштаков), народного образования (Аверин), социальной защиты населения (Тюгаев), комитету по делам молодежи (Юдин) администрации края обеспечить выполнение мероприятий по краевым целевым программам "Планирование семьи" и "Безопасное материнство".
4. Главам администраций городов и районов края, ректорам Красноярского педагогического университета Фалалееву А.Н., Красноярской медицинской академии Прохоренкову В.И., управляющему региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Юдину А.А., генеральному директору учебно производственного объединения "Крайпрофобр" Таюрскому А.И. определить свое участие в выполнении мероприятий по краевым целевым программам "Планирование семьи" и "Безопасное материнство".
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации края Проворова А.С.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава администрации
В.М.ЗУБОВ
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Планирование семьи"
Планирование семьи - важнейшая часть стратегии социально экономического развития общества, один из основных компонентов охраны здоровья женщин - матерей и детей и первичной медико санитарной помощи населению. Являясь неотъемлемой чертой современного образа жизни людей во всех развитых странах, работа по планированию семьи складывалась стихийно и не имела долгосрочной стратегии, необходимого экономического и материально - технического обеспечения, глубокой научной, идеологической, юридической и организационной базы.
Заказчиком по реализации краевой целевой программы "Планирование семьи" на 1995 - 1997 гг. выступает управление здравоохранения администрации края.
Низкая культура планирования семьи, отсталые малоэффективные способы и методы регуляции деторождения сопровождаются невосполнимыми экономическими, социальными и демографическими потерями.
Нравственный и моральный урон обществу от отсутствия планирования семьи, нереализованное право на свободное и ответственное родительство - это примерно 50% нежеланных беременностей с неизбежными последующими отказами от детей, рождение внебрачных детей, детоубийство, жестокость родителей, внутрисемейные конфликты.
Государством и обществом не оценен экономический ущерб от абортов и связанной с ними заболеваемостью женщин. Именно аборты остаются основным методом регуляции рождаемости и планирования семьи в крае. На 1000 женщин детородного возраста в крае регистрируется 109,8 абортов!
Отмечается рост операций искусственного прерывания беременности у первобеременных женщин и у женщин в возрасте до 17 лет. По Красноярскому краю за 1994 год было произведено 6050 абортов у первобеременных и 108 абортов у юных женщин до 15 лет! Аборты - одна из главных причин женского бесплодия, невынашивания беременности, гинекологических заболеваний, осложнений беременности и родов.
В Красноярском крае низкая распространенность использования современных контрацептивных средств. Лишь 18% женщин, в среднем, применяют внутриматочные средства и около 1,5% - гормональные препараты. Такая ситуация обусловлена несколькими факторами. Это, прежде всего, нехватка самих контрацептивных средств, их высокая стоимость, отсутствие системы сексуального и полового воспитания детей и подростков, деформированная информатизация населения о средствах и методах контрацепции, высокая степень установки самих женщин на производство искусственного аборта как на доступный и простой метод регулирования деторождения.
Высокая частота абортов в крае обусловлена также и сложившимся традиционно пониманием проблемы планирования семьи, предупреждения нежелаемой беременности как задачи исключительно медицинских работников. Негативное влияние оказали многолетняя практика замалчивания проблемы абортов, а также резкое отставание отечественной индустрии контрацептивных средств.
Сохранение в Красноярском крае нерегулируемой рождаемости на существующем уровне усугубит серьезные социальные проблемы, будет способствовать дальнейшему ослаблению здоровья женщин и детей, не позволит эффективно реализовать программу борьбы с материнской смертностью.
Создание государственной службы планирования семьи в крае имеет цели: снижение уровня заболеваемости будущих матерей, материнской и младенческой смертности, оказание помощи супружеским парам и отдельным лицам в предотвращении нежеланной беременности, регулирование интервалов между деторождением, оптимальный выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей.
Для осуществления этих целей потребуется:
создание эффективной информационной системы, обеспечивающей семью современными знаниями о культуре сексуального и репродуктивного поведения;
обеспечение населения современными эффективными средствами контрацепции;
увеличение числа женщин детородного возраста, использующих все виды современной контрацепции, и резкое снижение количества абортов;
установление оптимальных интервалов между рождением детей в семье;
разработка эффективных методов профилактики, диагностики и лечения бесплодия.
Эти меры занимают исключительное место среди тех возможностей, которыми располагает общество для охраны жизни и здоровья женщин и детей. Их реализация обеспечит в крае в сравнительно короткие сроки решение многих социальных, экономических, медицинских и демографических проблем.
NN | Наименование мероприятий | Сроки | Стоимость | Источники | Исполнители | |
всего | 1996 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ | ||||||
1.1. | Развивать службу | 1995 - | 3000,0 | 1000,0 | Краевой бюджет, | Управления |
1.2. | Открыть на базе | 1995 - | 5000,0 | 3000,0 | Краевой бюджет | Управление |
1.3. | Закупить лабораторию | 1996 - | 500,0 | 360,0 | Краевой бюджет | Управление |
1.4. | Ввести в детских | 1995 - | Бюджеты городов | Управления | ||
1.5. | В детские поликлиники | 1995 - | Бюджеты городов | Управление | ||
1.6. | На базе | 1996 г. | 1000,0 | 400,0 | Краевой бюджет | Управление |
1.7. | Разработать краевую | 1995 - | 10,0 | 6,0 | Краевой бюджет, | Управление |
II. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ | ||||||
Освоить современные | 1996 - | 500,0 | 200,0 | Краевой бюджет | Управления | |
III. МЕДИКО - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ | ||||||
3.1. | Изучить репродуктивное | 1996 - | 5,0 | 3,0 | Краевой бюджет, | Управление |
3.2. | Подготовить и издать | 1996 - | 10,0 | 5,0 | Краевой бюджет | Управление |
3.3. | Приобрести специальную | 1995 - | 10,0 | 5,0 | Краевой бюджет | Управление |
3.4. | Обеспечить периодическое | 1995 - | 2,0 | 1,0 | Краевой бюджет | Управление |
3.5. | Разработать стандарты по | 1995 - | Бюджеты городов | Управление | ||
IV. ПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ | ||||||
4.1. | Создать в г. Красноярске | 1995 - | 10,0 | 10,0 | Краевой бюджет | Управление |
4.2. | Ввести дополнения по | 1996 - | Предусмотрено в | Управление | ||
4.3. | Организовать на базе | 1995 - | Краевой бюджет | Управления | ||
4.4. | Организовать в городах | 1995 - | 20,0 | 10,0 | Краевой бюджет, | Управление |
V. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ | ||||||
5.1. | Разработать комплексные | 1997 г. | 10,0 | 5,0 | Бюджеты городов | Управления |
5.2. | Закупить республиканские | 1995 - | 1000,0 | 390,0 | Краевой бюджет, | Управления |
5.3. | Ввести во всех средствах | 1995 - | 100,0 | 50,0 | Краевой бюджет | Управления |
VI. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОНТРАЦЕПЦИИ | ||||||
6.1. | Ежегодно закупать | 1995 - | 200,0 | 100,0 | Федеральный, | Управление |
6.2. | Внедрить метод | 1996 - | 900,0 | 450,0 | Краевой бюджет | Управление |
6.3. | Изучить зарубежный опыт | 1996 - | Внебюджетные | Управление | ||
6.4. | Провести краевую научно | Краевой бюджет, | Управление | |||
Стоимость программы: | 12277,0 | 5995,0 |
Утверждена
постановлением
администрации края
от 4 декабря 1995 года N 603-П
Краевая целевая программа "Безопасное материнство" на 1995 1997 гг. разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1173 "О Федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 гг.".
Заказчиком по реализации краевой целевой программы "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 гг. выступает управление здравоохранения администрации края.
Безопасное материнство - это совокупность социально экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности.
В структуре населения Красноярского края женщины составляют 51,5 процента. Среди них 770 тысяч или 48% от числа женского населения находятся в детородном возрасте (15 - 49 лет), т.е. способны к воспроизводству потомства.
Сложившиеся в последние годы социально - экономические условия жизни и в Красноярском крае и в целом в России привели к отрицательным медико - демографическим аспектам, оказали негативное влияние на многие проблемы семьи, материнства и детства.
В крае наметилась стойкая тенденция к снижению рождаемости с 14,3 в 1990 году до 10,1 в 1994 году, росту отрицательного естественного прироста населения, который в 1994 году составил 4,6 процента.
Снижение покупательной способности населения, ухудшение структуры питания, особенно беременных женщин, отрицательное влияние ухудшающейся экологической ситуации обуславливают высокий уровень заболеваемости самих беременных женщин и новорожденных детей. Так, распространенность анемии беременных в крае возросла с 1991 года в 5,5 раза, болезней мочеполовой системы в 4,5 раза, сердечно - сосудистой системы в 3 раза; в 2,5 раза участились случаи токсикозов беременных. Ухудшение состояния здоровья женского населения приводит к увеличению числа преждевременных родов, частота которых в 1994 году составила 6,6%, к акушерским осложнениям. Только 30,5% родов в 1994 году протекали без осложнения.
Другим важнейшим фактором, влияющим на состояние здоровья женщин, являются условия труда. В народном хозяйстве края трудится 52% женщин, занято на тяжелых и вредных условиях более 5000 женщин.
Рост заболеваемости женского населения детородного возраста приводит к росту материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Показатель материнской смертности в крае остается на высоком уровне и тенденции к снижению не имеет. В 1994 году показатель материнской смертности составил 90,6 на 100 тысяч живорожденных.
Ведущими причинами в структуре материнской смертности являются токсикозы беременных, акушерские кровотечения и аборты.